Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Гражданского общества 5 страница




Конституционные права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации. Учебник для вузов / Под ред. О.И. Тиунова. М., 2005.

Крусс В.И. Актуальные аспекты проблемы злоупотребления правами и свободами человека // Государство и право. 2002. № 7.

Лапаева В.В. Проблема ограничения прав и свобод человека и гражданина в Конституции Российской Федерации (опыт доктринального осмысления) // Журнал российского права. 2005. № 7.

Лопатин В.Н. Защита права на неприкосновенность частной жизни // Журнал российского права. 1999. № 1.

Луковская Д.И. Конституция Российской Федерации и современные концепции прав человека //Правоведение. 2009. № 2.

Малько А.В. Права гражданина на информацию и проблема его реализации // Реализация Конституции России: Межвуз. сб. науч. статей. Саратов, 1994.

Матузов Н.И. Право на жизнь в свете российских и международных стандартов // Правоведение. 1998. № 1.

Миронов О.О. Очерки государственного правозащитника. М., 2009.

Мордовец А.С. Конституционное право на личную неприкосновенность // Реализация Конституции России: Межвуз. сб. науч. статей. Саратов, 1994.

Нудненко Л.А Конституционные права и свободы личности в России: Учебное пособие. СПб., 2009.

Общая теория прав человека / Отв. ред. Е.А. Лукашева. М., 1996.

Петрухин И.Л. Частная жизнь (правовые аспекты) // Государство и право. 1999. № 1.

Плотникова И.Н. Основные экономические права и свободы человека и гражданина в России. Саратов, 2009.

Подмарев А.А. Концепция ограничения прав и свобод человека и гражданина в Конституции Российской Федерации 1993 года // Конституционное развитие России: Межвуз. сб. науч. статей. Саратов, 2005. Вып. 6.

Права человека и народов: Учебное пособие /Ред. О.О. Миронов. М., 2006.

Права человека и новое российское законодательство: Материалы «круглого стола» // Государство и право. 2003. № 6.

Права человека: итоги века, тенденции, перспективы / Под общ. ред. Е.А. Лукашевой. М., 2002.

Права человека и процессы глобализации современного мира /отв. ред. Е.А. Лукашева. М., 2007.

Пчелинцев С.В. Проблемы ограничения прав и свобод граждан в условиях особых режимов. М., 2006.

Ржевский В.А., Мельников Н.В. Реализация прав граждан на труд: роль прокуратуры в обеспечении конституционного права граждан России на труд. Ростов н/Д, 1999.

Рудинский Ф.М. Наука прав человека и проблемы конституционного права (труды разных лет) М., 2006.

Сальников В.П., Цмай В.В. Современная система защиты прав человека // Правоведение. 1999. № 1.

Степанов Д.И. Правовые проблемы смены пола человека // Законодательство. 2000. № 10/11.

Стецовский Ю.И. Право на свободу и личную неприкосновенность. М., 2000.

Фарбер И.Е. Свобода и права человека в советском государстве. Саратов, 1974.

Хаманева Н.Ю. Специфика правового статуса Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и проблемы законодательного регулирования его деятельности // Государство и право. 1997. № 9.

Черемных Г.Г. Свобода совести в Российской Федерации. М., 1996.

Эбзеев Б.С. Человек, народ, государство в конституционном строе Российской Федерации. М., 2005.

Эбзеев Б.С. Личность и государство в России: взаимная ответственность и конституционные обязанности. М., 2007.

 

Тема 9. Государственное устройство России
(6 часов)

 

1. Понятие и формы государственного устройства.

2. Конституционный статус Российской Федерации.

3. Суверенитет Российской Федерации.

4. Компетенция Российской Федерации. Конституционные принципы разграничения компетенции в федеративном государстве.

5. Субъекты РФ: конституционно-правовой статус и административно-территориальное устройство. Порядок принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта РФ.

6. Россия в составе Содружества Независимых Государств.

 

Контрольные вопросы

 

1. Дайте правовой анализ конституционных принципов федеративного устройства Российской Федерации.

2. Какова юридическая природа России как федеративного государства?

3. Раскройте содержание понятий «предметы ведения Российской Федерации», «предметы совместного ведения Российской Федерации и субъектов», «предметы ведения субъекта РФ».

4. Какие виды субъектов закреплены в Конституции РФ?

5. Каков порядок изменения названия субъектов РФ?

6. Раскройте государственно-правовые признаки области как субъекта РФ.

7. В чем состоит суть национально-культурной автономии в Российской Федерации?

8. Каково юридическое значение государственных символов РФ?

9. Создание каких органов предусмотрено Договором о Союзном государстве России и Беларуси?

 

Темы докладов и рефератов

 

1. Становление и развитие Российской Федерации.

2. Правовой статус национальных меньшинств в Российской Федерации.

3. Федеративная ответственность субъектов РФ.

 

Задачи

1. Законодательный орган государственной власти территориального субъекта Федерации принял решение изменить наименование данного субъекта РФ.

Правомерно ли в данном случае решение субъекта РФ? Какие правовые последствия следуют после этого? Необходимы ли соответствующие конституционные изменения? Дайте правовой анализ предлагаемого варианта.

См.: Конституция РФ; Устав (Основной Закон) субъекта РФ; Постановление Конституционного Суда РФ от 28 ноября 1995 г. по делу о толковании части 2 статьи 137 Конституции Российской Федерации // СЗ РФ. 1996. № 7. Ст. 676.

2. Согласно ч. 2 ст. 10 Конституции Республики Алтай от 7 июня 1997 г. в Республике не допускается складирование радиоактивных отходов и отравляющих веществ.

Соответствует ли данное положение конституционным основам разграничения предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами (ст. 71, 72 и 73 Конституции РФ)?

См.: Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 7 июня 2000 г. по делу о проверке конституционности отдельных положений Конституции Республики Алтай // СЗ РФ. 2000. № 25. Ст. 2728;

Федеральный закон от 6 октября 1999 г. «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

 

3. 10 апреля 1997 г. был подписан Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа, Ямало-Ненецкого автономного округа, а также Соглашение о порядке реализации этого Договора. Вместе с тем между органами власти указанных субъектов возник конфликт по поводу распространения юрисдикции органов государственной власти области на автономные округа и участия населения автономных округов в выборах в законодательные (представительные) и исполнительные органы власти области.

Допускает ли факт вхождения автономных округов в состав области распространение на них полномочий органов государственной власти области? Участвует ли население автономных округов наравне с населением других районов (частей) области в выборах в органы законодательной и исполнительной власти области?

См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 14 июля 1997 г. по делу о толковании содержащегося в части 4 статьи 66 Конституции РФ положения о вхождении автономного округа в состав края, области // СЗ РФ. 1997. № 29. Ст. 3581.

 

4. Гражданин РФ подал жалобу в администрацию г. Тамбова на аварском языке. Ответ на его жалобу был дан на русском языке.

Правомерно ли был дан ответ?

См.: Конституция РФ; Конституции республик в составе Российской Федерации; Закон РСФСР от 25 октября 1991 г. «О языках народов РСФСР» // Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 1991. № 50. Ст. 1740.

 

5. Пункт «в» ст. 72 Конституции РФ относит вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами к сфере совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.

17 ноября 1997 г. в Саратовской области был принят Закон «О земле». Аналогичные законы были приняты в Самарской, Калининградской областях, Республике Татарстан и других субъектах РФ.

Правомерно ли опережающее нормотворчество субъектов Федерации?

Каковы нормативные основы права субъектов РФ осуществлять собственное правовое регулирование по вопросам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ до принятия федеральных законов?

См.: Федеральный закон от 6 октября 1999 г. «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

6. 11 декабря 1996 г. Министерством юстиции Саратовской области была зарегистрирована национально-культурная автономия российских немцев Поволжья (Региональная общественная организация Саратовской области).

Каков порядок образования, регистрации, реорганизации и ликвидации национально-культурных автономий?

Как учреждаются региональные национально-культурные автономии?

См.: Федеральный закон от 17 июня 1996 г. «О национально-куль­турной автономии».

 

7. Региональное общественное объединение, зарегистрированное органом юстиции Республики Саха (Якутия), обратилось в суд с требованием признать незаконным бездействие Государственного Собрания (Ил Тумэн) по принятию республиканского Закона «Об общественных объединениях».

Какое решение должен принять суд?

См.: Конституция РФ 1993 г.; Федеральный закон от 6 октября 1999 г. «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

 

8. Глава администрации Хабаровского края направил в Конституционный Суд РФ запрос о проверке конституционности положений ст. 11 (ч. 1) Закона РФ от 1 апреля 1993 г. «О государственной границе Российской Федерации».

Оспариваемая статья вводила сбор за пограничное оформление при осуществлении пограничного контроля, определяла его размеры, взимаемые с лиц, следующих через государственную границу, с владельцев транспортных средств и грузов за досмотр автомобильного, воздушного, морского и железнодорожного транспорта.

Как полагает заявитель, введение сбора за пограничное оформление является недопустимым ограничением конституционных прав каждого на свободный выезд за пределы Российской Федерации и беспрепятственное возвращение в Российскую Федерацию, не соответствует нормам международного права и ряду международных договоров Российской Федерации, нарушает гарантии свободы экономической деятельности.

В чьем ведении находится определение статуса и защиты Государственной границы? В каких целях осуществляется защита Государственной границы? Противоречил ли с точки зрения принципа разделения властей и разграничения компетенции между федеральными органами государственной власти и органами власти субъектов РФ введенный сбор за пограничное оформление Конституции РФ? Какое решение по данному вопросу принял Конституционный Суд РФ?

См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 11 ноября 1997 г. по делу о проверке конституционности статьи 11 (ч. 1) Закона РФ от 1 апреля 1993 года «О Государственной границе Российской Федерации» // СЗ РФ. 1997. № 46. Ст. 5339.

9. 12 июля 2006 г. был принят Федеральный конституционный закон «Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российского Федерации в результате объединения Камчатской области и Коряцкого автономного округа».

Изучите данный закон и ответьте на следующие вопросы:

1) цель образования нового субъекта;

2) основание образования нового субъекта;

3) наименование и статус нового субъекта;

4) сроки образования нового субъекта?

См.: Федеральный конституционный закон «Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российского Федерации в результате объединения Камчатской области и Коряцкого автономного округа».

 

Список рекомендуемой литературы

 

Конституция Российской Федерации 1993 г. с учетом поправок от 30 декабря 2008 г. М., 2009.

Декларация о государственном суверенитете РСФСР от 12 июня 1990 г. // Ведомости СНД РСФСР и ВС РСФСР. 1990. № 2. Ст. 22.

Закон РСФСР от 25 декабря 1991 г. «Об изменении наименования государства Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика» // Ведомости СНД РСФСР и ВС РСФСР. 1992. № 2. Ст. 62.

Постановление Верховного Совета РСФСР от 12 декабря 1991 г. «О денонсации Договора об образовании СССР» // Ведомости СНД РСФСР и ВС РСФСР. 1991. № 51. Ст. 1799.

Постановление Верховного Совета РСФСР от 12 декабря 1991 г. «О ратификации Соглашения о создании Содружества Независимых Государств» // Ведомости СНД РСФСР и ВС РСФСР. 1991. № 51. Ст. 1798.

Соглашение о создании Содружества Независимых Государств // Известия. 1991. 11, 24 декабря.

Устав Содружества Независимых Государств от 22 января 1993 г. // Российская газета. 1993. 12 февраля.

Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества (Астана, 10 октября 2000 г.) (с изменениями от 25 января 2006 г., 6 октября 2007 г.) // СЗ РФ.2002. № 7. Ст. 632.

Договор от 25 декабря 1998 г. между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о равных правах граждан // Российская газета. 1998. 26 декабря.

Договор от 8 декабря 1999 г. о создании Союзного государства Беларуси и России // Российская газета. 2000. 29 января.

Федеральный конституционный закон от 25 декабря 2000 г. «О Государственном гербе Российской Федерации» в ред. от 30 июня 2003 г.) // СЗ РФ. 2000. № 52. Ст. 502; 2002. № 28. Ст. 2780; 2003. № 27 (ч. 1). Ст. 2696.

Федеральный конституционный закон от 25 декабря 2000 г. «О Государственном гимне Российской Федерации» в ред. от 22 марта 2001 г.) // СЗ РФ. 2000. № 52. Ст. 5022; 2001. № 13. Ст. 1139.

Федеральный конституционный закон от 25 декабря 2000 г. «О Государственном флаге Российской Федерации» в ред. от 8 ноября 2008 г. // СЗ РФ. 2000. № 52. Ст. 5020; 2002. № 28. Ст. 2781; Ст. 2782; 2003. № 27 (ч. 1). Ст. 2697; 2005. № 10. Ст. 753; 2008. № 45. Ст.5138.

Федеральный конституционный закон от 17 декабря 2001 г. в ред. от 31 окт. 2005 г. «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образовании в ее составе нового субъекта» // СЗ РФ. 2001. № 52 (ч. 1). Ст. 4919; 2005. № 45. Ст.458.

Федеральный конституционный закон от 25 марта 2004 г. «Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа» (в ред. от 30 июня 2005 г.) // СЗ РФ. 2004. № 13. Ст. 1110; 2005. № 27. Ст. 2706.

Федеральный конституционный закон от 14 октября 2005 г. «Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Красноярского края, Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа и Эвенкийского автономного округа» // Российская газета. 2005. 19 октября.

Федеральный конституционный закон от 12 июля 2006 г. «Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Камчатской области и Коряцкого автономного округа» // СЗ РФ. 2006. № 29. Ст. 3119.

Закон РСФСР от 25 октября 1991 г. «О языках народов РСФСР» в ред. от 11 декабря 2002 г.) // Ведомости СНД РСФСР и ВС РСФСР. 1991. № 50. Ст. 1740; СЗ РФ. 1998. № 31. Ст. 3804; 2002. № 50. Ст. 4926.

Закон РФ от 1 апреля 1993 г. «О государственной границе Российской Федерации» в ред. от 30 декабря 2008 г. // Гарант. Платформа F1 по состоянию на декабрь 2009 г.

Закон РФ от 15 апреля 1993 г. «О статусе столицы Российской Федерации» в ред. от 26 июня 2007 г. // Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 1993. № 19. Ст. 683; СЗ РФ. 1995. № 30. Ст. 2863; 2004. № 35. Ст. 3607; 2007. № 27. Ст. 3213.

Федеральный закон от 17 июня 1996 г. «О национально-культурной автономии» в ред. от 9 февраля 2009 г. // СЗ РФ. 1996. № 25. Ст. 2965; 2002. № 12. Ст. 1093; 2003. № 46. Ст. 4432; 2004. № 27. Ст. 2711; № 35. Ст. 3607; 2005. № 49. Ст. 5124; 2007. № 49. Ст. 6070; 2009. № 7. Ст. 782.

Федеральный закон от 30 апреля 1999 г. «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» в ред. от 5 апреля 2009 г. // СЗ РФ. 1999. № 18. Ст. 2208; 2004. № 35. Ст. 3607; 2007. № 27. Ст. 3213; 2008. №20. С.2251; 2009. № 1. Ст.17; № 14. Ст.1575.

Федеральный закон от 6 октября 1999 г. «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» в ред. от 18 июля 2009 г. // Гарант. Платформа F1 по состоянию на декабрь 2009 г.

Концепция государственной национальной политики Российской Федерации. Утверждена Указом Президента РФ от 15 июня 1996 г. // СЗ РФ. 1996. № 25. Ст. 3010.

Устав (Основной Закон) Саратовской области от 5 апреля 1995 г. (в ред. от 30 июля 2008 г.) // Консультант-Плюс. Региональное законодательство по состоянию на сентябрь 2008 г.

Договор о прекращении действия Договора о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Саратовской области от 9 февраля 2002 г. // СЗ РФ. 2002. № 7.

Постановление Конституционного Суда РФ от 14 июля 1997 г. по делу о толковании содержащегося в части 4 статьи 66 Конституции Российской Федерации положения о вхождении автономного края в состав края, области // СЗ РФ. 1997. № 29. Ст. 3581.

Авакьян С.А. Изменение статуса субъекта Российской Федерации: проблемы и пути их решения // Вестник Моск. ун-та. Сер.11, Право. 2003. № 2.

Барков А.В. Правовой статус Евразийского экономического сообщества // Журнал российского права. 2003. № 4.

Барциц И.Н. Институт федерального вмешательства: потребность в разработке и система мер // Государство и право. 2001. № 5.

Безруков А.В., Кондрашев А.А. Совершенствование законодательного регулирования института конституционно-правовой ответственности субъектов Российской Федерации // Государство и право. 2004. № 8.

Варламова Н.В., Скурко Е.В. Российская Федерация и ее субъекты: проблема укрепления государственности // Государство и право. 2001. № 7.

Васильева Л.Н. Конституция Российской Федерации о сохранении и развитии родных языков народов России // Журнал российского права. 2004. № 6.

Васильева Л.Н. Регулирование прав национальных меньшинств и коренных малочисленных народов: опыт Российской Федерации // Журнал российского права. 2005. № 6.

Велиева Д.С., Заметина Т.В. Комментарий к Федеральному закону от 30 апреля 1999 года №82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» //Система ГАРАНТ, 2009.

Глигич-Золотарева М.В. Законодательная база федеративных отношений: перспективы совершенствования // Журнал российского права. 2002. № 7.

Глинич-Золотарева М.В. Субъектный состав Российской Федерации: эпоха перемен уже наступила //Государство и право. 2006. № 10.

Гончаров И.В. Особенности правового регулирования федерального вмешательства в дела субъектов Федерации в условиях внутренних вооруженных конфликтов // Государство и право. 2004. № 11.

Добрынин Н.М. Российский федерализм: генезис, эволюция. Избранные произведения. В 2-х т. Новосибирск: Наука, 2008.

Добрынин Н.М. Построение концептуальной модели нового российского федерализма и комплексный системный подход в оптимизации федеративных отношений // Государство и право. 2005. № 2.

Доровских Е.М. Правовые проблемы защиты русского языка // Государство и право. 2003. № 2.

Заметина Т.В. Конституционные принципы российского федерализма: понятие, содержание, специфика функционирования // Конституционное развитие России: Межвуз. сб. науч. статей. Саратов, 2003. Вып. 4.

Заметина Т.В Конституционные основы национальной политики Российской Федерации. Саратов, 2006.

Златопольский Д.Л. Процесс развития федеративных отношений // Вестник Моск. ун-та. Сер. 11, Право. 1998. № 6.

Золотарева М.В., Хабриева Т.Я. Правовые основы изменения состава субъектов Российской Федерации // Государство и право. 2001. № 1.

Иванов В.В. Автономные округа в составе края, области — феномен «сложносоставных субъектов Российской Федерации» (конституционно-правовое исследование). М., 2002.

Иванов В.В. Новые подходы к теории территориального устройства и федеративная система России // Правоведение. 2002. № 3.

Кабышев В.Т. Российский федерализм: конституционные основы, тенденции развития // Конституционное развитие России: Межвуз. сб. науч. статей. Саратов, 1996. Вып. 2.

Кабышев В.Т. Федерализм и конституционная система власти в России // 5 лет Конституции Российской Федерации: по пути к федерализму и местному самоуправлению: Материалы «круглого стола. М., 1999.

Карапетян Л.М. Федеративное устройство Российского государства М., 2001.

Карасев М.Н. Институт совместного ведения Российской Федерации и субъектов Федерации: необходимы серьезные изменения // Журнал российского права. 2001. № 9.

Козак Д.Н. Проблемы разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации // Журнал российского права. 2002. № 5.

Комарова В.В. Некоторые проблемы правового регулирования административно-территориального устройства (вопросы теории и практики) // Право и власть. 2002. № 2.

Кондрашев А.А. Правовой статус субъекта Российской Федерации: опыт доктринального исследования // Правоведение. 2003. № 6.

Конюхова И.А. Структура Российской Федерации: современное состояние и перспективы развития //Государство и право. 2007. № 2. С. 37-45.

Кремянская Е.А. Развитие федерализма на современном этапе: опыт Канады и Российской Федерации // Журнал российского права. 2003. № 4.

Крылов В.С. Федерализм и его будущее // Журнал российского права. 1999. № 1.

Кутафин О.Е. Российская автономия. М., 2006.

Лебедев А.Н. Статус субъекта Российской Федерации (основы компетенции, конституционная модель, практика). М., 1999.

Ливеровский А.А. Актуальные проблемы федеративного устройства России. СПб., 2002.

Михалева Н.А. Правовые проблемы создания Союзного государства России и Беларуси // Государство и право. 2002. № 6.

Мамонов В.В. Миграционная политика России // Конституционное развитие России: Межвуз. сб. науч. статей. Саратов, 2005. Вып. 6.

Михалева Н.А. Конституционное законодательство стран СНГ на современном этапе (динамика развития) // Государство и право. 2004. № 9.

Некрасов С.И. Конституционно-правовая ответственность субъектов внутрифедеративных отношений в Российской Федерации: специфика состава конституционного деликта, применяемых санкций, классификации // Государство и право. 2005. № 8.

Станкевич З.А. История крушения СССР: политико-правовые аспекты. М., 2001.

Столяров М.В. Компетенция власти: Разграничение предметов ведения и полномочий между Федерацией и ее субъектами в условиях реформирования. 2-е изд. М., 2006.

Угланова О.А. Конституционные основы регулирования субъектного состава Российской Федерации: теория и практика. Саратов, 2009.

Умнова И.А. Конституционные основы современного российского федерализма. М., 1998.

Усс А.В. Российский федерализм: приоритеты развития // Журнал российского права. 1999. № 9.

Усс А.В., Безруков А.В., Кондрашев А.А. Проблемы образования субъектов Российской Федерации и изменения их конституционно-правового статуса в контексте перспектив российского федерализма // Журнал российского права. 2004. № 7.

Федерализм: теория, институты, отношения (сравнительно-правовое исследование) / Отв. ред. Б.Н. Топорнин. М., 2001.

Филиппов Н.К. Конституционное развитие республик — субъектов Российской Федерации. Чебоксары, 1999.

Хабриева Т.Я. Национально-культурная автономия в Российской Федерации. М., 2003.

Хабриева Т.Я. Российская Конституция и эволюция федеративных отношений // Государство и право. 2004. № 8.

Черепанов В.А. Конституционно-правовые основы разделения государственной власти между Российской Федерацией и ее субъектами. М., 2003.

Чертков А.Н. Возможности совершенствования субъектного состава Российской Федерации: правовые аспекты // Журнал российского права. 2006. № 11.

Чиркин В.Е. Современное федеративное государство. М., 1997.

Чиркин В.Е. Предметы ведения Федерации и ее субъектов: разграничение, сотрудничество, субсидиарность // Государство и право. 2002. № 5.

Шинкарецкая Г.Г. Союзное государство Белоруссии и России // Государство и право. 2001. № 6.

Юрьев С.С. Правовой статус национальных меньшинств. 2-е изд., испр. и доп. М., 2000.

 

 


Планы семинарских занятий студентов

2-го курса в 3-м семестре

 

Тема Кол-во часов
Дневная форма обучения  
10. Российское избирательное право  
11. Президент РФ  
12. Федеральное Собрание РФ  
13. Правительство РФ  
14. Конституционные основы судебной власти в Российской Федерации  
15. Органы государственной власти в субъектах РФ  
16. Конституционные основы местного самоуправления в Российской Федерации  
ИТОГО:  
Вечерняя форма обучения  
5. Конституционные права, свободы и обязанности человека и гражданина  
6. Государственное устройство России  
7. Российское избирательное право  
8. Президент РФ  
9. Федеральное Собрание РФ  
10. Правительство РФ  
11. Конституционные основы судебной власти в Российской Федерации  
12. Органы государственной власти в субъектах РФ  
ИТОГО:  

 

Тема 10. Российское избирательное право
(8 часов)

 

1. Выборы: понятие, социальное назначение и политико-правовая роль.

2. Избирательная система и ее конституционно-правовое регулирование.

3. Российское избирательное право. Конституционные принципы субъективного избирательного права.

4. Избирательный процесс, его основные стадии.

Контрольные вопросы

 

1. Раскройте значение термина «выборы».

2. Какой вид избирательной системы введен сегодня в России?

3. Дайте правовой анализ ч. 2 и 3 ст. 32 Конституции РФ.

4. Вправе ли член избирательной комиссии отказать гражданину в ознакомлении со списком избирателей?

 

Темы докладов и рефератов

 

1. Политико-правовая сущность выборов.

2. Особенности современной избирательной системы в России.

3. Проблемы совершенствования избирательного законодательства в Российской Федерации.

 

Задачи

1. В соответствии с официальными итогами выборов в Государственную Думу Федерального Собрания РФ 2 декабря 2007 г. партии, победившие на этих выборах (преодолевшие 7% избирательный барьер) получили следующее количество голосов избирателей:

Единая Россия – 44714241;

КПРФ – 8046886;

ЛДПР – 5660823;

Справедливая Россия- 5383639.

Используя соответствующую методику, распределите между данными партиями депутатские мандаты (450).

См.:Федеральный закон от 20 декабря 2002 г. «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (в ред. от 24 июля 2007 г

2. В Законе Республики Карелия «О выборах Законодательного Собрания Республики Карелия» были лишены избирательного права военнослужащие срочной службы.

Дайте правовой анализ конституционности данного Закона.

3. При выборах депутатов Саратовской областной Думы третьего созыва (сентябрь 2002 г.) кандидат в депутаты Б. изготовил листовки, содержащие порочащие сведения об одном из кандидатов в депутаты областной Думы.

Какие правовые последствия могут наступить?

Какая ответственность может наступить при обжаловании действий кандидата в депутаты Б.?




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1283; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.07 сек.