Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Справочные статьи и основные понятия




Вопросы для самопроверки

Темы докладов

1. Взаимодействие культур восточных славян и тюрков на территории России.

2. Евразийство и его сущность.

3. Социокультурные последствия крещения Руси.

4. А. Рублев и его эпоха.

5. Петр I и культура.

6. Русская культура XVIII века.

7. «Золотой век» русской литературы.

8. «Серебряный век» русской культуры.

9. Судьбы российской интеллигенции. Сборник «Вехи».

10. Социалистическая революция и культура.

11. Система образования в СССР: достижения и проблемы.

12. Развитие науки и техники в СССР.

13. Перестройка, реформы начала 90-х гг. в России и судьбы российской культуры.

14. Культура русского зарубежья.

15. Авиация в СССР

16. Достижения СССР в освоении космоса.

17. Ю. А. Гагарин – первый космонавт Земли.

 

1. Как называется старинное зрелище, массовая игра с плясками, пением, хороводами, театрализованными обрядами?

2. Каковы социокультурные последствия принятия христианства на Руси?

3. Что является доминантой развития отечественной культуры на протяжении IX–XIX вв.?

4. При каком киевском князе составлен свод законов «Русская правда»?

5. Назовите особенности культуры Киевской Руси.

6. Как называется выдающееся произведение мировой средневековой литературы, созданное на Руси в конце XII в.?

7. Что такое «золотой век культуры домонгольской Руси»?

8. Какова роль монастырей в истории культуры России?

9. Назовите характерные черты культуры Московского царства (XIV-XVII вв.).

10. Что такое секуляризация культуры? В чем она проявляется в России XVII в.?

11. Какое влияние оказали реформы Петра I на развитие русской культуры?

12. Кого называют отцом русской классической музыки?

13. Когда открылась первая публичная библиотека в
Москве?

14. Кто такие «передвижники»?

15. Как развивалась наука и техника в России в XIX в.?

16. Что представляла собой культура России XIX в.?

17. Какие тенденции проявляются в русской культуре «серебряного века»?

18. Назовите характерные черты советской культуры.

19. Каковы социокультурные последствия «перестройки»?

20. В чем проявляются особенности культуры постмодернизма в постсоветской России?

Культура древних славян. Была представлена скотоводством, охотой, земледелием. Ремесленные поселки – зародыши будущих городов – представляли собой собрание хижин, окруженных забором или земляным валом, внутри возвышались святилища. В VI–VIII вв. уже выделились кузнецы, литейщики, ювелиры, позднее – гончары. Торговый водный путь, который шел из Византии через все восточнославянские земли к Балтийскому морю, назывался «из варяг в греки».

Язычество – характерная черта культуры восточного славянства, особое значение оно имело в догосударственный период и первые десятилетия Киевской Руси. Его отличает светлый характер, оптимизм, поэтизация природы. Языческое мировоззрение нашло художественное выражение в народном творчестве: устная народная поэзия – это заговоры, заклинания (охотничьи, пастушеские, земледельческие), пословицы и поговорки (как отражение древнейшего быта), загадки (следы древней магии). Былинный эпос, сказки связаны с язычеством. «Растительный», «звериный» стили – излюбленные мотивы орнамента в русском прикладном искусстве.

Письменность всегда является показателем высокого уровня культуры. Ее виды: «черты» и «резы» – пиктографическое письмо славян-язычников. Протокириллица– запись славянских слов с помощью греческого алфавита. Глаголица – самостоятельный славянский алфавит.

Принятие христианства – переломный момент в истории русской культуры. Распространение христианства на Руси началось задолго до крещения на Днепре (988 г.) и продолжалось в течение полутора веков. Альтернативы выбора вер: 1) язычество; 2) иудаизм, который господствовал в Хазарском каганате; 3) ислам исповедовался в арабо-исламском мире, с которым контактировала Русь; 4) западное христианство было распространено в западной части Европы. До 1054 г. христианская церковь была единой.
5) Восточное христианство (православие) являлось государственной религией в Византии.

Причины христианизации Руси: 1) Личность князя Владимира. Князь Владимир как крупный государственный деятель давно осознал, что языческий политеизм не соответствует духовным и политическим потребностям государства. 2) Решающее значение имел эстетический фактор – мистическая красота православного богослужения, духовный подъем, который пережили послы князя Владимира в соборе Святой Софии в Константинополе, красота православных храмов. 3) Традиционные политические связи Киевской Руси с Византией. В византийской традиции духовная власть занимала подчиненное положение по отношению к светской власти. Власть императора рассматривалась как Богом установленная, данная свыше. 4) Династические соображения (брак князя Владимира с сестрой византийского императора принцессой Анной) закрепляли дружеские отношения с такой влиятельной державой как Византия. Тем самым расширялись торгово-экономические и культурные связи с Византией. Это в какой-то мере обеспечивало ослабление набегов на Русь многочисленных кочевых племен, населявших Великую степь к северу от Черного моря. 5) На Западе богослужение велось только на латинском языке, Библию на другие языки переводить было нельзя. Православие не связывало себя языковыми канонами. В этот период православие утверждалось в славянской Болгарии. Через болгарские богослужебные книги, священнослужителей православие начало утверждаться в духовной жизни русского общества.

Социокультурные последствия принятия христианства.
1) Обеспечение этнокультурного единства всех племен и земель Киевской Руси. Русов, славян, угро-финов и др. народы объединяла общая духовная основа.

2) Христианство постепенно вытесняло языческие обряды и традиции (убийство новорожденных девочек, многоженство и т.д.), происходила гуманизация жизни общества.

3) На основе христианства происходит становление нового типа государственности в Киевской Руси. Государственность на Руси в значительной мере приобретает византийскую форму. Устанавливается тесная взаимосвязь между светской и церковной властью, при главенстве первой.

4) Киевская Русь была включена в европейский христианский мир, стала равноправным элементом европейского цивилизационного процесса.

5) Принятие христианства способствовало становлению городской культуры в преимущественно сельскохозяйственной стране.

6) Значительным культурным переворотом было введение единой письменности. Под влиянием христианства развивались книжное дело, литература, история, философия, появились первые летописи, в школах обучались люди из различных слоев населения.

7) Церковь способствовала созданию на Руси великолепной архитектуры, искусства (особенно – иконографии).

8) В X–XIII вв. происходил сложный психологический слом языческих верований, становление христианских представлений. Процесс смены духовных и нравственных приоритетов всегда труден, на Руси он происходил не без насилия. На смену жизнелюбивому оптимизму язычества шла вера, которая требовала ограничений, строгого выполнения нравственных норм.

9) Принятие христианства означало изменение всего строя жизни. Теперь центром общественной жизни стала Церковь. Она проповедовала новую идеологию, прививала новые ценностные ориентиры, воспитывала нового человека. Христианство делало человека носителем новой морали, основанной на культуре совести, вытекающей из евангельских заповедей.

10) Принятие христианства в восточном варианте имело и иные последствия, проявившиеся в исторической перспективе. В православии слабее, чем в западном христианстве, была выражена идея прогресса. В период Киевской Руси это еще не имело большого значения. Но по мере ускорения темпов развития Европы ориентация православия на иное понимание целей жизни сказывалась существенно. Русское православие ориентировало человека на духовные преобразования, стимулировало стремление к самосовершенствованию, приближению к христианским идеалам. Это способствовало развитию такого феномена как духовность. Но при этом православие не давало стимулов для социального и общественного прогресса.

Культура Киевской Руси IX-XI вв. Истоки культурного развития Киевской Руси. 1) Культура восточнославянских племен, составивших ядро государства. 2) Особое значение Византии, из которой на Русь пришло православное христианство, через Византию Русь приобщилась к античному наследию. 3) Влияние кочевых народов степи.Своеобразие культуры Киевской Руси определяется такими существенными событиями как призвание варягов (862), захват князем Олегом Киева (882), крещение Руси (988). Культура Киевской Руси переживала расцвет в период правления Владимира I и Ярослава Мудрого (2 пол. X–1 пол. XI вв.).

Особое место в истории России занимали монастыри, это относится прежде всего к эпохе средневековья. Сохранилось предание об основании Спасского монастыря близ Вышгорода греческими монахами, пришедшими на Русь во время её крещения.Валаамский монастырь – один из важнейших духовных центров России, его называют «Великая Лавра», «Северный Афон», расположен на архипелаге Ладожского озера. По преданию, первый из учеников Христа – святой апостол Андрей Первозванный предсказал великое будущее Валааму. Основатели Валаамского монастыря – преподобные Сергий и Герман, их житие относится ко времени крещения Руси в X в. Расположенный на границе владений Новгорода со Швецией монастырь неоднократно разорялся шведами.

Ктиторские монастыри – монастыри, которые основывались князьями в городах и находились на их попечении. Так, Юрьев монастырь основан по преданию князем Ярославом Мудрым в 1030 г. в нескольких километрах южнее Новгорода на р. Волхов. Он контролировал подступы к Новгороду со стороны Ильменского озера.

Киево-Печерский монастырь основан в середине XI в. преподобными Антонием и Феодосием. Первый храм монастыря, так же как и монашеские кельи, был устроен в пещерах под землей. Каменный Успенский собор был заложен в 1073 г., освящен в 1089 г., постройка шестистолпная, крестово-купольная, одноглавая. Этот собор имел определяющее значение в последующем развитии архитектуры на Руси.

Древнерусская литература характеризуется следующими особенностями. Высокая гражданственность и патриотизм, реализм, отсутствие вымышленных сюжетов и героев, персонажи – это или герои или безусловные злодеи, целомудренная чистота образов и благородство идеалов, поучительный характер, жизнеутверждающее начало, уважение ко всем народам, отсутствие рифмованной поэзии, образное мышление. Главная тема – смысл человеческой жизни. От домонгольских времен дошло около 150 книг.

Выдающиеся памятники литературы Киевской Руси:

«Остромирово Евангелие», «Слово о законе и благодати» Иллариона, агиографическая литература, «Печерский Патерик», «Повесть временных лет», «Поучение» Владимира Мономаха, хожения. Переводная православная литература: прологи – житийные сборники, в которых жития святых расположены по дням памяти; шестодневы – беседы о божественном творении мира в шесть дней; палеи – пересказ библейских книг с комментариями.

Переводная светская литература представлена различными жанрами: воинские повести – «Александрия», «История иудейской войны» Иосифа Флавия, византийские хроники, «Слово о полку Игореве», «Слово Даниила Заточника».

«Золотой век» культуры домонгольской Руси охватывает
XII в. – 1230-е гг. Характеризуется следующими факторами. В XII в. ускорилось наметившееся еще во 2 пол. XI в. дробление Древнерусского государства. На территории Киевской Руси образовались самостоятельные государства (Владимиро-Суздальское княжество, Галицко-Волынское княжество, Новгородская республика и др.). Ослабло влияние Византии, местные особенности проявились более ярко, формируются местные художественные школы.

Владимиро-Суздальская архитектура – одна из наиболее значительных художественных школ Северо-Восточной Руси
XII – 1 пол. XIII вв. Она отличается особенным изяществом пропорций, нарядностью внешнего декора, в частности виртуозной резьбой по белому камню. Суздальский стиль – белокаменное зодчество, которое сформировалось при Юрии Долгоруком. Родоначальницей стиля стала церковь Бориса и Глеба, возведенная по приказу Юрия Долгорукого на р. Нерли в селе Кидекше в 4 км. от Суздаля на месте, где останавливались святые князья. Храм включен в перечень объектов всемирного наследия России. Успенский собор г. Владимира – главный православный храм владимирской земли в XII в. Церковь Покрова на реке Нерли – жемчужина не только древнерусского, но и мирового храмового зодчества.

Русская культура XIII – XVII вв. Содержание и направление её развития в XIII – XV веках определялось борьбой с золотоордынским игом и борьбой за создание единого государства. Культурно-исторический процесс сер. XIII – сер. XIV вв. характеризуется упадком и стагнацией, которые были обусловлены монгольским нашествием. Его результаты: гибель и пленение тысяч людей; разрушение городов, архитектурных сооружений; исчезновение многих ремесел; прекращение на полвека каменного строительства; гибель литературных памятников, прерывание летописания.

Культурно-исторический процесс 2 пол. XIV–XV вв. – это подъем русской культуры, обусловленный успехами хозяйственного развития, победой в Куликовой битве, ведущей ролью Москвы. Золотой век древнерусской культуры – это подъем культуры в
XV в. «Золотой век» русской иконописи – расцвет иконописи конца XIV–XV вв., связан с творчеством Феофана Грека, Андрея Рублева, Дионисия. Андрею Рублеву принадлежат фрески Успенского собора во Владимире, иконы Звенигородского чина – «Спас», «Архангел Михаил», «Апостол Павел». Для Троицкого собора в Сергиевом Посаде Андреем Рублевым была создана знаменитая икона «Троица», которая воплощает истину христианского понимания Единого Бога в трех лицах.

Русская культура XVI в. по-прежнему определяется христианским мировоззрением. Большую роль в этом сыграл Стоглавый собор 1551 года. Он утвердил образцы, которым надлежало следовать. В иконописи это было творчество Андрея Рублева, в зодчестве – Успенский собор Московского Кремля, в литературе – сочинения митрополита Макария. Формируется идеология «Москва – третий Рим». Она представляет исторический процесс как смену мировых царств. Первый Рим – «вечный город» погиб из-за ереси, второй Рим – Константинополь – по причине заключения унии с католиками, третий Рим – Москва – истинный хранитель христианства. Эти идеи воплотились в росписях Смоленского собора московского Новодевичьего монастыря (ок. 1530).

В XVI в. завершается формирование великорусской народности. Ощутимее проявляются светские элементы в культуре. Русская культура XVII в. завершает средневековый период истории, зарождаются элементы культуры Нового времени, для которой характерен процесс всестороннего «обмирщения».

Русская культура Нового времени XVIII–XIX вв. Это период в развитии русской культуры, начало которому положили реформы Петра I. Главное содержание петровских преобразований составила секуляризация культуры, разрушившая средневековую цельность русской культуры.

Отличительные черты новой культуры – светскость, европеизация, «государствоцентризм», больший демократизм, рационалистическое мировоззрение, ускорение темпов развития, открытость в контактах с культурами других стран и народов. Совершенно новыми явлениями, отсутствовавшими в русской традиционной культуре стали библиотеки, музеи (первый из них – Кунсткамера), общедоступный театр, Академия наук, парки, дворцовая архитектура, морской флот, мода и т.д. С 1 января 1700 г. Россия перешла на летоисчисление от Рождества Христова по западноевропейскому образцу, начали праздновать Новый год, устраивать елки. По старому русскому календарю летоисчисление велось от сотворения мира – за 5508 лет до Рождества Христова, год начинался 1 сентября. Во
2 пол. XVIII в. сложилась как единое целое дворянская культура. Постепенно в ней наметились два противоположных крыла – это консервативно-охранительное и либерально-реформистское.

Русская культура XIX века характеризуется зрелостью, определенностью национального самосознания, наибольшим числом достижений, определивших ее особенности и значение в масштабе мировой культуры. Характерной особенностью русской культуры
XIX в. является литературоцентризм – особая роль литературы, ее влияние на философию, общественно-политическую мысль, искусство, нравственные, религиозные искания.

Особенностью развития художественной культуры является ее стилевое многообразие. На 1 пол. XVIII в. приходится расцвет русского барокко. Во 2 пол. XVIII в. господствует классицизм. Противоположностью классицизма выступает сентиментализм, предпочитавший чувства разуму. В 1 пол. XIX в. ведущим художественным направлением становится романтизм. В 1830–1840 гг. появляется социально-исторический, или критический, реализм.

Культура «серебряного века». Термин «серебряный век» впервые употребили современники (Н. Бердяев, С. Маковский), рассматривался ими как образное, мифологическое понятие. Современная наука этим понятием обозначает этап в истории русской культуры с конца XIX до начала XX вв. Выделяются две тенденции: 1) приверженность к духовному наследию прошлого, сохранение традиций реализма; 2) интенсивный творческий поиск, экспериментирование, «эстетический переворот», который был связан с «переоценкой ценностей». Произошел отказ от традиционных взглядов на искусство. Появились его новые разнообразные модернистские (авангардистские) течения, направления: символизм, акмеизм, футуризм в литературе, в живописи – абстракционизм, супрематизм, конструктивизм.

Отличительной особенностью культуры «серебряного века» является идея синтеза искусств, предполагающая взаимопроникновение различных видов художественного творчества. Этот идеал воплощает театр.

Особое место занимает русская философская мысль (Н. Бердяев, С. Булгаков, П. А. Флоренский, С. Франк, Г. Федотов и др.), ее основные темы – осмысление проблем свободы личности, нравственности, исторической роли интеллигенции и ее судьбы (сборники «Вехи», «Из глубины») и др.

Культура Советской России, СССР – крайне противоречивое явление, содержит в себе и положительные и крайне негативные тенденции, фантастические успехи и невосполнимые потери. Своеобразные черты культуры советского общества: господство официальной идеологии марксизма-ленинизма, тотальный контроль государства над учреждениями культуры, творческими союзами, госбюджетное, остаточное содержание культуры. Определяющим моментом культурного развития советского общества надо считать разделение общего культурного пространства на культуру официальную и культуру неофициальную, значительная часть которой представлена диссидентством и нонконформизмом. За пределами государства, в Европе, Америке, формировалась мощная культура Русского зарубежья, которая, как и неофициальное искусство внутри СССР, находилась в антагонизме с официальной культурой.

Перемены в сфере культуры произошли сразу после октября 1917 г. Государственная политика в сфере образования была направлена на решение двух задач – сделать образование доступным для рабочих и крестьян и перестроить его на новых идеологических основах. Ликвидация неграмотности – одно из центральных направлений политики в области культуры. В годы НЭПа многообразие форм социально-экономического развития сопровождалось творческим плюрализмом, возникновением различных объединений (научных, художественных, культурно-просветительных). В конце 20-х годов усиливается контроль государственной власти за развитием духовной культуры общества, это приводит к свертыванию творческого плюрализма. Главным методом стал социалистический реализм, основным принципом которого является партийность, социалистическая идейность.

В годы Великой Отечественной войны культура была подчинена задачам борьбы с врагом. Были перестроены и созданы вновь структуры по идеологическому руководству культурной работой. Изменилась государственная политика по отношению к религии и церкви. Формы культурной работы: радио, кинематограф, печать как наиболее оперативные, мобильные, доступные и эффективные выдвинулись на первый план.

В послевоенные годы центральное место в работе ЦК партии заняли идеологические вопросы. Советское руководство проводило изоляционистскую политику, проводилась широкая идеологическая кампания борьбы с низкопоклонством перед Западом. Главной задачей в области народного образования стало введение обязательного семилетнего обучения детей. Научные достижения – это исследования в области полупроводников, ракетостроения, средств механизации и автоматизации. Исследования в области использования атомной энергии велись под руководством академика
И. В. Курчатова. Изучение люминесценции в 1958 г. отмечено Нобелевской премией. Художественная культура определялась постановлениями ЦК ВКП(б) 1946 г.: «О журналах «Звезда» и «Ленинград», «О репертуаре драматических театров и мерах по его улучшению», «О кинофильме «Большая жизнь»; 1948 г. – «Об опере «Великая дружба» В. Мурадели».

Во 2 половине 1950-х – начале 60-х наметились тенденции либерализации общественно-политической жизни. «Оттепель» хрущевской поры стала временем осмысления событий предшествующих лет. В искусство входит тема репрессий, начало которой положила повесть А. Солженицына «Один день Ивана Денисовича». Происходит реабилитация многих деятелей науки и культуры, печатаются ранее запрещенные произведения отечественных и зарубежных авторов. Активизируются международные культурные связи. Открываются новые театры («Современник»), художественные выставки, издаются журналы («Новый мир»).

1960-е – начало 80-х гг. были отмечены рядом принципиальных научных открытий и технических разработок, сосредоточенных в областях, тесно связанных с военным производством – ядерной физике, ракетостроении, авиационной технике. Во 2 пол.
1960-х гг. наиболее активно развивалось освоение космического пространства.

Развитие культуры в период после хрущевской «оттепели» носило противоречивый характер. Открывались новые школы, вузы, кинотеатры, дома культуры, создавались научно-исследовательские институты. Развивались средства массовой информации (радио, телевидение). Вместе с тем субсидирование культуры из госбюджета велось по «остаточному» принципу. Усилилось административное воздействие на культуру, руководство ею со стороны государственных органов власти, прежде всего Министерства культуры. Усиление идеологического нажима, ужесточение цензуры приводили к появлению двух видов художественного творчества. Печатались и становились известны широкому кругу читателей лишь произведения, не отступающие от принципов социалистического реализма, способствующие коммунистическому воспитанию трудящихся. Произведения, противоречившие этим принципам, не получали официального разрешения на публикацию. Они публиковались за рубежом.

Культурная жизнь России в 90-е гг. Кардинальным образом изменились взаимоотношения с властью, разрушились принципы, на которых базировалась единая культурная политика. Государственная политика нацелена на решение общенациональной задачи – сохранения и накопления культурного потенциала страны, обеспечения преемственности традиций. Активизировалась законодательная деятельность. Возникла система платного образования. В художественной культуре на первый план вышла массовая культура, преобладают не лучшие образцы западной культуры. Проявились противоречия современного культурного процесса: коммерциализация искусства отдает предпочтение зрелищным, развлекательным видам искусства, приносящим быструю прибыль. Книжные прилавки заполнились детективами, эротической, оккультной литературой, различными практическими руководствами. Ведущее место занял постмодернизм (отражает творчество Л. Петрушевской,
В. Пелевина и др.).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 639; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.