Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Культура Западноевропейского Средневековья




Термин «средние века» ввели в науку итальянские гуманисты эпохи Возрождения. Он означал тысячелетие, хронологическими рамками которого являются V–XVI вв. Характерные черты культуры средних веков: сформировалось историко-культурное единство Европы при всей неоднородности процессов в отдельных её частях; образовались жизнеспособные государства и нации; сложились современные европейские языки. Закладывались основы европейской цивилизации, ибо в древности не было «Европы» как некой культурно-исторической общности с единой мировой судьбой в мировой истории в современном понимании.

Истоки средневековой культуры: 1) традиции античной греко-римской культуры с ее достижениями в области государственного устройства, политики, права, религии, искусства, философии и др. 2) влияние культуры «варварских» племен и народов самой Западной Европы (франков, саксов, готов, норманнов и др.), которым были чужды идеалы и ценности античного мира. Важнейшей особенностью средневековой культуры была особая роль христианского вероучения и христианской церкви. Церковь в течение многих веков оставалась социальным институтом, общим для всех европейских стран, племен и государств. Церковь оказывала огромное влияние на формирование религиозного мировоззрения, распространяя христианские идеи любви, всепрощения, всем понятные нормы социального общежития, веру во всеобщее счастье, равенство, добро.

Спецификой западноевропейского язычества был его мрачный характер, боги и люди вели борьбу со злыми силами, боги – это могучие чародеи, волшебники. Боги олицетворяют не только природные, но и социальные силы. Варварский «звериный стиль» в изобразительном, декоративно-прикладном искусстве наполнен магическими символами.

Рыцарство (благородное дворянство) – особое социальное сословие, особый социальный институт Средневековья. Оно сформировало свою уникальную культуру, состоящую из определенного этикета, поединков, турниров, рыцарских обетов, умения играть на музыкальных инструментах, соблюдения правил куртуазии (светскости). Рыцарские романы и поэзия – популярные жанры европейской литературы. Литературные памятники мировой культуры: «Песнь о Роланде», «Повесть о короле Артуре», «Песнь о нибелунгах». В культуре простого народа (крестьян и горожан) сохраняются элементы архаической языческой культуры: идолопоклонство, жертвоприношения, ритуальные праздники. Особое значение принадлежало карнавалу – народному празднику под открытым небом, который сопровождался уличными шествиями, маскарадами, театрализованными играми и пр.

Средневековье – это время организации системы западноевропейского образования, включавшего в себя школу и университет. Школы в основном существовали при монастырях, предлагали две ступени обучения, 1) trivium – грамматика, риторика и диалектика; 2) quadrivium – арифметика, геометрия, астрономия и музыка.
С XII в. в Европе появляются университеты: Болонский, Кембриджский, Парижский, Пражский. Обучение шло на богословском, медицинском и юридическом факультетах, единым для всех европейцев языком был латинский, его знание являлось синонимом грамотности. В конце XV в. в Западной Европе насчитывалось
65 университетов.

Средневековье сформировало два европейских художественных стиля: романский и готический. Стиль искусства – это фундаментальное определение организующих принципов и форм художественного мышления и творчества, характерных для определенного исторического периода развития культуры. Романский стиль (лат. romanus – римский) – первое единое стилевое направление в западноевропейской художественной культуре X–XII вв., объединивший все виды искусства. Общие черты стиля во всех странах Европы объясняются римским влиянием, сходством социальных условий, но самое главное – единым религиозным мировоззрением. Монументальный стиль в архитектуре представлен основными типами зданий – рыцарский замок, монастырский ансамбль, храм.

Культура Возрождения – специфический феномен западноевропейской культуры, особая эпоха, охватывающая в Италии
XIV–XVI вв., в других странах – XV–XVI вв. Под Возрождением принято понимать возрождение культуры античности. В этой связи культура Ренессанса рассматривается как отрицание, антитеза средневековья.

Отличительные черты культуры Возрождения. 1) индивидуализм практический и теоретический, означающий, что в центр своего мировоззрения и жизненной практики деятели Возрождения поставили человеческую индивидуальность; 2) культ светской
(т. е. нецерковной) жизни с подчеркнутым стремлением к чувственным удовольствиям; 3) светский дух религии с тенденцией к язычеству. Под «светским духом религии» следует понимать то, что, оставаясь религиозными людьми (христианами), представители Возрождения стали меньше придавать значения обрядовой стороне религиозной жизни. Для осмысления христианских ценностей они широко привлекали идеи, содержащиеся в дохристианских античных (т. е. языческих) религиозных учениях; 4) освобождение от власти авторитетов, означавшее иное отношение к авторам и учениям, признанным средневековой схоластикой. Деятели Возрождения смело критиковали, к примеру, Аристотеля, чего, как правило, не могли допустить себе схоластические мыслители католицизма; 5) особое внимание к прошлому, к древности. Античная греко-римская культура стала предметом самого внимательного изучения, преклонения и подражания; 6) чрезвычайный вкус к искусству.

Новоевропейская культура. Ее специфические особенности – становление техногенной цивилизации, буржуазных общественных отношений, ускоренное развитие науки и техники, рационалистического мышления. Четкой границы между эпохой Возрождения и Новым временем не существует.

Период Нового времени охватывает два различных по своему социально-политическому характеру этапа:

1. Почти весь XVII век – господство абсолютизма во Франции, Испании, буржуазная революция в Англии, научная революция и формирование новой картины мира и метафизической системы в философии.

2. Завершение стадии мануфактурного развития капитализма, утверждение свободной конкуренции в экономике, либерализма в политической жизни, открытая борьба с изжившими себя феодальными порядками, борьбой за преодоление монополии католической церкви, стремление к свободомыслию и просвещению.

XVII век – значительный этап в истории западноевропейской культуры, пора дальнейшего роста и укрепления национальных государств Европы, время коренных экономических сдвигов и социальных столкновений, время обострения противоречий умирающего феодализма и нарождающегося капиталистического строя, обретения национального самосознания народных масс. Политическое и экономическое развитие европейских стран неравнозначно. В Голландии и Англии – победа буржуазных революций; во Франции и Испании – победа абсолютизма, в Италии и Германии – мелкодержавный деспотизм. Дворянство и буржуазия боролись за политическое господство, и в этой борьбе движущей силой были народные массы. В ответ на Реформацию ожесточилась католическая реакция. Католицизм огнем и мечом, инквизицией и различными формами идеологической борьбы старается воздействовать на сознание народа. Культура XVII века воплощает в себе всю сложность этой эпохи.

К концу XVIII в. капитализм как система полностью сформировался. Он охватил все отрасли материального производства, что повлекло соответствующие преобразования в непроизводственной сфере (политике, науке, философии, искусстве, образовании, быту, общественном сознании).

Культура XIX в. является культурой сложившихся буржуазных отношений. Для культуры этого периода характерно отражение внутренних противоречий буржуазного общества. Столкновение противоположных тенденций, борьба основных классов – буржуазии и пролетариата, поляризация общества, стремительный взлет материальной культуры и начавшееся отчуждение личности определили характер духовной культуры того времени.

В XIX в. происходит коренной переворот, связанный с появлением машины, которая отдаляет человека от природы, ломая привычные представления о его главенствующей роли, и превращает человека в зависимое от машины существо. В условиях интенсифицирующейся механизации человек уходит на периферию духовной жизни, отрывается от духовных основ. Место ремесленного труда, связанного с личностью и творчеством мастера, занял монотонный машинный труд.

Духовная культура XIX в. развивалась и функционировала под влиянием двух важнейших факторов: успехов в области философии и естествознания. Доминантой культуры XIX в. является наука. Различные ценностные ориентации основывались на двух исходных позициях: установлении и утверждении ценностей буржуазного образа жизни, с одной стороны, и критическом неприятии буржуазного общества, с другой. Отсюда – появление столь несходных явлений в культуре XIX в. как романтизма, критического реализма, символизма, натурализма, позитивизма и т. д.

Постмодернúзм, постмодерн. Термин, введенный в
1917 г. Р. Паннвитцем в книге «Кризис европейской культуры», обозначал новый этап в европейской культуре начала века. В конце 1940-х А. Тойнби назвал этим термином новый этап в европейской культуре, наступивший после Нового времени. В широкий оборот термин « постмодернúзм» вошел в 1979 г., когда появилась книга французского философа Ж. Ф. Лиотара «Постмодернистское состояние». Толкование этого явления в современной культурологии неоднозначно. В широком толковании постмодернизм – направление в современной культуре индустриально развитых стран, прежде всего Западной Европы и Америки, сформировавшееся в 1970-е годы. Это последний на сегодняшний день сверхэтап в цепи закономерно сменяющих друг друга на протяжении истории направлений культуры. 2) Также это особый тип мировоззрения, в котором главными ценностями становятся свобода, спонтанность деятельности человека и игровое начало. Постмодернистское мировоззрение исходит из восприятия мира как хаоса, лишенного причинно-следственных связей и ценностных ориентиров, как системы, не имеющей жанра, предстающей нашему сознанию в виде иерархически неупорядоченных фрагментов. Мир не обладает свойством единства, он множественен и плюралистичен. 3) Узкое понимание постмодернизма – этап в развитии литературы и искусства.

В философии идеи постмодернизма выразили Ж. Деррида,
Ж. Бодрийяр, Ж. Ф. Лиотар. В литературе – У. Эко, Х. Борхес,
И. Кальвино, но особенно ярко они воплотились в архитектуре и изобразительном искусстве, начиная с 70-х гг. XX в. Архитекторы и художники исходили из требования объединения в рамках одного произведения разных стилей, образных мотивов, художественных приемов, заимствованных из разных эпох, регионов и культур.

Характерные черты постмодернизма: 1) Отказ от трансцендентности, т.е. от признания существования чего-то, лежащего за пределами нашего опыта. 2) Существенное влияние искусства на внехудожественные сферы человеческой деятельности (политику, религию, информатику и т.д.). Стилевой плюрализм, многообразие, «анархизм» стилей, эклектизм. 3) Широкое цитирование в своих творениях произведений искусства предшествующих эпох. 4) Иронизирование над художественной традицией прошлых культур.
5) Использование приема игры. 6) Постмодернизму присуща критика проекта Просвещения, рациональности, разума, всех традиционных этических, политических и эстетических ценностей. 7)Постмодернизм ориентирован на деконструкцию, децентрализацию, ассиметрию. Целостности противостоит фрагментарность, внешняя неотделанность произведения, разомкнутый текст предполагает множественность интерпретаций.8) Постмодернистские произведения построены по принципу коллажа и монтажа: коллаж переносит материал из одного контекста в другой, монтаж размещает заимствованные элементы по новым местам. 9 ) Темыбезумия, секса, насилия, преступления – ранее считавшиеся запретными и аморальными – в культуре постмодерна активно пропагандируются. Они не просто становятся доступны для науки, искусства, но и повсеместно входят в обыденную жизнь, утверждаются во всех сферах, социальных институтах: педагогике, экономике, законах и т.д.

Эротический натурализм– свидетельство регресса в культуре постмодерна, выражается в засилии эротической литературы, фильмов. Происходит преднамеренное культивирование идеи первостепенной значимости сексуальной сферы, формируется иллюзия вседозволенности, снимаются сексуальные запреты, отсутствуют табу. Человек лишается духовности, глубины и многогранности личности, снижается человеческая сущность.

 

Авангáрд (или авангардизм) (фр. avant – впереди, garde – стража – передний край, передовой отряд) – название ряда течений в искусстве XX в., порывающих с существующими реалистическими нормами и традициями;авангардизмявляется крайним выражением более широкого направления модернизма и отличается бунтарским характером. Он расшатывает и разрушает традиционные черты и принципы художественного творчества и способствует открытию пути к поиску нового исторического ка­чества художественной культуры. Крупные представители авангарда – Кандинский, Малевич, Пикассо, Матис, Дали и др.

Барокко (итал. barocco – странный, причудливый; португ. peroba barocco – жемчужина неправильной формы) – термин впервые примененный в XIX в. швейцарским культурологом Я. Буркхардтом в пренебрежительном смысле как «причудливый», «вычурный». 1) Направление в европейской дворянско-церковной культуре сер. XVI в. (Италия, Испания)–сер. XVIII в. (Венгрия, славянские страны). Появление барокко обусловлено переменами в культуре Ренессанса, контрреформации, интеллектуальными движениями XVII в. 2) Стиль в европейском искусстве XVII–XVIII вв., отмеченный вычурным, усложненным художественно-образным мышлением, пышностью, выразительностью.

Восточные типы культур – типы культур, возникшие на Ближнем и Дальнем Востоке.

Глобализация культуры (лат. – шар) процесс интеграции этнических культур в единую мировую систему в связи с развитием современных транспортных средств, экономических связей и средств массовой коммуникации.

Глобальные проблемы. Предотвращение угрозы войны с применением оружия массового поражения, сохранения и упрочения мира; преодоление экологического кризиса; обеспечение сбалансированного роста народонаселения; защита здоровья людей от особо опасных массовых заболеваний и от негативных последствий научно-технического прогресса; обеспечение растущих потребностей мирового хозяйства в энергии и природных ресурсах и т.д.

Гóтика (фр. gothique – от названия германского племени готов) – художественный стиль, преимущественно в архитектуре, зародившийся в XII в. во Франции, в позднем средневековье распространившийся по всей Западной Европе. Зодчество характе­ризуется стрельчатыми сводами на ребрах (нервюрах), обилием каменной резьбы и скульп­турных украшений, применением витражей, подчиненностью архитектурных форм вертикальному ритму.

Декадéнтство (фр. děcadence, лат. decadentia – упадок), декаданс – общее наименование кризисных, упадочных явлений в искусстве конца XIX – начала XX в., отме­ченных индивидуалистическим пессимизмом, неприятием жизни, эстетизацией небытия.

Дизáйн (англ. design – проектировать, конструировать) – художественное кон­струирование предметов, интерьеров; проектирование эстетического облика объектов культуры.

Древний Восток – условный термин, который применяется в науке для обозначения совокупности культур, расположенных на восток и юго-восток от греко-римского мира.

Импрессионúзм (фр. impression – впечатление) – направление в искусстве последней трети XIX – начала XX в.; наиболее полное выражение получило во французской живописи. Стремясь запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, добиться живой достоверности изображения, воссоздать единство человека и окру­жающей cреды, импрессионисты писали раз­дельными мазками «чистого цвета» (т. е. не применяли смешанных красок), точно воссоздали рефлексы двухцветные и цветные тени. В музыке, скульптуре, литературе, театре импрессио­нисты разрабатывали способы передачи впечатления как основного аспекта всякого пред­ставления, переживания и мысли. Художники-импрессионисты
– К. Моне, О. Ренуар, Э. Дега, П. Сезанн, К. Писсарро и др.

Информационное общество – концепция, разрабатываемая в послевоенный период японцем Е. Масудой и канадцем М. Мак-Люэном. Смена культурных эпох в истории человечества определяется господствующими средствами коммуникациями: языком, печатью, компьютером, телевидением и т.д.

Классицúзм (лат. classicus – первоклассный, образцовый) – художественный стиль и направление в европейской литературе и искусстве XVII–нач. XIX в., одной из важных черт которых являлось обращение к образам и формам античной литературы, искусства как идеальному эстетическому образцу.

Коллаж (фр. collage – наклеивание) – технический прием в изобразительном искусстве XX века, создание картины при помощи наклеивания на какую-либо основу материалов, отличающихся от нее по цвету и фактуре (фрагменты газет, фотографий, обоев, цветной бумаги, кусков тканей, щепок, отделочных материалов). В эстетике постмодерна один из важнейших технических приемов.

Конструктивúзм (лат. constructio – построение) – направление в искусстве XX в., преемственно связанное с кубизмом, футуризмом. Породило свой художественный стиль, сказавшийся в советской архитектуре, живописи, прикладном искусстве и поэзии
20-х – начала 30-х гг. Основная установка конструктивизма – сближение искусства с практикой индустриального быта: геометризация контуров, обнажение техни­ческой основы строительства в архитектуре, функционально оправданное конструирование в прикладном искусстве, воспроизведение производственных ритмов в поэзии.

Культурогенез – процесс зарождения культуры. Существуют различные теории, объясняющие возникновение культуры, – марксистская, психоаналитическая, символическая, игровая, креационистская и многие другие.

Миф (гр. mythos – сказание, предание) – 1) сказание, передающее представления древних народов о происхождении мира, о явлениях природы, о богах и легендарных героях; 2) вымысел.

Модерн ( фр. moderne – современный ) – русское название художественного стиля в европейском и американском искусстве конца XIX–начала XX вв. Этот стиль воплотился, прежде всего, в архитектуре, объединявшей все виды искусства, в практике дизайна. Модерн ориентирован на промышленность и городскую среду. Основоположники модерна – бельгийский архитектор и дизайнер – Хенри ван де Вельде, английский архитектор Уильям Моррис. С живописью модерна связано творчество Поля Гогена, французской группы «Наби»; музыкантов – М. Равеля, К. Дебюсси, Г. Малера.

Модернúзм (фр. modernisme – новейший) – общее название направлений в искусстве и литературе XX в., для которых характерны отрицание традиционных форм и эстетики, опора на условность стиля, поиск новых эстетических принципов, разрыв с реализмом. Модернизм противопоставил себя искусству прошлого. Включает в себя различные относительно самостоятельные идейно-художественные направления и течения (экспрессионизм, кубизм, конструктивизм, имажинизм, сюрреализм, абстракционизм и др.).

Натуралúзм (фр. naturalisme, лат. natura) – 1) направление в искусстве последней трети XIX в., оформившееся во Франции; для натурализма харак­терно тщательное и бесстрастное воспроизведение потока жизни; в отличие от реализма натурализм утверждал всесилие грубой будничной реальности и подсознательных импульсов человека; 2) в широком смысле – внешнее правдоподобие, фотографическое копирование жизненных явлений, их протокольное описание без критического отбора, социально-философского осмысления и художественного обобщения.

Поп-áрт (англ. pop art, popular art – популярное, общедоступное искусство). Поп-искусство – направление в изобразительном авангардистском искусстве, возникшее во 2-й пол. 1950-х гг. Использует реальные предметы, изображения, рекламу, упаковку товаров и т.д., вырванные из их естественного бытования, для создания произвольных комбинаций.

Просвещение – термин, впервые использованный Вольтером и Гердером. 1) XVIII столетие в истории Западной Европы, понимаемое как «век разума». 2) Просвещение как идеология; возникает в XVII в., родоначальник – английский философ Д. Локк. Наибольшее развитие просвещение получило во Франции. Его начало можно датировать с постановки трагедии Вольтера «Эдип» (1718), выхода в свет «Персидских писем» (1721) Монтескье. Просвещение послужило идеологической подготовкой буржуазных революций.

Рококó (фр. rococo, от орнаментального мотива rocaille – рокайль, осколки камней, раковины) – стиль в архитектуре и декоративном искусстве, возникший в начале XVIII в., особо развившийся во Франции при Людовике XV; отличается причудливой ассимметрией, орнаментом, изяществом форм.

Романтúзм – 1) направление в искусстве конца XVIII – 1 пол. XIX в., явившееся выражением неудовлетворенности результатами Великой фран­цузской революции; романтизм выдвигал на первый план индивидуальность, наделяя ее иде­альными устремлениями; искусству романтизма в литературе свойственны исключительность героев, страстей и контрастных ситуаций, напряженность сюжета, красочность описаний и характеристик; романтизм ярко проявился в музыке, изобразительном искусстве, театре; 2) в литературоведении обозначение метода, предполагающего художественное пе­ресоздание действительности в соответствии с идеалами автора; 3) мироощущение, характеризующееся идеализацией действительности, мечтательностью.

Секуляризáция (ср.-лат. saecularis – светский) – 1) освобождение от влияния церкви, религии вообще; 2) обращение церковной, монастырской собственности в светскую; 3) изъятие чего-либо из церковного, духовного ведения и передача светскому, гражданскому, например, секуляризация школьного преподавания.

Семь чудéс свéта – в представлении античного общества наиболее прославлен­ные достопримечательности: древнеегипетские пирамиды; храм Артемиды в Эфесе, около 550 г. до н. э.; Мавзолей в Ганикарнасе, сер. IV в. до н. э.; террасные, висячие сады Семирамиды в Вавилоне, VII в. до н. э.; статуи – Зевса в Олимпии, около 430 г. до н. э., Гелиоса в Родосе (Колосс Родосский), около 292– 280 гг. до н. э.; маяк в Александрии, около 280 г. до н. э.

Сфинкс – скульптура существа с головой человека и телом льва, воздвигалась перед заупокойными храмами в Древнем Египте, олицетворяла мудрость, загадочность и силу египетского правителя. Самый большой сфинкс длиной 57 м, высотой 20 м, из цельной скалы до сих пор стережет пирамиду Хефрена.

Сюрреалúзм (фр. surrěalisme – буквально: сверхреализм) –направление в авангардистском искусстве XX в., сменившее дадаизм, объявляющее своей задачей бесконтроль­ное, «автоматическое» воспроизведение сознания и особенно подсознания, что порождало причудливо-искаженные сочетания и сращения реальных и нереальных предметов.

Табý. – 1) у первобытных народов – религиозный запрет, налагаемый на какой-либо предмет, действие, слово и т. п., нарушение которого карается сверхъестествен­ными силами; 2) вообще – строгий запрет.

Университéт (нем. Universitat, лат. universitas, universitatis – совокупность). 1) высшее учебное заведение, объединяющее в своем составе несколько факультетов, на которых представлена совокупность различных дисциплин, составляющих основы научного зна­ния; 2) в названиях ряда учебных учреждений по повышению общеобразовательных и науч­но-политических знаний (например, народный университет культуры).

Урбанúзм (лат. urbanus – городской) – 1) в искусстве XX в. тематика, связан­ная с образом жизни большого современного города; 2) направление в градостроительстве XX в., утверждающее необходимость создания городов гигантов.

Футурúзм (лат. futurum – будущее) – одно из авангардистских течений в евро­пейском искусстве 1910–1920-х гг., отрицавшее художественное и нравственное наследие, проповедовавшее разрыв с традиционной культурой, эстетику современной урбанистической цивилизации. Отсюда совмещенное изображение разных стадий движения в живописи, телеграфный стиль или «высвобождение» звукового состава слова («заумь») в поэзии. Итальянские футуристы эстетизировали силу, движение, войну. Русские представители (Маяковский, Хлебников, Каменский) подчиняли формалистические эксперименты задаче выражения нового, революционного содержания; формальные новшества футуристов отразились в конструктивизме.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 562; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.