Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Законы диалектики




Законы диалектики условно делятся на основные и не основные. Основные законы раскрываются через несколько категорий диалектики (категория – это наиболее общее и существенное понятие). Не основные законы выражены, как правило, парными категориями диалектики: причина и следствие (законы причинно – следственной зависимости), необходимость и случайность (закон взаимоперехода необходимого и случайного) и др.

Первый основной закон диалектики – это Закон единства и борьбы противоположностей. Любой предмет реального мира содержит в себе внутреннее противоречие. Единство и борьба противоположных сторон свойственны всем явлениям. В математике это плюс и минус, дифференциал и интеграл; в механике – действие и противодействие; в физике – положительный и отрицательный заряд; в химии – соединение и диссоциация атомов; в биологии – обмен веществ; в общественной жизни – различные взаимоотношения классов и т.д.

Суть данного закона состоит в том, что развитие объективного мира и познания осуществляется путем раздвоения единого на взаимоисключающие стороны и тенденции, взаимоотношения которых, с одной стороны, характеризуют ту или иную систему как нечто целое и качественно определенное, а с другой стороны, составляют внутренний импульс ее развития, изменения, превращения в новое качество. Взаимоотношение противоположностей в составе единого целого выступает как диалектическое противоречие. Диалектическое противоречие – это такое взаимоотношение между сторонами и моментами, которые не даны извечно в готовом и неизменном виде, а возникают и развиваются из несущественного различия в различия существенные, т.е. противоположности.

Диалектическое противоречие нельзя связывать с какой – либо одной формой его проявления, с конфликтом или различием и т.д. Оно выступает как внутреннее единство действующих в предметах и явлениях противоположных сил и тенденция, противостоящих друг другу сторон. Диалектическое противоречие характеризуется единством, взаимообусловленностью противоположных сторон, тенденций. Следует указать на момент единства противоположностей как на важнейшую особенность диалектического противоречия.

Выражение «единство противоположностей» нередко употребляется равнозначно понятию «тождество противоположностей». Однако между этими выражениями нет полного равенства. Говоря о тождестве противоположностей, чаще всего имеются в виду превращения противоположностей друг в друга, тогда как термин единство употребляется для обозначения взаимообусловленности внутренних противоположностей. Момент тождества, единства в явлениях и предметах отмечался в философии давно. Однако это было метафизическое понимание как равенство вещи самой себе, без учета различий и изменений. В жизни тождество неотделимо от различия. Тождество противоположностей не исключает, а предполагает наличие противоречивых, взаимоисключающих, противоположных тенденций во всех явлениях и процессах.

Единство противоположностей означает, что они взаимообусловлены, представляют различные стороны одного и того же процесса или предмета. Нет притяжения без отталкивания, северного полюса в магните без южного и т.д. Неотделимость, обусловленность противоположностей проявляется так же в том, что они проникают друг в друга. В процессе развития противоположности, свойственные предметам или явлениям, переплетаются друг с другом (жизнь и смерть, обмен веществ). Следует сказать, что выражение «единство противоположностей» употребляется неодинаково. Диалектическое единство проявляется в различных формах. Выше речь шла о единстве, которое проявляется в смысле взаимной обусловленности противоположных сторон. Но единство противоположностей иногда означает и их совпадение, тождество, равнодействие. В определенных условиях противоположные стороны могут достигнуть совпадения или равнодействия. Например, во времена буржуазных революций интересы буржуазии и трудящихся совпадали, несмотря на коренное различие интересов, оба класса пошли вместе на свержение феодальных отношений.

Единство противоположностей неотделимо от их борьбы, от их взаимного отрицания. Отмечая такой коренной признак диалектического противоречия как борьбу противоположностей, необходимо иметь в виду, что проявляется она неодинаково. Выражение «борьба» иногда берется в кавычки. Очевидно, не всякое взаимодействие противоположностей выступает как борьба в прямом смысле этого слова. Взаимоотрицание противоположностей – обязательный элемент развития, но конкретные его формы проявления, могут быть различны. В этой связи выделяют основные и не основные противоречия, антагонистические и не антагонистические противоречия.

Закон единства и борьбы противоположностей в различных областях объективной действительности действует по-разному. В зависимости от особенностей того или иного предмета, явления и от условий, в которых протекает их развитие, меняются характер противоречий и способы их разрешения. Этим объясняется то многообразие противоречий, которые встречаются в окружающем нас мире.

Второй закон диалектики – Закон взаимного перехода количественных качественных изменений. Этот закон также характеризует развитие. Он отвечает на вопрос: в какой форме, как происходит рождение нового качества? Но прежде чем рассмотреть существо закона, необходимо понять сущность таких категорий, как «качество», «количество», «мера», иначе сущность закона будет трудно уловить. Понятие «качество» неодназначно. Скажем, на уровне обыденного сознания под качеством понимается высшая ценность чего – либо. В философии же это понятие обозначает определенность предмета, т.е. что отличает один предмет от другого. Например, электровоз отличается от тепловоза, растения отличаются от минералов и т.д. Следовательно, все это разнокачественные предметы. Благодаря качеству мы фиксируем в нашем сознании вещи, не отождествляя их друг с другом.

Если качество вещей изменяется, то и сами вещи или предметы меняются. Качественные различия характерны не только для предметов и явлений, но и для определенных фаз, периодов развития объекта. Так, в жизни человека можно выделить детство, юность, зрелость и старость. Но любой предмет обладает различными свойствами. Свойство есть способ проявления качества данного предмета. Если качество характеризует предметы и явления с общих позиций, то свойство выражает лишь ту или иную сторону, часть. Поэтому качество можно также определить как единство всех свойств данного предмета.

Что касается понятия «количество», то Аристотель дал следующее определение: «Количеством называется то, что может быть разделено на составные части, каждая из которых, будет ли их две или несколько, является чем-то одним, налицо данным». Иначе говоря, количество – это степень, интенсивность развития данного качества. Естественно, что качество и количество находятся в единстве друг с другом. Устанавливая взаимосвязь количества и качества, мы выясним, что количественная характеристика той или иной вещи уточняет ее качественную характеристику. Например, мы отличаем не только химические и физические свойства элементарных частиц, но и величину их заряда, массу и т.д. Кроме того, всякое качество всегда имеет свои, вполне определенные количественные границы. Единство же количества и качества называется мерой. Все должно быть в определенных количественных границах. Тепло необходимо для жизни растений, но жара выжигает их. Так и с влагой: недостаток или избыток ведут к гибели. Мера указывает на те пределы или границы, в которых количественные изменения не вызывают коренных, качественных изменений. Моменты перехода от одной меры к другой называются «точками» перехода, для воды точками являются 0° и +100°, для скипидара –10° и +160° по Цельсию. Когда же количественные изменения превосходят этот предел, т.е. меру, то мера перестает быть мерой данного предмета, происходит его качественное изменение. Это является закономерностью, условием развития.

Сказанное выше позволяет сформировать сущность закона взаимного перехода количественных изменений в качественные. Это есть закон, в силу которого мелкие, вначале незаметные количественные изменения, постепенно накапливаясь, на какой-то ступени нарушают меру предмета и вызывают коренные, качественные изменения. Новые качества возникают повсюду. Но следует заметить, что образование нового качества не является результатом того, что количество само по себе перешло в качество. Дело в том, что количественные изменения на определенном уровне переходят в качественные изменения. Строго говоря, переход происходит не из количества в качество, а из старого качества в новое качество. Однако переход старого качества в новое неизбежно сопровождается количественным изменением.

Качественные различия в свою очередь порождают количественные различия. Становятся иными такие свойства элементов, как теплопроводность, температура плавления и т.д. В биологии качественно новая природа животных или растений в силу лучшей приспособляемости начинает быстро размножаться и занимать большие пространства. Качественные изменения в обществе (повышение уровня культуры, образования) порождают такие количественные изменения, как более высокие темпы развития, рост производительности труда, увеличение сети медицинских учреждений, школ и т.д.

Мы выяснили, что предметы и процессы объективной реальности претерпевают постоянные изменения, т.е. переходят из одного качественного состояния в другое. Этот процесс называется скачком. Скачок – это философская категория, выражающая характер перехода вещи от количественных изменений к качественным, от одного качественного состояния к другому, решающий поворот, коренной перелом в процессе развития. Скачок является стадией перелома в построенных количественных изменениях, перерывом постепенности. Однако скачок характеризует переход от одного качества к другому лишь в самых общих чертах.

Скачок отличается от количественных изменений, прежде всего своим характером и быстротой. Однако быстрота скачка относительна, ибо их продолжительность бывает различной. Есть скачки, которые длятся 1/1000000 доли секунды (образование элементарных частиц и их жизни). Другое дело скачки в общественной жизни, которые являются поворотными пунктами в истории. Они продолжаются иногда очень значительные промежутки времени (10-30 лет). В развитии природы скачки длятся еще более (1000 лет и т.д.). Например, переход от неживой к живой природе, формирование человека. Главное значение для выяснения особенностей скачка имеет не его продолжительность. Важно прежде всего уяснить, каков характер скачка. Характер скачка зависит от природы развивающихся предметов и объектов, а также от конкретных условий, места и времени, при которых происходит скачок. Но ведь в природе и обществе может сложиться бесчисленное множество ситуаций конкретного перехода от одного качества к другому. Значит существует и бесчисленное множество скачков.

Однако науке не под силу вся эта детализация, поэтому она ограничивается тем, что выделяет основные виды скачков. В природе и обществе бывают скачки, которые сразу, целиком уничтожают старое качество и на его место утверждают новое качество. Этот тип скачков получил название революционных. Скачки со взрывом отличаются тем, что здесь отсутствуют переходные, промежуточные ступени между старым и новым качеством. Так, например: при нормальных условиях сгорания рабочей смеси в цилиндрах двигателя внутреннего сгорания совершается хотя и быстро, но достаточно равномерно. Горение передается последовательно от одного слоя к другому. Если горение будет происходить в условиях повышенного сжатия, т. е. Под давлением, то может произойти горение со взрывом. Всякое горение есть коренное, качественное изменение, но форма качественного изменения может быть различной.

Существует и другая форма скачков. Это скачки, где переход от старого качества к новому идет по частям, по этапам, постепенно. Такие скачки получили название – эволюционных.

Третий закон диалектики – Закон отрицания отрицания.

Выше рассмотренные законы диалектики говорят о том, что развитие систем выступает как единство противоположных процессов созидания и разрушения, возникновения новых форм и последующего их уничтожения. Материальные системы возникают, проходят стадию восходящего развития, затем нисходящего, завершающегося распадом и гибелью системы. Все, что имеет начало во времени, возникает, неизбежно имеет и конец. Но в каждом таком цикле никогда не происходит полного уничтожения всех результатов, достигнутых в предшествующем развитии. Некоторые из этих результатов сохраняются и наследуются, но уже в рамках других систем. Поэтому становится возможной преемственность между прошлым и будущим. Развитие происходит не по кругу, а по весьма сложной линии, напоминающей спираль. Одной из всеобщих черт развития является цикличность (или повторяемость). Повторяемость выражается в том, что системы могут возвращаться к пройденным состояниям в воспроизводстве форм и функциональных отношений в развитии во всех периодических процессах. В атомах, молекулах, космических телах существуют многочисленные периодические процессы: колебательные движения, движения вокруг оси, пульсации и т.д. В жизни организма постоянно повторяется цикл изменений, связанных с обменом веществ, функционированием различных органов и тканей. Циклически сменяют друг друга дни и ночи, времена года, происходит круговорот воды и т.п.

Но при всем распространении и повторяемости (цикличности) процессов в мире их все же нельзя абсолютизировать и считать круговорот единственной всеобщей формой развития. Такая точка зрения характерна для метафизического понимания развития. На самом деле развитие характеризуется не только повторяемостью. Необратимые изменения могут проявляться в трех возможных формах: 1) как изменения на одном уровне сложности; 2) как восходящее поступательное развитие с повышением уровня сложности; 3) как деградация и распад систем. Отсюда мы можем сделать вывод о том, что всеобщая черта всякого движения – его необратимость – является необходимой основой, на которой становится возможным такой специфический тип развития, как поступательное развитие с повышением уровня сложности. Это развитие мы назовем прогрессивным. Прогресс – это такая форма поступательного развития, которая включает в себя движение от относительно простого к сложному, от низшего к высшему, от менее организованных форм к более организованным и совершенным. При таких условиях возможен переход от простого необратимого изменения к прогрессивному развитию.

Всякое развитие, как известно, происходит в следствие того, что предметы имеют внутри себя противоположности, противоречия, между которыми обеспечивается переход постепенных количественных изменений в коренные качественные, разрушение старого единства, старого предмета и возникновение нового. Разрушение старого предмета есть его ОТРИЦАНИЕ. Отрицание является необходимым моментом развития. Отрицание происходит вследствие борьбы противоположностей и в этом плане выступает как самоотрицание. Отрицание объективно, однако такое понимание отрицания является недостаточным. Диалектическое отрицание не есть процесс просто уничтожения старого. Диалектическое отрицание есть такое отрицание, которое выступает следствием развития и разрушения, свойственных материальному образованию, но не является простым уничтожением, разрушением той или иной качественной определенности, а представляет собой такое отрицание, в ходе которого удерживается и переносится в новое качественное состояние все положительное, содержащееся в отрицаемом состоянии.

Отрицание охватывает момент разрешения противоречий и становление нового единства, нового качества. Этот процесс в случае прогрессивного развития всегда происходит путем диалектического отрицания. Но в отличие от разрешения противоречий, которое указывает на конечность существования любого конкретного бытия, отрицание отрицает бесконечность события. Если возникновение нового качества указывает на прерывность бытия, диалектическое отрицание схватывает момент преемственности в развитии, его непрерывности. Таковы некоторые особенности диалектического отрицания, такова его специфическая роль в процессе развития.

Если диалектическое отрицание характерно лишь для процессов прогрессивного развития, то недиалектическое отрицание, т.е. разрушение старого и возникновение нового качества, присуще любому процессу развития и движения вообще. Это отрицание не ведет к возникновению высшего из низшего, а лишь обеспечивает движение системы в пределах одного уровня сложности или ее деградацию, либо является зряшным отрицанием, внешним образом прерывающим процесс развития (размол зерна, гибель человека в уличной катастрофе и т.д.). Процесс развития представляет собой не одно отрицание, а цепь их. Возникшее в результате отрицания явление будучи обременено противоположностями в конце концов так же отрицается новым состоянием, более высоким по сравнению с ним. Происходит отрицание отрицания.

Каково же соотношение между первым и вторым отрицанием, какова же роль второго отрицания в процессе развития? Отвечая на этот вопрос, отметим, что прогрессивное развитие, происходящее путем отрицания отрицания есть развитие, повторяющее пройденные уже ступени, но на новой, более высокой основе. Специфика второго отрицания состоит в том, что оно оказывает воздействие не только на непрерывность и бесконечность бытия, не только на связь низшего и высшего, но и на возвращение в процессе развития якобы к старому, но обогащенному всем прошлым опытом развития, более и конкретному.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1650; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.