Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Мкость рынка




Основные показатели конкуренции страховой компании

Отечественные авторы рассматривают ёмкость страхового рынка как:

– потенциально возможный объём продаж конкретного вида страховых услуг в заданный период в зависимости от спроса на них, уровня цен, общей конъюнктуры рынка, доходов населения, деловой активности;

– денежную оценку максимально возможного риска без угрозы снижения финансовой устойчивости страховщика.

Потенциальная ёмкость рынка определяется исходя из совокупности всех потребителей, которые в состоянии полностью или частично приобрести страховые услуги конкретной организации и её конкурентов. Методики расчёта ёмкости представлены в таблице 3.

Ёмкость рынка формируется под влиянием множества факторов, каждый из которых может в отдельных ситуациях как стимулировать рынок, так и сдерживать его развитие, ограничивая его ёмкость.

В современной литературе приводятся разные способы оценки ёмкости рынка. Можно выделить три основных подхода к определению методов расчёта ёмкости рынка:

1. Экспертный подход.

2. Экономико-математическое моделирование.

3. Использование методик, основанных на анализе статистических данных.

Поскольку спрос и ёмкость рынка – взаимосвязанные показатели, при оценке ёмкости необходимо учесть и факторы, влияющие на спрос. Некоторые из них, такие как уровень доходов населения, служат основой для расчёта. Кроме того, следует иметь в виду рост доли обязательных видов страхования в общем объёме сборов страховых премий (по разным оценкам она составляет от 20 до 40 %, и эта тенденция продолжает сохраняться). Надо полагать, что влияние такого фактора как требования законов или иных нормативных актов будет возрастать.

В этой связи представляет интерес вопрос о включении в методику оценки ёмкости страхового рынка показателя, который отражает потребность в страховании и может быть выражен через коэффициент востребованности тех или иных страховых услуг. Такой коэффициент широко используется в различных сферах экономики.

Таблица 3 — Методы расчёта ёмкости страхового рынка

 

Методика расчёта ёмкости страхового рынка (Е) Основа для расчёта Особенности методики
Е= Общая численность целевой группы (сегмента) * Доля респондентов, готовых приобрести страховой продукт * Коэффициент эффективности продаж * Средняя премия, которую готова платить данная категория респондентов за страховой продукт. На региональном уровне предполагается учитывать средние по региону расходы на страхование имущества (руб./1 чел. в год), выраженные через данные о среднем числе агентов на 1000 жителей, и превышение доходов над прожиточным минимумом (число раз) Данные опросов, внутренние источники информации страховых компаний, официальная статистика Основной акцент сделан на определение степени намерения приобрести страховой продукт с учётом влияния агентской активности
Е= численность населения в анализируемом регионе *Доля населения, личные доходы которого превышают потребительскую корзину * среднее превышение доходов над потребительской корзиной * коэффициент предпочтения конкретного вида страхования * Коэффициент предпочтения страхования перед другими финансовыми услугами Данные статистики доходов населения, результаты опросов  
Е=Численность населения в регионе * Официальный средний ежемесячный доход * Доля неофициальных доходов (в%) *Доля доходов, которую население готово тратить на страхование ежегодно Данные маркетинговых исследований, официальной статистики Учёт доли неофициальных доходов населения

 

Применение этого коэффициента при оценке ёмкости страхового рынка позволило бы учитывать не только численность респондентов по признаку готовности приобрести страховые услуги, но и долю тех, кто становится потребителем так называемых сопутствующих страховых продуктов (потребительский кредит, ипотека и прочее). В свете планируемого введения ряда обязательных видов страхования при оценке степени охвата страхованием подобный коэффициент мог бы стать базовым при разработке шкалы поправочных коэффициентов, соответствующих степени риска по отраслям (например, применительно к страхованию организаций).

Существует ещё один фактор, не формализованный и потому не учтённый при оценке ёмкости страхового рынка. Принято считать, что потребитель адаптирует своё поведение на базе факторов, регистрируемых за короткий период, без явного соотнесения со временем. Однако наблюдение за поведением населения показывает, что важно учитывать не только сложившиеся привычки и их инерционность, но также ожидания и предрасположенности. Иными словами, при анализе и прогнозировании развития рынка следует принимать во внимание динамику поведения. Например, страховщики отмечают, на первый взгляд, парадоксальное явление: многие клиенты старшей возрастной группы, чей доход ниже так называемой страховой бедности, продолжают страховать квартиры и дачи, в то время как сегмент, являющийся объектом активного внимания страховщиков, отличается относительной потребительской пассивностью.

Чтобы располагаемые доходы населения направлялись на страхование, по мнению российских аналитиков, необходим ряд условий, важнейшими из которых наравне с платёжеспособностью являются информированность клиента о страховании, уровень экономического мышления и страховой культуры. Для западного общества задача формирования спроса на страхование не стоит – у предпринимателей и населения уже сложился устойчивый стереотип. Условиями стабильного спроса на страхование являются наличие отношений, связанных с частной собственностью, а также понятность и прозрачность страховой деятельности.

Для определения потенциальной ёмкости рынка необходимы разнообразные подходы и данные, выбор которых будет зависеть от метода расчёта. Например, в качестве источника информации могут быть использованы:

— данные Росстата;

— материалы отчётности страховых организаций;

— материалы периодических печатных изданий.

Информация о сборах страховых премий является открытой, что на первый взгляд упрощает работу маркетинговых подразделений по расчёту ёмкости рынка. Однако показатели сборов страховых премий приводятся лишь в рублях с разбивкой по регионам и компаниям, другой статистики в открытых источниках нет. Многие аналитики считают, что приведённые в отчётах суммарные данные о размере собранных страховых премий и являются ёмкостью рынка.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 647; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.