Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общественный прогресс и его критерии




Большое значение для определения закономерностей и перспектив общественного развития играет рассмотрение и изучение философских проблем общественного прогресса. Так, у мыслителей древности и раннего буржуазного общества общественный прогресс рассматривался как совершенствование разума. Его движущей силой объявлялись наука, просвещение, знания. На этой позиции стоял французский просветитель Ж.А. Кондорсе. Об утверждении гуманных форм общественного сознания и более справедливых форм человеческого общежития говорил представитель немецкого Просвещения И.Г. Гердер. Но впервые идею поступательного движения истории, хотя и объективно – идеалистически, развил Гегель. По его словам, абсолютная идея осуществляет движение к более совершенным формам противоречиво, с элементами регресса.

Представители позитивизма XIX в. О. Конт и Г. Спенсер представляли уже прогресс в законченном виде как эволюционное совершенствование капитализма. Современные теоретики сохранили и углубили эти позиции. Они отождествляют прогресс с развитием капиталистического общества на основе использования результатов научно – технической революции. Ж. Фурастье (Франция), Д. Белл, О. Тоффлер (США) считают, что социальные изменения осуществляются в рамках «технологической цивилизации», которая утрачивает классово – антагонистический характер. Такой подход на наш взгляд не дает целостной научной картины общественного прогресса, хотя и содержит ряд истин по данному сложному вопросу. Марксисты сформировали свой подход концепции прогресса человечества. В их теории изначально тенденция восходящего, поступательного движения человеческого общества рассматривалась как общесоциологическая закономерность исторического развития. Была вскрыта целая система причинно – следственных и структурных связей, которая в своей совокупности выражала сущность общественного прогресса в его самом общем виде.

Источников развития общественного прогресса выступают прежде всего потребности материального производства, экономические интересы классов и других социальных групп. Ядром человеческой практики выступает развитие производительных сил. Материалистическое понимание истории позволило увидеть в этом процессе подлинно научный обобщенный критерий общественного прогресса. Именно уровень развития производительных сил, действующих в рамках определенных производственных отношений, дает представление об уровне развития общества в целом, его различных сфер, возможностях прогрессивного развития. На этой основе определяется формационный тип общества. В общей системе материального способа производства производственные отношения составляют форму, а производительные силы – содержание.

Главной производительной силой общества выступает человек, использующий орудия производства для удовлетворения общественных и личных нужд. Люди, связанные в единое целое системой общественных отношений, творят историю. В этой связи критерий общественного прогресса в своем конкретизированном виде может быть представлен как степень развития человека, причем не как средства решения производственных и иных задач, а как самоцели общественного развития. Вот почему К. Маркс представлял развитие производительных сил человека прежде всего как «развитие богатства человеческой природы…». Но чтобы решить проблему развития человека, необходимо всесторонне совершенствовать всю систему общественных отношений. В этой связи целесообразно вести речь о разновидностях прогресса и критериях, которые обусловлены совершенствованием различных сфер общества: экономической, политической, духовной, научно – технической и т.д. К целостному критерию общественного прогресса могут быть добавлены такие критерии, как степень использования результатов научно – технической революции в промышленности, уровень демократизации политической системы, степень гласности в обществе и др. Но все они в той или иной мере применяются к оценке прогрессивности человеческой деятельности.

По мере развития общества все становится принципиально важно: и материальное обеспечение, и духовное богатство личности, и ее политическая активность. В современных условиях человечество находится на стадии к подлинной истории, универсальной форме человеческого общежития. Предыстория – это история становящегося общества, хотя и принимавшего в каждый конкретный период определенные социальные формы. Для нее характерно убыстрение темпов общественного прогресса. Переход от предыстории к подлинной истории человечества будет осуществляться, очевидно, разными путями, причем как революционно, так и постепенно, эволюционно.

Общественный прогресс носит противоречивый характер. В этой доминирующей тенденции наблюдаются и случаи регресса, и цикличность, и даже попятные движения назад. Общество представляет собой сложную систему, части которой развиваются неравномерно. Идет постоянная борьба нового и старого, сил реакции и прогресса, отрицаются отжившие формы социального устройства. «Вопреки претензиям «прогресса», - писали К. Маркс и Ф. Энгельс, - постоянно наблюдаются случаи регресса и кругового движения». (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. т.2, с.91).

На общественный прогресс влияют различные противоречия: между производственными отношениями и производительными силами, базисом и надстройкой, странами и системами с различным общественным строем. Соотношение регрессивного и прогрессивного зависят от современности и способов разрешения противоречий, соотношения прогрессивных и регрессивных сил и многого другого. В истории имеется достаточно примеров, иллюстрирующих эту закономерность. Таким образом, общественный прогресс можно определить как естественно – исторический, закономерный процесс, поступательное, восходящее, противоречивое развитие всей системы общественных отношений, приводящее к совершенствованию сущностных сил человека.

Человечество имеет единую историю, проходящую через различные ступени. Каждая ступень несет в себе позитивные завоевания и негативные результаты. Современная историческая ситуация уникальна. Она накладывает отпечаток на понимание характера и критериев общественного прогресса. Неповторимость современной ситуации определяется общей судьбой, взаимодействием капитализма и всех реально существующих систем. Эти системы в логике истории представляют собой последовательные ступени исторического восхождения, но в конкретной истории нашего времени это ступени одной социально – исторической эпохи. Их сосуществование, а не только борьба представляет собой неизбежную форму вызревания нового общества. Особенно в период кризиса цивилизации, когда приходится решать нарастающие общепланетарные, глобальные проблемы.

Интересы общественного развития в настоящее время настоятельно требуют устранить вражду между народами, государствами и перевести ее в русло демократических форм борьбы и взаимодействия. В этой связи модель мирового развития, сложившаяся прежде, претерпевает определенные изменения. Очевидно, можно согласиться с мыслью о том, что сегодня изменяются содержание, маршруты, темпы и формы социального прогресса в мире, что он возможен и необходим в рамках длительного сосуществования различных общественных систем.

По нашему мнению должна наступать эра цивилизованных и гуманных взаимоотношений народов и государств, свободно определяющих выбор пути развития при уважении другими этого выбора. Мир идет к плюралистическому многообразию, прогресс оказывается многовариантным, его нельзя предопределить однозначно на все времена, чтобы преодолеть кризисные явления цивилизации в современном многообразном мире – «завоевательное» отношение к природе, нарастание прямых угроз человеку и т.д., - «необходимо найти альтернативные пути общественного прогресса, мира как целого. Однозначная определенность общественного прогресса ведет к волюнтаризму, созданию деформированных структур, оторванных от жизни взглядов, схематизму и догматизму в теории. Сама жизнь должна показать действительный путь общественного прогресса в тех или иных исторических условиях.

Высшей ценностью и критерием всего общественного прогресса в этих условиях выступает всестороннее совершенствование человека, его гармоничное и универсальное развитие. Прогресс начинает приобретать гуманистический характер. Здесь уже недостаточно определять его уровень только состоянием развития производительных сил. Прогрессивность того или иного общественного движения, строя, явления определяется гуманизмом, тем, что способствует его утверждению. Отсюда вытекают несколько выводов.

Чтобы утвердить гуманистический критерий в общественном развитии, требуется поставить во главу угла общественной деятельности общечеловеческие интересы, отдать им приоритет над классовыми, государственными, групповыми и, как это ни странно, личными. Общественный прогресс требует сегодня налаживания сотрудничества и взаимодействия всех народов в борьбе с существующими опасностями. Необходимо сплочение всех прогрессивных сил. В связи с необходимостью решения многочисленных проблем спектр их участников будет весьма широкий. Потребуется и новая этика поведения.

Если в основе прогресса должен быть общечеловеческий интерес, приоритет общечеловеческих ценностей, то формула развития «за счет других», на наш взгляд изжила себя. Подлинный прогресс невозможен ни за счет ущемления прав и свобод человека и народов, ни за счет природы. Права и свободы человека в обществе должны гарантироваться всесторонне, а не просто провозглашаться на словах. В связи с приматом общечеловеческих интересов остро встает вопрос об оценке деятельности с точки зрения критерия гуманизма. Может ли быть прогрессивным общественное развитие, если в ходе его уничтожается среда обитания человека? Конечно, нет. Деятельный гуманизм предполагает создание условий для гармонизации отношений между природой и обществом, между научно – технической революцией и социальным развитием, которые пока осуществляются в разных формах, угрожая в ряде случаев физическому бытию человека. Сегодня важен не прогресс сам по себе. На первое место выдвигается такой критерий, как цена прогресса. Если прогресс обеспечен огромными жертвами, физическими или нравственно - духовными, если он достигается эксплуатацией человека человеком, то его ущербность с гуманистической точки зрения очевидна. Тот же вывод в значительной степени относится к принудительным формам человеческой деятельности, если они не обеспечиваются конституционно и законодательно для определенных групп людей. Гуманизм предполагает расширение степени добровольности участия масс в производственных и других общественных делах. Прогресс, основанный на принуждении, не может быть в настоящее время оправдан даже высшей целью достижения всеобщего блага. Путь, а соответственно и средства, которые ведут к этой цели, должны быть нравственны, человечны. Из средства решения задач, далеких от его подлинных интересов, человек превращается в субъект и объект исторического действия.

Прогрессивно то, что способствует развитию человека, процветанию общества и мирового сообщества, цивилизованным, нравственным отношениям между людьми, социальными группами и государствами. В контексте общечеловеческих, гуманистических идеалов данный критерий требует переосмысления способов решения проблемы войны и мира в современных условиях, когда созданы смертоносные виды оружия. В этом контексте в теорию безопасного мира начинает вписываться концепция создания безъядерного, ненасильственного мира. Судьба цивилизации зависит от того, сможет ли человечество предотвратить ядерную войну, и вообще исключить из своей жизнедеятельности насилие, прежде всего терроризм.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1153; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.