КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Телеконсультирование, теленаблюдение и телепомощь
Этапы становления российской телемедицины На первом этапе становления отечественной телемедицины (1960-1990-е гг.) появились такие достижения, как телеметрическая оценка параметров жизнедеятельности космонавтов, международные телемедицинские проекты по поддержке врачей, оказывающих помощь при землетрясении в Спитаке (1988) и техногенной катастрофе под Уфой (1989), первые отечественные телемосты, организованные в консультативных целях Институтом медико-биологических проблем РАН для медицинских учреждений в Сибири. Этот этап характеризуется недоступностью телемедицинских технологий для массового применения в ЛПУ страны. На втором этапе (1995-2000 гг.) началось формирование телемедицинских центров в федеральных клинических медицинских учреждениях и ведущих стационарах отдельных регионов; проводился эксперимент по дистанционному контролю состояния здоровья участников антарктической экспедиции на станции «Восток». На третьем этапе (2001-2005 гг.) в субъектах РФ активно создавались территориальные сети, обеспечивающие вовлечение ЦРБ в телемедицину; была представлена отечественная система «Телемедицина катастроф» для поддержки врачей полевого педиатрического госпиталя в Чеченской республике. На четвертом этапе (с 2006 г.) началось формирование региональных сетей по федеральным округам, создание передвижных телемедицинских систем, базирующихся на автомобилях, поездах, вертолетах. Чрезвычайно важно организовывать телемедицинскую консультативную помощь в отношении социально значимых и трудно дифференцируемых заболеваний. Телеконсультации и телеконсилиумы с участием группы врачей-специалистов проводятся в следующих ситуациях: 1) диагностически сложные ситуации; 2) угрожающие жизни состояния; 3) оказание медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях; 4) анализ данных функциональных, радиологических, инструментальных и лабораторных исследований; 5) выбор и коррекция лечебной тактики, включая оперативные методы лечения; 6) направление на госпитализацию в специализированные медицинские центры (выбор оптимального периода для лечения и учреждения для госпитализации); 7) реабилитация больных в отдаленном периоде после сложных операций или применения высокотехнологичных методов консервативного лечения, проведенного в удаленных медицинских центрах. Последовательность действий при организации и проведении телеконсультаций представлена на схеме (рис. 1). Использование возможностей телемедицины для консультирования включает следующие варианты: · видеоконференции, обеспечивающие интерактивный аудиовизуальный контакт двух или более участников в процессе телеконсультации; · обмен медицинскими данными в цифровой форме (неподвижные изображения, текст, видеофрагменты, аудиофайлы и т.д.) между лечащим врачом и консультантом по электронной почте (или через Интернет-сервер) — отсроченные телеконсультации в режиме off-line, при которых осуществляется заочное консультирование больных; · Интернет-медицина как частный случай телемедицины — получение так называемого «второго мнения» от любого (не конкретного) врача при размещении вопроса и медицинской информации на специализированном форуме (web-странице); такие телеконсультации также являются заочными отсроченными, но адресованы не в конкретное учреждение, а к медицинскому сообществу в целом. Видеоконференции, т.е. интерактивные консультации в режиме реального времени (on-line), имеют существенные преимущества. Они обеспечивают возможность совместного обсуждения больного лечащим врачом и консультантом при визуальном анализе всего комплекса медицинских данных пациента, включая визуальные (эхограммы, рентгенограммы и т.п.). Это позволяет консультанту наблюдать больного в динамике, например характер движений при костно-мышечной и неврологической патологии, поведение пациента в процессе беседы при психических заболеваниях, разнообразные фенотипические проявления, имеющие существенное диагностическое значение при наследственных заболеваниях и врожденных пороках развития. Обсуждение имеет особенно большое значение, так как лечащий врач, на котором остается ответственность за больного, должен обязательно понимать логику принятия решений консультантом, а не просто принимать или не принимать во внимание его мнение, изложенное или высказанное в рекомендации/заключении. Возможность консультаций в режиме реального времени позволяет наряду с плановыми сеансами проводить экстренные телеконсультации, что особенно важно при неотложных состояниях, в том числе в чрезвычайных ситуациях. Телеконсультации могут проводиться и с использованием первичной объективной информации, получаемой непосредственно во время видеоконференции. Условием для этого является использование электронного стетоскопа, а также специализированных видеокамер, например, для дерматологии, оториноларингологии, офтальмологии, гинекологии, что все шире используется за рубежом. Видеоконференции способствуют повышению квалификации лечащих врачей как следствие обучения «на примерах» — в процессе обсуждения медицинских данных конкретного больного. Эффективность телемедицинских консультаций в значительной степени определяется уменьшением числа больных, направляемых для госпитализации в ЛПУ более высокого уровня и продолжением лечения на месте в соответствии с полученными рекомендациями. В настоящее время идет процесс дифференциации клинической телемедицины: оформились телехирургия, телекардиология, теледерматология, телереабилитология и др. Формирование отдельных направлений обусловлено как спецификой самих специальностей, так и особенностями отображения и передачи данных при дистанционном консультировании. Телерадиология — это передача радиологических изображений (данных ультразвукового исследования (УЗИ), компьютерной томографии (КТ), магнитно-резонансной томографии (МРТ) и др.) в электронной форме с целью их интерпретации и (или) консультации. Возможно и прямое участие дистанционного консультанта в проведении обследования с рекомендациями, например, о расположении датчика при УЗИ. За рубежом телерадиология является одним из наиболее распространенных приложений телемедицины. Ее быстрому продвижению способствовало появление системы архивации и передачи изображений (Picture Archiving and Communication System — PACS) и международного стандарта для растровых изображений DICOM (Digital Imaging and Communications in Medicine — передача цифровых изображений в медицине).
Нет данных о
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1001; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |