Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Пути гармонизации человека и природы и выхода из экологического кризиса




 

Можно выделить несколько причин возникновения экологического кризиса. Все причины можно разделить на базисные, или основополагающие, это прежде всего причины технико – экономического характера. Они лежат в способе производства материальных благ общества. Другими причинами могут быть государственно – политические и культурно – нравственные. Все причины носят антропогенный (человеческий) характер.

Преодолеть кризисные явления только технологическим путем невозможно.

Поиски новых безотходных технологий, новых методов переработки, очистки и утилизации отходов, совершенствование норм поведения помогут облегчить кризис, отодвинуть его наступление. У человечества есть альтернативы восстановления равновесия в системе «природа – общество». Во-первых, можно перейти к полной автотрофности, т.е. перевести человека в техносферу. Во-вторых, можно уменьшить антропогенную нагрузку на биосферу. Биосфера существовала до появления человека, а вот человек вряд ли сможет отречься от биосферы и погрузиться только в техносферу, где создано все самим же человеком.

Чтобы снизить антропогенную нагрузку на биосферу, некоторые ученые предлагают либо уменьшить количество людей, живущих сегодня на Земле, в 10 раз, либо каждому человеку сократить свои потребности примерно в 10 раз. Но это не реально. Надо искать другие пути выхода из современного экологического кризиса. Так, следует выработать новую «Стратегию человечества», которая будет учитывать технико – экономическую и культурно – нравственную стороны отношений общества и природы.

Экологическое состояние природы в современной России и бывших республиках Советского Союза считается неблагополучным. На карте России вырисовываются расширяющиеся зоны экологических бедствий (до двух десятков). Пристальное внимание следует уделить таким зонам, как Брянская область, промзона Урала, Кузбасс, Усть – Каменогорск, Московский регион, а также акваториям и побережьям: Дальневосточному, Приморью, Причерноморью, Прикаспийскому бассейну и др. Россия как государство переходящее к рыночной экономике, находится в более сложных экологических условиях по сравнению с другими странами, например, США, Англия, Франция.

И это результат не только перестройки, но и прежнего экстенсивного использования природных ресурсов Советского Союза, экологическая политика, которая проводилась под мичуринским лозунгом «Мы не можем ждать милостей от природы, взять их у нее наша – обязанность». Сейчас этот лозунг мог бы прозвучать следующим образом: «Мы не можем ждать милостей от природы после того, что мы с ней сделали». Поэтому необходимо использовать весь культурный потенциал, который еще сохранился у нашего народа, и взять курс на формирование экологической и нравственной культуры у населения.

Новое гуманное отношение к природе невозможно без учета этического фактора. Об этом писал еще в начале XX в. великий гуманист А. Швейцер. Он разработал этический принцип «благоговения перед всем живым». Природа рассматривалась им как особая духовно – эстетическая ценность. Нравственное отношение в единстве с эстетическим может стать одним из важнейших природоохранительных факторов, духовным стимулом гармонического природопользования.

Природа Земли не способна без ущерба для себя удовлетворить все возрастающие потребности человека. Как показала экологическая ситуация, природу нельзя рассматривать как кладовую, откуда можно черпать в неограниченном количестве то, что необходимо. Природу следует рассматривать как непреходящую ценность, имеющую для человека существенное фундаментальное значение. Безумное потребительство оборачивается деградацией природы и человека.

Состояние природной среды стало полностью зависеть от человека и прежде всего от его уровня культуры и степени нравственности. Поэтому сейчас природу следует рассматривать как продолжение развития культуры и нравственности. Человек несет ответственность не только за себе подобных, но и за тот культурный окружающий мир, в котором живет.

Речь идет о формировании экологического сознания населения. Важнейшее место в экологизации общественного сознания занимает формирование высокой моральной ответственности. Ответственность человека по отношению к природе и, в конечном счете, по отношению к человеку диалектически связана со свободой человека. Чем выше свобода, тем более человек ответственен за свои действия и поступки. Свобода порождает ответственность, а ответственность направляет свободу.

Прогресс свободы сопровождается повышением ответственности. Из этого следует, что индивид, выполняющий важнейшие масштабные социальные роли, должен обладать более высоким чувством ответственности. Общество, наделившее его свободой действий, имеет основание и право предъявлять к нему повышенные требования. Не выполнение личностью тех требований, которые предъявляет к ней общество, влечет за собой привлечение к ответственности. Если отрицательные действия уже проявились, общество накладывает на личность санкции, соответствующие всем видам социальной ответственности: политическую, административную, правовую, нравственную и др.

На практике это означает, что только человек должен теперь своей деятельностью обеспечить нормальный круговорот веществ на планете. Вписавшись в глобальные природные процессы, он выполнит свою главную биосферную функцию.

Исследования современного состояния планеты, технического развития обусловили появление международных организаций и центров, институтов, изучающих кризисные ситуации в мире и его регионах, а также последствия кризисов. Такой крупной организацией является Римский клуб, который был создан в 1968 г. по инициативе итальянского общественного деятеля, первого его президента А. Печчеи. В состав клуба вошли представители 53 стран, около ста ученых (экономистов, математиков, социологов и др.), а также общественные деятели мира.

Цель работы Римского клуба – забота о будущем человечества. Задача этой организации – привлечь внимание общественности к кризисным ситуациям на планете Земля. Римский клуб – организация не коммерческая. За 25 лет своего существования было подготовлено 18 докладов. Сенсацию произвел первый доклад, выполненный группой ученых Массачусетсского технологического института во главе с Д. Медоузом «Пределы роста» и опубликованный в 1972 г. Содержание его сводилось к призыву прекратить полностью экстенсивное использование природных ресурсов. Это вызвало неоднозначное толкование деятелей различных стран.

Особое внимание деятели Римского клуба уделяют формированию нового гуманистического мышления, призывая к экологической и политической интеграции, созданию новых форм управления мировыми процессами, разработке новых технологий, соответствующих XXI в., созданию системы многонационального образования. В качестве исходных моментов развития человечества они предлагают создать новую модель эволюции человечества, ориентированную на изменение системы ценностей, экологическое развитие, развитие чувства партнерства при решении глобальных проблем. Все призывы и последние доклады Римского клуба пронизаны чувством сострадания и человеколюбия.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 869; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.