Методика выполнения работы. Внимательно прочтите высказывания, предложенные в таблице. Отметьте в бланке ответов балл, соответствующий вашей реакции на каждое утверждение.
Тестовая таблица.
Часто
Редко
Никогда
1. Я счастлив
2. Я сам могу сделать себя счастливым
3. Меня охватывает чувство безнадежности
4. Я способен расслабиться в стрессовой ситуации, не прибегая для этого к алкоголю или таблеткам
5. Если бы я испытывал очень сильный стресс, я бы обязательно обратился за помощью к специалисту
6. Я склонен к грусти
7. Мне хотелось бы стать кем-нибудь другим
8. Мне хотелось бы оказаться где-нибудь в другом месте
9. Я легко расстраиваюсь
Интерпретация результатов. 0-3 балла: Вы умеете владеть собой и, вероятно, вполне счастливы.
4-7 баллов: Ваша способность справляться со стрессом где-то на среднем уровне. Вам очень полезно учиться приемам саморегуляции.
8 и более баллов: Вам трудно бороться с жизненными невзгодами. Если вы не начнете использовать более эффективные методы борьбы со стрессом, у вас могут быть проблемы со здоровьем.
Бланк для ответов
№ вопроса
баллы
№ вопроса
Баллы
Общая сумма:
Приложение 12
Оценка нервно-психического напряжения
Инструкция: Внимательно прочитайте высказывания, предложенные в опроснике, и выберите тот вариант высказывания, который наиболее точно характеризует ваше состояние. Отметьте варианты ответов в бланк для ответов и проставьте соответствующие им баллы. Подсчитайте сумму баллов. Сделайте вывод о степени своего нервно-психического напряжения.
Опросник нервно-психического напряжения (НПН)
Номер
признака
Содержание признака
Наличие физического дискомфорта:
а) полное отсутствие каких-либо неприятных физических ощущений;
б) имеют место незначительные неприятные ощущения, не мешающие работе;
в) наличие большого количества неприятных физических ощущений, серьезно мешающих работе;
Наличие болевых ощущений:
а) полное отсутствие каких-либо болей;
б) болевые ощущения периодически появляются, но быстро исчезают и не мешают работе;
в) имеют место постоянные болевые ощущения, существенно мешающие работе;
Температурные ощущения:
а) отсутствие каких-либо изменений в ощущении температуры тела;
б) ощущение тепла, повышения температуры тела;
в) ощущение похолодания тела, конечностей, чувство «озноба»;
Состояние мышечного тонуса:
а) обычный мышечный тонус;
б) умеренное повышение мышечного тонуса, чувство некоторого мышечного напряжения;
в) значительное мышечное напряжение, подергивание отдельных мышц лица, шеи, рук (тики, тремор);
Координация движений:
а) обычная координация движений;
б) повышение точности, легкости, координированности движений во время письма, другой работы;
в) снижение точности движений, нарушение координации, ухудшение почерка, затруднения при выполнении мелких движений, требующих высокой точности;
Состояние двигательной активности в целом:
а) обычная двигательная активность;
б) повышение двигательной активности, увеличение скорости и энергичности движений;
в) резкое усиление двигательной активности, невозможность усидеть на одном месте, суетливость, стремление ходить, изменять положение тела;
Ощущения со стороны сердечно-сосудистой системы:
а) отсутствие каких-либо неприятных ощущений со стороны сердца;
б) ощущение усиления сердечной деятельности, не мешающие работе;
в) наличие неприятных ощущений со стороны сердца – учащение сердцебиений, чувство сжатия в области сердца, покалывание, боли в сердце;
Проявления со стороны желудочно-кишечного тракта:
а) отсутствие каких-либо неприятных ощущений в животе;
б) единичные, быстро проходящие и не мешающие работе ощущения в животе – подсасывание в подложечной области, чувство легкого голода, периодическое «урчание»;
в) выраженные неприятные ощущения в животе – боли, снижение аппетита, подташнивание, чувство жажды;
Проявления со стороны органов дыхания:
а) отсутствие каких-либо ощущений;
б) увеличение глубины и частоты дыхания, не мешающие работе;
в) значительные изменения дыхания – одышка, чувство недостаточности вдоха, «комок в горле»;
Проявления со стороны выделительной системы:
а) отсутствие каких-либо изменений;
б) умеренная активизация выделительной функции – более частое желание воспользоваться туалетом при полном сохранении способности воздержаться (терпеть);
в) резкое учащение желания воспользоваться туалетом, трудность или даже невозможность терпеть;
Состояние потоотделения:
а) обычное потоотделение без каких-либо изменений;
б) умеренное усиление потоотделения;
в) появление обильного «холодного» пота;
Состояние слизистой оболочки полости рта:
а) обычное состояние без каких-либо изменений;
б) умеренное увеличение слюноотделения;
в) ощущение сухости во рту;
Окраска кожных покровов:
а) обычная окраска кожи лица, шеи, рук;
б) покраснение кожи лица, шеи, рук;
в) побледнение кожи лица, шеи, появление на коже кистей рук «мраморного» (пятнистого) оттенка;
Восприимчивость, чувствительность к внешним раздражителям:
а) отсутствие каких-либо изменений, обычная чувствительность;
б) умеренное повышение восприимчивости к внешним раздражителям, не мешающее работе;
в) резкое обострение чувствительности, отвлекаемость, фиксация на посторонних раздражителях;
Чувство уверенности в себе, в своих силах:
а) обычное чувство уверенности в своих силах, в своих способностях;
б) повышенное чувство уверенности в себе, вера в успех;
в) чувство неуверенности в себе, ожидание неудачи. провала;
Настроение:
а) обычное настроение;
б) приподнятое, повышенное настроение, ощущение подъема, приятного удовлетворения работой или другой деятельностью;
в) снижение настроения, подавленность;
Особенности сна:
а) нормальный, обычный сон;
б) хороший, крепкий, освежающий сон накануне;
в) беспокойный, с частыми пробуждениями и сновидениями сон в течение нескольких предшествующих ночей, в том числе накануне;
Особенности эмоционального состояния в целом:
а) отсутствие каких-либо изменений в сфере эмоций и чувств;
б) чувство озабоченности, ответственности за исполняемую работу, активное желание действовать;
в) чувство страха, паники, отчаяния;
Помехоустойчивость:
а) обычное состояние без каких-либо изменений;
б) повышение помехоустойчивости в работе, способность работать в условиях шума и других помех;
в) значительное снижение помехоустойчивости, неспособность работать при отвлекающих раздражителях;
Особенности речи:
а) обычная речь;
б) повышение речевой активности, увеличение громкости голоса, ускорение речи без ухудшения её качества (логичности, грамотности и т.д.)
в) нарушение речи – появление длительных пауз, запинок, увеличение количества лишних слов, заикание, слишком тихий голос;
Общая оценка психического состояния:
а) обычное состояние;
б) состояние собранности, повышенная готовность к работе, мобилизованность, высокий психический тонус;
в) чувство усталости, несобранности, рассеянности, апатии, снижение психического тонуса;
Особенности памяти:
а) обычная память;
б) улучшение памяти – легко вспоминается то, что нужно;
в) ухудшение памяти;
Особенности внимания:
а) обычное внимание без каких-либо изменений;
б) улучшение способности к сосредоточению, отвлечение от посторонних дел;
в) ухудшение внимания, неспособность сосредоточиться на деле, отвлекаемость:
Сообразительность:
а) обычная сообразительность;
б) повышение сообразительности, хорошая находчивость;
в) снижение сообразительности, растерянность;
Умственная работоспособность:
а) обычная умственная работоспособность;
б) повышение умственной работоспособности;
в) значительное снижение умственной работоспособности, быстрая умственная утомляемость;
Явления психического дискомфорта:
а) отсутствие каких-либо неприятных ощущений и переживаний со стороны психики в целом;
б) чувство психического комфорта, подъема психической деятельности либо единичные, слабо выраженные, быстро проходящие и не мешающие работе явления;
в) резко выраженные, разнообразные и многочисленные серьезно мешающие работе нарушения со стороны психики;
Степень распространенности (генерализованность) признаков напряжения:
а) единичные, слабо выраженные признаки, на которые не обращается внимание;
б) отчетливо выраженные признаки напряжения, не только не мешающие деятельности, но напротив, способствующие её продуктивности;
в) большое количество разнообразных неприятных признаков напряжения, мешающих работе и наблюдающихся со стороны различных органов и систем организма;
Частота возникновения состояния напряжения:
а) ощущение напряжения не развивается практически никогда;
б) некоторые признаки напряжения развиваются лишь при наличии реально трудных ситуаций;
в) признаки напряжения развиваются очень часто и нередко без достаточных на то причин;
Продолжительность состояния напряжения:
а) весьма кратковременное, не более нескольких минут, быстро исчезает еще до того, как миновала сложная ситуация:
б) продолжается практически в течение всего времени пребывания в условиях сложной ситуации и выполнения необходимой работы, прекращается вскоре после её окончания;
в) весьма значительная продолжительность состояния напряжения, не прекращающегося в течение длительного времени после сложной ситуации;
Общая степень выраженности напряжения:
а) полное отсутствие или весьма слабая степень выраженности;
б) умеренно выраженные, отчетливые признаки напряжения
в) резко выраженное, чрезмерное напряжение;
Обработка результатов. После заполнения бланка производится подсчет набранных испытуемым баллов путем их суммирования. При этом за вариант ответа «а» начисляется 1 балл, против пункта «б» - 2 балла и против пункта «в» - 3 балла. Минимальное количество баллов, которое может набрать испытуемый, равно 30, а максимальное – 90.
Диапазоны:
- слабого, или детензивного, нервно-психического напряжения - от 30 до 50 баллов;
- умеренного, или интенсивного - от 51 до 70 баллов;
- экстенсивного - от 71 до 90 баллов.
Бланк для ответа
№
вопроса
Вариант
ответа
Баллы
№
вопроса
Вариант
ответа
Баллы
№
вопроса
Вариант
ответа
Баллы
Приложение 13.
Определение уровня астенического состояния
Инструкция: Внимательно прочитайте каждое предложение и, оценив его применительно к вашему состоянию в данный момент, поставьте знак «+» в одну из четырех граф в правой части бланка для ответов. Обработайте результаты. Сделайте вывод об уровне астенического состояния.
Опросник оценки астенического состояния (ШАС)
№
Содержание признака
Я работаю с большим напряжением
Мне трудно сосредоточиться на чем-либо
Моя половая жизнь меня не устраивает
Ожидание нервирует меня
Я испытываю мышечную слабость
Мне не хочется ходить в кино или в театр
Я забывчив
Я чувствую себя усталым
Мои глаза устают при длительном чтении
Мои руки дрожат
У меня плохой аппетит
Мне трудно быть в шумной компании
Я уже не так хорошо понимаю прочитанное
Мои руки и ноги холодные
Меня легко задеть
У меня болит голова
Я просыпаюсь утром усталым и не отдохнувшим
У меня бывают головокружения
У меня бывают подергивания мышц
У меня шумит в ушах
Меня беспокоят половые вопросы
Я испытываю тяжесть в голове
Я испытываю общую слабость
Я испытываю боли в темени
Жизнь для меня связана с напряжением
Моя голова как бы стянута обручем
Я легко просыпаюсь от шума
Меня утомляют люди
Когда я волнуюсь, то покрываюсь потом
Мне не дают заснуть беспокойные мысли
Обработка результатов: После заполнения бланка для ответов производится подсчет путем суммирования набранных баллов. При этом за знак «+», стоящий в графе «нет, неверно», начисляется 1 балл, в графе «пожалуй, так» - 2 балла, в графе «верно» - 3 балла и в графе «совершенно, верно» - 4 балла. Диапазоны: отсутствие астении – от 30 до 50 баллов; слабая астения – от 51 до 75 баллов; умеренная астения – от 76 до 100 баллов; выраженная астения – от 101 до 120 баллов.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление