Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

История России




Н.А. Дмитриева

 

 

 

Учебно-методическое пособие для организации самостоятельной работы студентов педиатрического и фармацевтического факультетов

 

Студент ______________________________________________________________________

 

 

Факультет__________________________________Группа____________________________

 

Смоленск, 2009

Дмитриева Н.А. История России. Учебно-методическое пособие для организации самостоятельной работы студентов. Смоленск. СГМА, 2009.

 

Учебно-методическое пособие знакомит с основными темами курса истории России. Предназначено для организации самостоятельной работы студентов очного отделения медицинской академии. Пособие содержит планы семинарских занятий, методические указания и литературу к ним, вопросы для самоконтроля и задания для самостоятельной работы, темы докладов и рефератов.

 

  Тема                                         Р Кн
  Оценка                                            
  Подпись                                            

 

© Смоленская государственная медицинская академия, 2009.

ТЕМА 1. Философия истории.

 

Цели и задачи: студенты должны получить общее представление об исто­рии как науке, о единстве и многообразии историче­ского процесса, о различных научных подходах к изуче­нию истории, о роли истории в становлении личности, познакомиться с основными проблемами философии истории, иметь общее представление о работах, раскрывающих смысл и назначение истории, проводить грань между национализмом и патриотизмом.

План семинара:

1. Предмет исторической науки. Функции исторического знания, особен­ности исторического познания. Патриотизм и национализм.

2. Философия история, основные проблемы. Концепции универсальной истории. Антиисторицизм.

3. Методология истории

· формационный подход и проблема экономического детерминизма;

· цивилизационный подход (Н. Я. Данилевский, О.Шпенглер, А.Тойнби, теория «осевого времени» и др.)

· теория этногенеза Л.Н.Гумилева;

· новая наука истории (Школа «Анналов»: М. Блок, Л. Февр, Ф. Бродель)

· синергетический (И.Пригожин, Г.Хакен)

4. Периодизация истории

*5. Работа с источниками

Основные понятия: история, философия истории, историософия, историцизм, антиисторицизм, национализм, патриотизм, детерминизм, фор­мация, базис, надстройка, производительные силы, производственные отношения, пассионарность, этноге­нез, синергетика.

 

Основная литература:

Сергейчик Е.М.Философия истории. С-П. 2002

Семенов Ю. Философия истории (http://scepsis.ru/library/id_1065.html)

Фукуяма Фр. Конец истории и последний человек. М., 2005 (http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/fuku/index.php, http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/fuku/index.php)

Сербиенко В.В. В. Соловьев: Запад, Восток и Россия. М. 1994

Источники по теме:

Блок М.. Апология истории.

Гегель Ф. Философия истории

Гердер И.Г. Идеи к философии истории человечества

Гумилев Л.Н. География этноса в исторический период.

Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера земли

Тойнби Л.А. Постижение истории

Фукуяма Фр. Конец истории и последний человек

Шпенглер О. Закат Европы

Ясперс К. Смысл и назначение истории

Вопросы и задания:

1. В переводе с греческого «история» означает…

 

2. Кому принадлежит термин «история философии»

 

 

3. Назовите авторов следующих работ:

§ «Идеи к философии истории человечества» -

§ «Россия и Европа» -

§ «Постижение истории» -

§ «Закат Европы» -

§ Этногенез и биосфера земли

§ Философия истории

4. Напишите не менее 5 цитат о смысле и роли истории

 

5. Перечислите основные функции исторического знания

 

 

6. Профессор Оксфордского университета П. Гардинер предложил установить разграничение вопросов «внутри истории» и вопросов «об истории». «Историки, — утверждал он, — отвечают на первый род вопросов, философы — на второй». К числу вопросов второго рода он относил: «Каким образом мы узнаем исторические факты?» «Является ли история наукой?», «Объективно ли историческое знание?», «Какова природа исторических теорий?», «Существуют ли законы истории?». Исходя из приведенной цитаты, разграничьте предмет изучения истории и историософии.

 

7. К цивилизационному подходу относятся концепции……

 

8. К какой исторической школе принадлежат Блок, Февр, Бродель?

9. По какому принципу Данилевский выделил одноосновные, двухосновные и многоосновные культуры.

 

10. Как Шпенглер разделял понятия «культура» и «цивилизация»?

 

11. Назовите общее и особенное в культурологических теориях Шпенглера и Тойнби.

 

 

12. Раскройте сущность концепции «осевого времени». Назовите автора данной концепции.

 

13. Раскройте понятие «пассионарности» в концепции Л.Н. Гумилева.

 

14. Каково соотношение «базиса» и «надстройки» в формационной теории?

 

15. Заполните в тетради таблицу «Различные подходы в определении смысла истории»

 

Представители исторической мысли Смысл истории Отношение к идее универсальной истории
Античность    
Средневековье    
Просвещение    
Немецкая философия (Гегель, Кант, Ницше)    
Марксизм    
Цивилизационная теория    
К. Поппер    
Французская антропологическая школа    

 

16. Заполните в тетради таблицу «Сравнительный анализ формационной и цивилизационной концепции»

 

Линии сравнения Цивилизационая теория Формационная теория
Представители    
Универсальность истории    
Уникальность истории    
Роль личности в истории    
Критерий и двигатель прогресса в истории    
Периодизация истории    
Конец истории    

 

Творческая работа по возможным темам:

· История как динамическая система

· Мировая история или локальная: аргументы за и против

· История как прогресс человечества

Работа с текстом:

Прочитайте отрывок из книги Дж. Редфилда «Селестинские пророчества». Разделяете ли вы точку зрения автора? Ответ аргументируйте. Каков смысл в изучение истории вкладывает автор?

«Историю надо правильно понимать. Я много лет изучал и преподавал историю с ложной точки зрения. Я обращал внимание главным образом на технические достижения цивилизации и на великих людей, двигавших прогресс… Только это не самое главное в истории. Гораздо важнее внутренний мир людей – то, что они чувствуют и думают. Я понял это далеко не сразу. История должна как можно подробнее описывать фон, на котором протекает человеческая жизнь, но ее должна занимать не столько эволюция техники, сколько эволюция мысли. Поняв, как жили люди раньше, мы поймем, как развивался наш теперешний взгляд на мир и в каком направлении должен развиваться прогресс. Мы можем осознать цель, к которой движется наша цивилизация, и, соответственно, понять, далеко ли нам еще до нее…

Чтобы понять ход истории, надо ощутить, как менялись представления о мире обычных людей, - ведь наша картина мира складывалась из жизненных впечатлений множества людей, живших до нас. Современные представления о природе вещей развивались тысячу лет, и чтобы понять, почему они именно такие, вам придется вернуться на тысячу лет назад и затем двигаться через весь миллениум, словно вы действительно проживаете сами все эти годы».

 

В чем, по мнению Фукуямы, смысл универсальной истории, что есть прогресс человечества и существует ли конец истории? (отрывки из книги Фукуяма Фр. Конец истории и последний человек. М., 2005, с. 101-124)

«Универсальная История человечества - … это энциклопедический каталог всего, что известно о человечестве, а попытка найти осмысленную, общую закономерность в развитии человеческих обществ в целом…

Первыми, поистине Универсальными историками западной традиции оказались христиане. Именно христианство впервые ввело понятие равенства всех людей перед Богом, и тем самым – общей судьбы всех народов мира. Христианский историк не интересовался конкретной историей греков или евреев; для него было важно искупление человека как человека, событие, устанавливающее действие воли Божий на Земле. Все нации – всего лишь ветви одного человечества, и судьба его может быть понята в терминах плана Бога относительно человека. Более того, христианство ввело понятие истории, ограниченной во времени, начинающейся с сотворения человека Богом и кончающееся его окончательным спасением. Для христиан конец земной истории будет отмечен Судным днем, который установит Царство небесное, и тогда земные события перестанут существовать в буквальном смысле.

В эпоху Ренессанса и Просвещения были сформулированы представления о человеческом прогрессе. Фрэнсис Бэкон видел прогресс в техническом превосходстве современников над жителями древности. Фонтенель прогресс относил главным образом к области научных знаний. Другие теории прогресса были выдвинуты авторами эпохи просвещения – Вольтером, Тюрго, Кондорсе. Работа Кондорсе «Прогресс человеческого ума» содержит описание десяти стадий Универсальной Истории человека, последняя эра которой – ее еще предстоит достигнуть – характеризуется равенством возможностей, свободой, рациональностью, демократией и всеобщей образованностью.

Наиболее серьезные попытки написания Универсальной Истории были предприняты в традиции немецкого идеализма (Кантом и Гегелем). Кант (в эссе «Идея Универсальной Истории с космополитической точки зрения») отдавал себе отчет, что течение всего человеческого не имеет никакой видимой закономерности и что человеческая история кажется непрерывной цепью войн и жестокостей. Но он предположил, что история имеет конечную цель, которая придает смысл всей истории. В качестве такого конечного пункта он рассматривал осуществление человеческой свободы. Достижение такого справедливого гражданского устройства и его универсализация на весь мир являются поэтому критерием, по которому понимается прогресс в истории.

Кантовские выводы дополнил Гегель. Гегель видел причины прогресса в истории не в постепенном развитии разума, но в слепой игре страстей, которые ведут людей к конфликту, революции и войне. История движется вперед в непрерывном процессе конфликта, в котором системы мышления, как и политические системы, сталкиваются и разваливаются из-за собственных внутренних противоречий. Тогда они заменяются системами менее противоречивыми и более высокого уровня, и те порождают новые и различные противоречия… Ход Универсальной Истории мог быть понят как рост равенства людской свободы, сформулированный в сентенции Гегеля: «Восточные народы знали, что один свободен; греки и римляне – что только некоторые свободны; в то время, как мы знаем, что все люди абсолютно свободны». Для Гегеля воплощением человеческой свободы было современное конституционное государство, то, что мы назвали либеральной демократией.

Идеи немецких идеалистов были переработаны Марксом и Энгельсом. Главное отличие их взгляда на Универсальную Историю состояло в том, какое именно общество должно возникнуть в конце истории. Маркс, полагал, что либеральное государство не в состоянии разрешить одно фундаментальное противоречие – противоречие классового конфликта, борьбу между буржуазией и пролетариатом. Для марксистов конец истории в торжестве мирового коммунизма.

В XX веке традиция создания Универсальной Истории была нарушена трудами Освальда Шпенглера и Арнольда Тойнби. Они делят историю на историю различных народов – «культур», каждая из которых подчиняется некоторым биологическим законам роста и загнивания. В определенном смысле, Шпенглер и Тойнби вернулись к циклической истории отдельных народов, свойственной античной историографии.

Вполне допустимо сказать, что невероятный исторический пессимизм, порожденный двадцатым веком, дискредитировал почти все Универсальные Истории. Идея, что история имеет направление и смысл, очень чужда многим направлениям мысли нашего времени. И не случайна популярность трудов Шпенглера и Тойнби, описавших закат и разложение западных ценностей и институтов…

Но появление демократических сил там, где никто не ожидал их существования, нестабильность авторитарных форм правления… заставляет нас снова поднять старый вопрос Канта: существует ли Универсальная История человечества, если смотреть с точки зрения куда более космополитичной, чем была возможна в кантовские времена».

 

Прочитайте отрывок из книги Ю. Семенова «Философия истории» о национализме и патриотизме, ответьте на вопросы:

· Чем национализм отличается от национальной идеи

· Когда появился национализм

· Приведите примеры проявления национализма в современном мире

Слово «национализм» имеет немало значений. Чаще всего под национализмом понимают идеологию движений, руководствующихся «национальной идеей» и совокупность действия, совершаемые людьми под влиянием этой идеологией.

Возникновение нации с необходимостью предполагает появление «национальной идеи». Но когда нация формируется по признаку принадлежности к социоисторическому организму, национализма в привычном понимании этого слова не возникает. Национальная идея в таком случае не предполагает противопоставления людей по признаку этнической принадлежности. Это отнюдь не означает отсутствие вообще какого бы то ни было противопоставления групп людей в пределах социоисторического организма. Но это — противопоставление не одного этноса другому, а людей, отстаивающих интересы своего отечества, людям, которые выступают в разрез с этими интересами, т.е. подразделение населения социоисторического организма на патриотов и антипатриотов.

В эпоху складывания централизованных государств в Западной Европы в качестве антинациональной силы выступали те представители класса феодалов, которые противились этому процессу, независимо от их этнической принадлежности. В годы Великой Французской революции нацию составили все те жители этой страны, которые боролись за ее революционное преобразование, опять-таки, независимо от своей этнической принадлежности. В их числе были и этнические французы, и эльзас-лотарингцы, и корсиканцы, и т.п. Объединяла их принадлежность к непривилегированному, «третьему» сословию.

Еще в январе 1789 г., Эмманюэль Жозеф Сийес (1748 — 1836) в знаменитой брошюре «Что такое третье сословие?» прямо заявлял: «...Третье сословие обнимает все, что относится к нации; и все, что не заключается в третьем сословии, не может считаться частью нации». В ходе революции в качестве врагов нации выступила значительная часть дворян, которые в большинстве своем были этническими французами. Логика борьбы привела к тому, что многие из них покинули Францию и вступили в ряды иноземных армий, боровшихся против их бывшего отечества.

Почти все они субъективно продолжали считать себя патриотами. Ведь они, как это им представлялось, сражались не против Франции вообще, а лишь против новой, революционной Франции. Они вели борьбу за Францию, но только не новую, а старую, дореволюционную, которая продолжала оставаться для них отечеством. Но вопреки их субъективным представлениям, к этому времени существовала только одна Франция — новая. Никакой другой не было. И поэтому, хотели они этого или не хотели, они стали предателями, оказались вне отечества и вне нации. То же самое произошло с и теми этническими русскими, которые в союзе с иностранными интервентами сражались в годы Гражданской войны 1918—1922 гг. в России против советской власти. Белоэмигранты оказались за пределами отечества и вне русской нации.

Но главное не в том, что после революции другого отечества, кроме нового, не существовало. Ведь в предреволюционное время тоже существовало одно отечество, причем со старыми порядками. И революционеры боролись против этих порядков. С чисто формальной точки зрения получалось, что они боролись против своего отечества. И, как хорошо известно, сторонники старого режима нередко обвиняли революционеров в антипатриотизме, в измене отечеству и т.п. грехах. Но это были фальшивые обвинения.

Суть дела в том, что интересы социоисторического организма, т.е. отечества, требовали изменения общественного строя. И поэтому те люди, которые боролись за коренное преобразование социора, служили интересам отечества, были патриотами. Революционеры всегда патриоты, истинные патриоты. К революционной борьбе их побуждают не просто интересы тех или иных классов, а патриотизм.

«Чуждо ли нам, великорусским сознательным пролетариям, чувство национальной гордости? — писал В.И. Ленин, — Конечно, нет! Мы любим свой язык и свою родину, мы больше всех работаем над тем, чтобы ее трудящиеся массы (т.е. 9/10 ее населения) поднять до сознательной жизни демократов и социалистов. Нам больнее всего видеть и чувствовать, каким насилиям, гнету и издевательствам подвергают нашу прекрасную родину царские палачи, дворяне и капиталисты... И мы, великорусские рабочие, полные чувства национальной гордости, хотим во что бы то ни стало свободной и независимой, самостоятельной, демократической, республиканской, гордой Великороссии...».

Среди революционеров могут быть представители господствующего класса, заинтересованного в сохранение существующего строя. Это люди, которые поставили интересы своего отечества выше интересов своего класса. Они изменили своему классу во имя служения отечеству. Прекрасный пример — декабристы. Что же касается врагов революции, контрреволюционеров, то они всегда, независимо от своих субъективных намерений, переживаний, — враги отечества, предатели нации.

Национальная идея при том варианте развития, который имел место в Западной Европе, была идеей патриотической. Она выражала реальные интересы того или иной социоисторического организма и была явлением прогрессивным. Существование объективных интересов социоисторического организмов, которые представляют собой одновременно интересы, если не всего его населения, то значительной его части, есть несомненные факт, по крайней мере, для истории нового времени. Этот факт, к сожалению, нередко игнорировался многими марксистами, делавшими упор на классовые интересы.

Но это отнюдь не значит, что патриотическая, или социорнонациональная (соционациональная) идея всегда была явлением только позитивным. Нередко она использовалась для прикрытия своекорыстных интересов правящих классов или даже просто тех или иных клик. В случаях несправедливых войны, особенно колониальных, патриотическая идея были маскировкой и оправданием всевозможных преступлений и иных мерзостей. Об этом лучше всех сказал в свое время великий американский писатель Марк Твен (наст. имя и фам. — Сэмюэль Ленгхорн Клеменс, 1835 — 1910), в замечательных памфлетах, среди которых особо выделяются «О патриотизме» (1900; 1923) и «В защиту генерала Фанстона» (1902).

В самое последнее время среди наших публицистов, именующих себя демократами, но в действительности выражающих интересы российской компрадорской буржуазии, стало необычайно модным приводить изречение английского писателя Сэмюэля Джонсона (1709—1784): «Патриотизм — последнее прибежище негодяя». Но вопреки их трактовке С. Джонсон осуждает не патриотизм сам по себе, а использование лозунга патриотизма для прикрытия грязных делишек.

Когда нация строится по признаку не социорной, а этнической принадлежности, «национальная идея» всегда предполагает политическое, а нередко и правовое противопоставление людей, образующих разные этносы. Не буду долго задерживаться на национализме господствующего этноса, одновременно образующего и нацию. Это явление всегда отрицательное и только отрицательное. Национальная идея в таком случае служить оправданием и обоснование привилегированного положения данной группы людей, ее нрава на притеснение и дискриминацию всех других этнических групп.

В национализме дискриминируемого этноса выражается его стремление покончить с своим приниженным положением. В этом смысле в нем есть демократическое, позитивное содержание. И если бы данная идеология этим бы исчерпывалась, если бы лозунгом такого движения было полное равенство всех людей, независимо от их этнической принадлежности, то собственно нельзя было бы назвать ее национальной, тем более националистической.

Но так, обычно, никогда не бывает. В национализме притесняемой этнической общности почти всего присутствует его противопоставление всем остальным этносам, прежде всего господствующему. И когда программой движения является требование территориальной автономии, тем более независимости, то почти всегда явно или неявно подразумевается, что власть в автономной области, тем более в независимом государстве, должна принадлежать прежде всего или даже исключительно представителям I данной нации. Иначе говоря, данная программа предусматривает предоставление привилегий данной нации и явную или неявную дискриминацию людей, принадлежащих к иным этносам и прежде всего к господствующей нации. В таком случае идеологию движения обычно характеризуют не как национальную, а как националистическую.

Националистической может быть и чаще всего бывает и идеология настоящего национально-освободительного движения. В случае же квазинационального движения идеи этнократии, исключительности прав и привилегированного положения данного этноса являются центральными. Национализм нередко при этом перерастает в этнорасизм.

Ярким примером может быть положение, сложившееся в Латвии и Эстонии. Русское и вообще русскоязычное население в большинстве своем лишено гражданства этих стран, а тем самым и многих политических и гражданских прав. Фактически в этих республиках сложился режим апартеида, во многом сходный с тем, что еще недавно существовал в Южно-Африканской республике. Отличие в основном лишь в том, что в ЮАР деление на привилегированную и дискриминируемую группы населения проводилось по расовому признаку, а в Латвии и Эстонии — если неформально, то по существу, по признаку этнической принадлежности.

И в Латвии и в Эстонии в самое последние время приняты законы, еще более ухудшающие положение русского и вообще русскоязычного населения. «Владение эстонским языком, — сообщают из Таллинна, — основное условие не только для получения гражданства, но, после принятия 9 февраля поправок к соответствующему закону, оно стало основным и для получения работы. Сектор возможностей для тех, кто знает эстонский язык, широк, для тех, кто его не знает или знает плохо, катастрофически сужается, формируя принципиально разные общественные слои в рамках одного государства. Граждане и неграждане, эстонцы и неэстонцы — за этими понятиями скрываются своеобразные миры, существующие в Эстонии сепаратно, в несравнимо разных материальных, духовных и правовых ипостасях».

Совершенно закономерно, что правящая элита этих государств, проводя политику апартеида, всемерно поощряет пропаганду национализма и этнорасизма, не только терпимо, но в высшей степени благосклонно относится к фашистским военным преступникам (солдатам и офицерам национальных частей СС), всячески оправдывает совершенные ими и служащими полиции, созданной немецкими оккупантами из местных жителей, чудовищные преступления. Дело дошло до того, что в Латвии 18 марта — день первого боя созданного по личному приказу Адольфа Гитлера латышского легиона «Ваффен СС» — был официально объявлен государственным праздником. В 1998 г. была переиздана антисемитская книга «Страшный суд», опубликованная латышскими фашистами в 1942 г. с предисловием Генриха Гиммлера. Не захотела отставать от Латвии и Эстония. 19 мая 1999 г. в Таллине были торжественно перезахоронены останки бывшего командира 20-й дивизии СС Альфонса Ребане.

В нашей «демократической» прессе различного рода националистические партии и группировки, существующие в странах СНГ и Прибалтики, нередко именуют национально-демократическими. Чаще всего как демократические характеризуются также такие, например, объединения, как Народный Рух Украины и Белорусский народный фронт (БНФ). В действительности же этнонационализм и демократия несовместимы, что можно видеть на примере деятельности названных политических образований.

Основной их лозунг — пропаганда вражды к России и всему русскому, насильственное вытеснение русского языка и принуждение населения этих стран к пользованию одним лишь языком, в первом случае украинским, во втором — белорусским. БНФ не повезло. Его политика наткнулась на упорное сопротивления населения Белоруссии и, прежде всего, самих белорусов и провалилась. На референдуме 14 мая 1995 г. за придание русскому языку статуса государственного высказалось 83% его участников. Программа же Руха вопреки воле большинства населения Украины настойчиво проводится в жизнь властями республики, ее правительством и президентом, хотя последний и был избран лишь постольку, поскольку обещал придать русскому языку статус государственного.

 

ТЕМА 2. Своеобразие российской цивилизации.

Цели и задачи: студенты должны получить общее представление о сущест­вующих в науке точках зрения на место России в системе цивилизаций мира и о цивилизационных особенностях Рос­сии.

План семинара:

1. Основ­ные точки зрения на место России в системе цивилизаций мира.

· П.Я. Чаадаев и рождение «Русской идеи»

· Славянофилы и западники

· Теоретики цивилизационной концепции о русской цивилизации

· В. Соловьев и Н.А. Бердяев о русской идее

· Евразийство

2. Цивилизационные особенности России.

3. Колумбы российской истории

 

Основные понятия: «Русская идея», идеократическое государство, славянофильство, западничество, культурно-исторический тип, византинизм, антиномия, дихотомия, евразийство, почвенничество, панславинизм..

Основная литература:

Русская идея. М. 1992

Семеникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. М

Сергейчик Е.М.Философия истории. С-П. 2002

Лосский Н.О. История русской философии

Историки России. Биографии. М. 2001

Тарасов Б. Чаадаев. М. ЖЗЛ. 1990

Сербиенко В.В. В. Соловьев: Запад, Восток и Россия. М. 1994

Лихачев Д.С. О национальном характере русских//Вопросы философии, 4-90.

Орешкин Д. Между Востоком и Западом//Диалог, 16-91.

Степанов В.В., Сусоколов А.А. Этнос и его среда // Человек. 1990.№6

Источники по теме:

Данилевский Н. Россия и Европа

Бердяев Н.А. Судьба России

Бердяев Н.А. Душа России

Чаадаев П.Я. Философические письма

Хомяков А.С. О старом и новом

Вл. С. Соловьев Русская идея

И.А. Ильин Россия есть живой организм. О русской идее

 

Вопросы и задания:

1. Что вкладывают в понятие «русская идея»? Можно ли считать ее теоретически обоснованной концепцией?

 

2. За что и почему Чаадаев критиковал Россию?

 

 

3.Сторонники какого направления обосновывали тупиковость, бездуховность западной цивилизации?

4. К западникам можно отнести (нужное подчеркнуть): К. С. Аксаков, Т. Н. Грановский, В. Г. Белинский, А. С. Хомяков А. И. Герцен, И. В. Киреевский, Н. П. Огарёв, Ю. Ф. Самарин, И. С. Тургенев, В. П. Боткин, П. В. Анненков, В. И. Даль, К. Д. Кавелин

5. Каково основное значение России в мировой истории, по мнению Данилевского?

 

6. Что должен представлять собой «Всеславянский союз» по Данилевскому?

 

 

7. Как Бердяев объяснял дихотомичность российской цивилизации?

 

 

8. Какова специфика российской цивилизации, по мнению сторонников евразийской концепции?

 

 

9. Дайте краткую справку о деятельности следующих российских историков (имя и отчество, годы жизни, труды)

Историк Имя, отчество Годы жизни Труды
Карамзин      
Ключевский      
Соловьев      
Гумилев      
Рыбаков      
Греков      
Скрынников      

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 534; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.