Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Интерпретация шкал ПВЛ




Нормативные данные по уровню выраженности параметров профессиональной востребованности личности в женской подвыборке

Нормативные данные по уровню выраженности параметров профессиональной востребованности личности в мужской подвыборке

Ключ к тесту ПВЛ

Обработка результатов обследования

Бланк ответов

Пол _________Возраст ___________Стаж_____ Предмет____ квалификация_________

 

№ верно Пожалуй верно Пожалуй неверно Неверно
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       

 

 

Ответы испытуемого переводятся в баллы. Для подсчета баллов ответам на прямые пункты присваиваются баллы от 1 до 4 («Верно» - 4 балла, «Пожалуй, верно» - 3 балла, «Пожалуй, неверно» - 2 балла, «Неверно» - 1 балл). Ответам на обратные пункты присваиваются баллы от 4 до 1 (ответы «Верно» - 1 балл, «Пожалуй, верно» - 2 балла, «Пожалуй, неверно» 3 балла, «Неверно» - 4 балла). Прямые и обратные пункты для каждой шкалы представлены в табл.

 

Табл.1

Шкала ПВЛ Прямые пункты Обратные пункты
УРПП 7,16,24,32,36,42,44 1,33
ППС 2,8,17,25,34,38,43  
ППВ   3,9,13,18,26,31,35,39
ПК 4,16,34,36,44 10,14,19,27
ПА 5,11,20,25,28,37,45  
ОРПД 5,8,29,40,47 9,12,14,21
ОД 5,11,20,30,37,41,46 13,22
СО 6,42,47 12,15,23,31,39
  2,4,5,6,7,8,11,16,17,20, 24,25,28,29,30,32,34,36,37,3840,41,42,43,44,45,46,47 1,3,9,10,12,13,14,15,18,19,21,22,23,26,27,31,33,35,39

Условные обозначения:

УРПП - Удовлетворенность реализацией профессионального потенциала.

ППС - Принадлежность к профессиональному сообществу

ППВ - Переживание профессиональной востребованности

ПК- Профессиональная компетентность.

ПА- Профессиональный авторитет

ОРПД - Оценка результатов профессиональной деятельности

ОД - Отношение других.

СО - Самоотношение

Нормативные данные по уровню выраженности параметров профессиональной востребованности личности в мужской и женской подвыборках представлены в табл.2 и 3.

Соотнося полученные баллы с нормативными таблицами, определяем уровень выраженности профессиональной востребованности по каждой шкале.

 

 

Таблица 2

 

Шкала ПВЛ Количество баллов
Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень
УРПП <20 20-28 >28
ППС <21 21-31 >31
ППВ <21 21-31 >31
ПК <20 20-28 >28
ПА <18 18-28 >28
ОРПД <23 23-33 >33
ОД <22 22-32 >32
СО <19 19-27 >27
ОУПВ <118 118-152 >152

 

 

Таблица 3

Шкала ПВЛ Количество баллов
Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень
УРПП <20 20-28 >28
ППС <20 20-30 >30
ППВ <22 22-30 >30
ПК <20 20-28 >28
ПА <18 18-28 >28
ОРПД <21 21-31 >31
ОД <22 22-32 >32
СО <18 18-26 >26
ОУПВ <116 116-148 >148

 

Примечание. Значения по шкалам УРПП, ППС, ППВ,ПК,ОРПД,ОД колеблются в диапазоне от 9 до 36, по шкалам ПА и СО – от 8 до 32, а по шкале ОУПВ – от 47 до 188.

 

Шкала «Удовлетворенность реализацией профессионального потенциала» (УРПП) характеризует отношение человека к себе как профессионалу, реализовавшему свой потенциал. Высокие показатели по этой шкале указывают на удовлетворенность человека степенью реализации своего профессионального потенциала, достигнутым профессиональным статусом, уровнем профессиональной компетентности. Такой человек уверен в том, что смог полностью себя реализовать как профессионал, воспользовавшись для этого возможностями, предоставленными ему жизнью; удовлетворен уровнем востребованности профессионального опыта и тем, как другие оценивают результаты его профессиональной деятельности. Испытуемые с низкими показателями по этой шкале не удовлетворены степенью реализации своего профессионального потенциала. Считая себя профессионально некомпетентными, они не удовлетворены своим профессиональным статусом и степенью востребованности профессионального опыта, а также оценкой другими результатов их профессиональной деятельности.

Шкала «Принадлежность к профессиональному сообществу» (ППС) позволяет диагностировать отношение человека к себе как представителю профессионального сообщества и дифференцированность оценки структуры труда, отраженной в сознании субъекта. Высокие показатели по данной шкале указывают на дифференцированное представление о себе как представителе определенного профессионального сообщества и в связи с этим положительное эмоциональное отношение к себе и к ценностям, производимым в данной области труда, к людям, производящим и потребляющим их. Такого человека характеризует положительное отношение к себе как профессионалу, владеющему внешними и внутренними средствами деятельности, сформированность в сознании индивида обязательности достижения заданного результата, дифференцированное понимание ценности результата деятельности для людей и в целом для общества и в связи с этим устойчивое положительное эмоциональное отношение к себе. Низкие показатели свидетельствуют о недифференцированном представлении о себе, как представителе определенного профессионального сообщества и отсутствии положительного эмоционального отношения к себе и к ценностям, производимым в данной области труда, к людям, производящим и потребляющим их.

Шкала «Переживание профессиональной востребованности» (ППВ) диагностирует переживание человеком своей профессиональной востребованности. Высокие показатели по этой шкале говорят об отсутствии переживания человеком профессиональной невостребованности. Такой человек положительно оценивает свое профессиональное Я и воспринимает отношение к себе как профессионалу со стороны других людей как позитивное. Для него характерны положительная оценка результатов своей деятельности и признание их важности, ценности для других. Такой человек уверен, что может применить свои профессиональные знания, умения и навыки. Низкие показатели по шкале ППВ свидетельствуют о болезненном переживании человеком невозможности максимально реализовать себя в профессиональной деятельности. Такой человек имеет негативную профессиональную самооценку, болезненно переживает ненужность результатов профессиональной деятельности для других и ожидает негативное и/или индифферентное отношение к себе как профессионалу с их стороны. Неуверенность в своих возможностях применить профессиональные знания сопровождается переживанием по поводу возможного изменения профессионального статуса.

Шкала «Профессиональная компетентность» (ПК) характеризует отношение личности к себе как компетентному профессионалу. Высокие показатели по этой шкале свидетельствуют об уверенности человека в своей
профессиональной компетентности, достаточности профессиональных знаний для осуществления профессиональной деятельности. При низких показателях по этой шкале испытуемый испытывает сомнения по поводу своей профессиональной компетентности. Отсутствие уверенности в свободном владении средствами деятельности сопровождается частыми переживаниям по поводу возможного изменения профессионального статуса и сомнениями в правильности выполнения профессиональной деятельности.

Шкала «Профессиональный авторитет» (ПА) отражает субъективную оценку (степени) идеальной представленности личности в сознании других людей (коллег, руководства, близких людей) в качестве лица, чье мнение значимо для других как существенный ориентир для принятия решения. Высокие показатели по данной шкале указывают на осознание индивидом себя значимым для других в качестве «источника информации», «референтного лица», авторитета в рамках выполняемой профессиональной деятельности. Для испытуемых с низкими показателями по этой шкале характерно переживание своей незначимости, нереферентности для других. Отсутствие уверенности в своей авторитетности как профессионала для других сопровождается негативной самооценкой и ожиданием негативной оценки со стороны других результатов своей профессиональной деятельности.

Шкала «Оценка результатов профессиональной деятельности» (ОРПД) характеризует оценку человеком своей профессиональной деятельности и ее результатов. Наличие высоких показателей по шкале свидетельствует о положительной оценке человеком своей профессиональной деятельности и ее результатов, а также ожидание положительной оценки со стороны других людей (близких, коллег, руководства). Такой человек уверен, что близкие и руководство ценят и уважают его как профессионала. Для него характерны стремление к высоким результатам профессиональной деятельности и уверенность в том, что своим трудом он вносит вклад в жизнь общества. Испытуемым с низкими показателями по шкале свойственно обесценивание, как самой профессиональной деятельности, так и ее результатов на фоне негативного восприятия отношения к себе как профессионалу со стороны других людей. Такой человек часто сомневается не только в правильности выполнения им профессиональной деятельности, но и вообще в своих возможностях найти применение профессиональным способностями.

Шкала «Отношение других» (ОД) характеризует восприятие личностью отношения других к себе как профессионалу. Наличие высоких показателей по данной шкале свидетельствует об удовлетворенности личностью отношением к ней как профессионалу других людей (коллег, руководства). Позитивное отношение такого человека к результатам своего труда обусловлено их оценкой со стороны окружающих. Такой человек удовлетворен тем, что другие относятся к нему как авторитетному профессионалу, уважают и ценят его. Испытуемые с низкими показателями по шкале не удовлетворены отношением к ним окружающих в связи с низкой оценкой результатов их труда коллегами и руководством. Такие люди считают, что окружающие в целом относятся к ним негативно, к их точке зрения как профессионала не прислушиваются, не уважают и не ценят их.

Шкала «Самоотношение» (СО) характеризует самоотношение человека, обусловленное значимостью как профессионала для близких. Высокие показатели по данной шкале указывают на позитивное отношение индивида к себе как профессионалу. Такой человек удовлетворен тем, что близкие проявляют интерес к его профессиональной деятельности и считают его авторитетным профессионалом. Он уверен, что своим трудом может приносить пользу близким. Для испытуемых с низкими показателями по шкале характерно отсутствие чувства собственного достоинства и самоуважения в профессиональной деятельности. Они сомневаются в том, что их деятельность может приносить пользу близким, а также в том, что они вообще могут найти применение своим профессиональным способностям.

Опросник работает как единая шкала «Общий уровень профессиональной востребованности личности» (ОУПВ), которая оценивает общий уровень сформированности системы отношений к себе как значимому для других профессионалу. Испытуемые с высокими показателями общего уровня профессиональной востребованности положительно относятся к себе как человеку, реализовавшему свой профессиональный потенциал. Они не склонны к переживанию невостребованности результатов своей деятельности, опыта, оценивая их как значимые для других. Для них характерно дифференцированное представление о себе как представителе определенного профессионального сообщества и в связи с этим положительное эмоциональное отношение к себе и к ценностям, производимым в данной области труда, к людям, производящим и потребляющим их. Они не сомневаются в своей профессиональной компетентности и уверены, что в профессиональном плане являются авторитетом для коллег, руководства, близких. На фоне высокого оценивания результатов своей профессиональной деятельности для них характерно ожидание положительного отношения со стороны других людей и позитивное самоотноошение, обусловленное значимостью их как профессионала для близких. Испытуемым с низкими показателями по данной шкале свойственны неудовлетворенность степенью реализации профессионального потенциала, недифференцированное представление о себе как представителе определенного профессионального сообщества. Они склонны болезненно переживать свою профессиональную невостребованность, в том числе ненужность результатов своей деятельности для других, обесценивая при этом и свою профессиональную деятельность, и ее результаты. Такие испытуемые уверены в своей некомпетентности, нереферентности, незначимости как профессионала для других. Для них характерны ожидание негативного отношения к себе как профессионалу со стороны других людей и негативное самоотношение, обусловленное незначимостью результатов их профессиональной деятельности для близких.

 

Диагностика эмоционального «выгорания» личности

(В. В. Бойко)

Инструкция. Если вы являетесь профессионалом в какой-либо сфере взаимодействия с людьми, вам будет интересно увидеть, в какой степени у вас сформировалась психологическая защита в форме эмоционального «выгорания». Читайте суждения и отвечайте «да» или «нет». Примите во внимание, что если в формулировках опросника идет речь о партнерах, то имеются в виду субъекты вашей профессиональной деятельности - пациенты, клиенты, потребители, заказчики, учащиеся и другие люди, с которыми вы ежедневно работаете.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1394; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.042 сек.