КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Объект, предмет и метод теории организации
НАУЧНЫХ ЗНАНИЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИЯ КАК СОЦИАЛЬНО- ВВЕДЕНИЕ
Выпускники университета по специальности «Государственное и муниципальное управление» (080504.65), «Менеджмент организации» (080507.65) и «Управление персоналом» (080505.65) должны свободно ориентироваться в вопросах становления и функционирования организаций, знать закономерности их развития. С этой целью государственными образовательными стандартами (ГОС) этих специальностей предусмотрено изучение дисциплины «Теория организации». Выпускники должны знать, что успешное решение их профессиональных задач во многом зависит от умелого использования знаний по теории организации. В результате изучения данной дисциплины у студентов должно сформироваться понимание сущности и методов управления развитием, функционированием и трансформированием организаций. Также они должны научиться использовать эти знания в различных ситуациях своей хозяйственной и социальной практики. Настоящее учебное пособие полностью соответствует ГОСам вышеупомянутых специальностей и содержит выписки из стандартов по этим специальностям, конспект лекций, вопросы к экзамену, а также список рекомендуемой основной и дополнительной литературы. Структура пособия позволит студентам самостоятельно овладеть материалом по теории организаций предусмотренным ГОСами и успешно сдать экзамен. Учебная дисциплина «Теория организаций» является методической и теоретической базой для изучения и закрепления знаний по таким дисциплинам учебного плана как «Теория управления», «Маркетинг», «Разработка управленческого решения», «Система государственного и муниципального управления», «Управление на предприятии», «Мировая экономика», «Экономическая теория», «Организационное поведение», «Социология и психология управления», «Управление трудовыми ресурсами», блоку правовых дисциплин и другим. Предлагаемое учебное пособие предназначено для студентов очной формы обучения, но может быть использовано студентами и других форм обучения.
1.1. ТЕОРИЯ ОРГАНИЗАЦИИ И ЕЁ МЕСТО В СИСТЕМЕ
Теория организации, как и любая иная современная теория, представляет собой систему научных знаний, обобщающих практический опыт и отражающих сущность исследуемых явлений, их внутренние связи и законы функционирования и развития. Основная функция любой теории – объяснительная. Соответственно функция теории организации заключается в демонстрации того, что является организацией, для чего они возникают, как они возникают, развиваются, трансформируются и исчезают, каким законам они подчиняются в своём функционировании и развитии. Представители различных школ и направлений в теории и практике менеджмента по-разному подходили к выбору объекта и предмета в теории организации. Так Ф. Тейлор считал, что объектом является организация труда, а предметом – трудовые процессы. Г. Форд – основатель гигантского автомобилестроительного концерна – в качестве объекта видел организацию производства, а в качестве предмета – технологические потоки и производственные процессы. В классической школе управления в качестве объекта выступает организация в целом, а в качестве предмета – структуры и функции организации, содержание и методы работы. Теория человеческих отношений и различные поведенческие школы в качестве объекта рассматривают организации людей, а в качестве предмета – мотивы поведения людей в организации. В современной теории организации принято рассматривать в качестве объекта теории организации регулируемые и самоорганизующиеся процессы, происходящие в социально-экономических системах, обуславливающие взаимодействие людей по поводу организовывания совместной деятельности, то есть такие процессы как организация и дезорганизация, субординация и координация, упорядочение и согласовывание и т.п. В качестве предмета теории организации принято рассматривать организационные отношения, то есть связи ивзаимодействия между различными организационными образованиями и их структурными составляющими, а также организующие и дезорганизующие действия и процессы. Таким образом, на основании определения объекта и предмета теории организации саму теорию организации можно определить как теорию организационных отношений. В принципе в качествепредмета теории организации можно рассматривать методы, категории, понятия и т.п., раскрывающие суть данной сферы деятельности. Поскольку из определения объекта и предмета теории организации уже виден её комплексный характер, то и набор категорий и понятий теории организации также носит комплексный характер. Достаточно условно он может быть разбит на три группы: · категории, общие для большинства социальных и экономических наук: общество, государство, власть, собственность, рынок, социальная деятельность и социальные отношения, экономическая деятельность и экономические отношения, человек, личность, ресурсы, институты и т.п.; · категории, отражающие преимущественно явления и процессы, происходящие в социально-экономических системах: организация, организационная система и организационная структура, миссия и цель организации, лидер организации, законы и типы организаций, организационная культура и т.п.; · категории, раскрывающие технологии организационной деятельности: стратегии, программы, проекты, планы, правила и процедуры, инновации и риски, коммуникации и связи, конфликты и их разрешение, прямые и обратные связи и т.п.. Под методом теории организации понимается набор теоретико-познавательных и логических принципов, а также научного инструментария, используемого для исследования системы организационных отношений. Собственно метод теории организации не описывает сам объект или предмет исследования (систему организационных отношений), но предписывает исследователю, какие средства и как применить для получения достоверных знаний. К основным методам относятся: · индуктивный метод, представляющий собой мысленное движение от единичного к общему; · статистический метод, заключающийся в учёте повторяемости каких-либо факторов или явлений; · абстрактно-аналитический метод, позволяющий «абстрагироваться», то есть мысленно выделить наиболее существенные свойства и связи; · сравнительный метод или метод сравнительного анализа, позволяющий сравнивать между собой различные процессы, тенденции, закономерности, динамику, возможности и т.п.; · метод комплексного подхода, который позволяет рассматривать объекты и явления на стыке различных наук в междисциплинарном аспекте; · системно-исторический метод, позволяющий исследовать процессы изменений в объекте, а также переходы объекта из одного состояния в другое и т.п.
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 354; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |