Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Возможности систем управления базами данных при построении информационных систем




Применение электронных таблиц при работе с медицинскими данными

Применение текстового редактора в медицинских задачах

СТАНДАРТНЫЕ ПРИКЛАДНЫЕ ПРОГРАММНЫЕ СРЕДСТВА В РЕШЕНИИ ЗАДАЧ МЕДИЦИНСКОЙ ИНФОРМАТИКИ

В предыдущей главе уже упоминалось, что при решении задач медицинской информатики можно использовать стандартные про­граммные средства, хотя все чаще для этого применяют специ­ально разработанные программы.

В настоящее время не все медицинские учреждения оснащены программными продуктами, которые обеспечивали бы, напри­мер, ведение истории болезни. Далеко не каждое отделение ЛПУ использует систему хотя бы ограниченного электронного доку­ментооборота. В то же время применение стандартных програм­мных средств, распространенных повсеместно, позволяет форми­ровать отдельные медицинские документы в электронном виде и осуществлять статистическую обработку данных о состоянии здо­ровья пациентов.

Среди применяемых в настоящее время текстовых редакторов самым используемым является текстовый процессор MS Word — разработанная фирмой Microsoft программная система, входящая в комплекс Microsoft Office. Она относится к классу программ тек­стового редактирования, таких как «Блокнот», WordPad и др. От­личием MS Word от других редакторов является его многофункцио­нальность, насыщенность средствами автоматизации для форма­тирования текста, построения таблиц, введения в текст формул, графиков, рисунков, возможность работы с большими докумен­тами. Именно поэтому MS Word считают не текстовым редакто­ром, а текстовым процессором.

Редактирование — это изменение содержания текста. К операци­ям редактирования относятся вставка, удаление, замена символов или фрагментов, перемещение фрагментов в пределах документа.

Форматирование — придание тексту формы, способствующей его легкому восприятию и соответствующей общепринятой фор­ме для конкретного документа. Оно осуществляется путем обра­щения к соответствующему пункту главного меню или с помо­щью панели инструментов «Форматирование».

Табличные процессоры (электронные таблицы) — удобное средство для проведения расчетов, построения диаграмм и ана­лиза данных. Наиболее распространенные электронные таблицы MS Excel имеют большие графические возможности и совмести­мы с MS Word, что удобно при формировании документов.

Для упрощения работы с формулами в MS Excel есть заранее заготовленные функции (около 200). Вставить функции в формулу можно с помощью меню.

Построение диаграмм осуществляется с помощью мастера диа­грамм на основе ряда данных. Например, необходимо построить диаграмму общей заболеваемости в Российской Федерации по годам. Соответственно, в одном столбце будут годы, в другом — количество заболевших.

Диаграммы Excel сохраняют связь с данными, на которых по­строены: при внесении изменений в данные автоматически изме­няется и диаграмма.

Электронные таблицы MS Excel обеспечивают возможности статистического анализа данных. Выбор метода осуществляется с помощью меню. Среди инструментов анализа описательная стати­стика, однофакторный дисперсионный анализ, двухфакторный дисперсионный анализ с повторениями, двухфакторный диспер­сионный анализ без повторений, корреляция, ковариация, экс­поненциальное сглаживание, двухвыборочный F-тест для диспер­сии, анализ Фурье и др.

Медицинский работник, и в первую очередь врач, должен по­нимать, какие математические вычисления и почему использу­ются в том или другом методе, осознанно выбирать методы обра­ботки данных, адекватно оценивать, какие результаты и почему он получил, грамотно их интерпретировать.

Основой многих информационных медицинских систем (ИМС) являются базы данных (БД).

База данных — это организованная совокупность данных, предназначенная для длительного хранения во внешней памяти ЭВМ, постоянного обновления и использования. Также БД мож­но определить как объективную форму представления и организа­ции совокупности данных, систематизированных таким образом, чтобы эти данные могли быть найдены и обработаны с помощью стандартных или специальных программ. Обычно БД можно рассматривать как информационную мо­дель реальной системы.

Классификация БД. Базы данных классифицируют на основе разных признаков. Одним из системообразующих признаков мо­жет быть характер хранимой информации. По нему БД подразделяют на фактографические и документальные. Фактогра­фические содержат в себе данные в строго фиксированных форма­тах и краткой форме, являясь электронным аналогом каталогов. Документальные БД похожи на архив документов.

Другим системообразующим признаком является способ хранения информации. По нему БД подразделяются на цен­трализованные и распределенные. В централизованной БД вся ин­формация хранится на одном компьютере. Это может быть от­дельный компьютер, но чаще — сервер, к которому подключены клиенты-пользователи. Распределенные БД функционируют в ло­кальных и глобальных сетях. В этих случаях фрагменты БД могут храниться на разных компьютерах или серверах.

Локальная сеть объединяет компьютеры одного подразделения или учреждения, расположенного в одном здании.

Региональные и глобальные сети — это интегрированные локальные сети определенной территории, обеспечивающие функционирование ИС определенной направленности (территориальное здравоохранение, он­кологическая служба и т.д.).

Еще одним системообразующим признаком классификации БД является структура хранимых данных. По нему БД под­разделяют на иерархические, сетевые и реляционные (табличные).

Иерархические БД в графическом изображении часто сравнива­ют с деревом, перевернутым кроной вниз. На верхнем уровне на­ходится один объект, на втором — несколько (объекты второго уровня), на третьем — еще больше (объекты третьего уровня) и т.д. Между объектами есть связи. Объект, находящийся выше по иерархии («предок»), может быть связан с несколькими объекта­ми более низкого уровня («потомками»), а может и не иметь их. Объект ниже по иерархии может иметь только одного «предка». Объекты, имеющие общего «предка», называются «близнецами».

Самым распространенным и всем известным примером иерархиче­ской БД является Каталог папок Windows. Верхний уровень (Рабочий стол) — «предок», второй уровень (Мои документы, Мой компьютер. Сетевое окружение, Корзина и т.д.) — «потомки».

Сетевые БД являются обобщением иерархических за счет до­пущения объектов, имеющих более одного «предка». В сетевых моделях на связи между объектами никаких ограничений не на­кладывается. Наглядным примером сетевой БД является компьютерная сеть Ин­тернет, в которой с помощью гиперссылок многие миллионы докумен­тов связаны между собой в распределенную БД. Не зря Интернет очень точно часто называют Всемирной паутиной.

Реляционные БД (от англ. relation — отношение) в настоящее время наиболее распространены. В них используется табличная модель данных. Такая БД может состоять из одной таблицы, а мо­жет — из множества взаимосвязанных таблиц.

Структурными составляющими таблицы являются записи и поля. Запись БД — это строка таблицы, содержащая информацию об отдельном объекте системы, например об одном пациенте. По­ле БД — это столбец таблицы, содержащий характеристику (свой­ство, атрибут) объекта, например пол пациента, его возраст и т.д. Каждая таблица должна содержать хотя бы одно поле или несколько полей, содержимое которого уникально для каждой записи в данной таблице (ключ). Иначе говоря, ключ однозначно идентифицирует запись в таблице. В большинстве реально функ­ционирующих медицинских реляционных БД используется состав­ной ключ, например фамилия пациента, год рождения, номер истории болезни. Каждое поле таблицы имеет определенный тип, который определяется типом данных, которые в нем содержатся. Поле каждого типа имеет набор свойств. Наиболее важными из них являются размер поля — длина, формат поля — формат дан­ных, которые в нем содержатся, обязательное поле — указание на то, что данное поле должно заполняться обязательно.

Системы управления базами данных. Система управления база­ми данных (СУБД) — это программное обеспечение, предназна­ченное для работы с БД: их определения, создания, поддержки, осуществления контролируемого доступа.

С помощью СУБД пользователь может:

1) разрабатывать структуру БД;

2) заполнять БД;

3) редактировать структуру и содержание БД;

4) искать информацию по БД;

5) осуществлять защиту и проверку целостности БД в ограни­ченном размере.

Системы управления базами данных могут быть ориентирова­ны на применение как программистами, так и специалистами в конкретной предметной области. Они предоставляют специаль­ные инструментальные средства для разработки БД.

Среди распространенных в России сложных СУБД, ориен­тированных на специалистов, следует назвать Oracle и Microsoft SQL.

Система управления базами данных MS Access. Данная система ориентирована на продвинутого пользователя. После недолгого обучения она позволяет выполнять основные действия: создавать БД, заполнять и редактировать ее, осуществлять поиск и выборку данных.

MS Access работает под операционной системой (ОС) Windows, может использоваться как на отдельном ПК, так и в составе локальной сети. Она не рассчитана на хранение больших объемов информации и может «разрушаться» при попытке ее применения как многопользовательской БД, поэтому для разработки больших БД MS Access не используется. Бывают случаи, когда при разработке и эксплуатации крупных проектов с БД MS Access используется для создания клиентской части — рабочих мест.

MS Access имеет интерфейс, типичный для приложений ОС Windows. Она работает с данными, которые также представляют собой определенную иерархию.

Таблица — главный тип объекта, состоящий из записей и полей; форма — вспомогательный объект, обеспечивающий удобства при редактировании, просмотре данных; запрос — команда обращения к СУБД (по отбору данных на основании заданных условий); отчет — документ, сформированный на основе инфор­мации по результатам запросов и таблиц.

Построение базы данных. Построение БД включает в себя два основных элемента: проектирование и создание.

Проектирование БД в свою очередь включает анализ предметной области, анализ данных и построение реляционной модели данных.

Анализ предметной области основывается на информационной модели исследуемого объекта, например ЛПУ. Первой шаг системного анализа любого процесса — это его разделение на последовательные этапы. На каждом этапе выделяют и описывают происходящие на объекте информационные процессы.

Анализ данных подразумевает выделение информации, используемой на каждом этапе процесса, и планирование таблиц (в реляционной БД).

Создание реляционной модели данных заключается в описа­нии всех используемых в ней таблиц (отношений) и построении схемы БД — системы связей между таблицами. Связи между таблицами осуществляются через одноименные поля: «один к одно­му» — одна запись в одной таблице связана с одной записью другой таблицы на одном уровне иерархии; «один ко многим» - одна запись в одной таблице связана с множеством записей в другой таблице (между соседними уровнями иерархической структуры). ­Организация связей между таблицами обеспечивает одно из важнейших качеств БД, называемое целостностью: СУБД не допус­тит, чтобы поля с одинаковыми именами в разных, связанных между собой, таблицах имели бы разные значения. Другими словами, СУБД осуществляет автоматический контроль за согласованностью взаимосвязанных данных разных таблиц. На этом про­ектирование БД завершается.

Создание БД состоит из разработки структуры БД и заполне­ния ее данными. Описание создания конкретной БД выходит за рамки задач данного учебника.

Контрольные вопросы

1) Как можно использовать MS Word в медицинских задачах?

2) Какие возможности предоставляет врачу MS Excel!

3) Дайте определение базы данных.

4) По каким признакам классифицируют базы данных?

5) Дайте характеристику основных понятий организации реляцион­ной БД.

6) В чем заключаются особенности СУБД MS Access!

7) Дайте определение системе управления базами данных.

8) Какие этапы включает в себя построение базы данных?

Глава 3




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1391; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.