Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности поведения индивида в массе




Параграф 3

Имеются ряд характерных особенностей поведения индивида в массе.

  1. Эффект подчинения своего «Я» - «Я» коллективному (С. Зелинский). Он приводит в этом случае слова Г. Лебона: «…индивид испытывает чувство непреодолимой мощи, позволяющее ему предаться первичным позывам, которые он, будучи один, вынужден был бы обуздывать». Т.е., находясь в массе, человек может быть самим собой. Он дает волю тем своим природным инстинктам, которые вынужден скрывать в культурном обществе. Такие желания индивиду приходится усмирять. И, весьма интересно замечание Фрейда в этой связи о том, что по этой причине происходят заболевания психики определенной симпоматики.
  2. Эффект заразительности. Лебон, в этой связи, характеризовал его как феномен гипнотического рода. Ведь каждое действие, каждое чувство в толпе заразительно до такой степени, что индивид жертвует личными интересами во благо коллективному. Данный вопрос сводится к культурной проблеме: свои бессознательные желания индивид должен вытеснять, тогда как в толпе он их реализует, с большим или меньшим успехом. В толпе превалируют бессознательные побуждения и инстинкты, причем левое (сознательное) полушарие частично блокируется (а вместе с ним и цензура поведения индивида) и человек подчиняется командам правого (инстинктивного) полушария.

Другими словами, нам следует говорить о том, что у каждого индивида в толпе фактически формируется эмоциональное возбуждение, вызывающее чувство безнаказанности, продиктованное в свою очередь принадлежностью к какой-либо общей идее. В результате, человек в толпе, словно загипнотизированный одинаковыми поступками других членов толпы, автоматически (бессознательно) совершает те же самые действия. Иной раз совершают их с маниакальным наслаждением и свойственной в таких случаях жестокостью, совершают так, потому нахождение в толпе позволяет раскрепостить сознание и сделать раннее запрещенное законом, который фактически и является единственным сдерживающим фактором на пути приоритета низменных желаний. Не сознательность сдерживает большинство людей от претворения в жизнь низменных желаний (убить, насиловать, мучить, пытать, и проч.), а страх перед последующим наказанием. Закон, большинство сдерживает только закон.

А вот как описывает заразительность, распространяемую в толпе, З.Фрейд. «Масса производит на отдельного человека впечатление неограниченной мощи и непреодолимой опасности, — пишет З.Фрейд. — На мгновение она заменяет все человеческое общество, являющееся носителем авторитета, наказаний которого страшились и во имя которого себя столь ограничивали. Совершенно очевидна опасность массе противоречить, и можно себя обезопасить, следуя окружающему тебя примеру, то есть, иной раз даже «по-волчьи воя». Слушаясь нового авторитета индивид может выключить свою прежнюю совесть, предавшись при этом соблазну услады, безусловно испытываемой при отбрасывании торможения. Мы исходили из основного факта, что в отдельном индивиде, находящемся в массе, под ее влиянием часто происходят глубокие изменения его душевной деятельности. Его аффективность чрезвычайно повышается, а его интеллектуальные достижения заметно понижаются, и оба процесса происходят… в направлении уравнения себя с другими массовыми индивидами. Этот результат может быть достигнут лишь в том случае, если индивид перестанет тормозить свойственные ему первичные позывы и откажется от удовлетворения своих склонностей привычным для него образом».

«Нет сомнения, — продолжал З.Фрейд — что у нас имеется тенденция впасть в тот аффект, признаки которого мы замечаем в другом человеке… Так почему же мы … поддаемся этому заражению в массе? Приходится … сказать, что это внушающее влияние массы; оно принуждает нас повиноваться тенденции подражания, оно индуцирует в нас аффект».

  1. Внушаемость. « Самые тщательные наблюдения показали, — отмечал Г.Лебон — что индивид, находящийся в продолжение некоторого времени в лоне активной массы, впадает вскоре вследствие излучений, исходившей от нее… в особое состояние, весьма близкое к «зачарованности», овладевающей загипнотизированным под влиянием гипнотизера…».

Бехтерев отмечал, что внушение проходит сквозь сознание, и воздействует сразу на чувства. Внушение возбуждает у отдельных членов толпы одни и те же чувства, поддерживает одно и то же настроение, укрепляет объединяющую их мысль и поднимает активность отдельных членов до необычайной степени. Благодаря этому взаимовнушению те чувства, которые испытывают отдельные лица, нарастают до необычайной степени напряжения, делая толпу могучим существом. Сила внушения берет перевес над убеждением и волей и приводит к событиям, свершить которые воля и сознание долга были бы не в состоянии. Внушение это слепая сила, лишенная тех нравственных начал, которыми руководят воля и сознание долга.

  1. Подражание. Именно готовность к подражанию обеспечивает результативность всех иных способов воздействия массы, ее лидеров и даже внешних обстоятельств на индивида, включение его в массу или поглощения ею. Основа подражания — следование какому-либо примеру, образцу. В конечном счете, психика человека достаточно экономична. Самостоятельное, творческое, инновационное поведение занимает сравнительно малую часть времени. Большая часть нашей жизни состоит из достаточно стандартных, автоматизированных нормативных действий, которые

мы совершаем по воспринятым когда-то от кого-то образцам. Среди разновидно-

стей или форм подражания в качестве базовой основы выделяют простую имита -

цию, свойственную даже животным. У человека чисто имитационное поведение

наблюдается в экстремальных ситуациях, когда сознание временно отключается

либо из-за нехватки времени на самостоятельный анализ событий, либо из -за

включения чисто рефлекторных действий. Более сложный вариант — обыденное

подражание, нормативное повседневное поведение, в котором мы даже редко осо -

знаем его подражательную суть. Еще сложнее подражание авторитету, значимо -

му для человека, или референтной группе, по нормам которой он хочет жить. На -

конец, существует и подражание как следствие заниженной самооценки. Неуве -

ренный в себе человек склонен подражать кому и чему угодно просто потому, что

не имеет достаточных знаний и уверенности в себе. Особый случай — подража-

ние как вполне расчетливое действие в надежде на достижение определенных

выгод. В основе подражания, как бы толкающего человека в массу, лежит потреб-

ность в разделении своих эмоций с аналогичными состояниями других людей. Для

того чтобы справиться с сильными эмоционально -аффективными процессами,

люди готовы подражать тем, кто, с их точки зрения, уже справился или справля -

ется со сходными проблемами. Только обладая определенной готовностью к под -

ражанию (как раз и связанной с наличием потребности в регуляции своих эмоций

через их разделение с массой), эффективным оказывается то, что со стороны

воспринимается как заражение или внушение. В конечном счете, именно выра-

женная готовность к подражанию оказывается основным собственно психологи -

ческим, внутренним для человека, механизмом его вхождения в массу. Потреб -

ность в подражании, становясь самодовлеющей, побуждает человека к воспроиз -

водству воспринимаемого им поведения других людей, массы и следованию пред -

лагаемым ему образцам регуляции своих эмоций.

Дадим концентрированное выражение тех идей, которые были озвучены в этом параграфе, дополнив их уточняющими характеристиками из других источников:

Особенности поведения индивида в толпе (по А.Г. Караяни):

  1. Снижение самоконтроля. (У человека усиливается зависимость от толпы, и снижаются функции самоконтроля.)
  2. Деиндивидуализация поведения. (Попадая в толпу, человек легко утрачивает свою индивидуальность. Становится «как все».)
  3. Неспособность удерживать внимание на одном и том же объекте. (Является следствием общего снижения интеллектуального уровня каждого отдельного индивида при попадании в толпу.)
  4. Характерные особенности переработки информации. (Информация в толпе подвергается постоянному искажению, распространяясь по коммуникативным контактам внутри толпы, от одного индивида другому. Каждый участник толпы бессознательно стремится адаптировать подобную информацию «под себя». Вследствие этого и наблюдается искажение информации, и порой резкое отличие ее от первоначальной.)
  5. Повышенная внушаемость. (Человек в толпе способен поверить в самую необычную информацию или заведомо невыполнимые обещания, а также следовать иной раз абсолютно абсурдным лозунгам и т. п.)
  6. Повышенная физическая, психофизиологическая и психическая активация. (В толпе происходит мобилизация всех ресурсов индивида, поэтому в толпе человек может проявить такие физические и психологические качества, которые становятся ему недоступными вне толпы, например: поднять что-то тяжелое, сломать прочное, быстро бежать, высоко прыгнуть и т. п.)
  7. Нетипичность, необычность поведения. (Находясь в толпе человек способен на нетипичные для него формы поведения, порой заметно отличающиеся от того его психоэмоционального состояния, когда он находится наедине с собой, или вне толпы.)

ВЫВОДЫ:

Таким образом, можно сказать, что масса, объединенная архетипическим, древним, а мы добавим и расовым единством, полностью нивелирует индивида, резко снижая его интеллектуальную деятельность, включая его глубинные подсознательные пласты. Индивид в массе внушаем, стремится копировать ее поведение, отказываясь от собственных привычек и наклонностей. В этой связи мы обязательно должны учитывать, что подсознательно человек, стремится слиться с массой, что он изначально готов это делать. Это следует учитывать при попытках организации стихийных протестных мероприятий. В этой же связи надо понимать и уметь использовать дополнительные психофизические возможности людей, собранных в массу. Тот факт, что многие способны в таких состояниях на экстраординарные поступки, никогда нельзя сбрасывать со счетов. Таким образом, мы должны использовать все предоставляющиеся нам возможности, чтобы трансформировать толпу любого качества в то состояние, которое нужно нам. Однако, неспособность индивида подолгу удерживать внимание на одном объекте, равно как и потребность в переиначивании (искажении) информации также надо иметь ввиду.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 2435; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.