Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Философские основы китайской медицины




Самобытная китайская философия прошла длинный путь становления развития: от культа природы (горы, Земля, Солнце, Луна и планеты) до религиозно-философских систем (конфуцианства и даосизма с 6 века до нашей эры) и философии стихийного материализма (натурфилософии), которая сформировалась в Китае к середине 1-го тысячелетия до н.э. и получила развитие в трудах китайских учёных в эпоху древних империй. натурфилософский трактат «Си цы чжуань» 4-3вв. до нашей эры: изначальная материя тайцзи порождает две противоположные субстанции – Ян и Инь, которые едины и неделимы. Первоначально Инь означала «северный, теневой», а Ян – Южный, солнечный склон горы. Позднее Инь воспринималась как негативное, холодное, тёмное и женское, а Ян – как позитивное, светлое, тёплое и мужское. Концепция ИНЬ-ЯН была воспринята традиционным врачеванием. Взаимодействие и борьба этих начал порождают 5 стихий (первоэлементов у-шин):

1. вода;

2. огонь;

3. дерево;

4. металл;

5. земля.

 

Из этих первоэлементов возникает всё многообразие материального мира – 10000 вещей – Вань у, включая человека. 5 стихий находятся в постоянном движении и гармонии, взаимном порождении (вода порождает дерево, дерево огонь, огонь - землю, земля – металл, а металл- воду) и взаимном преодолении (вода тушит огонь, огонь плавит металл, металл разрушает дерево, дерево – землю, а земля засыпает воду).

 
 


Огонь

 

 

Дерево

Огонь Земля

 

 

Вода Металл

 

 

Человек - часть природы, часть великой триады: Небо – Человек - Земля, и развивается в гармонии с окружающим миром. Самым выдающимся мыслителем ханьского периода был один из крупнейших материалистов древности философ и врач ВАН ЧУН (27-97гг).

Он признавал единство, вечность и материальность мира, развивал учение о «зернистом» (анатомическом) строении вещества, боролся с суевериями и предрассудками своего времени, выступал против конфуцианского культа предков и даоских идей бессмертия. «Мёртвые не превращаются в духов, не обладают способностью к познанию и не могут приносить людям вред». Ван Чун утверждал, что «среди существ, рождённых Небом и Землёй, человек является наиболее ценным, и эта ценность определяется его способностью к знанию». Эти стихийные естественно-научные воззрения древних китайских философов (с началами диалектики) легли в основу традиционного китайского искусства врачевания. В китайской традиционной медицине каждый орган тела соотносятся с субстанциями ЯН или ИНЬ. Так, субстанции ИНЬ соответствует пять органов цзан: печень, сердце, Селезёнка, лёгкие и почки. Они выполняют функцию сохранения и не отдают «хранящееся в себе вещество». Субстанции ЯН соответствуют шесть органов – ФУ: желчный пузырь, желудок, толстая кишка, тонкая кишка, три обогревателя и мочевой пузырь. Понятие «три обогревателя» подразумевает систему поддержания внутреннего тепла, которое зависит: от дыхания, пищеварения, и мочеиспускания. Анатомические представления начали формироваться в Китае в глубокой древности. Однако после утверждения конфуцианство в качестве официальной идеологии (около 2 века до нашей эры) рассечение тел умерших было прекращено, так как вошло в противоречие с религиозной этикой, согласно учению Конфуция, тело человека, которое он получил от родителей, нельзя было уродовать после смерти – его надлежало вернуть родителям в целости и сохранности. Здоровье в Китае понималось как результат равновесия ИНЬ ЯН и 5 стихий У ШИН, а болезнь – как нарушение равновесия начал ИНЬ и ЯН и пяти стихий У ШИН, а болезнь – как нарушение их правильного взаимодействия. Многообразие заболеваний объяснялось широтой взаимодействия организма с окружающим миром и природой, особенности своего организма, длительным пребыванием в одном из эмоциональных состояний (гнев, радость, печаль, размышление, огорчение, боязнь и страх) и другими естественными причинами. Например, холод и ветер, сухость и сырость могут отрицательно воздействовать на человека и быть одной из причин его болезней. Большое внимание уделялось изучению местности, где живёт больной человек. В трактате «Нэй цзинь» описаны пять районов Китая: Восток, Запад, Север, Юг и Центр в свете наиболее вероятных заболеваний. Для того чтобы во всех случаях добиваться успеха, врачевателю рекомендовалось учитывать всевозможные «характеристики местности».

Например: «Север – это место, где происходит сохранение в укрытии. Здесь жилища устраиваются на высоких горах. Дуют холодные ветры, свирепствуют холодные зимы. Люди здесь обитают в диких местах и питаются, главным образом, молочными продуктами. В результате того, что холод воздействует на внутренние органы, здесь легко возникают болезни, связанные с отёками и наполнением. Лечить их следует посредством прижигания. Поэтому прижигание идёт с Севера» - Трактат Жёлтого Императора о внутреннем.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 455; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.