Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Чению обороны и безопасности страны, а также необходимой для функционирования государственных органов




Правовое регулирование государственных доходов. Понятие и система государственных доходов, основы их правового регулирования

Для осуществления его функций государству требуются соот­ветствующие финансовые ресурсы, поэтому в его собственность и распоряжение направляется часть национального дохода страны в виде различных денежных платежей и поступлений. В результате государство располагает своими доходами, то есть государственными доходами. Они находятся в собственности Российской Федерации и ее субъектов (республик, автономной области, автономных округов, краев, областей). Распоряжаются ими соответствующие органы государственной власти. Помимо этого собственными доходами располагают города и районы и входящие в них административно-территориальные образова­ния. Это муниципальные (местные) доходы, распоряжение и управление которыми осуществляют органы местного самоуп­равления — местные Советы и местная администрация1.

В процессе формирования своих доходов государство привле­кает в свое распоряжение часть чистого дохода, создаваемого в различных областях общественного производства, действующе­го на основе разных форм собственности — государственной, муниципальной, общественной, частной. Кроме того, государст­во использует для образования своей финансовой базы и часть личных доходов граждан, полученных ими от. участия в произ­водстве, предпринимательской деятельности, от вложения средств в ценные бумаги, от использования имущества и т.д. В формировании доходов государства участвуют все звенья фи­нансовой системы.

По своей структуре государственные доходы представляют совокупность отдельных видов денежных платежей и поступле­ний, объединенных в определенную систему.

Итак, государственные доходы — это часть национального дохода страны, обращаемая в процессе его распределения и перераспределения через различные виды денежных поступ­лений в собственность и распоряжение государства с целью создания финансовой базы для выполнения его задач по осуществлению социально-экономической политики, обеспе­

Муниципальные (местные) доходы, также представляют часть национального дохода и служат созданию финансовой основы местного самоуправления, используются для решения вопросов местного значения, исходя из интересов населения соответству­ющей территории.

Государственные доходы зачисляются в различные государ­ственные денежные фонды — в бюджеты разных уровней, внебюджетные целевые государственные фонды. Муници­пальные (местные) доходы поступают соответственно в мест­ные денежные фонды — местные бюджеты и внебюджетные фонды.

Виды государственных и местных доходов, их система, пра­вовой режим регламентируются законодательством, основан­ном на конституционных нормах. В связи с происходящими преобразованиями в экономике, а также во взаимоотношениях между федеральными органами и субъектами Федерации, в правовом положении органов местного самоуправления про­изошло обновление этого законодательства: приняты новые нормативные акты как общего значения по вопросам государ­ственных и местных доходов, так и по конкретным их видам. К числу актов общего значения относится, в частности, Закон РФ “Об основах налоговой системы в Российской Федерации”2 от 27 декабря 1991 г., устанавливающий основные положения отно­сительно главных источников бюджетных доходов — налоговых платежей.

Полномочия субъектов Федерации и органов местного само­управления по формированию соответствующих финансовых ресурсов и их источников определяются в Федеративном дого­воре, в Законе РФ “О краевом, областном Совете народных депутатов и краевой, областной администрации” от 5 марта 1991 г., в Законе РФ “О местном самоуправлении в РСФСР”3 от 6 июля 1991 г., других законодательных актах. Наряду с этим принят пакет законодательных актов о различных видах нало­гов, сборов, пошлин и иных поступлений, зачисляемых в состав государственных или местных доходов.

В соответствии с законодательством систему государствен­ных и местных доходов РФ можно оценивать как единую, что выражается в том, что в законодательстве РФ определяются все виды государственных и местных доходов. Поэтому при наличии

соответствующих источников в стране повсеместно используют­ся одни и те же виды денежных поступлений. Федеральным законодательством предусмотрено и распределение доходов по уровням — федеральному, субъектов Федерации и местному. Оно же определяет основы правового режима доходов субъектов Федерации и местных административно-территориальных еди­ниц. В связи с этим правовая основа образования государствен­ных и местных доходов помимо законодательства РФ включает и правовые акты государственных органов субъектов Федера­ции, а также органов местного самоуправления.

Источники и виды государственных доходов, а также значе­ние каждого из них зависит от экономической системы страны. Основополагающими для формирования состава государствен­ных и местных доходов выступают нормы Конституции РФ, закрепляющие как основу экономической системы разнообра­зие форм собственности, обеспечение им со стороны государства равной защиты, гарантии собственности граждан, создаваемой в результате их участия в общественном производстве, ведения собственного хозяйства, получения иных доходов на условиях, не противоречащих законодательству.

Представляя единую систему, государственные и местные доходы классифицируются (распределяются) по разным груп­пам. В основу классификации могут быть положены разные признаки, отражающие наиболее существенные черты государ­ственных и местных доходов.

Так, классификация доходов государства по социально-эко­номическому признаку дает наиболее полное представление об их источниках, о связи доходов с различными формами соб­ственности, об эффективности последних в формировании дохо­дов государства. В соответствии с этим признаком в системе доходов государства выделяются поступления:

а) от государственного хозяйства, образующиеся главным образом в результате производственной деятельности государ­ственных предприятий, а также от использования имуществ и угодий государства (например, лесов, других природных ресур­сов, от приватизации государственной собственности). Анало­гичной является группа доходов от муниципального (местного) хозяйства;

б) от предприятий и организаций негосударственных форм собственности (налоги, сборы, другие платежи);

в) от совместных предприятий, от иностранных предприятий и организаций, действующих на территории Российской Феде­рации;

г) от личных доходов граждан.

По территориальному уровню доходы подразделяются на:

— федеральные;

— доходы субъектов Федерации;

— местные доходы (городов, районов и входящих в них административно-территориальных образований).

В зависимости от юридических особенностей и юридической формы денежных поступлений среди доходов государства можно выделить налоговые и неналоговые платежи и поступле­ния. Налогам свойственны признаки обязательности и индиви­дуальной безвозмездности по форме. При всей многочисленнос­ти налогов более разнообразными по формам и методам взима­ния являются неналоговые платежи и поступления. Они могут быть обязательными и добровольными. Обязательные неналого­вые платежи в основном взимаются в связи с предоставлением услуг со стороны государства, имеющих юридическое значение, или права на занятие определенной деятельностью (пошлины, сборы), иные из них носят штрафной характер.

По методам аккумуляции среди доходов государства выде­ляются обязательные и добровольные платежи. Основная часть доходов поступает в распоряжение государства и местных органов самоуправления в обязательном порядке: это налоги, сборы, пошлины и т.п., штрафы разного рода и финансовые санкции и т.д. На добровольной основе в государственные и местные доходы привлекаются средства организаций и граждан путем проведения лотерей, займов, выпуска акций, использова­ния пожертвований и т.д.

С учетом отношений собственности можно говорить о доходах государства в собственном смысле слова и о финансо­вых ресурсах, которые используются им временно и подлежат возврату. В первом случае это различные виды платежей, которые на основании законодательства обращаются в государ­ственную или муниципальную (местную) собственность, т.е. становятся федеральной собственностью, собственностью субъ­ектов Федерации или муниципальной собственностью районов, городов и входящих в них административно-территориальных единиц с соответствующим правовым режимом. К ним относятся

налоги, сборы, пошлины и другие обязательные платежи, пос­тупления от использования государственных и местных иму-ществ и угодий, от приватизации. Среди них могут быть и поступления добровольного характера, например от лотерей, пожертвования. Так, к источникам внебюджетного фонда заня­тости и др. помимо установленных обязательных платежей отнесены и добровольные взносы граждан и юридических лиц.

К финансовым ресурсам государства и административно-территориальных единиц, не являющимся их доходами в пря­мом смысле, относятся средства, полученные от распростране­ния облигаций государственных и местных займов, кредиты, выданные Центральным банком России или другими, банками для пополнения средств бюджетов или внебюджетных государ­ственных и местных фондов.

При этом в качестве кредитных ресурсов широко использу­ются временно свободные средства юридических и физических лиц, хранящиеся на счетах в банках, в том числе вклады граждан в Сберегательном банке РФ. Полученные таким путем средства подлежат возврату и потому не могут считаться доходами государства (административно-территориальной еди­ницы) в собственном смысле слова. Тем не менее им принадле­жит важная роль в снятии напряженности финансового положе­ния в государстве при недостаточности поступления государ­ственных доходов. Помимо этого такие методы привлечения ресурсов в распоряжение государства способствуют более пол­ному использованию денежной массы в стране и включению ее в обслуживание потребностей общества.

Если принять во внимание порядок образования и использо­вания государственных и муниципальных (местных) доходов, то их можно разделить на такие две группы, как централи­зованные и децентрализованные доходы,

Децентрализованные государственные (и местные) дохо­ды— это доходы государственных (и местных) предприятий, организаций, которые остаются в их непосредственном распоря­жении и используются ими самостоятельно на производствен­ные и социальные нужды. Главным образом это часть прибыли предприятий. Средства предприятий, относящиеся к государ­ственной или муниципальной собственности, закреплены за такими предприятиями и принадлежат им на праве хозяйствен­ного ведения или оперативного управления, как и другое за­

крепленное за ними имущество4. Предприятие после уплаты налогов самостоятельно распоряжается своей прибылью и дру­гими находящимися в его распоряжении доходами.

К централизованным (в разных территориальных мас­штабах) доходам относятся доходы, сосредоточенные в госу­дарственных и местных бюджетах и внебюджетных фондах. Именно эти доходы Закон РФ о собственности относит к государ­ственной казне РФ, государственной казне республики в составе РФ, казне автономной области, автономного округа, края, облас­ти, отграничивает их от средств, закрепленных за государствен­ными предприятиями. Согласно законодательству доходы цен­трализуются также в масштабах городов, районов и входящих в них административно-территориальных единиц.

Доходные источники государственных и местных бюджетов, как правило, не имеют специального целевого назначения, что позволяет направлять их на наиболее важные в соответствую­щий период времени потребности общества для финансирова­ния намеченных программ. Однако некоторые платежи могут составлять исключение. Так, суммы по земельному налогу в соответствии с Законом о плате за землю, хотя и поступают в бюджет, однако должны использоваться только на нужды, связанные с землепользованием.

Вместе с тем в 90-х гг. за счет части государственных и местных доходов стали создаваться внебюджетные фонды раз­личного целевого назначения: Пенсионный фонд, дорожные, экологические фонды и т.д. В каждый из них зачисляются специально определенные виды платежей.

Таким образом, понятие государственных доходов может рассматриваться в широком смысле слова, охватывая доходы бюджетной системы и внебюджетных государственных фондов, а также доходы государственных предприятий, остающиеся в их распоряжении.

Возможно применение этого понятия и в узком смысле — как доходы, входящие в государственную казну, то есть подлежа­щие зачислению в бюджетную систему и государственные внебюджетные фонды.

Система государственных доходов Российской Федерации и регулирующее ее законодательство находятся в сложном про­цессе становления, обусловленном экономическими и полити­ческими переменами в стране и связанными с ними кризисными

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 368; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.