Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Наука как социальное явление




Место науки в общей структуре познания имеет глубокие основания, хотя сама наука противоречива и в своем содержании, и в общественных функциях, и в развитии. Наука – явление многообразное, а потому имеет множество определений. Прежде всего наука – это систематизированные и проверенные практикой знания, представляющие объективную истину (о чем мы говорили в предыдущих параграфах данной темы). Следует иметь в виду также, что наука включает в себя не только готовый результат в виде знаний, но и саму деятельность по производству таких знаний. И как особая сфера деятельности наука одновременно конкретна и определенна и в то же время непредсказуема. А строгая доказательность, основанная на принципах и законах логики, сочетается в ней с фантазией.

Наука – это и особого рода социальный институт по добыванию, хранению и распространению знаний. В этом своем качестве наука включает в себя такие подразделения, как Академию наук со своей системой научных институтов, прежде всего фундаментального профиля. Далее профильные Академии – медицинских, педагогических, сельскохозяйственных, естественных, гуманитарных наук. В систему науки входит большой отряд научно – исследовательских институтов по всем отраслям народного хозяйства и сферам человеческой деятельности, научные станции, лаборатории, обсерватории и т.д. Наконец, к сфере науки относятся и научно – исследовательские подразделения практически всех вузов.

Возникновение, становление и развитие науки обусловлено общественной практикой, в ходе которой явления внешнего мира вовлекаются в сферу человеческой деятельности и тем самым познаются. Иначе говоря, наука как форма теоретического освоения мира находится в связи с реальными проблемами его практического преобразования. В ходе взаимодействия науки и практики жизнеспособными оказываются в конечном счете лишь те научные направления, которые идут от практики и, обогащенные глубокими обобщениями, возвращаются к ней. Основными видами практики являются материальное производство, экономическая, семейно – бытовая, хозяйственная деятельность людей. Что касается материального производства, то его потребности обусловливают развитие естественных, технических и общественных наук, цель которых – получение новых, более глубоких и полных знаний о мире.

Определяющее влияние насущных потребностей общества на прогресс научного знания бесспорно. Однако эту связь нельзя понимать вульгарно, т.е. выводить каждую возникшую в науке идею прямо и непосредственно из нужд материального производства, состояния классовой борьбы и т.п. В развитии науки, понимаемой как производство человеческим разумом духовных, идеальных продуктов, познавательных образов, имеет место относительная самостоятельность. Внутренняя логика знания в какой-то отдельной научной дисциплине может увести далеко за пределы сегодняшних потребностей.

Наука и техника относятся к величайшим достижениям человечества. Они постоянно находятся в развитии, которое, правда, протекает неравномерно. Анализ показывает, что закономерная связь непрерывности и прерывности, единство эволюции и революции проявляется в процессе развития как науки, так и техники. В науке и технике на определенных исторических этапах эволюционные процессы уступают место коренным качественным изменениям, революционным переворотам.

Открытие принципиально новых явлений, закономерностей влечет за собой не просто совершенствование, но коренное изменение всей системы научных знаний. Именно такая ситуация имела место, например, в физике после открытия частной и общей теории относительности. Подобного рода перемены в развитии науки могут быть вызваны и благодаря использованию новых средств познания. Это, в свою очередь, способствует появлению, с одной стороны, новых эмпирических фактов, которые вызывают потребность в их теоретическом осмыслении, а с другой стороны, перед наукой открываются новые области практического применения ее достижений.

В настоящее время в области науки также произошли значительные изменения. Она достигла нового уровня понимания природы и усовершенствовала техническую и методологическую сторону познания. Она приняла ясно выраженную социальную ориентацию и все более осуществляет свою функцию производительной силы. Эта функция есть прямое следствие НТР. Именно в условиях НТР развиваются такие качественно новые явления как: а) образование и укрепление единой системы «наука – производство»;

б) революционный переворот во всех элементах производительных сил, включая технологические методы;

в) внедрение компьютерной техники.

Все главные технические изменения и достижения связаны с наукой, в равной мере производство в своей совокупности приближается к науке, становится опредмеченной наукой. Возникновение системы «наука – техника – производство» способствует тому, что техника материального производства начинает развиваться главным образом как следствие постоянно возрастающего потока научных знаний, как реализация их на практике.

Современную науку характеризует также тенденция отделения одной области исследования от другой (дифференциация) и стремление ко взаимному проникновению наук (интеграция). Возникают новые дисциплины и научные направления «на стыках» различных областей знания (генная инженерия, микробиология, геохимия и т.п.). Все теснее становится связь естественных и технических наук с проблемами социального развития, а следовательно и с общественными науками.

Кроме того, наука связана со всеми формами общественного сознания, она оказывает влияние на их развитие, но и сама не чужда их влияния. Одновременно с этим наука и кумулятивна – здесь не только преемственность концентрирование и сохранение знаний, но и их постоянная критическая оценка, уточнение. Не случайно К. Маркс назвал науку всеобщим продуктом общественного развития и всеобщей формой общественного богатства.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1602; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.