Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Формы логического познания




РАЦИОНАЛЬНОЕ ПОЗНАНИЕ.

Рациональное познание осуществляется на основе мышления, которое есть опосредованное, отвлеченное и обобщенное отражение предметов, их существенных сторон, связей и отношений. Мышление –опосредованное познание потому, что посредствующим звеном между мыслью и объективной действительностью всегда являются конкретно – чувственные образы предметов, составляющие, как мы отмечали выше, источник всякого познания. Мышление – отвлеченное познание, потому что познание существенных сторон, свойств, связей в предметах и явлениях достигается лишь путем их выделения, отвлечения от несущественных. Наконец, мышление – обобщенное познание, потому что знание общих (сходных) существенных признаков дает возможность обобщить множество предметов и явлений, которым эти признаки присущи, в единый логический класс. Поэтому процесс познания, осуществляемый на основе мыслительной деятельности, называется не только рациональным, но и логическим.

Аналогично чувственному, логическое познание имеет также три формы: понятие, суждение и умозаключение. Понятие – форма логического познания, которая отражает предметы в их общих и существенных признаках. Как рациональное отражение действительности понятие является формой концентрированного знания. По замечанию Ф. Энгельса, «научные абстракции суть не более, как сокращения, в которых мы охватываем, сообразно их общим свойствам, множество различных чувственно воспринимаемых вещей» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.20, с.550). Основой образования понятий является общественная практика. Многократное повторение в процесс практической деятельности существенных признаков, свойств тех или иных предметов и действий приводит к закреплению этих признаков в сознании, к фиксированию их в понятиях. По мере накопления опыта и развития науки содержание понятий обогащается и преобразуется. Вспомним хотя бы, как исторически менялось содержание такого основополагающего понятия философии как понятие МАТЕРИЯ.

По отношению понятия как формы логического познания действует одна важная закономерность – чем больший круг явлений или предметов обобщает то или иное понятие, тем оно является более абстрактным. Например, берем конкретные виды плодов – картофель, лук, томаты, огурцы, свекла и т.д. – и обобщаем их в одном понятии – ОВОЩИ. Далее, берем такие понятия как «овощи», «фрукты», «бобовые», «злаковые»… и получаем новое понятие (более абстрактное) – РАСТЕНИЕ. Еще одно обобщение – понятие «растение» и «животное» и возникает еще более абстрактное понятие – ПРИРОДА. Наконец, понятие – «природа», «общество» – это уже вся объективная реальность – МАТЕРИЯ. В одном слове обобщается все, что существует в мире. Куда уж абстрактней!

Но в процессе познания субъект не ограничивается констатацией общего, ему важно установить связи, отношения между предметами и явлениями внешнего мира и достигается это с помощью суждения, которое является второй формой логического познания. Как форма логического познания суждение или что- либо утверждает или что – либо отрицает о чем либо. Отсюда суждение может быть как положительным, так и отрицательным. Суждение не просто набор понятий, а форма, где понятия связаны между собой по определенным логико – грамматическим правилам, т.е. в виде предложения. Возьмем в качестве примера понятие «охотник», «поле», «заяц». Каждое в отдельности выражает определенный предмет, но в сумме никакого суждения они не представляют. Если же мы свяжем эти понятия друг с другом по определенным логико – грамматическим правилам, то можем получить такое, например, суждение – охотник увидел в поле зайца.

С другой стороны, в суждении посредством связи понятий устанавливается наличие или отсутствие какого – либо признака, свойства предмета, его связи с другими предметами. Например, суждение «атом есть материальная частица» связывает конкретный единичный вид материи с материей как общим понятием. Возможность устанавливать правильные суждения вытекает из реальной связи и отношений, присущих объективному миру. Если в понятии эти отношения находятся в «скрытом» виде, то в суждении они раскрываются, обнаруживаются. Мыслить – это, прежде всего, высказывать суждения.

Но суждение не дает достаточно точного и глубокого знания о мире, оно как бы «уравновешивает неравное». Так, в приведенном ранее суждении «атом есть материальная частица» принимается во внимание лишь единство «атома» как материальной частицы с материей вообще и отбрасывается тот факт, что материя существует не только в виде атома. Задачу получения более глубокого знания субъект познания решает, обращаясь к следующей форме логического познания – умозаключению.

Суть умозаключения как третьей формы логического познания в том, что на основе двух или нескольких исходных суждений выводится новое суждение. Например, из двух самых простых суждений: «Все металлы электропроводны» и «Медь – металл» - можно сделать логический вывод: «Медь – электропроводна». Если умозаключение опирается на верные посылки (исходные суждения) и сделано правильно в соответствии с законами логики, то результат непременно отражает действительность. Такое умозаключение подтверждается в ходе дальнейшего познания и в практической деятельности.

Действительный процесс познания осуществляется при взаимопроникновении чувственных и рациональных форм. Исходя из реально существующего взаимодействия явления и сущности, чувственное и рациональное оказываются сторонами единого познавательного процесса, которые находятся в единстве и различии друг с другом. Чувственное познание является непосредственной живой конкретной формой отражения явлений. В этом его важное преимущество перед абстрактным мышлением и существенное отличие от него. Однако формы чувственного познания отражают непосредственно лишь внешние свойства вещей, их поверхность и не могут выразить внутренние связи, законы развития явлений. В этом состоит недостаток чувственной ступени познания, который преодолевается абстрактным мышлением, выражающим в понятиях сущность, законы явлений. Абстрактное мышление является более высокой ступенью в процессе познания по сравнению с живым созерцанием. Но эти две ступени познания едины, они органически связаны друг с другом и являются неразрывными звеньями единого процесса отражения действительности в нашем сознании.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1462; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.