Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Взаимосвязь природы и общества




ПОНЯТИЕ «ПРИРОДА». ДИАЛЕКТИЧЕСКАЯ

 

Рассматривая понятие «природа» целесообразно разделить его на два понятия: «природа» в широком смысле слова и «природа» в узком смысле слова. Первое относится как к природе, так и ко всему материальному миру, всем проявлением этого мира, его различным состояниям и свойствам его систем, включая общество.

Под вторым подразумевается тот же материальный мир, но, не включая общество. В этом плане природа рассматривается как нечто противоположное обществу. Общество в узком смысле – это совокупность людей, связанных многообразными социальными отношениями, в основе которых лежат производственные отношения. Общество в широком смысле включает в себя не только людей, их отношения между собой, но и область их взаимодействия с природой (материальное производство, постройка хозяйственных и бытовых помещений, транспорта, обработка полей и садов, уход за домашними животными и др.).

Само слово «природа» - латинского происхождения (в греческой интерпретации «фюсис»), оно означает «творящее начало всего, что есть». В словаре В. Даля: «Природа – естество, все вещественное, вселенная, все мирозданье, все зримое... наш мир, земля, со всем созданным на ней».

Вся природа делится на живую и неживую. В древние времена критерием деления был признак наличия души в том или ином объекте. Одухотворенное воззрение на мир определяется как гилозоизм – от греческих слов «гило» и «зое», что означает «материя» и «жизнь». Постепенно происходит разграничение между живым и неживым, прежде всего между живой и неживой природой.

По мере эволюционного развития происходит качественный скачок от неживого к живому – химической, биологической форме существования. Живое вещество оказывает воздействие на окружающий мир, регулирует круговорот веществ в атмосфере. Органический мир образует особую планетную оболочку – биосферу, которая включает в кругооборот как живой, так и неживой мир.

Качественно новым уровнем организации мира является социальный уровень, т.е. наиболее развитый, наделенный сознанием и всеми свойствами, присущими только обществу. Возникают предпосылки для появления человека.

Традиционно все предпосылки можно разделить на естественные (биологические) и социальные. К естественным предпосылкам возникновения человека можно отнести определенное физическое и анатомическое строение предчеловеческой организации (наличие определенного объема мозга, его морфологическое строение, прямохождение, изменение внутренних органов и др.).

Существование природы есть первая предпосылка истории людей. Становление специфически человеческой деятельности, а следовательно, и человека стало возможно только в результате преобразования природно – биологического начала социальным. Человек формируется как родовое существо, самоутверждает себя как человека через отношение к роду как к своей собственной сущности. Человек как родовое существо вступает в связь с природой, которая находится вне его, но с которой он еще соединен единым природным процессом обмена.

Человек связан с природой своей телесной организацией, он есть продукт природы. Постепенно человек выходит за рамки связи природы и порождает общественный процесс как специфическую форму осуществления человеческой природы.

Центром единства и взаимодействия природно – биологического и общественного является материально – предметная деятельность человека как общественного существа. Трудовая деятельность человека способствует превращению человеческой жизнедеятельности в общественную жизнедеятельность, а человека – в общественного человека. Это и есть социальное условие для формирования структуры человека и человеческого общества.

Труд – понятие социологическое. Труд присущ только человеку и ему подобным. Маркс дает следующее определение труда: «Труд… - процесс, совершающийся между человеком и природой, в котором человек своей собственной деятельностью опосредствует, регулирует и контролирует обмен веществ между собой и природой. Веществу природы он сам противостоит как сила природы».

Исходя из сказанного ясно, что социально – человеческое взаимодействие качественно отличается от биологически – животного взаимодействия с природой, характеризующегося непосредственностью, стихийностью.

Человек – это существо объективно – предметное. Человек утверждает себя путем предметной деятельности, созданием нового предметного мира путем переработки, изменения окружающего мира. В этом состоит его родовая сущность, специфика и содержание его жизнедеятельности как в материальном, так и духовном производстве.

Однако и все другие виды живых существ изменяют и природу, и самих себя, активно действуют, утверждают свою сущность, тоже «производят». Но животное, как писал К. Маркс, - «производят лишь то, в чем непосредственно нуждается оно само или его детеныш; оно производит односторонне, тогда как человек производит универсально; оно производит лишь под властью непосредственной физической потребности, между тем как человек производит даже будучи свободен от физической потребности, и в истинном смысле слова только тогда и производит, когда он свободен от нее; животное производит только самого себя, тогда как человек воспроизводит вся природу».*

· Маркс К., Энгельс Ф. Соч. – 2-е изд. – Т.42. – С.93-94.

 

 

Труд человека отличается от деятельности других сообществ, прежде всего тем, что он носит адаптивно – адаптирующий характер. То есть человек не просто приспосабливается к условиям окружающей среды, но и приспосабливает их к своим целям, потребностям и интересам.

Труд возник как средство для поддержания и активизации процессов обмена веществ между человеком и природой.

Труд человека имеет опосредованный характер в отличие от действий животных, у которых обмен веществ осуществляется непосредственно. Обмен веществ между человеком и природой является непременным условием жизни. Между человеком и природой всегда присутствуют предметы, необходимые для жизни и деятельности человека. Отчасти непосредственными остаются лишь процессы питания, дыхания, выделения, размножения. В своей эволюции человек пошел не столько по пути приспособления к окружающему миру, сколько по пути изменения мира.

Человек осуществляет связь с природой и обмен веществ путем развития знаний о мире, совершенствования орудий труда, изменяя природу в своих целях.

Труд – это целесообразная деятельность человека, универсальный способ взаимодействия человека с природой. Прежде чем что-то создать, изменить, преобразовать, человек сознательно ставит перед собой цель, выбирает средство для реализации цели и предвидит уже результат своей деятельности.

С целеполаганием труда органически связана способность человека творить, производить «по законам красоты».

Таким образом, деятельность человека носит творческий характер.

В труде сочетается предметно – материальная объективная деятельность с деятельностью идеальной, субъективной, с определенными представлениями и понятиями.

Отсюда идет разделение труда на физический и умственный, выделения материального и духовного производств, в процессах которых происходит материальное и идеальное воспроизведение природы, т.е. ее удвоение. Человек в процессе труда создает искусственную среду обитания, свободно противостоит созданному им предмету и может быть даже не связан с этим предметом, организуя новые социально – экономические отношения между людьми, прежде всего отношения собственности, которые образуют ядро производственных отношений.

Благодаря целеполаганию, умению сопоставить цели и результаты своих действий человек становится родовым существом. Он удваивает теперь уже себя и не только интеллектуально, в сознании, но и реально, деятельно, то есть создает объективную и субъективную реальности: общественное бытие и общественное сознание.

Деятельность человека немыслима без коллектива, сообщества ему подобных, то есть она является коллективной, общественной. В коллективном труде накапливается опыт прошлых поколений и передается от одного поколения другому.

Труд человека превращает внешнюю природу в производственную силу, материальную основу общества. Общество не может существовать без природы, равно как и природа без общества.

Диалектическая взаимосвязь природы и общества определяется, в первую очередь, их единством. Оно состоит, во-первых, в том, что природа и общество материальны. Во-вторых, их возникновение, строение и развитие подчинены объективным закономерностям. В-третьих, общество возникло в недрах природы, причем развитие людей на всех этапах было одновременно продолжением развития природы. В-четвертых, все потребности человек удовлетворяет только за счет природных веществ. В-пятых, природа служит человеку источником не только материального благосостояния, но и источником духовного богатства.

Помимо единства, существует и различие между обществом и природой. Оно выражается в том, что своеобразны и отличны законы развития природы и законы развития общества. В обществе действуют специфические социальные законы, причем они различны в разные исторические периоды.

Исходя из единства природы и общества можно говорить об естественных предпосылках функционирования общества. К таким предпосылкам относятся географическая среда и народонаселение.

Если отношение человека к природе детерминируется социальной средой, то и закон народонаселения становится общественным законом. Чтобы жить, развиваться, заниматься производственной деятельностью на определенной территории, необходимо наличие определенного населения. Взаимодействие народонаселения с природой является объективной предпосылкой исторического процесса. Рост и состояние народонаселения зависит от состояния и развития производительных сил и производственных отношений.

Существуют различные подходы к проблеме роста народонаселения. Так, английский экономист, священник Т. Мальтус в XVIII в. пытался доказать, что рост численности народонаселения полностью зависит от «естественного закона», что население увеличивается в геометрической прогрессии, а рост жизненных средств – в арифметической. Поэтому переизбыток населения на той или другой территории должен быть фиксирован, и разные неблагоприятные условия жизни (голод, война, болезни) способствуют регулированию роста населения. Для Мальтуса это один из важных факторов, способствующих стабилизации численности и естественной регуляции народонаселения.

Численность народонаселения чутко реагирует на состояние общества, прежде всего на материальные условия жизни. Чем благополучнее общество, чем оно стабильнее, тем выше и стабильнее численность народонаселения. Воспроизводство людей в обществе носит социальный характер и регулируется законами его развития.

Другим важным и необходимым условием существования общества является сама природа, но не вся, а та ее часть, которая вовлечена в деятельность общества и связана со всеми сторонами исторического процесса, т.е. географическая среда. Понятие «географическая среда» стало использоваться в науке во второй половине XIX в. французским географом и социологом Э. Реклю. Понятие «географическая среда» и «природа» нетождественны. Под географической средой понимается совокупность явлений и процессов живой и неживой природы, которые включены на определенном этапе истории в процесс материально – производственных и общественных отношений и составляют необходимые условия жизни любого общества.

Следует различать и такие понятия как географическая среда и окружающая среда. Понятие «окружающая среда» более общее, чем понятие «географическая среда», оно указывает на взаимосвязь человека и природы в целом. Окружающая среда в плане ее взаимосвязи с обществом может быть разделена на две части: естественную среду (леса, дикие растения, животные, полезные ископаемые и др.) и искусственную среду, или «вторую» природу.

Искусственная среда – это результат деятельности и творчества человека и человечества. Она может быть представлена как неодушевленными предметами, так и живыми (артефактами, растениями и животными, выведенными человеком и др.). В целом, роль естественной среды в жизни общества уменьшается, а роль искусственной среды растет.

Природная среда выступает лишь предпосылкой истории. Чем благоприятнее внешние условия, тем больше материальных благ может произвести человек для общества. Но это не означает, что наилучшая природная среда создает предпосылки для исторического процесса, как утверждают представители «географического детерминизма» Ш. Монтескье, Г. Бокль и геополитики Э. Реклю, Л. Мечников и другие.

Не характером природной среды определяется характер социальной среды, а, наоборот, характером социальной среды определяется характер естественной среды, вовлекаемой в сферу трудовой деятельности, а это соответственно оказывает влияние на исторический процесс.

И географическая среда, и народонаселение являются необходимыми, но недостаточными условиями для развития общества. Основу человеческой жизни в обществе составляет способ материального производства. Во-первых, материальное производство выступает изначально первичным видом человеческой деятельности, следовательно, труд является ровесником общества. Во-вторых, материальное производство есть основание истории, из которого вышли разные виды человеческой деятельности: политическая, социальная, художественная и другие. В-третьих, материальное производство не только потенциально содержит в себе все другие виды общественной деятельности, оно определяет сам механизм и структуру их, не исключая духовное производство.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1514; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.025 сек.