Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема IV




Эксперимент(от лат. – проба, опыт) – это метод сбора научных фактов или фактов поведения и реагирования личности в специально созданных условиях при активном воздействии экспериментатора на ситуацию исследования и измерение соответствующего отклика испытуемого.

Эксперимент является таким методом педагогических исследований, при котором происходит активное воздействие на педагогические явления путем создания новых условий, соответствующих цели исследования.

Эксперимент должен быть ответом на вопрос, поставленный в проблеме исследования (например, «Каковы методы и средства организации дыхательной гимнастики с детьми дошкольного возраста?»).

Особую роль играют объективные критерии, позволяющие замерить изменения, происходящие в личности или в отношениях людей.

Новый фактор, вводимый или изменяемый экспериментатором (например, новый метод обучения), называется «независимой переменной». Фактор, изменившийся под влиянием «независимой переменной» (знания учащихся, их умения, навыки), называется «зависимой переменной».

Если эксперимент проходит в рамках педагогического процесса, то он называется естественным. Если экспериментатор изолирует изучаемых учеников от основной группы (создавая им условия, отличающиеся от обычных условий), то эксперимент называется лабораторным. Выделяют линейный педагогический эксперимент (под наблюдением находится лишь одна выборка учащихся) и сравнительный эксперимент (при котором в одной группе учащихся (экспериментальной) используют одни педагогические средства, а в другой (контрольной) – иные, затем результаты эксперимента в контрольных и экспериментальных группах сравниваются).

Этапы эксперимента:

1. Констатирующий этап – определение исходных данных для дальнейшего исследования (например, определение начального уровня знаний и умений учащихся по какому-то разделу программы).

2. Формирующий (обучающий) этап – введение в педагогический процесс какого-то нового фактора, то есть изменение содержания, организации, форм, средств и методов учебной и внеучебной деятельности педагогов и учащихся и определение эффективности его применения.

3. Контрольный этап – определение уровня знаний, умений и навыков учащихся по результатам обучающего эксперимента.

План эксперимента включает:

r цель, задачи, гипотезу эксперимента;

r место и время проведения эксперимента и его объем (выборка, состав участников, классы);

r характеристику участвующих в эксперименте лиц;

r описание материалов, используемых для эксперимента (программы наблюдений, анкетирование и пр.);

r описание методики проведения эксперимента (этапы, цели и средства на этих этапах, полученные результаты);

r описание дополнительных переменных, которые могут оказать влияние на результаты эксперимента (уровень обученности, развитости, воспитанности учащихся, профессиональная компетентность учителя, особенности учебного процесса);

r описание критериев, показателей, методик их замеров и обработки полученных результатов;

r интерпретацию результатов эксперимента (определяется, доказана ли гипотеза, дается теоретическое обоснование полученных изменений, формулируются выводы и рекомендации).

Таким образом, педагогический эксперимент является методом комплексного характера, так как предполагает совместное использование методов наблюдений, бесед, интервью, анкетных опросов, диагностирующих работ и пр. Все эти методы применяются как на первом этапе проведения педагогического исследования (констатирующем) для того, чтобы «замерить» начальное состояние системы, так и на контрольном этапе («срезовый» замер), чтобы сделать вывод о справедливости выдвинутой гипотезы.

Вопросы и задания для повторения темы

1. С какой целью проводится педагогическое исследование?

2. Охарактеризуйте научную педагогическую деятельность.

3. Назовите уровни педагогических исследований.

4. Перечислите принципы педагогических исследований. В чем заключается сущность каждого подхода к исследовательской деятельности?

5. Опишите этапы педагогического исследования.

6. Что понимается под методами исследования?

7. Какие методы исследования относятся к методам теоретического поиска?

8. Какие методы исследования относятся к методам изучения учащихся и ученических групп?

9. Назовите достоинства и недостатки метода наблюдения.

10. Каким образом можно повысить объективность педагогического наблюдения?

11. Охарактеризуйте методы опроса.

12. Какие требования предъявляются к подбору экспертов?

13. Какие типы тестов используются в педагогике?

14. В чем заключается метод социометрии?

15. Какие методы исследования относятся к методам замеров эффективности педагогической деятельности?

16. Раскройте сущность педагогического эксперимента, его отличие от наблюдения.

17. Каковы этапы эксперимента? Что включает в себя план эксперимента?

Литература

1. Бабанский Ю. К. Избранные педагогические труды. – М., 1989.

2. Бабанский Ю. К. Педагогика. – М., 1988.

3. Гребенюк О. С., Рожков М. И. Общие основы педагогики. – М., 2003.

4. Загвязинский В. И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования. – М., 2001.

5. Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Словарь по педагогике. – М.; Ростов н / Д, 2005.

6. Педагогика / Под ред. П. И. Пидкасистого. – М., 1998.

7. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии / Под ред. С. А. Смирнова. – М., 1998.

8. Подласый И. П. Педагогика: Новый курс: В 2 кн. – М., 2003. – Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения.

9. Рожков М. И. Теоретико-методологические основы педагогики Конспекты лекций. – Ярославль, 2000.

10. Сластенин В. А. и др. Педагогика. – М., 2003.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 463; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.