Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сознание как философский феномен




Тема VII. Сознание.

Вопросы для повторения.

1. Каково значение философской концепции человека для обоснования наук о человеке?

2. В чем состоит природа и сущность человека?

3. В чем сущность антропосоциогенеза? Как связан антропосоциогенез с дальнейшим развитием человека и общества?

4. Какова роль труда, языка, нравственности в процессе антропосоциогенеза?

5. Как решает философия вопрос о смысле жизни и бессмертии человека?

6. В чем заключается творческая сущность человека?

7. Какое положение занимает человек в современном обществе и как это отражается в философской концепции человека?

8. В чем сущность современного гуманизма?

9. Каковы возможности для гуманистического разрешения стоящих перед современным человечеством глобальных проблем?

 

 

Начиная разговор о сознании следует отметить, что оно является предметом изучения различных областей знания: физиологии высшей нервной деятельности, психологии, кибернетики, семиотики, языкознания т.д. Исходя из специфики своего предмета, каждая наука изучает определенный аспект сознания. В то же время проблема сознания всегда была в центре внимания философии. Каждая эпоха имела свои представления о том, что такое сознание. Эти представления были тесно увязаны с господствующими мировоззренческими установками. В свою очередь, от того, как представляли себе сознание люди той или иной эпохи, зависело их понимание политики, нравственности, искусства, ибо, как отмечал по этому поводу К. Маркс «сознание всегда вплетено в язык реальной жизни».

Философия же, рассматривая отношение действительности к человеку и человека к действительности, подходит к проблеме сознания всегда исходя из определенных мировоззренческих и методологических позиций. Иначе говоря, на протяжении всего времени существования философии спор вокруг сущности сознания шел в русле основного вопроса философии. Так, для идеализма в целом характерна абсолютизация сознания, т.е. превращение его в творца мира, в первичную первооснову бытия (субстанцию).

При этом представители так называемого объективного идеализма отрывают сознание от его конкретного носителя – субъекта и провозглашают сознание как высшую (надматериальную) силу, которая существует самостоятельно, а потому сознание творит (порождает) окружающий мир, управляет им. Такой силой, по мнению древнегреческого философа Платона, является «мир идей» (бестелесный разум), который выступает как источник существования мира вещей (мира материального). Или же в этом качестве выступает абсолютный разум (бог), где сознание есть как бы надмировое начало, которое существует до природы (материи) и творит ее из ничто. На таких позициях стоят практически все представители теологии. Наконец, такой надматериальной силой может быть гегелевская абсолютная идея, которая проходит различные стадии развития на основе принципов диалектики, превращаясь в конечном счете в абсолютное знание, каким для Гегеля является знание философское.

Что касается второй разновидности идеализма – идеализма субъективного -, то он во всех своих разновидностях сводит объективную реальность к сознанию субъекта, которое якобы и определяет сущность предметов и процессов материального мира. Все казалось бы логично. Только вопрос, откуда сознание возникло у субъекта, повисает в воздухе, ибо в противном случае мы должны признать – человек рождается с готовым сознанием. В частности, на позиции, что сознание абсолютно самостоятельно по отношению к внешнему миру, т.к. существуют «врожденные идеи», которые есть априорные (доопытные) формы рассудка, стоит немецкий философ И. Кант. А представители так называемой «философии жизни» – А. Шопенгауэр, Ф. Ницше – трактуют сознание как неотделимую от бытия реальность в формах «воли», «воли к власти», «жизненного порыва», «жизненного разума» и т.п. Следовательно, сознание здесь берется в своей непосредственной слитности с «жизненной реальностью» как вид бытия, как некая спонтанная самопроизвольная сила.

Исходя из примата бытия над сознанием, материалистическая ветвь философии, в противоположность идеализму, понимает сознание как результат отражения объективной реальности. Материалистическая линия понимания сознания прослеживается уже со времен античной философии. Такие представители материалистической линии античной философии как Демокрит, Эпикур, Лукреций Кар учили, что сознание зависит как от самого человека, так и от воздействия окружающих его вещей.

Своеобразную концепцию понимания сознания уже в Новое время (XVII век) внес французский философ Рене Декарт. Он рассматривал сознание как непространственную субстанцию, открытую лишь для созерцающего ее субъекта. Или, говоря иначе, понятие сознания у Декарта отождествляется с мышлением, которое выражает все то, что происходит в человеке в процессе восприятия. Получается в итоге, что сознание есть замкнутый в себе внутренний мир человека. Концепция Декарта является дуалистической, где как бы независимо (параллельно) друг от друга существуют две субстанции – материя и сознание.

В том же XVII веке дуализм Декарта подверг критике голландский философ Спиноза, который провозгласил, что единственной субстанцией бытия является природа, а потому порядок и связь идей (наше сознание) совпадают с порядком и связью вещей (материей). Еще дальше в материалистическом понимании сознания продвинулись французские философы XVIII века и прежде всего – Д. Дидро, К. Гельвеций. Они понимали сознание как функцию мозга и отражение действительности, отстаивали реальность сознания как активного фактора жизнедеятельности человека.

Но вплоть до середины XIX века философский материализм не связывал человека и его сознание с общественно – исторической практикой и сводил его к простому созерцательному отражению мира. И только с появлением философии диалектического материализма, которая рассматривает человека в контексте конкретно – исторических условий его бытия, стало возможным объяснить феномен сознания с подлинно научных позиций.

Итак, мы показали, что подходы к проблеме сознания в философии были разные, но все они, по существу имеют дело с одним и тем же: анализом сознания как специфически человеческой формы его существования, которая выделяет человека из мира природы, определяет его как деятельного субъекта. С другой стороны, проблему сознания в философии можно свести к двум ее аспектам: описанию феномена сознания, т.е. выяснению, каким образом объективная реальность существует в сознании и объяснению, как возможно самосознание, т.е. объяснение самого этого феномена.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 2099; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.