КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
ТЕМА 1. Предмет, структура и методы социологической науки
Применение подобных решений представляется перспективным с точки зрения интенсификации использования прирельсовых территорий в процессе их неизбежной реконструкции, в ходе которой увеличение числа новых функций должно сопровождаться возрастанием компенсирующей роли природы. Процесс экологической гармонизации города предполагает все более широкое использование природных компонентов ландшафта в качестве средств, компенсирующих антропогенное воздействие.Закрепившееся в общественном сознании представление о нарушенном экологическом равновесии в городской среде в качестве привычного, составляет одно из заметных препятствий в превращении ландшафтного дизайна в реальный фактор повышения устойчивости среды. Ключевая роль дизайна элементов ландшафта в процессе восстановления утраченной природной составляющей на отдельных городских территориях заключается в том, что с его помощью могут поэтапно дополняться небольшие фрагменты природной среды, формируя как более гармоничный облик, так и более уравновешенное экологическое состояние самых проблемных для города участков. Многочисленные предложения по созданию "экологических центров" и "экологических парков", "экологической инфраструктуры из рекультивируемых территорий" (по А.Э. Гут-нову); "городского леса", промышленных предприятий — "очагов экологического воспроизводства" (по Ф.Т. Мартынову); экологических трасс и урбоэкологических русел в городской среде могут способствовать согласованию функционально-пространственного и природно-ландшафтного каркасов [21]. Отвечая одной из наиболее часто проявляющихся потребностей человека (особенно в условиях урбанизированной среды крупного города) в увеличении присутствия природы, ландшафтный дизайн может стать эффективным средством в экологичной реконструкции территории за счет возвращения природных компонентов на тех участках, которые оказывают непосредственное влияние на условия жизни населения. Превращение конфликтных, с точки зрения экологии, фрагментов городской среды в пространства "обжитые" человеком, составляет особый смысл таких преобразований. Вернуть человеку, живущему в крупном городе, возможность полноценного контакта с природой, означает отказаться от многих стереотипов в организации архитектурно-пространственной среды, основанных на жестком разграничении ее природных и искусственных компонентов. По мере понимания того, как дальнейшее экстенсивное расширение городских территорий в условиях существования обширных заброшенных участков, например в зоне промышленного пояса Санкт-Петербурга, становится все более нерациональным, возрастает необ- ходимость принятия более радикальных решений по использованию пустующих земель. Идея развития города "вовнутрь", предложенная А.В. Махровской и Ю.И. Курбатовым при разработке концепции развития Санкт-Петербурга [27], относится к числу принципиально важных для будущего Северной столицы, так как ее реализация могла бы исправить многие кризисные ситуации с городской экологией. В то же время это является предпосылкой для рассмотрения возможностей применения ландшафтного дизайна при создании компенсирующей или "второй" природы в городе. Придание свободным пространствам определенных структурных качеств с дополнением природных элементов становится наиболее актуальным для тех зон, где человек находится продолжительно (соседние с селитебными территориями) или перемещается достаточно часто (русла городских коммуникаций). ♦ /См. цветную вклейку, стр. № 176/ Ландшафтное освоение транспортных пространств По степени разрушительного воздействия на городской ландшафт транспортные территории относятся к числу стабильно агрессивных. Поэтому применительно к ним ощущается максимальная необходимость поиска ресурсов природы, способных снизить остроту существующих проблем. Неравномерность пространственного распределения транспортных функций создает зоны экологической напряженности на прирельсовых территориях вбли- зи городских вокзалов, вдоль автомобильных магистралей непрерывного движения и на участках паркингов. Каждая из перечисленных зон с точки зрения характера воздействия на городскую среду имеет свою специфику, но все они могут обрести иные качества в случае рационального изменения природных составляющих ландшафта. Пожалуй наиболее острые проблемы для юродского пространства содержат прирельсовые территории. От того, насколько эффективно они будут использованы в будущем, зависит и решение экологических проблем, и изменение эстетических качеств среды. Как отмечает А. Агранович, в организации этих пространств необходимо решить проблемы: "интенсификации функционального использования территории; повышения связности территории, ликвидации свойства железной дороги как разделителя окружающей застройки; экологической защиты прилегающих территорий от шума, вибрации и других вредных воздействий" [1, с.42]. Многие из традиционных подходов к решению перечисленных проблем оказались недостаточно эффективными: прирельсовые территории вокзалов крупных городов остаются по-прежнему хаотически застроенными и лишенными природной составляющей. Для проживающих близко к ним людей контакты с природой отнесены на достаточное расстояние, а отсутствие растительности на обширной территории пагубно сказывается на состоянии окружающей среды. Сталкиваясь с приведенными проблемами на протяжении последнего десятилетия, современная зарубежная практика ландшафтного преобразования городской среды выдвинула ряд интересных проектов стабилизации экологической ситуации в зонах крупнейших транспортных узлов. Основу таких предложений составляет отказ от попыток экранировать периметр прирельсовых территорий шумозащит-ной застройкой или плотной растительностью и переход к созданию эксплуатируемого пространства над ними с интенсивным включением растительности. Так, в рамках локальных программ "Повестка XXI" (А§епс1а XXI) в таких крупных городах Германии, как Франкфурт-на-Майне и Мюнхен были разработаны проекты, направленные на радикальное изменение зон вокзалов, и развивающие идеи возвращения природы на эти участки города. Целям повышения устойчивости среды в данном случае призваны служить изолирование транспортных территорий за счет перекрытия их платформой и организация на новом уровне озелененных прогулочных пространств. Признавая безусловную коммерческую ценность проектируемых участков земли, распложенных вблизи городского центра, авторы проекта предлагают разместить на вновь образуемой поверхности сеть торговых учреждений с удобными подходами от жилых зданий [79]. Достаточно острые проблемы финансирования объектов подобного масштаба предполагается решать путем продажи территорий по частям с привлечением частного капитала и крупных частных застройщиков, а также с использованием средств профильных ведомств грузового транспорта. Постановка вопроса оздоровления прирельсовых территорий в данном случае подкрепля- ется технологическими и финансовыми аргументами, но содержит немало нерешенных эстетических проблем. По существу, речь идет о создании искусственной природной среды, в которой отсутствует необходимость воспроизводства естественного характера природы. Возможность определенной геометризации озелененных пространств является одним из подходов, реализуемых в ландшафтном дизайне для достижения дополнительной выразительности городской среды. Преобразование зон вокзалов может осуществляться как создание частичного перекрываемого пространства с размещением растительности на новом уровне и дополнением природных элементов в ближайшем окружении транспортного сооружения. На примере реализованного в Париже на вокзале Монпарнас сада Атлантики становится очевидным, что применение ландшафтного дизайна в организации озелененного пространства сталкивается в подобных транспортных объектах с рядом технических проблем. Часть из них связана с созданием необходимых условий для произрастания растительности, включая деревья, на бетонной поверхности большой площади. Другие проблемы обусловлены обеспечением нормального функционирования нижнего пространства на уровне платформ с поездами. В условиях вокзала Монпарнас на площади 3,5 га было необходимо создать среду, которая могла бы выполнять рекреационные функции для посетителей транспортного узла, но и, в не меньшей степени, для жителей соседних кварталов. Для этих целей над вокз а лом на платформе из предварительно напря- женного бетона был сделан искусственный земляной настил той конфигурации и толщины, которая необходима для произрастания растительности [74]. Искусственность ландшафта на крыше вокзала проявляется наиболее рельефно в оформлении вентиляционных проемов с решетками, вокруг которых размещается травяной газон и дорожки сада. Характерная конфигурация волнообразных контуров газона с небольшим перепадом рельефа позволяет мягко интегрировать сугубо функциональные элементы композиции — металлические решетки в проемах — в садовый контекст. Более того, из этих технологических фрагментов ландшафта создается один из его ключевых символов. Следуя определенному сюжету пространства, в котором две сферы — области воздуха и моря — выражены различными символическими композициями, авторы проекта используют волнообразный контур мраморных стен как для выражения образа моря, так и для экранирования вентиляционных устройств над поверхностью земли. В данном случае безусловное стремление к облегчению веса всего, что размещается на поверхности платформы, проявляется в отказе от создания земляного слоя с растительностью на всей площади сада. В качестве альтернативы используется размещение деревянного понтона с ажурными металлическими конструкциями, вносящими в композицию легкость и воздушность. Элегантность дизайна малых форм и осветительных фонарей согласуется в символическом пространстве с характером остальных элементов композиции. Лег- кий изгиб контуров высоких фонарей придаст им динамичность, внося ощущение воздействия ветра. Реализация концепции многоярусного пространства в данном случае позволила создать не только более комфортные условия для проживания вблизи вокзала, но и обеспечить прирельсовым территориям многофункциональное использование. Окружение многоэтажными общественными зданиями изолирует площадь сада от шума городских магистралей, повышая комфортность искусственного ландшафта для организации тихого отдыха, игр детей и занятий спортом. Жизнь на крыше вокзала благодаря оптимальной подсветке наиболее посещаемых участков сада не прекращается и в вечерние часы. Как одно из проявлений технических возможностей компенсации затененности отдельных участков сада Атлантики выступает возведенное в центре инженерное сооружение в виде зеркального металлического диска для дополнительного освещения отраженным светом территорий, находящихся в тени. Сад на крыше вокзала Монпарнас относится, безусловно, к числу весьма дорогостоящих объектов, но позволяет представить реальные современные технологические возможности изменения экологических и эстетических качеств среды в условиях интенсивного техногенного воздействия. Ландшафтный дизайн в этом случае способствует повышению устойчивости среды, компенсируя негативные факторы транспортного пространства рациональным размещением компонентов природы с обеспечением условий для их самоподдержания. Большие резервы для оздоровления среды крупного города и обеспечения экологической устойчивости его ландшафта содержатся в пересмотре всей системы рельсовых коммуникаций в границах города. Объединение дублирующих направлений и снятие железнодорожных путей с наименее загруженных веток позволяет освободить и более эффективно использовать многие городские "заброшенные" территории, страдающие от расчлененности транспортными коммуникациями. Применение ландшафтного дизайна дает возможность внести в облик таких территорий качество гармоничности за счет дополнения инженерно-технического каркаса пространства фрагментами преобразованной природы. На примере парка Реулли в Париже достаточно убедительно подтверждена возможность приспособления для культурного использования участка бывшего железнодорожного пути на высокой насыпи, примыкающей к кварталам жилой застройки. Превращение в парк трассы железнодорожного движения стало возможным благодаря рациональному дополнению контура насыпи несколькими модулями искусственного рельефа с посадками цветущих деревьев. Выбор приема геометризации пространства, основанный на противопоставлении дугообразной в плане насыпи ряду прямоугольных модулей с характерной колористикой
4 3121 растительности, позволил создать в городской среде более выразительный силуэт и читаемый ритм природных компонентов ландшафта. Трансформация откосов насыпи в каскадные композиции с использованием линейных контуров растительности раскрыла возможности ландшафтного дизайна в оформлении наклонных поверхностей земли, обращенных к городским улицам. Объединение во входном участке многомаршевой лестницы с системой наклонных пандусов способствовало созданию необычной геометрии рельефа на откосе и достижению динамичности пространства. Обработка поверхности земли путем создания характерных контуров растительности и функционально оправданной сети дорожек позволила "размыть" очертания железнодоро-ной насыпи и превратить участок городской среды с негативными эстетическими качествами во фрагмент ландшафта с определенной индивидуальностью. Одним из вариантов совершенствования визуально-пространственных и пластических характеристик городского ландшафта является превращение бывших трасс железной дороги с отдельными характерными постройками в озелененные прогулочные пространства, вносящие в облик среды "память места". Транспортные сооружения, окруженные растительностью и дополненные преобразованным рельефом, являются в ландшафте города устойчивыми символами предшествовавшего использования территории. Ландшафтная реконструкция в таком случае приводит к заметному увеличению природного потенциала участка, превращая его из источника экологической напряженности в необычное рекреационное пространство. Осуществление подобного преобразования на одной из железнодорожных трасс в Берлине вернуло обширное линейное пространство жителям прилегающих кварталов в новом качестве — как озелененные территории парка Герлитцер. Система открытых участков, используемых для активных видов отдыха и занятий спортом, чередуется в нем с отдельными массивами растительности и благоустроенными фрагментами среды для игр детей и тихого отдыха в природном окружении. Сохраненные складские здания с разгрузочными платформами включены в композицию входного пространства парка, своеобразие которого усиливается возведенным напротив каскадом прогулочных террас с водными устройствами и видовыми площадками. Прием совместного размещения столь различных по своему облику объектов имеет особый смысл в композиции парка — вновь созданные элементы ландшафта выявляют позитивные особенности его природной основы, смещая акцент с ее утилитарного приспособления на эстетическую выразительность. Возвращение к оптимальному режиму природопользования является актуальным для всех видов транспортных пространств, включая городские линии рельсового транспорта. Обращение к современным технологиям возведения рельсового полотна на бетонном основании содержит дополнительные возможности для устройства трамвайных путей в черте города с покрытием поверхности травяным газоном. Воспроизводство природной составляющей ландшафта требует определенных начальных затрат, но последующая эксплуатация таких участков подтверждает обоснованность
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 373; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |