Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Состав и выбор методов исследования систем управления




Методы исследования систем управления.

 

В основе любых методов исследования СУ лежат определенные принципы, теории и законы, но их всегда можно классифицировать по разным классификационным признакам – основаниям, которые представлены ниже.

1. Философский подход – всеобщие (методы материалистической диалектики), общие (теоретические, эмпирические) и частные.

2. Сложность – простые (содержащие четко выделяемый однозначный способ исследования) и сложные, т.е. комплексные (включающие комбинацию простых способов).

3. Охват явлений – общие и частные.

4. Области применения – физические, химические, биологические, экономические, социологические и т.п.

5. Точность результатов использования – достоверные и вероятностные.

6. Структура – алгоритмические и эвристические.

7. Содержание – математические, статистические, экономические, экономико-статистические, технические, технико-экономические, параметрические, экспертные, социологические, рефлексивные, интуитивные, логические, интуитивно-логические, измерительные и др.

8. Стадии исследования – подготовительные, исследовательско-проектные, внедренческие.

9. Направление использования – способы обследования (сбора данных), обработки и анализа информации, формирования, обоснования и внедрения (реализации) решений (табл. 4.1).

10. Отношение к теории и эмпирике – теоретические (формализация, аксиоматизация, идеализация, восхождение от абстрактного к конкретному, моделирование и др.), эмпирические (наблюдение, измерение, сравнение, эксперимент, др.), теоретико-эмпирические (абстрагирование, анализ и синтез, индукция и дедукция, др.)

11. Отношение к источнику поучения информации – интуитивные (основанные на использовании знаний и интуиции исследователей), формализованные (основанные на формализованном представлении объектов исследования), комплексированные (основанные на использовании интуитивных и формализованных методов).

12. Охват научного инструментария – общенаучные и частнонаучные.

13. Отношение к науке и особенностям управления:

· общенаучные, использующие современный научный аппарат (мыслительно-логические – дедукции, в том числе классификации, конструирования гипотез, доказательства, постановки проблем, полемики, моделирования, метрологических и р.; индукции; мыслительного эксперимента, в том числе прямого, модельного, поискового, проверочного, статистического, нестатистического; прямого и косвенного наблюдения);

· специфические, основанные на специфике управления и учитывающие его особенности (исследование документов; проведение ограниченного эксперимента, сочетание эксперимента и игры; социологические исследования – наблюдение, интервью, анкетирование, тестирование; коллективный анализ (типа «мозгового штурма»); социометрические оценки, в том числе экспертные оценки; деловые и инновационные игры; имитационное моделирование; систематизация факторов);

· диверсифицированные, соединяющие методологические, организационные, психологические, технологические приемы (интуитивный – случайный поиск; систематический поиск – целенаправленная упорядоченность всех процедур – матричные методы анализа, классификации, декомпозиции; алгоритмический – логический поиск; «мозговой штурм»; Дельфи; синетика, соединение коллективного творческого потенциала с неосознанным при сознательном исследовании; имитационное моделирование).

Таблица 4.1

Классификация методов исследования систем управления по направлениям их использования

Методы обследования (сбора данных) Методы обработки и анализа информации Методы формирования решений Методы обоснования решений Методы внедрения (реализации) решений
         
Самообсле-дование Интервьюро-вание Беседа Фотография рабочего дня Анкетирова-ние Изучение документов Функцио- нально-стоимостной анализ Активное Системный анализ Экономичес-кий анализ Декомпози-ция. Структури-зации целей Экспертно-аналитичес-кий Норматив-ный Параметри-ческий Моделирова-   Системный подход Аналогий Параметричес-кий Блочный Функциональ-но-стоимостной анализ Структуризации целей Опытный Творческих совещаний Коллективного блокнота Аналогий. Сравнений Нормативный Экспертно-аналитичес-кий Функционально-стоимостной анализ Моделирова-ние фактического и желаемого состояния исследуемого Обучение, переподготов-ка и повышение квалификации работников аппарата управления Привлечение общественных организаций Функциональ-но-стоимостной анализ Другие
         
наблюдение в течение рабочего дня Моментальные наблюдения Другие   ния   Функцио-нально-стоимостной анализ Главных компонент Балансовый Корреляци-онный Факторный Опытный Матричный Последова-тельной подстановки Динамичес-кий Другие Контрольных вопросов Метод 6-3-5 Морфологический анализ Экспертно-аналитический Моделирование Другие объекта Расчет количествен-ных и качественных показателей оценки экономичес-кой эффектив-ности предлагаемых вариантов Другие  

Другими примерами классификации методов исследования может служить группировка по целям исследования, видам анализа и т.п.

Для общего представления состава методов исследования более предпочтительным является двухкритериальный классификационный признак их группировки по отношению к способу и источнику получения информации об исследуемых объектах. В этом случае можно выделить следующие группы методов; теоретические; логико-интуитивные; эмпирические; комплексно-комбинированные (табл.4.2).

Таблица 4.2

Классификация методов исследования систем управления по способу и источнику информации об исследуемых объектах

 

Теоретические Логико-интуитивные Эмпирические Комплексно-комбинированные
       
Формализация: Аналитические методы (математические, интегрального, дифференциального и вариационного исчислений, теория вероятностей, теория игр, поиск максимумов и минимумов функций, в том числе методы математического программирования, например, линейного и динамического, математической логики, теории множеств); Статистические методы: (математические статистики, исследования операций и массового обслуживания, теории информации); Графические методы (теории графов, номограмм, диаграмм, гистограмм) Аксиоматизация Идеализация Восхождение от абстрактного к конкретному Моделирование (статическое имитационное моделирование, моделирование операций по схемам случайных процессов и статистических испытаний – метод Монте-Карло и др.) Другие   Экспертные «Мозговой штурм (прямая «мозговая» атака, обмен мнениями, комиссия, деловая игра, конференция идей, коллективная генерация идей, творческие совещания, коллективный блокнот) Метод синектики Сценарий Дельфи Постановка проблем Доказательства Конструирование гипотез Классификация и типология Научное обсуждение и научная полемика Структуризация («дерево» целей и т.п.) Морфологический анализ Анализ проблем. Аналогий Тестирование.   Главных компонент ССВУ- метод (SWOT анализ) Матричный Органолептичес-кий Последовательная подстановка Другие Наблюдение (активное наблюдение, моментное наблюдение, фотография рабочего дня, самообследование) Сравнение Измерение (социологическое, техническое, экономическое) Нормативный Эксперимент Мысленный эксперимент Опросов (анкетирование, интервьюирование, опросы-беседы) Изучение документации и информационных материалов Другие Абстрагирование. Анализ и синтез Дедукция и индукция Декомпозиция и композиция. Корреляционный Факторный Динамический Ретроспективный Квалиметрический Индексный ФСА Системный анализ Параметрический Аналитико-расчетный Анализ взаимного влияния (совокупность корреляционного, регрессионного, балансового, и др.) Факторный анализ. Социологический. Прогностический анализ Диагностический анализ Детальный анализ Глобальный анализ Экономический анализ Экспертно-аналитический Гипотетико-дедуктивный Блочный Аудит-метод Другие

 

В каждой из приведенных классификационных групп имеются определенные базовые методы исследования.

Особое место в исследованиях занимают различные виды анализа. Среди них следует отметить прогностический, диагностический, детальный и глобальный, при проведении которых используется определенная совокупность конкретных методов.

Независимо от классификации методов исследования СУ, выполняемых в них видов анализа и всех других исследовательских работ, заслуживают внимания конкретные методы, наиболее часто использующиеся в практике, к которым можно отнести:

· наблюдение;

· анкетирование;

· изучение документации и информационных материалов;

· балансовый;

· гипотетико-дедуктивный;

· графический и номографический;

· дифференциальный, комплексный и смешанный;

· индексный;

· интервьюирование;

· беседа;

· консультационный;

· корреляционный;

· «мозговой» штурм;

· морфологический

· параметрический;

· поиск экстремумов;

· самообследование;

· сетевой;

· ССВУ - метод (SWОТ – анализ);

· структуризация целей;

· творческие совещания;

· функционально-стоимостной;

· экспертный;

· социологический;

· органолептический.

При решении той или иной задачи может использоваться ряд методов, приемлемых именно для данного конкретного исследования. Например, для прогнозирования среди множества возможных к использованию методов можно назвать как один из наиболее предпочтительных метод морфологического анализа. Свои методы присущи исследованиям процессов труда и затрат рабочего времени в СУ. Каждая из приведенных выше классификаций методов обладает рядом недостатков: одни не охватывают всего комплекса методов исследования, другие недостаточно корректно позволяют отнести тот или иной метод к конкретной классификационной группе. Вместе с тем отнесение того или иного метода исследования к какой-либо классификационной группе всегда является относительным и условным, так как все они, во многом взаимосвязаны между собой. При исследовании СУ применяется ряд базовых и некоторых других способов, приведенных в таблицах.

Результативность исследований СУ во много зависит от методов, которые будут использованы при проведении исследовательских работ. Однако при выборе того или иного метода исследования необходимо учитывать:

· цели исследовательских работ;

· требования, предъявляемые к конечным результатам исследований, их точности и достоверности;

· ограничения по срокам, ресурсам, возможностям исследователей и используемым техническим средствам исследований;

· имеющиеся данные об аналогичных исследованиях и фактические данные о СУ, производственной системе и внешней среде;

· достоинства и недостатки каждого из рассматриваемых методов.

Выбор того или иного метода, (учитывая цели, требования к глубине и точности исследования, ограничения по срокам и т.п.), осуществляется:

1) интуитивно, руководствуясь опытом исследователя;

2) эвристически, используя приемы логики и формальные методические правила;

3) экспертными способами, исходя из опыта, логики, знаний и интуиции экспертов;

4) консультативным способом, т.е. на основе рекомендаций специалистов-консультантов;

5) формальными методами обоснования и (или) оптимизации (линейной оптимизации и др.).

Независимо от выбранного и в дальнейшем используемого конкретного метода, наибольший эффект и объективности исследовательских работ может быть достигнута комплексным применением приемлемых для целей исследования СУ методов. При том одни из них могут быть эффективны на одном этапе исследования, а другие – на другом.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1852; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.