Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лесные ресурсы 2 страница




В связи с длительной нехваткой финансовых ресурсов России пришлось отказаться от проведения научных исследований по всему фронту НИОКР и перейти к тактике точечных прорывов (прорывов на отдельных направлениях). Из 100 главных направлений НИОКР (по отечественной классификации) Россия лидирует сегодня по 17 из них. Научно-технический потенциал России в большей степени ориентирован на фундаментальные исследования. Сегодня руководство России стало обращать внимание на вопросы сохранения и развития мощного, но начавшего иссякать научного потенциала России – стратегического ресурса развития экономики нашей страны. Заметно увеличилось финансирование ведущих научно-технических центров страны. Регулярными стали встречи представителей исполнительной власти с трудовыми коллективами научно-технических центров, наукоемких российских производственных предприятий, а также с нашим студенчеством – настоящим преемником и будущим генератором прогрессивных достижений научной и практической деятельности.

Научно-технический потенциал США

США обладают крупнейшим в мире научно-техническим потенциалом. В 2001 году общая численность научных работников составляла 1,3 млн. человек + 6 млн. занятых в научном обслуживании.

Сочетание высокого уровня технического оснащения, научного обслуживания, финансового обеспечения с высоким уровнем квалификации ученых (собственных и большой доли иммигрантов) обеспечивает ведущую роль США в мировой науке.

США лидируют в мире по таким направлениям НТП, как выпуск суперкомпьютеров военного и производственного назначения и их программное обеспечение, производство авиационной и космической техники, лазеров и биотехнологии. Научно-технический потенциал США в одинаковой степени ориентирован как на фундаментальные, так и на прикладные исследования.

Научно-технический потенциал Европы

Европа- один из главных в мире центров науки. Общая численность научных работников в Европе превышает 1000 тыс. человек, в том числе исследователи Центральной и Восточной Европы - более 300 тыс. человек. Отличительной чертой научно-технического потенциала Европы является сравнительно небольшое число военных и космических исследований по сравнению с США и Россией.

Страны региона занимают передовые рубежи в строительстве АЭС, производстве фармацевтических препаратов, технике связи, ряде отраслей транспортного машиностроения. В то же время Европа отстает в таких областях, как производство интегральных схем и полупроводников, изготовление микропроцессоров, биоматериалов. Научно-технический потенциал стран Западной Европы в значительной степени ориентирован на фундаментальные исследования.

Научно-технический потенциал Японии

Расходы Японии на НИОКР в ВВП сегодня являются третьими в мире – 3,2 %. Приоритетными отраслями японской экономики стали такие наукоемкие производства, как выпуск промышленных роботов, медицинской электроники, информационных систем, интегральных схем, новых металлов и керамики, оптических волокон, биотехнологии. Япония занимает ведущие позиции по экспорту микроэлектронных компонентов и электронной потребительской техники.

Но, несмотря на успехи японских фирм в развитии наукоемких производств, все еще сохраняется значительная зависимость от американской технологии. Технологическая и научная зависимость очень беспокоит японцев и поэтому, исчерпав фактор использования зарубежных технологий, государство и частные компании Японии сосредоточили свои усилия на развитии собственных исследований вместо преимущественного использования зарубежных научно-технических достижений.

Научно-технические связи в мире

Научно-технические связи в мире образуются:

на некоммерческой основе (публикации, конференции, миграция специалистов);

на коммерческой основе (продажа технологий, продажа лицензий на право использовать технологию, торговля наукоемкой продукцией).

Технологии продаются двум потребителям: своим зарубежным филиалам и независимым фирмам. Новые технологии продаются или передаются своим филиалам. Старые технологии и не относящиеся к числу наукоемких (металлургия, металлообработка, текстильная промышленность и др.) продаются независимым фирмам.

Крупнейшим в мире продавцом в мире технологий является США. Положительное сальдо в торговле лицензиями имеют Великобритания и Швейцария. Япония, которая в 50-80-х гг была одним из крупнейших в мире потребителей научно-технических достижений, и в настоящее время все еще больше платят за иностранную технологию, чем получают за экспорт своей, но этот разрыв уменьшается. Такие страны, как Аргентина, Бразилия, Мексика, Индия, Турция, целенаправленно осуществляет закупку иностранных технологий, а экспортируют в небольшом объеме лицензии в основном в соседние государства. Россия импортирует технологии в большем объеме, чем экспортирует.

Общий объем продаж наукоемкой продукции на международном рынке составляет 2,3 трлн. долл. Из этого объема на долю США приходится 39 %, Японии -30 %, Германии - 16 %, России - 1% (низкая доля нашей страны объясняется слабой организацией коммерческой деятельности в научно-технической сфере, преобладанием фундаментальных НИОКР над прикладными, часто отсутствует доведение разработок до стадии потребительского использования и контролем большинства привлекательных рынков высокотехнологичной продукции такими странами как США, Германия и Япония).

 

Тема 7. ОТРАСЛЕВАЯ СТРУКТУРА МИРОВОГО ХОЗЯЙСТВА

Структура экономики — понятие многоплановое, так как экономику можно структурировать, отталкиваясь от самых разнообразных критериев. Цель любой структуризации — показать соотношение различных элементов хозяйственной системы. Обычно выделяют социальную, отраслевую, воспроизводственную, региональную (территориальную) и внешнеторговую структуры.

Как считает Спиридонов И.А., отраслевая структура экономики в широком понимании представляет собой совокупность качественно однородных групп хозяйственных единиц, характеризующихся особыми условиями производства в системе общественного разделения труда и играющих специфическую роль в процессе расширенного воспроизводства.

Отраслевая структура мировой экономики может быть представлена по-разному. Наиболее традиционное деление выглядит следующим образом:

1. Промышленность.

2. Сельское хозяйство (аграрно-промышленный комплекс — АПК).

3. Строительство.

4. Производственная инфраструктура.

5. Непроизводственная инфраструктура (сфера услуг).

Такая классификация основана на международных стандартах формирования структурных элементов мировой экономики: она исходит из Международной стандартной отраслевой классификации всех видов экономической деятельности и Международной стандартной классификации занятий, которые, в свою очередь, являются составными частями системы национальных счетов.

Каждая из упомянутых выше базовых отраслей может далее подразделяться на укрупненные отрасли, отрасли и виды производства.

Отраслевые пропорции, или отраслевая структура, представляют собой соотношения удельных весов отдельных отраслей. Можно определить характер и тенденции отраслевых структурных сдвигов в экономике. В наше время в мировой экономике существует тенденция к сокращению удельного веса отраслей, производящих первичное сырье, т. е. сельского хозяйства и добывающей промышленности. Сельское хозяйство и добывающая промышленность образуют так называемые первичные отрасли.

Вторичные отрасли — это обрабатывающая промышленность, электроэнергетика и строительство, использующие первичное сырье. Их суммарная доля тоже понижается, но не так динамично, как доля первичного сектора. При этом растет лишь доля электроэнергетики. В целом же доля вторичного сектора в отраслевой структуре ВНП ведущих индустриальных стран составляет 28—35%.

В так называемый третичный сектор входит не только сфера услуг, включая финансы, страхование, образование, культуру, науку, здравоохранение, деловые и иные услуги, но также транспорт, торговля и связь. Удельный вес этой группы отраслей имеет долговременную и устойчивую тенденцию к росту.

В отраслевой структуре особую роль играют ключевые отрасли — машиностроение, химическая промышленность, электроэнергетика. На них обычно приходится порядка 50% всего промышленного производства и 60% капвложений в промышленность. Эти доли обычно растут. Такие же традиционные отрасли промышленности, как легкая и пищевая, занимают, как правило, 15—25% всего промышленного производства, их доля снижается. Особую роль в отраслевой структуре современной промышленности занимают новые, нетрадиционные, высокотехнологические отрасли, напрямую связанные с микроэлектроникой, компьютерной техникой, информатикой, биотехнологией и т.д. Их доля в структуре мировой экономики имеет тенденцию к росту.

Нельзя недооценивать процессы реконструкции и модернизации традиционных отраслей промышленности, где с применением высоких технологий происходит процесс их адаптации к новым условиям, что приводит к изменению отраслевой структуры промышленности.

В целом же в процессе отраслевой структурной перестройки достигается относительная структурная сбалансированность всей экономики. Усиливается взаимозависимость различных отраслей, секторов и сфер в экономике развитых стран. Сокращение или даже ликвидация устаревшего, нерентабельного производства служит лишь повышению эффективности экономики, и, наоборот, увеличение выпуска неперспективных изделий играет отрицательную роль.

Долгое время отраслевая структура экономики каждой отдельной страны, а также мировой экономики в целом, оставалась стабильной. Так, до промышленных переворотов XVIII—XIX вв. в мировом хозяйстве почти безраздельно господствовала аграрная структура, при которой сельское хозяйство и смежные с ним отрасли были основным источником получения материальных благ. Во второй половине XIX в. — первой половине XX в. в экономически развитых странах сложилась индустриальная структура хозяйства с ведущей ролью промышленности.

Мировая экономика на рубеже XX—XXI веков характеризуется крупными сдвигами межотраслевых пропорций. В первую очередь, это связано с энергетическим и сырьевым кризисами 70-х—80-х годов. Это, в свою очередь, стимулировало вступление стран рыночной экономики в новый этап технологической революции, произошел переход к принципиально новым технологическим процессам, новым видам и образцам техники, в частности, к биотехнологии и генной инженерии.

Услуги

Важнейшая закономерность XX в. — трансформация индустриальной экономики, сменившей в предшествующее столетие многовековое господство аграрной системы хозяйства, в постиндустриальную, или экономик услуг. В основе этого объективного процесса лежит поступательное движение производительных сил, результаты которого конкретизируются в постоянном возрастании производительности, труда и других факторов производства. Повышение эффективности аграрного производства обусловило устойчивый перелив ресурсов на протяжении длительного исторического периода из первичного сектора во вторичный, индустриальный. Многосторонний прогресс в этих секторах на протяжении прошедшего столетия послужил в свою очередь мощным источником развития третичного сектора, или сферы услуг. Не менее важная причина развития сферы услуг — глубинные преобразования в системе общественных потребностей. Усложнение техники, технологий, структуры производства, рост жизненного уров­ня населения и его социальной активности, а также совершенствование самого человека вследствие повышения образовательного и культурного уровня и т.д. последовательно расширяли спектр потребностей производства и населения далеко за пределы их видов, удовлетворяемых вещным производством.

Совокупное воздействие этих основополагающих причин вызвало на протяжении XX в. существенное изменение пропорций распределения ресурсов и продукции между тремя основными секторами хозяйства. Экспансия услуг в экономике развитых стран на протяжении первой половины XX в. осуществлялась при одновременном относительном расширении индустриального сектора, но более медленном в сравнении с услугами. В США примерно в 50-х годах, а в других западных странах в 60-х произошел перелом этой тенденции, а структура занятости и производства стала меняться в пользу услуг за счет перемещения в эту сферу работников не только из сельского хозяйства, но и из индустриального сектора. Вступление западных стран в новую, постиндустриальную стадию и в экономику услуг можно, таким образом, датировать серединой XX в., хотя и с неизбежно высокой степенью условности.

Становление экономики услуг — универсальный процесс, свойственный всем странам. Но реализуется он в каждой из них по мере вызревания внутренних предпосылок, в прямой зависимости от уровня экономического развития. В странах экономически слабо развитых хозяйственная деятельность сводится преимущественно к производству вещной продукции. Чем выше уровень развития хозяйства, производительность труда, тем выше роль в структуре экономики трудовой деятельности, направленной на производство нематериальных, неосязаемых видов продукции, выраженных в форме услуги. Эти закономерности на рубеже веков проявляются в полной мере. В результате длительной эволюции к концу XX – началу XXI в. доля услуг в мировом ВВП достигла 68%. Анализ секторальной структуры мирового хозяйства, как и многих других его аспектов, вскрывает глубокую диспропорцию в распределении продукции отраслей услуг среди стран мира: в конце века 80% мирового ВВП, произведенного в этой сфере, приходилось на страны с высоким уровнем душевого дохода. И еще выше степень концентрации в этой группе стран производства высокотехнологичных наукоинтенсивных видов услуг. В группе ведущих стран доля услуг в ВВП варьирует в пределах 2/3-3/4.

Растет удельный вес финансово-кредитной сферы, услуг, здравоохранения, образования, культурно-рекреационных учреждений. Одновременно остается на прежнем уровне доля торговли. Одной из динамичных форм обмена услугами является международный туризм.

По уровню развития сферы услуг страны мира подразделяются на три группы: с высоким уровнем развития сферы услуг (развитые страны), со средним уровнем развития сферы услуг (новые индустриальные и страны с переходной экономикой), с низким уровнем развития сферы услуг (развивающиеся страны).

Примечательна заметная дифференциация по степени развития сферы услуг в группе ведущих стран. Несомненным лидером в ее ста­новлении и прогрессе на протяжении прошлого века являются США. Сосредоточив в конце этого периода более 1/3 мирового производства услуг (доля США в ВВП вещной сферы составляет 30%), эта страна прокладывает путь для стран-последователей, задает ориентиры по многим магистральным направлениям общего поступательного дви­жения — в области структурных тенденций, воспроизводственных пропорций, социальных отношений, глобализации, держит первенство в сфере технологий. Вслед за лидером идет Великобритания, и с несколько большим отставанием следуют Франция, Канада, Италия. В Германии и особенно в Японии в большей степени сохраняются черты индустриальной экономики, и это обстоятельство расценивается экспертами как немаловажная причина сравнительно серьезных экономических проблем этих стран в последние полтора-два десятилетия. Но и здесь развитие услуг в последние годы явно ускоряется.

За прошедшие сто лет кардинально преобразилась и сама сфера услуг. В начале века круг предоставляемых услуг был ограничен, а в общей структуре преобладали торговля, транспорт, бытовые услуги и крупный массив домашней прислуги. Ныне насчитывается более 160 видов услуг (по классификации ВТО), от научных исследований до ремонтных услуг, от образования до обслуживания престарелых и инвалидов, и на первый план выдвинулись отрасли, основанные на использовании сложного, интеллектуального труда.

Важнейшая закономерность эволюции сферы услуг заключается в том, что она развивается не в изоляции от материального производства, а в интеграции этих видов деятельности, и от глубины интеграции во многом зависит эффективность современного хозяйства. Рост взаимодействия и взаимопроникновения вещной продукции и услуг идет по нескольким направлениям. В промышленности умножаются трудовые функции, выраженные в форме услуги, неуклонно увеличивается численность инженерно-технического, административного и т.п. персонала и степень его участия в производстве вещного продукта. По мере роста производства и товаров, и услуг многократно разветвляются и усложняются межотраслевые связи этих секторов: в услугах повышаются уровень и качество материального оснащения и обеспечения, в вещном производстве расходы на услуги становятся все более крупной статьей общих производственных издержек.

Динамика сферы услуг складывалась при довольно заметных отраслевых различиях в ее темпах, что порождало непрерывные изменения в общей структуре, заметно ускорившиеся в последней четверти прошлого века. По темпам роста во всех странах устойчиво лидирует комплекс деловых и профессиональных услуг, представленный службами маркетинга, рекламы, менеджмента, лизинга, научных исследований, а также информационно-компьютерными, консультационными, аудиторско-бухгалтерскими услугами и т.д. В США численность занятых в этой группе увеличилась с 386 тыс. в 1929 г. до 1 млн. в 1950 г. и до 11,5 млн. в 2000 г. Быстро развивается этот блок услуг и в других странах. Его динамизм определяется содержанием деятельности, критически важным с позиций развития современной экономики, основанной на знании, и националь­ной конкурентоспособности. В функции этих услуг входят диффузия в хозяйстве новых технологий, разработка и распространение организационно-управленческих моделей, методов повышения эффективности использования ресурсов и т.д. Быстрее всего растут объемы информационно-компьютерных услуг, использование которых ускоряет процессы информатизации и компьютеризации хозяйства. Стремительно прогрессируют и консультационные услуги по разработке и предоставлению фирмам научных решений в виде информации, экспертизы, рекомендаций по самым разным аспектам бизнеса — производственным, финансовым, управленческим. В последние годы консультанты все чаще непосредственно участвуют по контрактам в управлении фирмами или их подразделениями, в маркетинговых исследованиях, программах повышения эффективности. В число лидеров по динамическим показателям входит и ряд очень популярных в предпринимательской среде нетехнических видов бизнес-услуг — по подбору персонала, связям с общественно­стью, поддержанию на фирмах нормального психологического и социального климата.

К быстрорастущему ядру рассматриваемой сферы относятся также услуги телекоммуникаций и кредитно-финансовых учреждений. Опираясь на новые технологии и результаты либерализации рынков, эти отрасли вышли в последние десятилетия на новый виток развития и ныне играют решающую роль в технологическом прогрессе общества и глобализации экономики.

Сравнительно высокие темпы роста отличают группу социальных услуг. Здесь лидирует обслуживание категорий населения, нуждающихся в посторонней поддержке и помощи (инвалиды, престарелые, неблагополучные семьи), но по объемам услуг эта отрасль серьезно уступает другим. Благодаря научно-техническому прогрессу, росту жизненного и культурного уровня населения, расширению государственных социальных программ в крупнейшую во всех странах отрасль выросла сфера здравоохранения. В начале нового столетия в здравоохранении США насчитывалось более 10 млн. работающих, или больше половины всех занятых в обрабатывающей промышленности.

Столь же крупные позиции занимает и сфера образования. К услугам этой отрасли постиндустриальное общество предъявляет все более высокие требования, диктуемые переходом к системе непрерывного образования, общим повышением места и роли образования в системе жизненных ценностей современного человека. Следует, однако, отметить, что динамика социальных отраслей подвержена сильному влиянию демографического фактора, бюджетной политики государства и в долговременном аспекте отличается довольно заметным перепадом темпов. Высокие темпы роста в течение длительного времени неизменно сохраняют и различные виды деятельности по обслуживанию свободного времени населения, его культурных и социальных запросов. Устойчиво увеличиваются масштабы туризма, в том числе международного, как и множества других форм активного отдыха, а также услуг киноиндустрии, видео- и аудиобизнеса, клубной деятельности самого разного профиля.

Ряд других услуг развивается более умеренными темпами, на уровне средних показателей по сфере услуг или по хозяйству в целом. Под влиянием противодействующих факторов складывается динамика торговли и транспорта. Относительное сужение позиций вещной продукции в структуре хозяйства, транспортировкой и реализацией которой полностью или частично заняты эти отрасли, сдерживает рост потребностей в их функциях. Но такие черты современного производства, как углубление специализации, деконцентрация, дифференциация спроса значительно усложняют состав товарной массы и, обостряя проблему реализации, повышают роль товарного обращения в процессе воспроизводства. Активное включение Интернета в систему межотраслевых связей и контактов производства с конечными потребителями может вызвать оживление в этих отраслях за счет сбыта дополнительных масс товаров, в том числе и по внешнеторговым каналам. Пока же в одних странах позиции транспорта и торговли в общей хозяйственной структуре продолжают расширяться, в других они стабильны или даже сокращаются. Примерно такая картина наблюдается и в та­ких зрелых и крупных отраслях, как гостиничное хозяйство и автомобильный сервис.

О сравнительной динамике крупных отраслевых групп сферы услуг в длительной ретроспективе можно судить по статистическим данным, относящимся к США. С 1929 по 2001 г. численность работающих в хозяйстве США увеличилась в 2,9 раза, в сфере услуг — в 4,6 раза. По отраслям этот показатель составил: транспорт — 1,5 раза; оптовая тор­говля — 4,1; розничная торговля — 3,5; рекреационные услуги — 5,5; финансовые — 5,0; деловые и профессиональные — 30,0; государственный сектор, включая услуги образования и здравоохранения, — 6,0; бытовые — 1,9 раза. Статистика улавливает и процесс перемещения услуг из домашнего хозяйства в коммерческий сектор: численность домашней прислуги за эти годы сократилась с 2,3 млн. человек до 833 тыс. человек.

В отраслевой картине динамики услуг за длительный отрезок времени прослеживается сдвиг в направлении сложных услуг, в наибольшей степени отвечающих в каждый данный период требованиям развития производства, общества, человека. В последнюю треть прошлого века набирает силу комплекс наукоинтенсивных «продвинутых» отраслей — телекоммуникации, информационно-компьютерные и другие деловые и профессиональные услуги. В сочетании с инновационными промышленными отраслями они образуют ныне движущее ядро хозяйства развитых стран. В США доля услуг в высокотехнологичном инновационном комплексе оценивается примерно в 1/3. Устойчив перелив в долговременном плане общественных ресурсов в услуги социальной и гуманитарной ориентации, формирующие самого человека и как личность, и как участника производства: в образование, медицину, различ­ные виды обслуживания свободного времени населения.

Одной из важных сторон долговременной эволюции сферы услуг является вовлечение ее отраслей в систему мирохозяйственных связей, Этот процесс, довольно медленный на протяжении большей части прошлого века, в последние 1,5—2 десятилетия получает сильнейшее ускорение. Открытию мировых рынков перед услугами немало способствовали, многосторонне стимулируя их рыночную экспансию уже упомянутые факторы: либерализация экономики и научно-технический прогресс. Особое значение для услуг имела политика либерализации внешнеэкономических отношений, реализуемая как во многих странах, так и в рамках международных экономических объединений и организаций, прежде всего ВТО, ОЭСР, ЕЭС. В системе этих мер весьма рельефно выражено усиление акцентов на рынки услуг, особенно после вступления в действие в 1995г. Генерального соглашения по торговле услугами (ГАТС). Целями ГАТС провозглашены установление общих для всех участников правил и норм торговли услугами, либера­лизация торгового режима на мировом рынке.

Не менее сильным акселератором интеграции услуг в мировое хозяйственное пространство послужила научно-техническая революция и в первую очередь ИКТ. С позиций глобализации услуг принципиальное значение имеет такой результат новых технологий, как делокализация производства услуг, в результате чего многие услуги отрываются от национальной почвы, приобретают способность участвовать в торговых сделках на внешних рынках. На этой основе интенсивно встраиваются в систему внешнеэкономических связей не только телекоммуникации, финансовые, деловые и профессиональные услуги, но и такие прежде иммобильные виды деятельности, как образование, медицина, рекреация и культура.

С конца прошлого века процесс глобализации услуг получает новое мощное ускорение с появлением Интернета, изначально ориентированного на наднациональные потоки реализации товаров и услуг.

Анализ долговременных тенденций во внешнеэкономической системе, как, впрочем, и многих других аспектов сферы услуг, крайне осложняется неразработанностью методологических подходов и крупными пробелами в статистической базе, несопоставимостью имеющихся данных во времени и по странам, дефектами классификации внешнеторговых статей и т.п. Но в последнее десятилетие эта ситуация заметно меняется: оживление внешней торговли услугами, как и деятельности страновых и международных организаций по расширению и упорядочению информационной базы позволяют с достаточной степенью достоверности и надежности судить о происходящих процессах.

Взаимодействие отмеченных выше факторов в сочетании с преобразованиями в самой сфере услуг и во всем хозяйстве обусловили быструю экспансию трансграничной торговли услугами. Только за последнее десятилетие прошлого века мировой экспорт услуг вырос с 754 до 1400 млрд. долл., а его доля в объеме экспорта товаров и услуг увеличилась соответственно с 18,5 до 20%.

Рост объемов внешней торговли сопровождается изменениями ее структуры. Хотя традиционно крупными статьями остаются транспорт и поездки (1/4—1/3 мирового экспорта услуг каждая), их неуклонно теснят «новички» — информационные, финансовые, деловые и другие, доля которых в экспорте только с 1990 по 2000 г. выросла с 37 до 44%. Показательны различия в динамике внешней торговли услугами в странах Большой семерки, доминирующих на рассматриваемом рынке. Среднегодовой темп прироста экспорта всех услуг за 1995—2000 гг. составил 3,3%, тогда как компьютерно-информационных — 15,5, фи­нансовых — 13,7, коммуникационных — 7,9, страховых — 6,6, деловых — 5,9%. Экспорт услуг туризма возрастал на 3,3%, а транспорта — сокращался на 0,5%. В структуре импорта также первенствовали компьютерно-информационные и деловые услуги.

Позиции услуг во внешнеторговых потоках растут во всех группах стран — богатых, бедных, со средним уровнем развития. Но доминирующее положение на внешних рынках услуг, как и в их производстве, занимает небольшая группа высокоразвитых стран, причем в торговле услугами оно выражено сильнее, чем на товарных рынках. В конце века на долю этих стран приходилось 79% мирового экспорта и 76% импорта услуг. Лидерство в торговле услугами безоговорочно принад­лежит США. Занимая 1/5 всего мирового рынка, опираясь на высокий уровень развития этой сферы и прежде всего «продвинутых» отраслей, на емкий и открытый внутренний рынок, первенство в области ИКТ, эта страна во многом определяет объемные, динамические, структурные, ценовые и качественные параметры отраслевых рынков и общие условия реализации. США в полной мере используют во внешней торговле ценовые, а главное существенные неценовые преимущества перед соперниками — по технологическому уровню, качеству, имеющие критическое значение для исхода конкурентной борьбы на данных рынках.

В последние два-три десятилетия XX в. и в начале XXI века активизируется и такой канал глобализации услуг, как межстрановое перемещение их потребителей и производителей. Стабильно высокими темпами растут потоки туристов, а также лиц, выезжающих за рубеж с деловыми и иными целями. В 2000 г. общая выручка от международного туризма достигла 465 млрд. долл. и составила в США 101 млрд. долл., Италии, Франции, Испании 27—31 млрд. долл. Все более популярной становится практика получения за рубежом образования, медицин­ской помощи, и мировой рынок этих услуг формируется стремительными темпами. Масштабы международной миграции существенно увеличиваются за счет производителей услуг — физических лиц, выезжающих за рубеж в поисках выгодной работы. Иностранная рабочая сила в развитых странах заполняет немалую и растущую часть общего спроса на те или иные услуги. В массовом порядке в ряде стран на вре­менную работу привлекаются иностранные программисты, ученые, администраторы, консультанты, преподаватели, медики, а также неквалифицированные работники многих специальностей. При этом отчетливо прослеживается поляризация потоков иммигрантов: профессионалы оседают в высокотехнологичных услугах, работников низкой квалификации занимают на непрестижных операциях.

Производители услуг встраиваются в глобальное пространство и посредством быстро набирающей силу практики так называемых «не­видимых» связей и отношений между хозяйственными субъектами разных стран. Это — не основанные на собственности межстрановые кооперационные соглашения фирм, их разного рода партнерства, реализация совместных производственных, сбытовых, научно-исследова­тельских и других программ и проектов.

Несмотря на явное ускорение и умножение форм глобализации услуг, по степени интеграции в мирохозяйственное пространство эта сфера пока уступает материальному производству, и барьеры в трансграничной торговле и других каналах перемещения услуг остаются сравнительно более высокими и разнообразными. В новом столетии можно ожидать большего прогресса в преодолении существующих препятствий и дальнейшего обогащения системы международного обмена за счет растущих потоков нематериальной продукции, в том чис­ле и с высоким научным содержанием.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 401; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.029 сек.