Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Философия Нового времени (XVII-XIX вв.)




Эпоха Возрождения (XV-XVI вв.)

Эпоха средневековья (V-XV вв.)

Новый поворот в осмыслении человека содержится в христианстве, рождается представление о человеке как существе, воплотившем в себе телесную и чувственную субстанцию, одушевленную разумом и духовностью.

Человек рассматривался как высшая цель мироздания. Человек несет на себе знак Божественного предназначения, ибо на него накладывается отпечаток личности творца. Человек в христианстве обретает абсолютную самоценность.

Вместе с тем в христианском Средневековье произошла дискредитация человеческого тела (так как. тело отвращает человека от высшего назначения, плоть рассматривается как вершина всех человеческих заключений). Подлинной святостью окружается лишь фигура аскета, мученика. Преодоление телесных влечений будет возведено в принцип, победа над голодом, жаждой, сном, над тягой к наслаждениям стала смыслом земного существования.

В такую эпоху возникли глубокие философские мысли о человеке, обсуждались проблемы человеческой природы, понятия любви, святости, сострадания, греха, совести, спасения. Ощущение одиночества, греховности, покинутости впервые возникает в философии Аврелия Августина. В философии Фомы Аквинского рождается новый христианский космос: человек оказывается самым благородным существом во Вселенной.

 

Возрожденческий идеал человека сопряжен с поиском своеобразия самобытности человека. Рождается проблема индивида и индивидуальности. Возрожденческий индивидуализм порождает стихийное самоутверждение человека.

В европейском сознании возникает идея гуманизма, которая прославляет человека как высшую ценность.

Возрожденческий гуманизм – это духовное движение, направленное на освобождение человека от средневековой морали, власти религиозных догм и церковных авторитетов, на утверждение ценностей земной реальной жизни, величия разума и творческих способностей человека, на возвышение его индивидуальности, чувства собственного достоинства, личностных качеств.

Философия возрождения, апоцентрична, т.е. на 1-м месте ее рассмотрения – человек как природное существо со всеми его заботами и надеждами, интересами и правами.

 

В эту эпоху возникают представления о неисчерпаемых возможностях независимой и разумной личности. Культ автономного человека, развитие персоналистcкой линии европейского сознания. Немецкая классическая философия принесла с собой множество философских прозрений о человеке.

Они выстраивались вокруг проблем свободы и духа. В трудах Канта родилась идея создания особой сферы философского знания – философии антропологии. Были сделаны попытки изложить учение о человеке, обозначить состояние социального и бессознательного в человеке.

Возникло обостренное внимание к человеческому самочувствию, к нюансам человеческого состояния.

Появление экзистенциализма значительно расширило представление о человеческом бытии. Он приковывал внимание к индивидуальным смысложизненным вопросам: вины и ответственности, выбора и решения, бессилия и разума, элементы случайности в судьбе, и т.д.

Крупнейшим открытием XIXв. явилось учение Маркса. Марксизм связывал понимание сущности человека с общественными условиями его функционирования и развития.

Маркс обращает внимание на общие закономерности поведения человека для того, чтобы рельефнее оттенить личностные индивидуальные качества человека.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 494; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.