Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Проблема акселерации и децелерации. Закономерности физического и духовного развития




Закономерности физического и духовного развития.

Лекция 14

Практическая педагогика опирается на закономерности физического и духовного развития.

Таблица 21

Закономерности физического развития Закономерности духовного развития(обусловлены неравномерностью созревания нервной системы и развития психических функций)
1. В более молодом возрасте физическое развитие человека идет быстрее и интенсивнее; с возрастом темп развития замедляется. 2. Физически ребенок развивается неравномерно: в одни периоды – быстрее, в другие – медленнее. 3. Каждый орган человеческого тела развивается в своем темпе; в целом части тела развиваются неравномерно и непропорционально.     1. Между возрастом человека и темпами духовного развития проявляется обратно пропорциональная зависимость: чем ниже возраст, тем выше темп духовного развития; с возрастом темп духовного развития замедляется. По словам Л. Н. Толстого: «От пятилетнего ребенка до меня – только один шаг. От новорожденного до пятилетнего – страшное расстояние. От зародыша до новорожденного – пучина…». 2. Духовное развитие людей протекает неравномерно. Даже при самых благоприятных условиях психические функции и свойства личности, лежащие в основе духовных качеств, не находятся на одном и том же уровне развития. Существенные отличия между людьми выражаются, прежде всего, в уровнях интеллектуальной деятельности, структуре сознания, потребностях, интересах, мотивах, нравственном поведении, уровне социального развития. 3. Существуют оптимальные сроки для становления отдельных видов психической деятельности и обусловленного ими развития духовных качеств – сензитивные периоды (возрастные периоды, когда условия для развития тех или иных качеств оптимальны). Причины сензитивности – неравномерность созревания мозга и нервной системы и то обстоятельство, что некоторые свойства личности могут формироваться лишь на основе уже сформировавшихся свойств, при этом большое значение имеет приобретаемый в процессе социализации жизненный опыт. Например, так называемые дети-Маугли не овладели человеческой речью – важнейшим элементом психики человека, так как был упущен сензитивный период для формирования речи – 1,5–2,5 года, а если ребенок к этому времени не овладел речью, то с каждым днем наверстывать упущенное будет все труднее. Задержка, например, прямохождения влечет за собой цепную реакцию в развитии двигательного и вестибулярного аппарата. Педагоги должны уделять пристальное внимание периодам формирования интеллектуальных, нравственных, социальных качеств (младший и средний школьный возрасты). Согласно исследованиям американских психологов, возраст от 6 до 12 лет – сензитивный период для развития навыков решения проблем (творческого мышления). 4. По мере развития психика человека и его духовные качества приобретают устойчивость, сохраняя при этом пластичность и возможность компенсации. На пластичности нервной системы (способности к адекватным перестройкам функциональной организации мозга в ответ на значимые изменения внешних и внутренних факторов) основано действие воспитания. Пластичность также открывает возможности компенсации: слабые психические функции могут быть компенсированы более сильными качествами (например, слабая память может быть компенсирована более высокой организацией познавательной деятельности).



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 483; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.006 сек.