Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методика оценки психического выгорания у социальных работников




КЛЮЧ

За каждый ответ выставляется оценка в баллах соответственно:

а) - 0; б)- 1; в) - 2; г)-3.

Номера ответов структурированы в соответствии с видами воз­можных деструкций.

При обнаружении ярко выраженных деструкций, специалисту необходимо еще раз познакомиться с их внешним проявлением в деятельности, самостоятельно признать наличие каждой из них, проанализировать причины возникновения деструкции и оценить свою способность к их устранению (коррекции).

 

Бланк ответов

 

Педагогическая агрессия Авторитарность Демонстративность Дидактичность Догматизм Доминантность Индифферентность Консерватизм Ролевой экспансионизм Социальное лицемерие Поведенческий трансфер
                     
                     
                     
                     
                     
                     
Максимальный балл по каждой деструкции
                       
Деструкция считается не сформированной, если показатель составляет менее 30 % от максимального балла:
До 5 До 3 До 5 До3 До3 До 4 До3 До3 До 4 До 4 До3  
Деструкция имеется, но ярко не выражена, если показатель составляет от 30 до 60 % от максимального балла:
6-13 4-6 6-13 4-6 4-6 5-8 4-6 4-6 5-8 5-8 4-6  
Деструкция ярко выражена, если показатель составляет более 60 % от максимального балла:
14-18 7-9 14-18 7-9 7-9 9-12 7-9 7-9 9-12 9-12 7-9  
                                                           

 

 

Для перечисленных категорий выделены следующие профессио­нальные деформации:

1. Авторитарность, которая выражается в использовании преимущественно распоряжений, рекомендаций, указаний. Она также обнаруживается в нетерпимости к критике, снижении рефлексии самоанализа и самоконтроля специалиста, проявлении высокомерия и черт деспотизма.

2. Демонстративность — качество личности, проявляющееся в эмоционально окрашенном поведении, желании нравиться, стрем­лении быть на виду, показать себя. Эта тенденция реализуется в оригинальном поведении, демонстрации своего превосходства, на­рочитых преувеличениях, расцвечивании своих переживаний. Извест­ная демонстративность представителям социономических профессий необходима. Однако когда она начинает определять стиль поведения, то снижает качество профессиональной деятельности, становясь средством самоутверждения специалиста.

3. Профессиональный догматизм возникает вследствие частого повтора одних и тех же ситуаций, типовых профессиональных задач. У специалиста исподволь формируется склонность к упрощению проблем, применению уже известных приемов без учета всей слож­ности ситуации. Профессиональный догматизм обнаруживается также в пренебрежительном отношении к науке, инновациям, в самоуверенности и завышенной самооценке. Догматизм развивается с ростом стажа работы в одной и той же должности, снижением уров­ня общего интеллекта, а также особенностями характера.

4. Доминантность обусловлена выполнением представителями социономических профессий функций, связанных с оцениванием, осуществлением контроля. Развитию этой деформации также спо­собствуют индивидуально-типологические особенности личности.
В большей мере доминантность присуща холерикам и флегматикам.
Она может развиться на основе акцентуации характера. Но в любом случае профессиональная деятельность создает благоприятные усло­вия для удовлетворения потребности во власти, в подавлении и самоутверждении за счет других.

5. Профессиональная индифферентность характеризуется эмоциональной сухостью, игнорированием индивидуальных особенностей работников. Профессиональное взаимодействие с ними строится без учета их личностных особенностей. Профессиональное равнодушие, как правило, развивается у представителей социономических профессий на основе обобщения личного отрицательного опыта. Эта деформация характерна для закрытых людей со слабо выраженной эмпатией, испытывающих трудности в общении. Индифферентность
нарастает с годами как следствие эмоциональной усталости и отри­цательного индивидуального опыта взаимодействия с подчиненными и коллегами.

6. Консерватизм проявляется в предубеждении против нововве­дений, приверженности устоявшимся технологиям, настороженном отношении к творческим работникам. Развитию консерватизма способствует то обстоятельство, что специалист регулярно репродуци­рует одни и те же хорошо зарекомендовавшие себя формы и методы управления. Стереотипные приемы воздействия постепенно превращаются в штампы, экономят интеллектуальные силы, не вызывают дополнительных эмоциональных переживаний. По мере профессионализации эти штампы начинают тормозить развитие организации, предприятия или учреждения.

7. Профессиональная агрессия выражается в нежелании учитывать чувства, права и интересы других: людей. Об агрессивности свиде­тельствуют также ирония, насмешки и навешивание ярлыков, умаляющих достоинство личности: «тупица», «бездельник», «хам», «кретин» и т. п. Агрессивность как профессиональная деформация
обнаруживается у представителей социономических профессий с ростом стажа работы, когда усиливаются стереотипы мышления, падает самокритичность и способность конструктивно решать кон­фликтные ситуации.

8. Ролевой экспансионизм для данной деформации характеризуется тотальной погруженностью в профессию, фиксацией на соб­ственных проблемах и трудностях, неспособностью и нежеланием
понять другого человека, преобладанием обвинительных и назидательных высказываний, безапелляционных суждений. Эта деформация обнаруживается в жестком ролевом поведении за пределами организации, предприятия, в преувеличении собственных роли и
значимости. '

9. Социальное лицемерие специалистов социономических профессий обусловлено необходимостью оправдывать высокие нравственные ожидания, пропагандировать моральные принципы и нормы поведения. Социальная желательность с годами превращается в привычку морализирования, неискренность чувств и отношений.

10. Поведенческий трансфер (синдром ролевого трансфера) характеризует формирование черт ролевого поведения и качеств, присущих другим людям. Поговорка «С кем поведешься — от того и наберешься» справедлива в отношении сотрудников правоохранительных органов: в их поведении, эмоциональных реакциях, речи, интонациях отчетливо прослеживаются психологические особенности правонарушителей.

11. Сверхконтроль выражается в чрезмерном сдерживании своих чувств, ориентации на инструкции, уходе от ответственности, подо­зрительной осмотрительности, скрупулезном контроле деятельности других людей.

Главной профилактической мерой профессиональных деформаций личности должны стать: творческий момент в деятельности, расши­рение вариантов профессиональных задач, разнообразие круга об­щения. Во время профессионального обучения необходимо создавать дополнительную степень свободы, не замыкаясь в узких рамках пред­стоящих профессиональных заданий.

 

 

(В.Е. Орел, И.Г. Сенин)

Инструкция. Прочитайте, пожалуйста, внимательно эту инструкцию, прежде чем начнете работать. На прилагаемом к опроснику бланке ответов напишите Вашу фамилию и инициалыв отведенном для этого месте, укажите Ваш пол, возраст и дату. В опроснике50 утверждений. Пожалуйста, прочитайте внимательно каждое из них и обведите тот ответ, который больше всего соответствует Вашему мнению.

Обведите «АС», если Вы абсолютно согласны с данным утверждением (АС) С Ней Н АН
Обведите «С», если Вы согласны с данным утверждением АС (С) Ней Н АН

Обведите «Ней», если Вы нейтрально относитесь к данному утверждению

или не можете решить, согласны Вы с ним или нет АС С (Ней) Н АН

Обведите «Н», если Вы не согласны с данным утверждением АС С Ней (Н) АН

Обведите «АН», если Вы абсолютно не согласны с данным утверждением АС С Ней Н (АН)

 

Помните, о том, что здесь нет правильных или неправильных ответов. Описывайте себя честно и выражайте свое мнение насколько возможно точно. Отвечайте на каждое утверждение. Обратите внимание, что номера утверждений на бланке ответов расположены в столбцах, и идут сверху вниз по мере возрастания. При заполнении бланка ответов удостоверьтесь, пожалуйста, что Ваш ответ расположен напротив соответствующего утверждения. Если Вы допустили ошибку или передумали, зачеркните неверный ответ крестом и затем обведите правильный ответ.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 883; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.