Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Третий этап




Второй этап

Первый этап

Состоит из последовательного напряжения и расслабления различных мышечных групп в положении лежа на спине.

Упражнение 1

Согните руку в локтевом суставе ведущей руки и максимально напрягите ее. Затем рука расслабляется и свободно падает. Повторяйте упражнение до тех пор, пока расслабление не станет полным. То же упражнение проведите с другой рукой.

Упражнение 2

Максимально напрягите грудные мышцы со стороны ведущей руки и расслабьте их, и так несколько раз до полного расслабления. То же упражнение проведите с грудными мышцами с другой стороны.

Упражнение 3

Максимально напрягите мышцы спины со стороны ведущей руки и расслабьте их; так несколько раз до полного расслабления. То же упражнение проведите с мышцами спины с другой стороны.

Упражнение 4

Максимально напрягите и расслабьте мышцы бедра, голени, ягодицы сначала с одной стороны, потом с другой, и так повторяйте до полного расслабления мышц.


Упражнение 5

Максимально напрягите и расслабьте мышцы живота. Повторяйте упражнение до полного расслабления мышц.

Упражнение б

Максимально напрягите и расслабьте мышцы затылка и шеи. Повторяйте упражнение до полного расслабления мышц.

Упражнение 7

Максимально напрягите все мышцы лица и расслабьте их. Повторяйте упражнение до полного расслабления мышц (с отвисанием нижней челюсти).

Примечание. 1. При высоких цифрах артериального давления упражнение 6 ограничивается расслаблением мышц (без их предварительного напряжения). 2. При быстрой утомляемости каждое последующее напряжение мышц (в рамках одного упражнения) нужно уменьшать, при этом в конце каждого упражнения необходимо почувствовать разницу между самым слабым напряжением и полным расслаблением

В положении сидя или стоя напрягайте и расслабляйте мышцы, не участвующие в поддержании тела в вертикальном положении. Последовательность упражнений произвольная. Лицам, чья профессия требует длительного нахождения в вынужденном положении (хирургам и анестезиологам, водителям и др.), надо периодически использовать упражнения второго этапа на рабочем месте.


Путем самонаблюдения установите, какие группы ваших мышц напрягаются при стрессовых ситуациях на работе, при публичных выступлениях, при неприятном для вас общении и т. п. Затем посредством локальной релаксации напряженных мышц научитесь предупреждать или купировать отрицательные эмоции. Если вас беспокоят какие-либо болезненные ощущения или состояния (боли в области сердца, спины, затрудненное дыхание, повышение артериального давления и т. д.), используйте тот же самый механизм самонаблюдения и последующего устранения «лишних» мышечных напряжений.; Сеансы ПМР нужно проводить ежедневно. Время одного занятия — 30 минут. Продолжительность курса самообучения — не менее 6 месяцев.

При любых трудностях в самостоятельном овладении навыками психической саморегуляции следует обращаться к психотерапевту!


6 3ак. 1.189



ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Не в последнюю очередь нам бы хотелось, чтобы прочитавшие эту книгу сумели избавиться от бытующих стереотипов и предрассудков по отношению к психотерапии. Многие врачи по разным соображениям не направляют пациентов с функциональными расстройствами к психотерапевту, предпочитая лекарственное лечение; другие грамотные специалисты хотели бы

направить, но, неоднократно столкнувшись с негативной реакцией, а то и обидой пациентов на такое направление («Вы что, считаете меня сумасшедшим?»), перестают это делать. Попытаемся наглядно показать эффективность преодоления этих предрассудков и стереотипов, приведя три характерных примера

1. «Доктор, скажите, мой ребенок нормальный или нет, су
масшедший или нет, псих или не псих?» — спрашивает мать
12-летнего мальчика с поведенческими нарушениями.

На самом деле, уважаемые родители, психотерапевт не лечит тяжелые психические заболевания, сопровождающиеся бредом, галлюцинациями, особо странным поведением; не лечит алкоголиков (если только пациент не настроен именно на этот метод лечения и на врача лично) и подростков-наркоманов (ни при каких условиях). Jsjx этого есть психиатр, есть нарколог. Другое дело, что если такая симптоматика скрытая, то психотерапевт поможет ее выявить и при необходимости посоветует обратиться к соответствующему специалисту.

2. «Доктор, скажите, симптомы моего заболевания (заболе
вания моего ребенка) носят психогенный характер (то есть свя-


заны ли с психотравмой или нет?)?» — спрашивает «продвинутая» в медицине мать девочки. Причем, задавая этот вопрос, она подразумевает следующее: «Если да, то лечите, если нет, то извините, пойду искать причину дальше, пойду лечиться у того или иного специалиста, соответственно невролога, ортопеда, мануального терапевта, кардиолога, эндокринолога; психотерапия мне (моей дочери) не нужна».

На самом деле, уважаемые пациенты (родители пациентов), во-первых, иногда ответить на этот вопрос чрезвычайно сложно, во-вторых, часто встречаются сочетанные формы заболеваний (имеющие и органическую, и психогенную составляющую), в-третьих, любое заболевание рано или поздно является фактором т. н. вторичной психотравматизации (за счет реакции личности на само наличие заболевания), в-четвертых, проводимая в нашем Центре психотерапия, включающая специальные психорегулирующие сеансы, влияет далеко не только на психогенные заболевания (неврозы), далеко не только на заболевания, в структуре которых преобладает психогенный компонент, но даже на функционально-динамический компонент органических заболеваний (например, на дыхание при бронхиальной астме, болевой компонент при язвенной болезни и т. д.), а поэтому психотерапия показана при большинстве заболеваний, даже не связанных с психотравмой. При некоторых заболеваниях психотерапия может применяться изолированно, но чаще она используется в сочетании с другими медикаментозными и немедикаментозными методами лечения.

3. К нам на прием обратилась мать с девочкой 15 лет, умницей, красавицей; то есть совершенно нормальной, хорошей девочкой из абсолютно благополучной семьи, абсолютно здоровой до того момента, когда на перемене в своей собственной школе, идя с подругой, она совершенно случайно немного толкнула старшеклассника. Она не придала этому никакого значения, но спустя несколько секунд этот старшеклассник-психопат схватил ее сзади за косу, резко рванул, затем ударил четыре раза головой об стенку, а затем начал душить. Девочка была госпитализирована с сотрясением головного мозга в больницу, где находилась десять дней, после чего выписана на амбулаторное лечение. По прошествии месяца с мо-



мента травмы еще недавно совершенно здоровая девочка выглядит подавленной, быстро утомляется в школе (уже на втором уроке), у нее по нескольку раз в день болит голова, ее зрение, будучи почти нормальным, резкоупалодо -5,0диоптрии (сильная близорукость). К нам ей посоветовали обратиться невропатолог районной поликлиники ввиду того, что девочка помимо физической травмы перенесла сильный психоэмоциональный стресс. Да, девочка нуждалась в психологической поддержке еще и потому, что учителя данной школы, боясь запятнать репутацию своего учреждения, решили проводить собственное расследование, дойдя до абсурдных обвинений девочки втом, что она сама спровоцировала(!) старшеклассника, вовремя не извинившись перед ним. Мы, со своей стороны, посчитали, что для преодоления последствий психоэмоционального потрясения девочки с учетом пластичности ее психики, хорошей поддержки со стороны родителей и близких друзей, можно ограничиться несколькими беседами в рамках рациональной психотерапии. На первый план в этом случае вышли как раз последствия физической травмы (утомляемость, головные боли, пониженный фон настроения, прогрессирующая близорукость). По этому поводу нами было проведено 12 сеансов психорегуляции (индивидуальной гипносуггестии в сочетании с поведенческими, рациональными, ре-лаксационнными, гетеротренинго-выми психотехниками). На фоне проведенного лечения головные боли полностью прекратились, ушла утомляемость, девочка стала веселой, бодрой, и, что может показаться невероятным, близорукость не только перестала прогрессировать, но претерпела значительное обратное развитие; на момент окончания курса лечения миопия составляла уже -2,5 диоптрии. Эффект лечения стойко держится спустя полгода после окончания курса. Этот пример достаточно яркий, но далеко не единственный, здесь нет чудес, если не считать таковым совершенное владение специалистами теми или иными врачебными техниками, а также уверенность самой девочки, как и ее родителей, в успехе терапии, веру в нас как специалистов, способных помочь. Любые подобные сеансы требуют от врача огромных затрат энергии


(какой — решать вам, в зависимости от вашего взгляда на эту проблему), максимальной концентрации, своего рода определенного «сверхнастроя». Такое состояние должно присутствовать у любого специалиста, тем более использующего данный метод, но врач — живой человек, со своими проблемами, со своей усталостью, со своим отношением к тому или иному случаю или пациенту. (Меня всегда удивляло, когда пациент (родители пациента), предварительно нахамив врачу любой специальности в коридоре, затем не уходит, хлопнув дверью, — это было бы логичнее, — а продолжает ждать приема этого специалиста.) В нашем же примере совпало буквально все, несправедливость случившегося с этим ребенком была абсолютной, поэтому настраивать себя на лечение дополнительно не приходилось, так как помочь хотелось запредельно.

Интересны и две почти разноплановые оценки результатов по этому случаю: так, опытный офтальмолог нашего Центра, узнав об этом случае, посчитала, что для того, чтобы произошла такая положительная динамика, глаз должен был измениться в размерах на целый сантиметр, тем самым косвенно высказав сомнения в столь невероятных результатах психотерапии; мы же, имеющие неоднократные примеры успешного воздействия психотерапии не только на психогенные нарушения, но и на собственно органику (как минимум, на функционально-динамический компонент этой самой органики), — наоборот, искренне переживали и анализировали тот факт, что зрение девочки не удалось нормализовать полностью.

Цель этой книги, как и последнего примера,еще и показать и пациентам, и врачам возможности специальной психотерапии, а следовательно, и необходимость ее дальнейшей интеграции во все медицинские специальности. Выяснять, кто из специалистов главнее в лечении той или иной патологии, как правило, не нужно, да и неэтично. К тому же на этот вопрос есть ответ. Главныйпациент. И для помощи ему должны объединить усилия многие специалисты. И пациенты вправе это знать.


Х42

ЛИТЕРАТУРА

1. Вейн А. М., Аюкова Г. М., Воробьева О. В., Данилов А. Б. Панические атаки. СПб, 1997.

2. Гроф С. Путешествие в поисках себя. М.: Изд-во Трансперсонального института, 1994.

3. Гроф С, Хэлифакс Аж. Человек перед лицом смерти/ Пер. с англ. А. И. Неклесса. М.: Изд-во Трансперсонального Института, 1996.

4. Заболевания вегетативной нервной системы / Под ред. А. М. Вейна. М.: Медицина, 1991.

5. Исаев Д. Н. Психосоматические расстройства у детей. СПб.: Питер, 2000.

6. Исаев Д. Н. Психологический стресс и психосоматические расстройства в детском возрасте: Лекции. СПб.: Изд-во ППМИ, 1994.

7. Карвасарский Б. Д Психотерапия. М.: Медицина, 1985.

8. Ковалев В. В. Психиатрия детского возраста: Руководство для врачей. М,: Медицина, 1995.

9. Маслоу А. Психология бытия/ Пер. с англ О. О. Чистякова. Рефл-бук; Ваклер, 1997.

 

10. Менегетти А. Психосоматика М.: ННБФ «Онтопсихо-логия», 2004.

11. Муди Р. Жизнь после жизни: Исследование феномена выживания после физической смерти. Л., 1991.

12. Нахимовский А. И., Шишков В. В. Практическая психотерапия детей и подростков. СПб.: Речь, 2003.

13. Нахимовский А. И., Шишков В. В. Практическая психотерапия. СПб.: Питер, 2001.

14. Нахимовский А. И., Шишков В. В., Александрович Ю. С, Куличкин Ю. В. Саморегуляция и прикладная психотерапия в практике анестезиологов-реаниматологов, хирургов и акушеров-гинекологов: Учебное пособие. СПб.: Изд-во СПбГПМА, 2001.


15. Парцерняк С. А. Стресс. Вегетозы. Психосоматика. СПб.: А. В. К., 2002.

16. Психотерапевтическая энциклопедия / Под ред. Б. Д. Карвасарского. СПб.: Питер, 1998.

17. Пэунеску-Подяну А. Трудные больные (неопределенно выраженные, трудно объяснимые страдания. Бухарест: Медицинское издательство, 1976.

18. Ромен А. С. Аутогенная тренировка Алма-Ата, 1970.

19. Слободяник А. П. Психотерапия, внушение, гипноз. Киев, 1977.

20. Тополянский В. Д., Струковская М. В. Психосоматические расстройства М.: Медицина, 1986.

21. Шишков В. В., Нахимовский А. И. Выше стресса! Практическое руководство по саморегуляции. СПб.: Весь, 2005.

22. Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. СПб.: Питер, 1999.

23. Broutigam W., Christian P. Psychosomatische Medizin. Stuttgart, 1986.

24. Stare Т., Blum R. Psychosomatic illness in childhood & adolescence // Clin. Pediatr. —1986. Vol. 25. N11. P. 549-554.



Приложения





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-23; Просмотров: 335; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.