Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

 

 

 

 

О раскрытии информации эмитентами ценных бумаг




2 октября 2003 года, в “Российской газете” было опубликовано Положение Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг (ФКЦБ России) "О раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг" (далее Положение) утвержденное постановлением Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 2 июля 2003 г. № 03-32/пс, которое вступило в силу с 13 октября 2003 года.

Новое Положение заменило несколько действующих ранее нормативных актов, регулировавших порядок раскрытия информации.

Положение о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг регулирует порядок и сроки раскрытия информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг:

на этапах эмиссии эмиссионных ценных бумаг;

в форме проспекта ценных бумаг;

ежеквартального отчета;

сообщений о существенных фактах;

а также устанавливает требования к порядку раскрытия эмитентами иной информации об исполнении обязательств эмитента и осуществлении прав по размещаемым (размещенным) ценным бумагам.

Действие Положения распространяется на всех эмитентов ценных бумаг, на профессиональных участников рынка ценных бумаг, оказывающих эмитенту услуги финансового консультанта на рынке ценных бумаг, иностранных эмитентов и международные финансовые организации, которые осуществляют свою деятельность на территории России.

Общедоступная система раскрытия информации в России создана с середины 1998 года. Регулировалась она Постановлениями ФКЦБ России от 11.08.98 и от 12.08.98 гг № 31 и № 32

Новым требованием по раскрытию информации является опубликование сообщений “в режиме реального времени”, в ленте новостей до 10-00 утра на следующий день после наступления события. В связи с этим эмитент обязан направить сообщение в информационное агентство для опубликования в ленте новостей до 9.00 утра (требование регламента).

Раскрывать информацию в ленте новостей уполномочены два информационных агентства, Интерфакс (www.interfax.ru) и АКМ (www.akm.ru). Опубликование должно осуществляться в ленте новостей каждого из информационных агентств.

Эмитентам рекомендовано раскрывать информацию и на своем вэб - сайте в сети Интернет, доступ к информации содержащейся на сайте должен быть свободным.

Установлены и критерии раскрытия информации в периодическом печатном издании. В случаях публичного размещения ценных бумаг эмитент раскрывает информацию в периодическом печатном издании, распространяемом тиражом не менее 10 тысяч экземпляров, в иных случаях не менее 1 тысячи экземпляров.

Информация, опубликованная в периодическом печатном издании также должна быть опубликована в “Приложении к Вестнику ФКЦБ России”.

В месте нахождения постоянно действующего исполнительного органа эмитент обязан обеспечить свободный доступ к копиям документов по раскрытию информации акционерам и иным заинтересованных лицам.

По просьбе акционеров, заинтересованных лиц за плату, не превышающую расходы по изготовлению копий, эмитент обязан предоставлять им копии документов по раскрытию информации. Срок их подготовки с даты обращения не должен превышать 7 дней.

За раскрытие информации до момента ее опубликования в ленте новостей эмитент несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Если эмитент не раскрыл информацию, которую обязан был раскрыть, ему предписывается указать причины, в противном случае он может быть привлечен к ответственности.

В Постановлении достаточно подробно прописан порядок раскрытия информации на этапах эмиссии ценных бумаг.

В случаях, когда государственная регистрация выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг сопровождается регистрацией проспекта ценных бумаг, эмитент обязан раскрывать информацию:

на этапе принятия решения о размещении ценных бумаг;

на этапе утверждения решения о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг;

на этапе государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг;

на этапе размещения ценных бумаг;

на этапе государственной регистрации отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг.

Раскрытие информации крайне важно для оценки деятельности общества акционерами и потенциальными инвесторами, поэтому сообщения о существенных фактах и событиях характеризующих финансово-хозяйственную деятельность эмитента должны публиковаться:

- в ленте новостей - не позднее 1 дня;

- на странице в сети “Интернет” - не позднее 3 дней;

- в периодическом печатном издании - не позднее 5 дней.

Сообщения должны оформляться в соответствии формами Приложений к Положению.

В Положении прописан порядок регистрации проспекта ценных бумаг после государственной регистрации отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг. Акционерное общество разместившее ценные бумаги и не регистрировавшее ранее проспект ценных бумаг может подать документы на регистрацию проспекта ценных бумаг.

В случае регистрации проспекта ценных бумаг после государственной регистрации отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг эмитент будет обязан раскрыть информацию в соответствии с требованием Положения.

Текст зарегистрированного проспекта ценных бумаг после регистрации отчета об итогах выпуска ценных бумаг, должен быть доступен в сети “Интернет” в течение не менее 5 месяцев с даты его регистрации.

В соответствии со статьей 30 федерального закона “О рынке ценных бумаг” эмитенты обязаны в случае регистрации проспекта ценных бумаг осуществлять раскрытие информации в форме ежеквартального отчета и существенных фактов. Порядок, объем, состав раскрытия информации установлен Положением.

Требования Положения по раскрытию информации в форме ежеквартального отчета, существенных фактов распространяются также на всех эмитентов, государственная регистрация хотя бы одного выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг которых сопровождалась регистрацией проспекта эмиссии, в случае если такие ценные бумаги находятся в обращении.

Действие Положения не распространяются на эмитентов в случае:

- если выпуск не состоялся;

- признания недействительным выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг, государственная регистрация которого сопровождалась регистрацией проспекта ценных бумаг;

- признания недействительной регистрации проспекта ценных бумаг, зарегистрированного после государственной регистрации отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг;

- в случае погашения всех ценных бумаг выпуска, в отношении которых был зарегистрирован проспект, за исключением погашения путем конвертации ценных бумаг одного вида, категории (типа) в ценные бумаги другого вида, категории (типа).

Однако, обязанность по раскрытию информации в форме ежеквартального отчета и существенных фактов прекращается при условии отсутствия иных зарегистрированных проспектов ценных бумаг.

Ежеквартальный отчет составляется по итогам каждого квартала и представляется в регистрирующий орган не позднее 45 дней с даты окончания отчетного квартала.

Одновременно с представлением ежеквартального отчета в регистрирующий орган представляется магнитный носитель, содержащий текст ежеквартального отчета в форме приложения 11 Положения.

Распоряжением ФКЦБ России от 18 августа 2003 года № 03-1729/р “Об утверждении временных требований к магнитным носителям и формату текстов документов, представляемых эмитентами эмиссионных ценных бумаг” Электронная анкета ФКЦБ России отменена. Вся информация на магнитных носителях должна представляться в формате Rich Text Format и иметь расширение rtf.

Соответствие текста ежеквартального отчета, существенного факта на магнитном носителе представленному ежеквартальному отчету, существенному факту на бумажном носителе подтверждается письмом, подписанным генеральным директором.

Дополнительным требованием является обязанность эмитента опубликовать текст ежеквартального отчета в сети “Интернет” на своем вэб- сайте в срок не более 45 дней со дня окончания соответствующего квартала.

Текст ежеквартального отчета должен быть доступен на странице в сети “Интернет” в течение не менее 6 месяцев с даты его опубликования или до опубликования на странице в сети “Интернет” ежеквартального отчета эмитента за следующий квартал.

Сообщениями о существенных фактах признаются:

- сведения о реорганизации эмитента, его дочерних и зависимых обществ;

- сведения о фактах, повлекших разовое увеличение или уменьшение стоимости активов эмитента более чем на 10 процентов;

- сведения о фактах, повлекших разовое увеличение чистой прибыли или чистых убытков эмитента более чем на 10 процентов;

- сведения о фактах разовых сделок эмитента, размер которых либо стоимость имущества по которым составляет 10 процентов и более от стоимости активов эмитента по состоянию на дату сделки;

- сведения о выпуске эмитентом ценных бумаг;

- сведения о начисленных и/или выплаченных доходах по ценным бумагам эмитента;

- сведения о появлении в реестре эмитента лица, владеющего более чем 25 процентами его ценных бумаг любого отдельного вида;

- сведения о датах закрытия реестра;

- сведения о сроках исполнения обязательств эмитента перед владельцами ценных бумаг эмитента;

- сведения о решениях общих собраний;

- сведения о принятии уполномоченным органом эмитента решения о выпуске эмиссионных ценных бумаг.

Новым сообщением о существенном факте является сообщения о сведениях о выпуске эмитентом ценных бумаг. Порядковый номер существенного факта - 05.

В этом сообщении раскрываются сведения о принятии решения о размещении ценных бумаг, о государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг, о признании выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг несостоявшимся или недействительным, о государственной регистрации отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг.

Необходимо отметить и существенный факт, который указывает на появление в реестре эмитента лица, владеющего более чем 25 процентами его эмиссионных ценных бумаг любого отдельного вида. Порядковый номер существенного факта - 07.

Под порядковым номером существенного факта код – 08 отражается информация о датах закрытия реестра эмитента

Моментом наступления существенного факта считается дата составления протокола заседания совета директоров, на котором принято решение о дате составления списка владельцев именных ценных бумаг эмитента, или иное решение, являющееся основанием для определения даты составления такого списка.

Интерес вызывает и сообщение о сроках исполнения обязательств эмитента перед владельцами ценных бумаг.

В форме сообщений о существенных фактах раскрываются сведения о сроках исполнения и о просрочке исполнения обязательств эмитента перед владельцами ценных бумаг, в том числе обязательств по:

выплате дивидендов по акциям эмитента, процентов и (или) иных доходов по облигациям эмитента;

приобретению или выкупу размещенных акций эмитента, приобретению или погашению облигаций или опционов эмитента;

принятию решений, связанных с конвертацией ценных бумаг в акции эмитента, или опционов эмитента; решения об определении размера купонного дохода и т.д.

Моментом наступления существенного факта считается дата, в которую обязательство эмитента перед владельцами ценных бумаг должно быть исполнено, а в случае, если такое обязательство должно быть исполнено эмитентом в течение определенного срока (периода времени) – дата окончания этого срока.

Утверждение решения о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг раскрывается существенным фактом “Сведения о принятии уполномоченным органом эмитента решения о выпуске эмиссионных ценных бумаг”.

Сообщение о существенном факте должно быть опубликовано с момента наступления существенного факта:

- в ленте новостей – не позднее 1 дня;

- на странице в сети “Интернет” - не позднее 3 дней;

- в периодическом печатном издании – не позднее 5 дней.

Сообщение о существенном факте должно быть опубликовано в периодическом печатном издании, распространяемом тиражом, доступным для большинства владельцев ценных бумаг эмитента.

Текст сообщения о существенном факте должен быть доступен на странице в сети “Интернет” в течение не менее 6 месяцев с даты его опубликования.

Срок сообщения в регистрирующий орган о существенном факте не изменился, он составляет не более 5 дней с момента наступления факта. Одновременно с бумажным носителем представляется магнитный носитель, содержащий текст сообщения о существенном факте имеющий расширение rtf.

За раскрытие информации о деятельности общества отвечают исполнительные органы общества. Выполняя обязанности по раскрытию информации, исполнительные органы общества должны действовать в соответствии с установленными правилами раскрытия информации.

Раскрытие информации акционерными обществами и владельцами ценных бумаг (комментарий по системе нормативных актов)

Существование и развитие фондовых рынков, как в отдельных субъектах РФ, так и в России в целом невозможно без доступной и надежной информации о ценных бумагах и разместивших их эмитентах. Информация, раскрываемая акционерным обществом, создает некий “образ”, который в целях объективности должен отражать как хорошее так и плохое. Многие руководители хотели бы ограничиться только “хорошим”, но тогда в “образе” останется только реклама, что не устраивает фактических потребителей информации, к которым относятся акционеры, инвесторы, профессиональные участники рынка ценных бумаг, контрагенты, государственные органы и т.д. Они смотрят на представленный “образ” с разных точек зрения, но от их реакции зависит существование и успешность деятельности общества. Поэтому при достаточно широком круге заинтересованных лиц требуется (и рекомендуется) соблюдать общие требования и правила, которые установлены в различных законах и подзаконных актах, а также объединены в Кодексе корпоративного поведения.

Основы требований по раскрытию информации заложены еще в Гражданском кодексе Российской Федерации от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ (далее ГК РФ), устанавливающим основные юридические понятия ценных бумаг, акций, акционерных обществ открытого и закрытого типа. Так в статье 97 ГК РФ непосредственно после определения открытого акционерного общества, для которого отмечается возможность проведения открытой подписки и свободной продажи, выпускаемых им акций, устанавливается необходимость раскрытия (опубликования) информации: “Открытое акционерное общество обязано ежегодно публиковать для всеобщего сведения годовой отчет, бухгалтерский баланс, счет прибылей и убытков”. “В случаях, предусмотренных законом об акционерных обществах, закрытое акционерное общество может быть обязано публиковать для всеобщего сведения” перечисленные выше документы. “Если по окончании второго и каждого последующего финансового года стоимость чистых активов общества окажется меньше уставного капитала, общество обязано объявить и зарегистрировать в установленном порядке уменьшение своего уставного капитала”, причем это требование распространяется на все типы акционерных обществ (см. ст. 99 ГК РФ). В статье 101 ГК РФ оговаривается, что “уменьшение уставного капитала общества допускается после уведомления всех его кредиторов в порядке, определяемом законом об акционерных обществах”, при этом запрещается “объявлять и выплачивать дивиденды” (см. ст. 102 ГК РФ). Эти же требования содержатся в статье 35 Федерального закона “Об акционерных обществах” № 208-ФЗ от 26.12.1995 г. (в ред. от 31.10.2002 г. № 31-ФЗ – далее Закон “Об АО”). “Порядок оценки стоимости чистых активов акционерных обществ”, установленный совместным Приказом Минфина РФ № 10н и ФКЦБ России № 03-6/пз от 29.12.2002 г., теперь приближен к требованиям международной финансовой отчетности. Причем оценка стоимости чистых активов должна теперь производиться всеми акционерными обществами (закрытыми и открытыми) ежеквартально и в конце года, а также раскрываться в промежуточной и годовой бухгалтерской отчетности. Для открытых акционерных обществ Постановлением ФКЦБФР при Правительстве РФ от 08.05.1996 г. № 9 “О дополнительных сведениях, которые открытое акционерное общество обязано публиковать в средствах массовой информации” установлена обязанность публиковать не только соотношение стоимости чистых активов и уставного капитала, но и количество акционеров, а также сведения о специализированном регистраторе или подразделении акционерного общества, отвечающего за ведение реестра акционеров данного общества.

Необходимо отметить, что в ряде перечисленных документов требуется именно опубликование информации, хотя в новых редакциях законов и подзаконных актах, выпущенных в 2001-2003 годах, применяется термин “раскрытие информации”, подразумевающий использование не только печатных, но и других, например, электронных средств распространения информации. Кодексом корпоративного поведения рекомендуется использовать все доступные способы раскрытия информации, поэтому публикациями в средствах массовой информации пренебрегать также не стоит.

Руководители акционерных обществ, допустившие снижение стоимости чистых активов ниже размера уставного капитала и не предпринявшие мер по исправлению положения, в дальнейшем нередко сталкиваются с различными трудностями. Например, нельзя осуществить дополнительный выпуск ценных бумаг в пользу стратегического инвестора, поскольку регистрирующий орган откажет в регистрации такого выпуска ценных бумаг.

Другой случай необходимости раскрытия информации предусмотрен статьей 106 ГК РФ, в которой установлено, что “хозяйственное общество, которое приобрело более 20% голосующих акций акционерного общества или 20% уставного капитала общества с ограниченной ответственностью, обязано незамедлительно публиковать сведения об этом в порядке, предусмотренном законами о хозяйственных обществах”. Причем в публикации должны отражаться сведения о результатах предварительного согласования с антимонопольным органом (см. Постановление ФКЦБФР при Правительстве РФ от 14.05.1996 г. № 10 “О порядке опубликования сведений о приобретении акционерным обществом более 20 процентов голосующих акций другого акционерного общества”). Владелец, вступивший во владение 20% (или более) любого вида ценных бумаг эмитента, а также изменивший свою долю кратно еще 5%, в соответствии с требованиями ст. 30 Федерального закона от 22.04.1996 г. № 39-ФЗ “О рынке ценных бумаг” (в ред. от 28.12.2002 г. № 185-ФЗ – далее Закон “О рынке ЦБ”) обязан раскрыть информацию об этом путем уведомления федерального органа исполнительной власти (ФКЦБ России или Регионального отделения). Обязательно также письменное уведомление самого общества (эмитента), причем в 10-дневный срок с даты приобретения акций новым владельцем, ставшим в результате этого аффилированным лицом (см. ст. 93 Закона “Об АО” и Федеральный закон от 22.03.91 г. № 948-1 “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках” (в ред. от 09.10.2002 г. № 122-ФЗ), в котором определены понятия аффилированного лица и группы лиц).

Теперь рассмотрим особенности раскрытия информации акционерными обществами в случае когда регистрация выпуска эмиссионных ценных бумаг связана с регистрацией проспекта ценных бумаг (ранее применялся термин проспект эмиссии ценных бумаг). В соответствии с новой редакцией статьи 19 Закона “О рынке ЦБ” проспект ценных бумаг сопровождает государственную регистрацию выпуска ценных бумаг, размещаемого путем открытой подписки или путем закрытой подписки среди круга лиц, число которых превышает 500. В случае открытой подписки необходимо опубликовать сообщение о государственной регистрации выпуска ценных бумаг в печатном органе массовой информации (периодическом печатном издании), распространяемом тиражом не менее 10 тысяч экземпляров (ранее требовалось обращаться в периодическое печатное издание с тиражом свыше 50 тысяч экземпляров), а при закрытой подписке тираж должен быть не менее 1 тысячи экземпляров. Причем в сообщении должно быть указано, где можно ознакомиться с информацией, содержащейся в проспекте ценных бумаг (эмитент обязан обеспечить доступ к ней любым заинтересованным лицам).

Процедура эмиссии ценных бумаг, сопровождающаяся регистрацией проспекта ценных бумаг, имеет несколько этапов, каждый из которых сопровождается раскрытием информации. Под раскрытием информации понимается обеспечение ее доступности всем заинтересованным в этом лицам независимо от целей получения и по процедуре, гарантирующей ее нахождение и получение.

12 октября 2003 года вступило в силу новое “Положение о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг”, утвержденное Постановлением ФКЦБ России от 02.07.2003 г. № 03-32/пс (далее “Положение 03-32/пс”), и прекратили действие “Положение о ежеквартальном отчете эмитента эмиссионных ценных бумаг”, утвержденное Постановлением ФКЦБ России от 11.08.1998 г. № 31 и “Положение о порядке раскрытия информации о существенных фактах (событиях и действиях), затрагивающих финансово-хозяйственную деятельность эмитента эмиссионных ценных бумаг”, утвержденное Постановлением ФКЦБ России от 12.08.98 г. № 32.

“Положением 03-32/пс”, установлена следующая трехуровневая система раскрытия информации:

в ленте новостей – не позднее 1 дня;

на странице в сети “Интернет” – не позднее 3 дней;

в периодическом печатном издании – не позднее 5 дней.

На этапе принятия решения о размещении ценных бумаг информация раскрывается в форме сообщения о принятии решения о размещении ценных бумаг. В данном случае моментом, с которого начинается отсчет дней, является дата составления протокола общего собрания акционеров.

Этап утверждения решения о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг также сопровождается опубликованием сообщения.

На этапе государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг помимо сообщения предусмотрено опубликование текста зарегистрированного проспекта ценных бумаг, но только на странице в сети “Интернет”.

Этап размещения ценных бумаг может сопровождаться опубликованием следующих сообщений:

- о дате начала размещения ценных бумаг;

- об изменении даты начала размещения ценных бумаг;

- о цене (порядке определения цены) размещения ценных бумаг;

- о приостановлении размещения ценных бумаг;

- о возобновлении размещения ценных бумаг;

- о завершении размещения ценных бумаг.

На заключительном этапе государственной регистрации отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг публикуется сообщение (в форме существенного факта) и текст зарегистрированного отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг (на странице в сети “Интернет”).

В разделах V и VI “Положения 03-32/пс”, посвященных раскрытию информации в форме ежеквартального отчета и сообщений о существенных фактах, наряду с термином "проспект ценных бумаг" упоминается и термин "проспект эмиссии". В связи с этим необходимо дать некоторые пояснения.

Федеральным законом от 28.12.2002 г. № 185-ФЗ, изменившим многие положения Закона “О рынке ЦБ” установлено, что слова "проспект эмиссии" в соответствующих падежах и числах и слова "проспект эмиссии ценных бумаг" в соответствующих падежах и числах заменить словами "проспект ценных бумаг" в соответствующих падежах и числах (см. п. 32 статьи 1 в № 185-ФЗ). Эти стилистические изменения были сделаны в ответ на критику положений Закона “О рынке ЦБ” за избыточное употребление термина “эмиссия” (“эмиссии”). Одновременно в новой редакции Закона “О рынке ЦБ” произошло сокращение числа оснований, при которых необходимо было регистрировать "проспект эмиссии ценных бумаг ", - теперь нет основания, связанного с объемом выпуска.

Следует отметить, что общий подход, установленный Законом “О рынке ЦБ”, не изменился: если выпуск эмиссионных ценных бумаг эмитента сопровождался регистрацией проспекта ценных бумаг, то эмитент обязан осуществлять раскрытие информации в форме:

- ежеквартального отчета эмитента эмиссионных ценных бумаг (ежеквартальный отчет);

- сообщения о существенных фактах (событиях и действиях), затрагивающих финансово-хозяйственную деятельность эмитента ценных бумаг (сообщения о существенных фактах).

Однако был сформулирован и новый подход к определению круга эмитентов. Теперь обязанности по раскрытию информации в перечисленных формах, “распространяются на всех эмитентов, государственная регистрация хотя бы одного выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг которых сопровождалась регистрацией проспекта эмиссии, в случае если “такие ценные бумаги находятся в обращении” (см. п. 5.1. и п. 6.1.1 “Положения 03-32/пс”).

По Закону “О рынке ЦБ” “ обращение ценных бумаг – заключение гражданско-правовых сделок, влекущих переход прав собственности на ценные бумаги”. Следует отметить, что обращение ценных бумаг может наступить только после их размещения, т.е. только после появления первого (ых) владельца (ев). Понятно, что в обществе с одним учредителем - акционером обращения ценных бумаг быть не может, пока он не продаст часть акций общества, причем продажа всех 100% акций приводит только к смене собственника, но по прежнему исключает возможность их обращения. Сделанное исключение вполне согласуется с изменениями, внесенными в Закон “Об АО” применительно к акционерным обществам с единственным акционером. Такие общества могут быть как закрытыми, так и открытыми. В других акционерных обществах на обращение ценных бумаг могут накладываться некоторые ограничения. Акционеры закрытого общества пользуются преимущественным правом приобретения акций, продаваемых другими акционерами этого общества, но даже здесь остаются “лазейки” для третьих лиц, например, на основании договора дарения хотя бы одной акции так же можно получить статус акционера. Поэтому закрытость общества тоже не может служить достаточным основанием для освобождения его от обязанности раскрывать информацию. Доказательством отсутствия обращения акций конкретного акционерного общества может служить факт полного соответствия распределения акций состоянию, зафиксированному в учредительном договоре. В этом случае с момента окончания размещения ценных бумаг за время существования общества гражданско-правовых сделок, влекущих переход прав собственности на акции не происходило, т.е. этап обращения не наступил. Для ЗАО, созданного по договору всего нескольких учредителей, неизменный состав акционеров и отсутствие сделок с акциями в течение длительного времени довольно типично.

Таким образом, для подавляющего большинства акционерных обществ как в форме ОАО, так и ЗАО, на которых обязанность по раскрытию информации возлагалась в соответствии с “Положением о ежеквартальном отчете эмитента эмиссионных ценных бумаг”, утвержденное Постановлением ФКЦБ России от 11.08.1998 г. № 31 и “Положением о порядке раскрытия информации о существенных фактах (событиях и действиях), затрагивающих финансово-хозяйственную деятельность эмитента эмиссионных ценных бумаг”, утвержденное Постановлением ФКЦБ России от 12.08.98 г. № 32, эта обязанность сохраняется, причем в привычных формах ежеквартальных отчетов и сообщений о существенных фактах, поскольку все перечисленные выше этапы эмиссии ценных бумаг ими уже завершены.

В новой редакции статьи 30 Закона “О рынке ЦБ” установлено прямое соответствие между содержанием информации в ежеквартальном отчете с информацией, раскрываемой в проспекте ценных бумаг, за исключением информации о порядке и об условиях размещения эмиссионных ценных бумаг. Учитывая, что требования к содержанию проспекта ценных бумаг (см. статью 22 Закона “О рынке ЦБ”) также существенно расширены и детализованы, в “Положении 03-32/пс” приведены образцы (формы) проспекта ценных бумаг (Приложение № 4) и ежеквартального отчета (Приложение № 11). Раньше требовалось, чтобы в отчете за первый квартал было 4 блока бухгалтерской информации: за 3 предыдущих года и еще за 1-ый квартал текущего года, что существенно увеличивало объем ежеквартального отчета, который достигал 150 страниц и более. Теперь необходимо представлять итоговую информацию за предыдущий год и 1-ый квартал текущего года. В случае составления сводной бухгалтерской отчетности эмитент такую отчетность (за последний завершенный финансовый год) будет включать в состав ежеквартального отчета за 2-й квартал.

Сроки предоставления ежеквартального отчета в регистрирующий орган не изменились и по прежнему составляют 45 дней с даты окончания отчетного квартала, но следует учитывать, что текст отчета теперь необходимо опубликовать на странице в сети “Интернет”, где он должен оставаться доступен в течение 6 месяцев с даты его опубликования.

Порядок раскрытия информации в форме сообщения о существенном факте, также как и для других сообщений, предусматривает трехуровневую систему раскрытия информации:

в ленте новостей – не позднее 1 дня;

на странице в сети “Интернет” – не позднее 3 дней;

в периодическом печатном издании – не позднее 5 дней.

При опубликовании информации (сообщения) в периодическом печатном издании такая информация должна быть также опубликована в “Приложении к Вестнику ФКЦБ России” (сроки опубликования не установлены).

В заключение следует отметить, что эмитент обязан обеспечить доступ любому заинтересованному лицу к информации содержащейся в каждом из сообщений, публикуемых в соответствии с “Положением 03-32/пс”, что соответствует требованиям Закона “Об АО” (см. п. 2 ст. 91): по требованию акционера общество в течение 7 дней должно представить для ознакомления в помещении исполнительного органа документы обязательного хранения, перечисленные в п. 1 ст. 89 Закона “Об АО”. В том числе: годовые отчеты; документы бухгалтерской отчетности; списки аффилированных лиц; проспекты, ежеквартальные отчеты эмитента и иные документы, содержащие информацию, подлежащую опубликованию или раскрытию иным способом. Причем по требованию акционера общество обязано представить и копии требуемых документов за плату, не превышающую затрат на их изготовление. Все эти документы и сведения не могут быть отнесены к документам “внутреннего” пользования, поскольку они перечислены в Постановлении Правительства РСФСР от 05.12.91 г. № 35 “О перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну”.

Нарушения, связанные с не раскрытием (не предоставлением) информации Федеральным законом от 05.03.99 г. № 46-ФЗ “О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг”, отнесены к серьезным и могут повлечь наложение штрафа до 500 МРОТ в соответствии со статьями 15.17 – 15.24 Кодекса РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-23; Просмотров: 891; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2023) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.055 сек.