Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Организация труда в магазине




Организация труда в магазине должна обеспечивать высокий уровень торгового обслуживания населения, оптимальную производительность труда торговых работников, сохранность товарно-материальных ценностей, высокую рентабельность предприятия.

Выполнение этих требований невозможно без научной организации труда (НОТ). НОТ в торговле имеет свои особенности, которые связаны со спецификой этой отрасли экономики. Прежде всего надо учитывать, что работа в магазине не может быть такой же ритмичной, как, например, на промышленном предприятии. Это связано с тем, что режим работы в торговле в значительной степени зависит от интенсивности покупательских потоков, ритмичности товароснабжения, сезонности и др. В одних случаях такая зависимость приводит к простоям, а в других – к чрезмерной напряженности в работе.

В торговле создаются крупные торговые предприятия, которые, как правило, строят свою работу на основе самообслуживания. Однако существует много мелких магазинов. На мелких предприятиях затруднено применение высокопроизводительных машин и механизмов. Специфика организации труда работников магазина обусловлена их постоянным контактом с покупателями, что связано с большим нервно-психическим напряжением.

Основными направлениями научной организации труда работников магазина являются:

- совершенствование форм разделения и кооперации труда;

- совмещение профессий и должностей;

- улучшение организации и обслуживания рабочих мест;

- внедрение передовых приемов и методов труда;

- совершенствование подготовки и повышения квалификации кадров;

- совершенствование нормирования труда;

- улучшение условий труда;

- повышение дисциплины труда.

Различают индивидуальную и бригадную формы организации труда. При индивидуальной форме организации труда работник магазина используется на определенном участке торгово-технологического процесса, на него возлагается личная ответственность за сохранность товарно-материальных ценностей, обслуживание покупателей и т.д. Бригадная форма организации труда предполагает объединение работников бригады в пределах отдела, секции и т.д. Они несут общую ответственность за результаты работы.

Численность работников и структура штата магазина зависят от типа предприятия и размера его торговой площади, объема товарооборота, условий и режимов работы, методов продажи товаров, количества рабочих мест и других показателей, влияющих на трудоемкость выполняемых работ. В связи с этим важное значение имеет рациональное разделение труда работников магазина. Оно предусматривает наиболее целесообразную расстановку работников для выполнения торгово-технических операций, четкое определение функциональных обязанностей каждого работника. Существует в магазине функциональное, товарно-отраслевое и квалификационное разделение труда.

Функциональное разделение предполагает обособление отдельных функций и выделение работников для их выполнения. С учетом этого весь персонал магазина подразделяется на три категории: административно-управленческий, обслуживающий и вспомогательный.

К административно-управленческому персоналу относятся руководители предприятия торговли (директора, заместители) и его структурных подразделений (главные бухгалтера, начальники финансового, торгового, юридического и других отделов), а также бухгалтера, экономисты, юристы, маркетологи, менеджеры, кассиры главной кассы.

Общее руководство магазином осуществляет директор. Он же руководит планово-экономической работой, занимается подбором кадров, обеспечивает охрану труда, технику безопасности и пожарную безопасность.

Зам. директора магазина руководит коммерческой деятельностью, в его ведении находятся вопросы организации технологических операций и хозяйственного обслуживания.

Бухгалтерский аппарат принимает от материально ответственных лиц товарно-денежные отчеты, проверяет и обрабатывает их, учитывает денежные средства и кредиты банков, а также выполняет другие бухгалтерские операции.

К обслуживающему персоналу торгового предприятия относятся (согласно ГОСТ 51305-99 «Розничная торговля. Требования к обслуживающему персоналу») заведующие отделами (секциями), администраторы торгового зала, товароведы, продавцы продовольственных и непродовольственных товаров, продавцы мелкорозничной сети, кассиры торгового зала, контролеры-кассиры, приемщики вещей камер хранения (сумочных), лифтеры пассажирских лифтов, дежурные у эскалатора, операторы торговых автоматов, экспедиторы.

Заведующие товарными отделами (секциями) организуют работу своих отделов, следят за поддержанием товарных запасов на определенном уровне, составляют заявки на завоз товаров, принимают товары по количеству и качеству, обеспечивают сохранность товаро-материальных ценностей, выполняют другие функции, связанные с работой отделов).

В обязанности продавцов входит подготовка и уборка рабочего места (получение упаковочного материала, проверка работоспособности торгового оборудования и инвентаря, пополнение рабочих товарных запасов, уборка тары, поддержание надлежащего санитарного состояния, подготовка товаров к продаже, обслуживание покупателей, учет неудовлетворенного спроса и т.д.

Контролер проверяет сортность, комплектность, размеры, эксплуатационные свойства и цены товаров. Осуществляет перемеривание оплаченных товаров, заполняет паспорта на приобретенные товары, консультирует покупателей, упаковывает и отпускает товары покупателям.

Администратор следит за состоянием выкладки товаров и рекламного оформления торгового зала, за соблюдением правил торговли, принимает решения по претензиям покупателей.

Товароведы выполняют основные функции в области коммерческой работы и организации торговли, т.е. изучают спрос населения на товары, заключают договора с поставщиками и контролируют их выполнением, подготавливают претензионные материалы, контролируют состояние товарных запасов, проверяют качество товаров и соблюдение условий их хранения. Они же организуют доставку товаров в магазин, внедряют современные методы продажи товаров и т.д.

Вспомогательный персонал занят обеспечением внутренней деятельности исполнителя услуг розничной торговли. В эту категорию входят коммерческие и торговые агенты, заведующий складом, кладовщики, грузчики, уборщицы, водители автомобилей, фасовщики, сортировщики и др.

Товарно-отраслевое разделение позволяет работникам магазина специализироваться на продаже отдельных или нескольких товарных групп. Это способствует более глубокому изучению ассортимента товаров, более квалифицированному и производительному обслуживанию покупателей.

Разделение труда по квалификационному признаку основывается на распределении работников магазина в соответствии с их квалификацией. Рациональное использование квалифицированных кадров благотворно сказывается на повышении уровня обслуживания покупателей. Так, с учетом квалификации продавцов подразделяют на первую, вторую и третью категории. При этом продавец первой категории выполняет более ответственные функции, связанные с обслуживанием покупателей. Соответствующие различия имеются и в круге обязанностей, а также в выполняемых функциях между продавцами второй и третьей категорий.

Соотношение количества продавцов различной квалификации в розничном торговом предприятии зависит от ассортимента реализуемых товаров. Так, чем большую долю в товарообороте занимают сложные по характеру отпуска товары, тем большее число продавцов высокой квалификации должно быть в штате магазина.

Одним из важных условий разделения труда является его кооперация, которая выражается в совмещении работниками магазина профессий, специальностей и функций. Это позволяет более полно и равномерно загрузить персонал магазина в течение рабочего дня, ускорить процесс обслуживания покупателей. В результате кооперации повышается профессиональный уровень работников магазина, они приобретают дополнительные навыки и знания.

Уровень кооперации в каждом конкретном магазине устанавливается с учетом режима работы магазина, форм организации труда и материальной ответственности на основе изучения степени загрузки работников и выявления свободного времени в течение рабочего дня. Например, должность заведующего товарным отделом может быть совмещена с должностью администратора, товароведа, продавца, контролера, контролера-кассира; продавца – с должностью заведующего отделом, администратора, контролера, контролера-кассира, уборщика; контролера-кассира с должностью контролера, продавца, уборщика и т.д. Такое совмещение должностей (профессий) может быть обеспечено за счет овладения работниками магазина второй профессией, кроме того, для улучшения обслуживания покупателей большое значение имеет овладение продавцами дополнительными специальностями, что должно происходить на базе полученных ими навыков и приемов. Так, продавцу швейных изделий проще освоить специальность продавца верхнего и нижнего трикотажа; продавцу радиотоваров и телевизоров – специальность продавца кино и фототоваров и т.д.

Все перечисленные совмещения профессий могут быть как полными, так и частичными.

Разделение и кооперация труда в магазине должны осуществляться с учетом типа и размера торговой площади предприятия, применяемых методов продажи товаров, размера и структуры товарооборота, используемых методов дополнительного обслуживания покупателей и других условий работы магазина. Однако мероприятия по разделению и кооперации труда не должны сопровождаться ухудшением качества обслуживания покупателей и условий труда работников магазина.

Одно из основных направлений совершенствования организации труда в магазине – улучшение организации и обслуживания рабочих мест. Оно предусматривает их рациональное устройство и расположение, эффективное использование торговой площади, правильный подбор оборудования, оптимальную схему подачи товаров в торговый зал, широкий показ товаров.

Совершенствуя организацию рабочего места, надо иметь ввиду, что наиболее эффективная организация возможна лишь при комплексном совершенствовании всех элементов: планировки, оснащения и обслуживания.

Внедрение передовых приемов и методов труда значительно экономит трудовые затраты, снижает утомляемость. Под приемами труда следует понимать совокупность действий, направленных на выполнение повторяющихся в определенной последовательности операций, связанных единым целевым назначением. Метод труда – способ осуществления процесса труда. Используемые приемы и методы труда зависят от ассортимента реализуемых товаров, методов подготовки и продажи товаров, квалификации работников и других факторов. Совершенствование приемов и методов труда зависит от ассортимента реализуемых товаров, методов подготовки и продажи товаров, квалификации работников и других факторов. Совершенствование приемов и методов труда должно сопровождаться сокращением затрат времени на выполнение трудовых операций, обеспечением безопасности труда, достижением максимальной содержательности труда.

Рациональная организация труда работников магазина не возможна без нормирования затрат времени на выполнение торгово-технологических операций. Рабочий день работников магазина складывается из времени работы и перерывов. Время работы затрачивается на выполнение подготовительно-заключительных, основных и вспомогательных операций.

При нормировании труда работников используют нормы времени, выработки и обслуживания. Под нормами времени понимают затраты времени на выполнение определенного объема работы одним или несколькими работниками в рациональных оргтехусловиях. Норма выработки – объем работы (в стоимостных или натуральных показателях), который необходимо выполнить одному или группе работников в единицу времени.

Норма обслуживания выражается в количестве единиц оборудования или в размере торговой площади магазина, которые должны обслуживаться одним работником или бригадой в течение рабочего дня или смены.

Расчет плановой численности работников может быть осуществлен на основе разработанных нормативов или на основе количества рабочих мест и планового баланса рабочего времени. Второй метод используется обычно для определения потребности в продавцах, контролерах-кассирах, кассирах торгового зала, т.е. персонала, осуществляющего непосредственное обслуживание покупателей. При расчете их численности исходят из установленного в торговом зале количества рабочих мест работников отдельных профессий и режима работы магазина.

При планировании необходимого количества работников указанных профессий определяют явочную и среднесписочную их численность. Явочная численность представляет собой количество работников, которые ежедневно должны быть на работе, чтобы обеспечить заполнение всех предусмотренных рабочих мест в течение всего времени работы магазина с учетом затрат времени на осуществление подготовительно-заключительных операций (выкладка товаров, подсчет выручки и т.п.) Расчет явочной численности работников указанных профессий проводится по следующей формуле:

 

Rм = Рм м + Впз) / Вр,

 

где Rм - явочная численность работников; Рм - количество рабочих мест работников данной профессии, предусмотренное в торговом зале; Вм – объем работы магазина в неделю, в часах; Впз – объем времени, затрачиваемого на осуществление подготовительно - заключительных операций в неделю; Вр – плановый фонд рабочего времени одного работника в неделю.

Среднесписочная численность это общее количество работников, которое необходимо магазину с учетом замены работников уходящих в отпуск, отсутствующих по болезни или по другим причинам. Она определяется путем умножения явочной численности на коэффициент замены временно отсутствующих работников. Этот коэффициент рассчитывается путем деления номинального фонда рабочего времени в периоде (т.е. полного числа рабочих дней в периоде) на планируемое число рабочих дней одного работника в этом же периоде (с учетом планируемых невыходов на работу по уважительным причинам). Расчет среднесписочной численности работников указанных профессий производится по следующей формуле:

 

Rсп = Rя . Рп / Рр,

 

где Rсп - среднесписочная численность работников; Рп – полное число рабочих дней в плановом периоде; Рр – планируемое число рабочих дней одного работника.

Рассчитанная плановая среднесписочная численность продавцов, кассиров, контролеров-кассиров может быть уменьшена с учетом выполнения части их работ работниками других должностей и профессий (если такая практика сложилась на предприятии).

По результатам расчета плановой потребности в работниках отдельных должностей, профессий и уровней квалификации на предприятии составляется штатное расписание. В нем отражаются также работники, занятые неполный рабочий день или неполную рабочую неделю (по таким должностям и профессиям показывается соответствующая доля штатной единицы).

Совершенствование подготовки и повышение квалификации кадров – это также важное средство повышения эффективности труда в торговле. В усло­виях научно-технического прогресса, внедрения самообслуживания происходят изменения содержания и характера труда работников торговли, возникают новые профессии, продавец становится консультантом, что требует от него глубоких знаний, умения разбираться и в товарах и в людях, знать весь торговый процесс, а иногда и особенности производства товаров своей группы. Все это предъявляет новые требования к подготовке кадров.

Повышения качества обслуживания покупателей, эффективности труда нельзя добиться без улучшения условий труда работников магазина, т.е. той внешней среды, которая их окружает в процессе работы. Сюда входят температура, влажность воздуха, освещенность, наличие шумов, психоло-гический климат в коллективе, секции, отделе, т.е. характер взаимодействий, возникающих между людьми в процессе труда, уровень художественного оформления интерьера магазина, оборудования и др.

Неудовлетворенность отдельных работников условиями труда является причиной текучести кадров. Улучшение организации труда предполагает создание таких условий, которые снижают утомляемость и усталость работников. Это позволяет сократить потери рабочего времени, повысить эффективность труда, снизить издержки обращения, а главное – повысить качество обслуживания населения.

Важным условием улучшения организации труда в магазине является повышение дисциплины труда. Дисциплина труда – широкое понятие. Оно включает добросовестное выполнение работниками своих обязанностей, соблюдение правил торговли, сохранность товарно-материальных и денежных ценностей, повышение производительности труда, культуры торговли.

Укрепление дисциплины в магазине достигается различными путями: совершенствованием организации труда, проведением воспитательной работы, формированием постоянных кадров, материальным поощрением, административ-ными взысканиями.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 9851; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.