КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Из истории языкознания. Основные этапы развития языкознания
Языкознание как наука. Аспекты и разделы языкознания в системе других наук. Презентация курсовой работы на защите. Наличие и глубина выводов и рекомендаций, их теоретическая и практическая значимость. Композиция курсовой работы. Выбор методов и разработка методики исследования. Методологический аппарат (постановка цели и задач исследования, выбор объекта и предмета исследования, формулирование гипотезы). Обоснование актуальности проблемы исследования. Параметры оценки курсовых и дипломных работ 5. Содержание теоретической части: - использование современных научных источников; - владение основными научными категориями исследования; - умение анализировать информационные источники и формулировать выводы; 6. Содержание практического исследования: - умение использовать методы социально-педагогического исследования в соответствии с поставленными задачами; - умение проводить эмпирическое исследование и социально-педагогическую диагностику; - умение описывать, анализировать и интерпретировать результаты исследования; - графическое отражение полученных результатов. 9. Научная активность студента: - активность и самостоятельность при решении исследовательских задач; - выступления на студенческих научных конференциях; - отражение результатов исследования в тезисах конференций и публикациях.
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 «Утверждаю» Зав. кафедрой социальной педагогики
_____________________________ В.В. Мартынова
КАЛЕНДАРНЫЙ ГРАФИК подготовки, написания и оформления дипломной работы на тему
(наименование темы) студента ____________________________________________________________ (ф.и.о.)
Студент __________________________________________ Подпись, дата
“Согласовано” Руководитель дипломной работы __________________________________________________________ ученая степень, звание
__________________________________________________________ Ф.И.О., дата
Языкознание (или же лингвистика) – наука, изучающая языки, наука, о естественном человеческом языке в целом и обо всех языках мира как индивидуальных его представителях. Принадлежит к числу общественных наук. Язык-абстрактная система,выраж. в речи На свете существует (по различным источникам) 3-5 тысяч языков. Язык является важнейшим средством человеческого общения; нет и не может быть человеческого общества и народа, которые не имели бы языка. Языкознание связано с разными науками: социальными: · Так, как язык является общественным явлением, то наука о языке связана с рядом общественных наук, прежде всего – с оциологией. Учение о строении общества, его функционировании, эволюции и его развитии может дать языкознанию многое в связи с тем, как тот или иной язык используется различными социальными объединениями. (профессиональных групп, классами, представителями различных соц. прослоек), как отражается на языке разделение и объединение социальных общностей, переселение плмен и народов(миграция) или же образование территориально-социальных групп в пределах одного языка (диалекты) или между разными языками (языковые союзы). · с историей, поскольку история языка является частью истории народа. Данные истории обеспечивают конкретно-историческое рассмотрение изменений языка, данные языкознания являются одним из источников при изучении таких исторических проблем, как происхождение народа, развитие культуры народа и его общества на разных этапах истории, контакты между народами. · Языкознание с археологией, которая изучает историю по вещественным источникам - орудиям труда, оружию, украшениям, утвари и т. п. · Языкознание соприкасается тесно с этнографией при изучении диалектного словаря - названий крестьянских построек, утвари и одежды, предметов и орудий сельского хозяйства, ремёсел. Связь языкознания с этнографией проявляется и при классификации языков и народов, при исследовании отражения в языке народного самосознания. Это направление исследований получило название этнолингвистика. Язык в этом случае рассматривается как выражение представлений народа о мире. · Языкознание тесно связано с литературоведением. Союз языкознания и литературоведения породил филологию.(люблю слово) На стыке языкознания и литведа находится поэтика · Языкознание связано также с психологией. Психологическое направление в языкознании изучает мыслительные и другие психологические процессы и их отражение в речи, в категориях языка. В середине 20 века возникла психолингвистика. Естественными науками: · теснее всего соприкасается с физиологией. Особенно важным для языкознания является теория Павлова о первой и второй сигнальной системах. Впечатления, ощущения, и представления от окружающей внешней среды как общеприродной, - это "первая сигнальная система действительности, общая у нас с животными". Вторая сигнальная система связана с абстрактным мышлением, образованием общих понятий. "Слово составило вторую, специально нашу, сигнальную систему действительности, будучи сигналом первых сигналов". · антропология. Антропология- наука о происхождении человека и человеческих рас, об изменчивости строения человека во времени и пространстве. Интересы языковедов и антропологов совпадают в двух случаях: во-первых, при классификации рас, во-вторых - при изучении вопроса о происхождении речи. · · О связи языкознания с философией. Философия вооружает яз. как впрочем и другие науки, методологией, способствует выработке принципов и методов анализа. Языкознание делится на общее, частное и прикладное. Частное языкознание занимается изучением отдельных языков. изучает свойства, присущие 1. отдельным языкам (напр., русистика,полонистика,англистика); 2. группам родственных языков (напр., славистика, тюркология, германистика, романистика); 3. определенным географическим областям (ареалам), где существует ряд разных и часто общих по типу, но не обязательно родственных языков (кавказоведение, балканистика). Оно может быть описательным (исследующим факты языка в какой-то период его истории) и историческим ( изучающим развитие языка на протяжении какого-то отрезка времени). Общее языкознание – исследует сущность и природу языка, проблему его происхождения и общие законы его развития, его функционирования, а также разрабатывает методы анализа языков. В его задачи входит определение понятий, которыми пользуется языкознание. Оно выявляет черты, свойственные языкам, и устанавливает теорию, которая применима ко всем языкам (или большинству). Общее языкознание включает в себя сравнительно-историческое, которое изучает историческое прошлое родственных, так и неродственных языков, с целью выявления общих закономерностей языка. В рамках общего языкознания выделяется типологическое языкознание, задачей которого является сопоставление неродственных языков. Типологическое языкознание проводит сопоставления как родственных, так и неродственных языков с целью выявления общих закономерностей языка. Например, выявление языковых универсалий (статические универсалии – для значительного большинства языков и абсолютные универсалии – для всех языков мира). Абсолютные универсалии, например: во всех языках есть деление на гласные и согласные, а также во всех языках существуют собственные имена и так далее. Прикладное языкознание – специализируется на решении практических задач, связанных с изучением языка, а также на практическом использовании лингвистической теории в других областях; применение лингвистических знаний на практике. (например преподавание языкознания). - перевод с одного языка на другой - разработка терминологии - совершенствование алфавита Подходы изучения языка: -диахронический(предполагает изучение фактов языка в их развитии.) -синхронический(исследования предполагает изучение фактов языка, относящихся к одному и тому же времени.) Разделы языка: Язык как система состоит из языковых единиц, которые группируются в уровни. Строение каждого уровня, отношения единиц между собой являются предметом изучения разделов языкознания: - фонетика - морфология - синтаксис - лексикология Фонетика - раздел лингвистики, изучающий звуки речи и звуковое строение языка (слоги, звукосочетания, закономерности соединения звуков в речевую цепочку). Морфология – один из разделов грамматики, изучающий морфемный состав языка, типы морфем, характер их взаимодействия и функционирования. Синтаксис – раздел грамматики, изучающий закономерности построения предложений и сочетания слов в словосочетании. Синтаксис включает в себя две основные части: учение о словосочетании и учение о предложении. Морфология + синтаксис (+словообразование)= грамматика. (два относительно самостоятельных раздела объединяются в более общую лингвистическую науку) Грамматика - раздел языкознания, содержащий учение о формах словоизменения, строении слов, видах словосочетаний и типах предложения. Лексикология – изучает слово и словарный состав языка в целом. - ономасиология – наука, исследующая процесс названия - семасиология – значения слов и словосочетаний - фразеология – изучает устойчивые обороты речи языка - ономастика – изучает имена собственные в широком смысле слова (географ.названия, имена и фамилии) - лексикография – составление словарей -синонимия –тождественность и близость значений -антонимия- противоположность значений единиц языка -фразеология- наука о сложных по составу языковых еденицах, имеющий устойчивый характер- фразеологизмов Аспекты: -внешние –зачем нужен язык, функции языка(социолингвистика(из.диаллекты)) -внутренние –устройство языка, структура -практические – -сравнительное(близкородственные) и сопоставительное(разные языки) яз-е. компоративистика.
Сложность устройства языка. В заключение нам хотелось бы очертить круг задач, которые должно решить языкознание: 1. Установить природу и сущность языка. 2. Рассмотреть структуру языка. 3. Понимать язык как систему, то есть язык представляет собой не разрозненные факты, не набор слов, это есть целостная система, все члены которой взаимосязаны и взаимообусловлены. 4. Изучать вопросы развития языка в связи с развитием общества; Как и когда возникли и то и другое; 5. Изучить вопрос возникновения и развития письма; 6. Классифицировать языки, то есть объединить их по принципу их сходства 7. Рассмотреть связь лингвистики с другими науками (историей, психологией, логикой, литературоведением, математикой).
История лингвистических учений может быть рассмотрена с учётом периодизации, которая отражает наиболее важные вехи на пути совершенствования знаний о языке. Языкознание в своем развитии прошло пять этапов и переживает сейчас очередной этап, шестой:
I. Начальный этап (VI в. до н.э. — XVIII в.). В это время были сформулированы важнейшие проблемы языкознания, заложены основы лингвистической терминологии, накоплен огромный фактический материал по изучению самых разных языков мира.
П. Возникновение сравнительно-исторического языкознания и философии языка (конец XVIII — начало XIX в.). На этом этапе языкознание определило свой объект и свой предмет исследования, выработало специальный метод анализа языкового материала и выделилось в самостоятельную науку.
III. Расцвет сравнительно-исторического языкознания, отражённый в деятельности натуралистического, логико-грамматического и психологического направлений в лингвистике XIX в.
IV. Неограмматизм и социология языка (конец XIX — начало XX в.), отмеченный критикой сравнительно-исторического метода. Данный этап можно считать кризисным, подготовившим почву для формирования структурального метода в мировом языкознании.
V. Структурализм (20 век) В этот период все структуральные школы на разных континентах достигают значительных успехов при изучении языка в его синхронном состоянии как системного явления.
VI. Современное языкознание (1970-е гг. — наши дни). Большинство лингвистических школ конца XX — начала XXI в., критикуя структурализм за формальный подход к языку, за игнорирование человеческого фактора, за сужение предмета языкознания, строит свои теории, основываясь на принципе антропоцентризма, и расширяет границы лингвистических исследований за счёт интеграции с другими науками (психологией, социологией, философией, этнографией, культурологией, информатикой и др.).
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 11645; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |