КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Подходы к возрастной периодизации в истории педагогики и на современном этапе
Лекция 13 Возрастная периодизация Тема VI Периодизация психического развития – это принцип рассмотрения развития психики в онтогенезе, основанный на выделении качественно отличающихся ступеней (стадий, периодов). Периодизация основывается на выделении возрастных особенностей. Возрастные особенности – это характерные для определенного периода жизни анатомо-физиологические и психические качества. Сущность возрастных особенностей раскрывается на примере физического развития человека: рост, прибавление веса, появление молочных зубов, а затем их смена, половое созревание и др. биологические процессы совершаются в определенные возрастные периоды с небольшими отклонениями. Соответствующие возрасту изменения наступают и в психической сфере: происходит социальное созревание, проявляется возрастная динамика духовного развития личности. Попытки классифицировать периоды человеческой жизни для правильного управления процессами развития были предприняты Аристотелем, Я. А. Коменским, Ж.-Ж. Руссо и др. Аристотель (384–322 гг. до н. э.) создал первую возрастную периодизацию, указав на особенности каждого возраста, определив цели, содержание и методы воспитания в каждый возрастной период. До 7 лет ребенок воспитывается в семье, где главное внимание следует уделять его физическому развитию через закаливание, здоровое питание, гигиену. Дети должны заниматься подходящими их возрасту играми, им полезно слушать рассказы и сказки, детей следует обучать речи. Аристотель настаивал, чтобы семейное воспитание находилось под присмотром государственных чиновников – педономов, отвергал самоустранение родителей от воспитания детей. С 5 до 7 лет «дети должны уже присутствовать на уроках по тем предметам, которые им потом придется изучать самим». С 7 до 14 лет основным занятием становится учение (письмо, грамматика, рисование, музыка), в этот же период следует формировать опыт нравственного поведения путем упражнения в нравственных поступках. С 14 до 21 года юноши должны изучать математику, литературу, астрономию, историю и физику. Я. А. Коменский (1592–1670) создал единуюсистему образования: Таблица 18
Возрастная периодизация Жан–Жака Руссо (1712–1778): Таблица 19
Полные периодизации охватывают всю человеческую жизнь с наиболее характерными стадиями, а неполные периодизации – только ту часть жизни, которая интересует определенную научную область. В современной науке приняты следующие периодизации: Таблица 20
Основу педагогической периодизации составляют, с одной стороны, стадии физического и психического развития, с другой стороны – условия, в которых протекает воспитание. В связи с ускорением темпов социального развития, широким доступом к разнообразным информационным источникам возможности человека несколько возрастают, однако утверждение о возможности усвоения любого социального опыта, любых знаний, умений и навыков в любом возрасте, при подборе и применении соответствующей методики, – ошибочно. Один из основополагающих педагогических принципов – учет возрастных особенностей детей. Этот принцип выдвинул и обосновал Я. А. Коменский как принцип природосообразности (обучение и воспитание должны соответствовать возрастным этапам развития). Опираясь на принцип учета возрастных особенностей детей, учителя регламентируют учебную нагрузку, устанавливают обоснованный объем занятости различными видами труда, наиболее благоприятный для развития распорядок дня, осуществляют отбор учебного материала, выбор форм и методов организации учебно-воспитательного процесса.
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 2261; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |