Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лесные ресурсы 1 страница




Водные ресурсы

Общие запасы воды на Земле составляют 1386 млн. км3, но 96,5 % приходится на соленые воды Мирового океана и 1 % на соленые подземные воды. На пресные воды приходится всего 2,5 % объема гидросферы (водная оболочка Земли), а если исключить из расчета полярные льды, которые еще практически не используются, то в распоряжении человечества остается 0,3 % общего количества воды на Земле.

Общий водозабор ежегодно составляет более 4780 км3. Только в США ежегодно используется 500 км3 пресной воды, в России - 100 км3. Главным потребителем воды в мире является сельское хозяйство (69%), затем идут промышленность (21%), коммунальное хозяйство (10 %)

Мировые лесные ресурсы характеризуются показателями лесистости, лесной площади и запаса древесины на корню.

Показатель лесной площади отражает размер территории, покрытой лесами. Лесистость показывает отношение площади лесов к общей территории страны. Запасы древесины на корню определяются умножением среднего количества древесины (в м3) на площадь, занятую лесами.

Покрытые лесом площади во всем мире достигают 40,1 млн. км2 (на леса наиболее пригодные для эксплуатации приходится 28 млн. км2), в России - 8,1, Бразилии - 3,2, Канаде - 2,6, США - 2 млн. км2.

Общие запасы древесины на корню во всех лесах мира составляют 370 млрд. м3. Россия занимает первое место в мире по запасам древесины (23% мировых запасов). Ежегодный прирост древесины в доступных местах составляет 1,8 млрд. м3. Объем вырубки ежегодно составляет 3,4 млрд. м3. Таким образом, объем вырубки превысил природное воспроизводство древесины в доступных местах. Это грозит переходом леса в доступных местах из разряда восстанавливаемых ресурсов в разряд невосстанавливаемых природных ресурсов.

Роль природных ресурсов в мировой экономике

Природные ресурсы являются необходимым условием развития национальных хозяйств. За последние 3 - 4 десятилетия колоссально вырос совокупный объем потребления природных ресурсов (в целом идет рост потребления, но по отдельным видам ресурсов в каждый конкретный момент времени, период развития человечества происходит снижение или рост потребления ресурса, по различным причинам. Так, например, корпорация "Ксерокс" создала бессеребряную технологию фотографии. Если учесть, что на фотографические изделия падает 40 % мирового потребления серебра, то нетрудно понять, что эта технология ведет к резкому падению потребности и спроса на серебро, по прогнозам экспертов не менее чем на 1098 т в год. В случае открытия альтернативных источников энергии может снизиться спрос на уголь, нефть, газ - природные ресурсы, которые и составляют основную долю роста совокупного объема потребления природных ресурсов). Из всей массы добытых в XX веке полезных ископаемых 3/4 приходится на период после 1960 г. На индустриально развитые страны падает половина добычи сырья и 90% его использования. Ежегодно совокупный объем потребления людьми природных ресурсов увеличивается на 5 %. Человечество постоянно ищет и находит способы экономного потребления ресурсов, создает материалы, заменяющие природные ресурсы, использует вторичное сырье (для возвратных ресурсов), например, железо. Вторичное сырье оценивается в 15 - 20% стоимости первичного.

Природные ресурсы реализуются на внутренних и внешних рынках. В международной (внешней) торговле природными ресурсами действуют 2 противостоящие группы факторов. Так, неравномерность размещения ресурсов в недрах Земли, ограниченность или отсутствие запасов определенных природных ресурсов в отдельных странах - потребителях, их неразведанность, невозможность добычи по технико-экономическим причинам, рост производства товаров при изготовлении которых используют импортное натуральное сырье, политика консервации собственных природных ресурсов, способствуют, ведут к росту объемов торговли природными ресурсами между странами.

Напротив, снижение энергоемкости и материалоемкости национальных производств, развитие собственной добычи природных ресурсов в странах - потребителях, сокращение экспорта странами - добытчиками необработанных ресурсов, переход на искусственные ресурсы, снижение объемов производства товаров при изготовлении которых используют импортное натуральное сырье, способствуют, ведут к снижению объемов международной торговли природными ресурсами.

Во второй половине XX века наметилось абсолютное увеличение совокупного объема международной торговли природными ресурсами и сокращение его удельного веса во всей международной торговле.

Сегодня существует ряд проблем современного потребления природных ресурсов:

Проблема исчерпаемости минерально-сырьевых ресурсов.

Проблема воспроизводимости лесов (с середины XX в. исчезла 1/5 часть лесных массивов планеты).

Проблема неэффективного использования земельных ресурсов планеты:

ü реально обрабатывается лишь 1/3 часть земель, пригодных для сельского хозяйства;

ü низкая эффективность ведения сельского хозяйства: средние мировые урожаи примерно в 3 раза ниже максимально возможных (даже при существующих методах обработки земли можно обеспечить продовольствием 10 млрд чел.);

ü истощение почв.

Проблема дефицита пресной воды: ее состояние характеризуется большой загрязненностью; наличие пресной воды составляет лишь 3% от мировых водных запасов планеты.

Проблема загрязнения воздуха (ранее существовало представление о том, что воздушный бассейн — это неисчерпаемый самовоспроизводящийся ресурс).

 

Тема 5. ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ МИРОВОГО ХОЗЯЙСТВА

Под трудовыми ресурсами мирового хозяйства понимают часть населения, обладающая физическим развитием, умственными способностями и знаниями, необходимыми для осуществления полезной деятельности в общественном производстве. В состав трудовых ресурсов включаются лица трудоспособного возраста, работающие лица пенсионного возраста, работающих подростков моложе трудоспособного возраста, но в них не включают инвалидов.

5.1. Динамика и структура населения мира

Население Земли в XX в. увеличилось с 1,5 до 6,2 млрд. человек. Рост населения в отдельных регионах происходит неравномерно (табл. 5.1.).

 

Таблица 5.1.1.

Рост населения Земли по основным группам стран.

  Группы стран   Среднегодовые темпы, % Доля в населении мира (2000г.), %
    60-е гг. 70-е гг. 80-е гг. 1991г.- 2000 г.  
Все страны 2.1 1.9 1.7 1.4  
Развитые 1.1 0.8 0.7 0.6 14.2
Развивающиеся 2.4 2.3 2.1 1.7 79.1
С переходной экономикой (СНГ, Балтия, Центральная и Восточная Европа)   1.2   0.8   0.9   0.1   6,7
В том числе Россия 1.3 0.7 0.6 -0,3 2.4
Источник: Год планеты.1997С.22;World Development Report.1998/99 Р.195.

Темпы прироста населения в развитых странах в последние два десятилетия остаются стабильно низкими. В результате усилилась диспропорция в распределении населения Земли между основными группами стран. Главное следствие этого - неуклонный рост концентрации трудовых ресурсов мира в развивающихся странах. Причем 2/3 мировых ресурсов рабочей силы приходится на страны с самыми низкими показателями ВВП на душу населения.

Возрастная структура населения.

Население делится на три возрастных группы: моложе трудоспособного возраста (дети); трудоспособного возраста; старше трудоспособного возраста (пенсионеры). Эти группы образуют возрастную структуру населения. Выделяют два основных типа возрастной структуры. Первый тип - детей > пенсионеров. Такая структура (демографическое омоложение) характерна для развивающихся стран. Второй тип - детей < пенсионеров. Такая структура (демографическое старение) характерна для развитых стран и государств с переходной экономикой. В развитых странах и государствах с переходной экономикой численность трудоспособного населения лишь ненамного превышает число пенсионеров, и это превышение быстро сокращается.

Чем > пенсионеров и детей (иждивенцев) приходится на одного человека трудоспособного возраста, тем < возможности повышения уровня жизни или тем > экономическая нагрузка на общество. Так, в Индии детей 36 % населения, в Нигерии детей - 47,0 %. Только по детям на экономику Индии ложится высокая экономическую нагрузка: необходимо ежегодно строить 130 000 новых школ, подготавливать 400 тыс. учителей, создавать 5 млн. рабочих мест, с чем экономика Индии, несмотря на лидирующую позицию среди развивающихся стран, не справляется.

5.2.Трудовые ресурсы мира: количественные и качественные аспекты

Экономически активное население

Население трудоспособного возраста состоит из: работающих, ищущих работу, учащихся, занятых только домашним хозяйством, военнослужащих срочной службы. Экономически активное население – это часть трудоспособного населения, которая включает занятых и ищущих работу. Экономически активное население мира в 2002 г составляло 2695 млн. чел.(47,8 % всего населения мира, в т.ч. мужчины -60 %, женщины - 40 %).

Уровень образования трудовых ресурсов

Хотя развитые и с переходной экономикой страны уступают развивающимся государствам по численности трудовых ресурсов, они опережают последние по качеству рабочей силы - общеобразовательному уровню. Так, доля лиц с высшим и средним образованием в России составляет 51% занятых. В развивающихся странах качество трудовых ресурсов определяется не столько наличием высшего или среднего образования, сколько уровнем грамотности (умение писать, читать, считать). В этих странах высока доля неграмотных. Низкий уровень образования населения во многих развивающихся странах определяет низкую производительность труда, ведет к консервации устаревших форм хозяйствования, блокирует технический прогресс.

 

Таблица 5.2.1.

Трудовые ресурсы ряда стран мира в 2000г.

  Население, млн. человек
Страны   Всего Экономически активное Доля женщин в экономически активном населении, %
Россия      
США      
Китай      
Индия      
Бразилия      
Мексика      
Германия      
Франция      
Великобри тания      
Источник: World Development Report. 1998/99. Р. 194-195.

Эффективность использования рабочей силы в стране определяется показателями: уровень открытой безработицы; количество часов работы одного занятого в год и объемом производства на одного занятого. Уровень безработицы определяется как отношение числа лиц, имеющих статус безработного, к численности экономически активного населения. Второй показатель определяется отношением суммы часов отработанных всеми занятыми к числу занятых. Этот показатель в Южной Корее - 2447 часов, в Японии - 1815ч., в США - 1845ч., Великобритании - 1715, России - 1736ч. Сравнительно низкое значение этого показателя в России объясняется высокой скрытой безработицей (люди числятся занятыми, но работы нет). В 2003 году число безработных на планете достигло 186 млн. человек, или 6,9 % всей мировой рабочей силы. В составе резервной армии труда – 108 млн. мужчин и 78 млн. женщин. Среди молодежи показатель безработицы более чем в два раза выше среднего – 14,4 %. В России на 1 января 2004 года число безработных составляло 5,9 млн. человек, то есть 8,4 % экономически активного населения.

Главным показателем, характеризующим эффективность использования рабочей силы является уровень производительности труда, определяемый как объем производства на одного занятого. Лидерами по этому показателю являются индустриальные страны мира: США (60, 7 тыс. долл.), Бельгия (54, 3 тыс. долл.), Ирландия и Франция (по 52 тыс. долл.). В России этот показатель составляет 16,9 тыс. долл., что составляет только 28 % от показателя США и 40 % от показателя Японии.

Отраслевая структура занятости

В развитых странах сдвиги в отраслевой структуре занятости происходят по трем направлениям.

1.Удельный вес населения, занятого в сельском и лесном хозяйстве, достиг, вероятно, минимального уровня и в 2000г. составлял, %: Испания-15;Япония-10; Франция-8;Германия-5,6; Канада-4,7; США-3,1; Англия-2,5.

2. Постепенно снижается доля занятых в промышленности и строительстве. В 2000 г. она составляла, %: Франция-32; США-27,9; Канада-26.

3. Продолжает расти доля занятых в сфере услуг. В 2000 г. она составила, %: США-59; Канада и Англия-57; Франция-52; Япония-50; Италия-44.

В отраслевой структуре занятости стран с переходной экономикой просматриваются следующие тенденции:

1) быстрый рост доли занятых в сфере услуг - с 37 % до 48 % (1990- 2000гг. Россия);

2) сокращение доли занятых в промышленности и строительстве - с 42,3 % до 37,9 % (1990 – 2000 гг. Россия);

3) сохранение довольно высокой доли занятых в сельском и лесном хозяйстве - 14,9% в 2000г. (Россия), 28% в 1998г. (Польша), 15% в 1997г. (Венгрия)

В развивающихся странах преобладающая часть занятого населения сосредоточена в сельском и лесном хозяйстве -56 % в 2000 г.(Индонезия). Доля занятых в промышленности и строительстве невысока. Так, в 2000 г. она составила в Египте и Пакистане -20 %, Индонезии-13 %.

В новых индустриальных странах доля занятых в сельском и лесном хозяйстве близка к показателям стран с переходной экономикой (в 2000 г. Южная Корея-18 %, Бразилия-25, Тайвань-16 %). В промышленности и строительстве в Южной Корее занято- 35 %, в Бразилии-23 %.

Занятость работников сферы услуг возрастает абсолютно и относительно во всех группах стран. В сельском хозяйстве, промышленности и строительстве происходит относительное сокращение численности занятых, а нередко сокращается и абсолютная численность занятых в этих сферах. Работники из этих сфер перемещаются в сферу услуг. Увеличивается доля работников умственного труда (специалистов и служащих).

В США в результате структурной перестройки экономики из промышленности и сельского хозяйства ежегодно вытесняется от 1 до 2 млн. работников. Рабочая сила переходит в сферу услуг. В России также происходит перемещение работников из промышленности в сферу услуг. Относительная численность (доля) занятых в сельском хозяйстве России медленно сокращается.

Усложнение системы хозяйственных и социальных связей, увеличение информационных потоков, научно-технический прогресс вызвали рост спроса на работников со следующими качествами: а) способных работать с информацией (человек - знак); б) способных работать с людьми (человек - человек); в) способных работать с современной техникой (человек-техника); г) способных жить в гармонии с природой (человек-природа).

5.3.Мировой рынок труда и международная (внешняя) миграция рабочей силы

Мировой рынок труда складывается из экспорта и импорта рабочей силы. При этом все большее число государств привлекает иностранную рабочую силу или направляет трудовых мигрантов за рубеж. Если в 1970 г. в процессы международного обмена было вовлечено 64 страны, то в 1997 г. - 105 стран.

Понятие и виды международной (внешней) миграции рабочей силы

Внешняя миграция рабочей силы - перемещение населения через государственную границу для работы по трудовому контракту с работодателем другой страны.

Внешняя миграция рабочей силы делится на:

1) трудовую эмиграцию - выезд трудоспособного населения из страны;

2) трудовая иммиграция - въезд трудоспособного населения в страну.

Выделяют виды трудовой миграции:

1) безвозвратная - мигранты выезжают на постоянное место жительства;

2) возвратная делится на:

1. временно-постоянная, когда миграция ограничена сроком пребывания в стране въезда от одного года до шести лет;

2. сезонная - связана с въездом для работы в тех отраслях, которые имеют сезонный характер (с/х, рыболовство, сфера услуг), в пределах до 1 года;

3. маятниковая (челночная, приграничная) - ежедневный переезд из одной страны в другую и обратно. Мигрантов, работающих таким образом, называют рабочими - фронтальерами.

Также существует нелегальная миграция и "утечка мозгов" (выезд высококвалифицированных кадров).

Масштабы и направления международной миграции рабочей силы

Миграция рабочей силы в мире растет. В середине 90-х в мире насчитывалось 30 млн. трудящихся мигрантов. Ежегодно из страны в страну в поисках работы переезжает около 20 млн. человек.

Во второй половине ХХ в. сложилось несколько крупнейших центров притяжения международной миграции рабочей силы: (1) Западная Европа - в начале 90-х гг. здесь насчитывалось 20 млн. иммигрантов; (2) Нефтедобывающие страны Западной Азии (Катар, ОАЭ, Кувейт, Оман, Саудовская Аравия, Бахрейн) - в середине 90-х здесь насчитывалось 5 млн. иммигрантов; (3) Израиль - с конца 80-х до 2000 г. только из бывшего СССР прибыло 1 300 000 человек (население Израиля в 2000 г.: 6 150 000 чел); (4) США и Канада -7млн. человек.

США ведут иммиграционную политику, ее важнейшими целями являются: поощрение притока высококвалифицированных специалистов и рабочих; поощрение притока иммигрантов-инвесторов (иммиграция разрешается при условии инвестирования в экономику США определенной суммы). Масштабы трудовой иммиграции определяются жесткими рамками иммиграционных квот для каждой конкретной страны и по профессиональным группам. Трудовая иммиграция в США разделяется на 2 потока: низкоквалифицированная рабочая сила, в основном прибывает из Мексики, стран Карибского бассейна, Филиппин; высококвалифицированные работники, в основном иммигрируют из Западной Европы, России, Индии.

Экономические последствия миграции рабочей силы

Влияние миграции (эмиграции и иммиграции) рабочей силы на страну может быть как положительным так и отрицательным. Рассмотрим отдельно последствия иммиграции и отдельно последствия эмиграции для страны.

Положительные последствия иммиграции рабочей силы для стран-импортеров: повышение конкурентоспособности их продукции; освоение новых производств; экономия средств на подготовке специалистов; перемещение национальной рабочей силы в высокотехнологичные отрасли; сохранение секторов экономики непривлекательных для местных работников; сдерживание роста оплаты труда местных работников.

Привлекая из-за рубежа на высококвалифицированную работу специалистов различного профиля, страны-импортеры исходят из того, что эти специалисты могут повысить конкурентоспособность их продукции, способствовать освоению новых производств (особый спрос на ученых в области естественных наук и некоторых специалистов технического профиля: программистов, электронщиков). Иммиграция квалифицированных кадров позволяет принимающим странам экономить значительные средства на подготовке специалистов. По самым скромным оценкам за счет привлечения иностранных специалистов, только в сфере образования и науки за период с 1960 по1990 г., США сэкономили 15 млрд. долл.

Привлекая из-за рубежа рабочую силу на низкоквалифицированную работу, страны-импортеры обеспечивают нормальное функционирование отраслей с тяжелыми, вредными, низкооплачиваемыми - непривлекательными, непрестижными работами, например, строительство, автомобильная промышленность, отдельные ниши в сфере услуг, сельском хозяйстве и др. Национальная рабочая сила перемещается в высокотехнологичные отрасли без ущерба для тех секторов, из которых уходят местные работники.

Иммигранты готовы трудиться за сравнительно низкую по стандартам принимающей страны заработную плату. Это позволяет сдерживать рост оплаты труда местных работников.

Отрицательные последствия иммиграции для стран-импортеров: усиление конкуренции на рынке рабочей силы, ведущее к снижению заработной платы местных работников; межнациональные конфликты.

В целом влияние иммиграции на страну-импортера может быть как положительным, так и отрицательным.

Положительные последствия (выгоды) эмиграции рабочей силы для стран-экспортеров: страна-экспортер получает доходы в виде денежных переводов эмигранта родным; трудовые мигранты при возвращении на Родину привозят с собой ценности, сбережения, средства - производства.

Отрицательные последствия эмиграции рабочей силы для стран-экспортеров. Трудовая эмиграция сопровождается "утечкой умов", отъездом образованных и квалифицированных работников. Нередко такая эмиграция носит безвозвратный характер и ведет к ослаблению интеллектуального и экономического потенциала страны-донора.

В целом влияние эмиграции на страну-донора может быть как положительным, так и отрицательным.

Тема 6. НАУЧНЫЕ РЕСУРСЫ МИРА

Процесс создания знаний и изобретений является частью инновационной системы, в которой фундаментальные исследования, технический и экономический прогресс взаимосвязаны и взаимозависимы.

Позитивная взаимосвязь технического прогресса и экономического роста доказана многими исследователями. Так, профессор Массачусетского технологического института Р. Солоу, удостоенный впоследствии Нобелевской премии, показал, что решающим фактором экономического роста является не капитал, а технический прогресс. Расчеты Я. Тинбергена, тоже нобелевского лауреата, доказали, что еще в первой половине 20 века в США произошел переход с экстенсивного, ресурсоемкого экономического роста на интенсивный, основанный на техническом прогрессе. К концу ХХ века уровень развития инновационной сферы – науки, наукоемких отраслей, мировых рынков технологий определяет границы между бедными и богатыми странами, влияет на качество жизни.

Если представить техническую историю как чередование длинных циклов, в каждом из которых возникает, развивается и становится доминирующей группа технологий, определяющая технологическую парадигму, то на начало ХХ века приходится завершение третьего цикла, в котором были решены задачи создания отраслей производства стали и электричества, строительства железных дорог. В четвертом цикле, определившим большую часть истории века, доминировали автомобилестроение и химическая промышленность, создавались автострады и авиалинии, радио и телефон стали универсально доступными средствами связи. Современный инновационный процесс в развитых странах находится в начале пятого цикла, который характеризуется компьютерной революцией, формированием глобальных научно-исследовательских сетей, распространением интернет-технологий.

Научные ресурсы определяют возможности страны осуществлять научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР). На состояние и тенденции развития научных ресурсов страны влияют две группы факторов:

1) количественные - наличие в стране научных исследователей, материально - технического обеспечения НИОКР, финансовых ресурсов выделяемых на науку и ее обслуживание;

2) качественные - система организации науки и научного обслуживания, приоритеты научных разработок.

6.1.Научные ресурсы: основные показатели расходов на НИОКР и их результативность.

Научные ресурсы стран характеризуются следующими показателями:

расходы на НИОКР в стране в млрд долл.;

расходы на НИОКР на душу населения;

доля расходов на НИОКР в ВВП;

доля государства в расходах на НИОКР;

доля страны на мировом рынке высоких технологий (к числу высоких технологий относят 5 важнейших направлений технологического развития: информационные технологии; технологии, основанные на использовании новых материалов; космические технологии; ядерные технологии; биотехнологии);

доля продукции наукоемких отраслей в ВВП (авиакосмическая, приборостроительная, электротехническая, электронная и др., где доля расходов на НИОКР составляет более 3,5 %, а доля научного персонала не менее 2,5 %);

доля расходов на НИОКР в бюджете страны;

количество международных премий (прежде всего Нобелевских) за выдающиеся научные достижения (показатель результативности расходов на НИОКР);

количество национальных патентных заявок страны (ПРР на НИОКР);

частота ссылок в научных трудах на работы исследователей из данной страны (ПРР на НИОКР);

экономическая эффективность научно-технической сферы. Определятся как отношение выпуска наукоемкой продукции (или изменение выпуска) к расходам на НИОКР (ПРР на НИОКР);

численность специалистов, занятых в науке и научном обслуживании.

 

Таблица 6.1.

Расходы различных стран на НИОКР (2001 год, данные ОЭСР)

Страна Расходы на НИОКР, в млрд. долл. США Доля расходов на НИОКР, в % к ВВП
     
Всего по странам ОЭСР 645,4 2,33 %
США 282,3 2,8 %
Европейский Союз 186,3 1,9 %
Япония 103,8 3,2 %
Китай 59,8 1,2 %
Германия 53,9 2,5 %
Франция 35,1 2,3 %
  Продолжение таблицы 6.1.
     
Великобритания 29,4 1,8 %
Южная Корея 22,3 2,95 %
Индия 19,4 0,8 %
Канада 17,4 1,8 %
Италия 15,5 1,15 %
Бразилия 13,7 1 %
Россия 11,6 1,16 %
Тайвань 10,9 2,3 %
Швеция 9,9 4,3 %
Австралия 7,7 1,5 %
Израиль 6,4 4,81 %
Финляндия 4,7 3,45 %

Лидирующие позиции в сводном рейтинге стран по оценке ОЭСР занимают США, потратившие на НИОКР 282 млрд долларов. Второе место у Японии, третью строчку занял «развивающийся» Китай.

На долю государственного бюджета приходится 40 % расходов Китая на НИОКР, в США – 27 %, в Японии – 18 %, в России – 15 %.

Тройка мировых лидеров по числу научных работников выглядит так: больше всего их в США – 1,3 млн. человек, затем следует Китай – 743 тыс. человек и Япония (648 тыс.), Россия на четвертом месте – 505 тыс. человек. Из 147 тысяч человек, получивших ученые степени по странам ОЭСР 26 тысяч россияне. Однако, доля расходов России на НИОКР в процентах от ВВП составляет всего 1,16 %, тогда как в среднем по ОЭСР этот показатель составляет 2,33 %, лидер же в этой номинации – Израиль- тратит на НИОКР 4,81% своего ВВП.

6.2.Основные научно-технические центры мира

Основные научные ресурсы мира сосредоточены в США, странах Европы, Японии, России. На долю США приходится больше половины всех финансовых ресурсов мира, выделяемых на НИОКР.

Малые развитые страны (Швеция, Швейцария, Нидерланды и др.) входят в число лидеров лишь на отдельных, сравнительно узких направлениях НТП, при этом нередко в кооперации с фирмами других стран. Некоторые новые развитые страны (Южная Корея) и ключевые развивающиеся страны (Китай, Индия) прорываются на отдельных направлениях в число лидирующих.

Научно-технический потенциал России

По научно-техническому потенциалу к началу 1990-х гг. СССР занимал лидирующее место в мире наравне с США. Затраты на НИОКР в 1990 г. составляли 3,5 % ВВП. Общее число научных работников на начало 1991 г. составляло 1985 тыс. человек, в том числе 542 тыс. докторов и кандидатов наук. Научно-технический потенциал СССР был ориентирован на всевозможные виды исследований по всем направлениям знаний.

В период перехода к рыночной экономике в России значительно снизились ассигнования на науку (1,16 % ВВП в 2001г. и 3,5 % ВВП в 1990 г.), в 2 раза уменьшилось число работников в науке.

Сегодня наука России, в основном за счет накопленного потенциала в советские годы, продолжает занимать лидирующие в мире позиции по таким направлениям, как авиационная и космическая техника, атомная энергетика, биотехнология, керамические и сверхтвердые материалы, белковые препараты и компоненты, системы искусственного интеллекта и виртуальной реальности.

В развитии ведущих современных электронных и информационных технологий (сотовая, спутниковая телефонная связь, компьютеры и суперкомпьютеры, передача информации в Интернет) мир обязан ученым России и бывшего СССР, которые сделали фундаментальные открытия в области твердых материалов для электронной промышленности (Жорес Алферов - в 2000 г. награжден Нобелевской премией за выдающиеся достижения в области физики полупроводников). Его научная школа, школа в которой этот ученый вырос, своим открытием 1970 года перевернула не только мир науки и техники, но и изменила всю социальную структуру мира, повлияла и влияет на развитие экономик стран, производящих и использующих современную электронную технику. К сожалению, в нашей стране эта научная ветвь была оценена бесперспективной и отечественная электронная промышленность была ориентирована на технологии IBM тех лет. Тем временем США, а затем и Япония стали активно использовать открытие Алферова. При этом не афишировалось, открыто не выражалось мнение о всей ценности полученного в России материала. С помощью спецслужб США эта научная мысль в отечественных кругах лиц, принимавших финансовые решения, была обесценена и нашей электронной промышленности была навязана тупиковая ветвь развития. В 90-х годах наша электронная промышленность перестала финансироваться государством. Спустя 30 лет, когда уже нельзя было скрывать причину своих успехов в электронике, когда конкурента, открывшего верный путь, сбили с правильного пути, завели на ложный, тупиковый путь развития и бросили там, когда он безнадежно, с точки зрения западных экспертов, отстал, политики западных стран разрешили официально признать вклад нашего ученого в их развитие. Оптимизм и продолжавшаяся все эти годы работа Алферова, его коллег и учеников по нащупанному пути на Родине, открытый интерес и поступающие предложения к ученому со стороны служб миграции США, говорят о новых возможностях развития в этой научно-технической сфере. Остается надеяться, что во второй раз лица, принимающие финансовые решения прислушаются мнения и поведут себя в соответствии с рекомендациями наших ученых).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 492; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.