КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Состав и выбор методов исследования систем управления
Методы исследования систем управления.
В основе любых методов исследования СУ лежат определенные принципы, теории и законы, но их всегда можно классифицировать по разным классификационным признакам – основаниям, которые представлены ниже. 1. Философский подход – всеобщие (методы материалистической диалектики), общие (теоретические, эмпирические) и частные. 2. Сложность – простые (содержащие четко выделяемый однозначный способ исследования) и сложные, т.е. комплексные (включающие комбинацию простых способов). 3. Охват явлений – общие и частные. 4. Области применения – физические, химические, биологические, экономические, социологические и т.п. 5. Точность результатов использования – достоверные и вероятностные. 6. Структура – алгоритмические и эвристические. 7. Содержание – математические, статистические, экономические, экономико-статистические, технические, технико-экономические, параметрические, экспертные, социологические, рефлексивные, интуитивные, логические, интуитивно-логические, измерительные и др. 8. Стадии исследования – подготовительные, исследовательско-проектные, внедренческие. 9. Направление использования – способы обследования (сбора данных), обработки и анализа информации, формирования, обоснования и внедрения (реализации) решений (табл. 4.1). 10. Отношение к теории и эмпирике – теоретические (формализация, аксиоматизация, идеализация, восхождение от абстрактного к конкретному, моделирование и др.), эмпирические (наблюдение, измерение, сравнение, эксперимент, др.), теоретико-эмпирические (абстрагирование, анализ и синтез, индукция и дедукция, др.) 11. Отношение к источнику поучения информации – интуитивные (основанные на использовании знаний и интуиции исследователей), формализованные (основанные на формализованном представлении объектов исследования), комплексированные (основанные на использовании интуитивных и формализованных методов). 12. Охват научного инструментария – общенаучные и частнонаучные. 13. Отношение к науке и особенностям управления: · общенаучные, использующие современный научный аппарат (мыслительно-логические – дедукции, в том числе классификации, конструирования гипотез, доказательства, постановки проблем, полемики, моделирования, метрологических и р.; индукции; мыслительного эксперимента, в том числе прямого, модельного, поискового, проверочного, статистического, нестатистического; прямого и косвенного наблюдения); · специфические, основанные на специфике управления и учитывающие его особенности (исследование документов; проведение ограниченного эксперимента, сочетание эксперимента и игры; социологические исследования – наблюдение, интервью, анкетирование, тестирование; коллективный анализ (типа «мозгового штурма»); социометрические оценки, в том числе экспертные оценки; деловые и инновационные игры; имитационное моделирование; систематизация факторов); · диверсифицированные, соединяющие методологические, организационные, психологические, технологические приемы (интуитивный – случайный поиск; систематический поиск – целенаправленная упорядоченность всех процедур – матричные методы анализа, классификации, декомпозиции; алгоритмический – логический поиск; «мозговой штурм»; Дельфи; синетика, соединение коллективного творческого потенциала с неосознанным при сознательном исследовании; имитационное моделирование). Таблица 4.1 Классификация методов исследования систем управления по направлениям их использования
Другими примерами классификации методов исследования может служить группировка по целям исследования, видам анализа и т.п. Для общего представления состава методов исследования более предпочтительным является двухкритериальный классификационный признак их группировки по отношению к способу и источнику получения информации об исследуемых объектах. В этом случае можно выделить следующие группы методов; теоретические; логико-интуитивные; эмпирические; комплексно-комбинированные (табл.4.2). Таблица 4.2 Классификация методов исследования систем управления по способу и источнику информации об исследуемых объектах
В каждой из приведенных классификационных групп имеются определенные базовые методы исследования. Особое место в исследованиях занимают различные виды анализа. Среди них следует отметить прогностический, диагностический, детальный и глобальный, при проведении которых используется определенная совокупность конкретных методов. Независимо от классификации методов исследования СУ, выполняемых в них видов анализа и всех других исследовательских работ, заслуживают внимания конкретные методы, наиболее часто использующиеся в практике, к которым можно отнести: · наблюдение; · анкетирование; · изучение документации и информационных материалов; · балансовый; · гипотетико-дедуктивный; · графический и номографический; · дифференциальный, комплексный и смешанный; · индексный; · интервьюирование; · беседа; · консультационный; · корреляционный; · «мозговой» штурм; · морфологический · параметрический; · поиск экстремумов; · самообследование; · сетевой; · ССВУ - метод (SWОТ – анализ); · структуризация целей; · творческие совещания; · функционально-стоимостной; · экспертный; · социологический; · органолептический. При решении той или иной задачи может использоваться ряд методов, приемлемых именно для данного конкретного исследования. Например, для прогнозирования среди множества возможных к использованию методов можно назвать как один из наиболее предпочтительных метод морфологического анализа. Свои методы присущи исследованиям процессов труда и затрат рабочего времени в СУ. Каждая из приведенных выше классификаций методов обладает рядом недостатков: одни не охватывают всего комплекса методов исследования, другие недостаточно корректно позволяют отнести тот или иной метод к конкретной классификационной группе. Вместе с тем отнесение того или иного метода исследования к какой-либо классификационной группе всегда является относительным и условным, так как все они, во многом взаимосвязаны между собой. При исследовании СУ применяется ряд базовых и некоторых других способов, приведенных в таблицах. Результативность исследований СУ во много зависит от методов, которые будут использованы при проведении исследовательских работ. Однако при выборе того или иного метода исследования необходимо учитывать: · цели исследовательских работ; · требования, предъявляемые к конечным результатам исследований, их точности и достоверности; · ограничения по срокам, ресурсам, возможностям исследователей и используемым техническим средствам исследований; · имеющиеся данные об аналогичных исследованиях и фактические данные о СУ, производственной системе и внешней среде; · достоинства и недостатки каждого из рассматриваемых методов. Выбор того или иного метода, (учитывая цели, требования к глубине и точности исследования, ограничения по срокам и т.п.), осуществляется: 1) интуитивно, руководствуясь опытом исследователя; 2) эвристически, используя приемы логики и формальные методические правила; 3) экспертными способами, исходя из опыта, логики, знаний и интуиции экспертов; 4) консультативным способом, т.е. на основе рекомендаций специалистов-консультантов; 5) формальными методами обоснования и (или) оптимизации (линейной оптимизации и др.). Независимо от выбранного и в дальнейшем используемого конкретного метода, наибольший эффект и объективности исследовательских работ может быть достигнута комплексным применением приемлемых для целей исследования СУ методов. При том одни из них могут быть эффективны на одном этапе исследования, а другие – на другом.
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1900; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |