Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Внутренняя среда организации




 

Как уже неоднократно упоминалось выше, любая организация имеет какое-то собственное наполнение, которое собственно и называется внутренней средой. Именно во внутренней среде организации существуют её элементы и связи между ними, располагаются уровни и структуры. Внутренние среды различных организаций отличаются большим разнообразием, так как напрямую зависят от элементного состава, внутренних связей, стоящих перед организацией целей и задач, используемых инструментов достижения целей и т.п. Тем не менее, сделав определённые допущения, можно сформировать некоторую обобщённую внутреннюю среду организации. Ниже для рассмотрения внутренней среды выбрана самая сложная социально-экономическая организация – производственное предприятие (см. рис. 1.3.2). Для удобства представления использована мнемоническая схема «ромашка». Всё что находится внутри «ромашки» является внутренней средой организации.

Ядром внутренней среды являются миссия, философия и цель, стоящая перед организацией. Цели организаций, то есть то, к чему они стремятся, могут быть самые разные (получение прибыли, реализация какой-либо идей, проекта, достижение определённых результатов, создание ситуации, в том числе, стабилизация ситуации и т.п.). Цель может быть единственной и множественной (многоплановой), может быть кратко-, средне- и долгосрочной, может быть тактической, оперативной и стратегической и т.д. Но в любом случае цель должна в большей или меньшей степени разделяться большинством членов данной

организации. Миссия организации (термин англоязычный и не имеет чёткого определения в русском языке, его толкование даётся по англо-американской деловой практике) определяет её предназначение, то есть для чего организация создана и функционирует. Миссия организации может заключаться в установлении определённой системы отношений, выполнении каких-либо функций, удовлетворении чьих-либо интересов и т.п. Философия организации (хотя термин и не является англоязычным, но в данном случае используется так, как принято в англо-американской деловой практике) определяет как, какими методами, путями организация будет двигаться к своей цели. Философия организации может устанавливать систему взаимоотношений между членами организации, между членами организации по отдельности и организацией целиком и внешней средой. Философия может устанавливать разрешённые и запрещённые приёмы деятельности (например, «клиент всегда прав») и т.п.

Одним из важнейших «лепестков» являются люди или персонал организации. Важнейшим это является потому, что без людей любая социально-экономическая организация мертва, так как именно люди, обладающие знаниями, умениями, навыками, квалификацией, опытом способны приводить в движение оборудование, запускать и поддерживать любые процессы, трансформировать исходные ресурсы в конечную продукцию, адаптировать организацию под требования внешней среды и т.п.

Перечисленные выше процессы принято называть бизнес-процессами. В нормально функционирующей организации имеется три основных категории бизнес-процессов:

- процессы приобретения ресурсов в окружающей среде (поиск

информации, ведение переговоров, заключение сделок, финансирование,

транспортировка и т.п.), то есть то, что принято называть процессами

обеспечения;

- процессы трансформации исходных ресурсов в готовую продукцию

(проектирование, конструирование, подготовка сырья, технологий,

оборудования, специалистов, собственно процессы трансформации

сырья в конечный продукт, ремонт и восстановление изношенного

оборудования, утилизация отходов и т.п.), то есть то, что обычно

принято называть производственными процессами;

- процессы, связанные с реализацией готовой продукции на рынках и

дальнейшей эксплуатацией (маркетинг, продажи, транспортировка,

обслуживание, ремонт, поставка расходных материалов и т.п.), то есть

то, что принято называть процессами реализации.

 

 

Посредники Конкуренты Контактные группы
Поставщики   Покупатели   Партнёры

 

 

Рис. 1.3.2. Внутренняя и внешняя среда организации

 

 

Следующий важный элемент внутренней среды организации – это стратегии, которым она следует. Вообще понятие стратегии является достаточно неопределённым. Поэтому здесь под стратегиями организации понимаются те пути (способы), которые она будет использовать для перехода в нужное состояние в долгосрочном периоде. Например, при главной цели организации, заключающейся в победе в конкурентной борьбе, в качестве стратегий могут быть выбраны разработка новых товаров, выход на новые рынки, слияние с другими организациями, изменение технологий и т.п. В зависимости от поставленной цели можно выделить стратегии стабильности, роста, обороны и т.д.

Как уже говорилось выше, организация состоит из элементов, уровней, занимаемых этими элементами, и связей, их соединяющих. Всё вместе это составляет организационную структуру конкретной организации. В организационной структуре могут выделяться различные подструктуры. В частности, всегда как подструктура отдельно рассматривается организационная структура управления, которая обеспечивает управляемость конкретной организации; производственная структура, которая обеспечивает получение конкретной продукции и т.п.

Следующей составляющей внутренней среды организации является организационная культура, являющаяся общей для большинства членов системой ценностей, правил и норм поведения, принятых в организации. Организационная культура является чрезвычайно консервативным аспектом в деятельности организации, то есть она медленно формируется и также медленно меняется, даже если уже давно не соответствует потребностям конкретной организации.

Также к важным составляющим внутренней среды организации относятся организационные процедуры, то есть те хорошо отработанные последовательности действий, которые позволяют организации вести свою деятельность «не изобретая велосипед». К организационным относятся процедуры управления организацией, делегирования полномочий, оплаты труда, поощрения и наказания, технической, технологической, экономической и организационной подготовки производства, собственно выпуска продукции, подготовки кадров и т.п.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 453; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.