КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Принципы и место компьютерного мониторинга здоровья населения в общей системе здравоохранения
Цели и задачи информационных медицинских систем федерального уровня Федеральная информационная медицинская система здравоохранения — это интегрированная система сбора, обработки и хранения данных о состоянии здоровья населения, окружающей природной среды, материально-технической базы и экономических аспектах функционирования отрасли здравоохранения страны. Федеральная ИМС опирается на БД территориальных, ведомственных ИМС и специализированных федеральных регистров. Отрасль здравоохранения — это система с многочисленными автономными блоками, функционирование которых обусловлено взаимодействием различных по своей направленности учреждений (на которые распространяется юрисдикция Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации) как в проведении профилактических и лечебно-оздоровительных мероприятий, так и в контроле за состоянием окружающей природной и профессиональной среды. Конкретизацией понятия «система» как организации является совокупность понятий, связанных с категориями структуры и порядка. Понятие «структура системы» охватывает не только ее строение, но и изменения, взаимодействия, развитие в целом. Порядком можно назвать соотношение процессов в некоторой повторяющейся пространственной или временной последовательности, что в здравоохранении имеет место при наблюдении пациентов в различных учреждениях в процессе жизни. Системная дифференциация, в данном случае — специализация здравоохранения, порождает дополнительные связи, повышая организационную сложность системы в целом. При этом необходимо стремиться к совершенствованию отношений между всеми организационными единицами (структурами) системы, перехода их на новый, более высокий уровень взаимного дополнения при одновременном отказе от дублирования информации. Целью федеральной ИМС является обеспечение информационной поддержки в вопросах оперативного, тактического и стратегического управления системой охраны здоровья населения, планирования развития и ресурсного обеспечения здравоохранения страны на основе анализа полного объема статистических данных и прогнозирования тенденций в состоянии здоровья и окружающей среды с использованием методов математического моделирования. Переход к системе взаимоувязанных ИМС всех уровней, начиная с персонифицированных баз медицинских данных в ЛПУ, является основой для обеспечения необходимой полноты информации при оказании медицинской помощи на любом уровне и реализации поэтапной обработки и сжатия первичной информации в соответствии с потребностями поддержки принятия решений. Основными задачами федеральной ИМС являются: 1) анализ (мониторинг) текущей ситуации: · состояния здоровья населения (динамическая характеристика по различным возрастным, этническим, профессиональным и другим группам); · факторов загрязнения окружающей среды; · функционирования и состояния системы охраны здоровья населения; · кадрового состава и уровня оснащенности системы здравоохранения; 2) ведение полицевых деперсонифицированных БД (регистров) на отдельные категории больных; 3) прогнозирование тенденций уровня заболеваемости, инвалидности, смертности и изменений в их структуре; 4) анализ уровня обеспеченности потребностей населения в медицинской помощи, медикаментах, средствах реабилитации и прогноз необходимой коррекции материального и кадрового обеспечения системы здравоохранения. Полицевые базы данных включают медицинскую информацию на каждого индивидуума, но в них отсутствуют фамилии, имена, отчества и точный адрес. Персонифицированные базы данных включают как медицинскую информацию, так и паспортные данные индивидуума. Единая федеральная ИМС — это своего рода виртуальная система, представляющая собой комплекс федеральных ИМС различного направления (клинического, лекарственного, социально-гигиенического, экологического, организационного, финансово-экономического, кадрового, материально-технического), подчиненных различным ведомствам и фондам, но обменивающихся необходимой информацией (или обеспечивающих санкционированный доступ к необходимым данным) на основе согласованных протоколов. Приоритетами медико-социальной направленности системы являются снижение как медицинских, так и социальных проблем лиц с ограниченными возможностями (инвалидов), предоставление информации для разработки обоснованных региональных программ, направленных на улучшение их обслуживания, выявление отдельных групп населения, нуждающихся в проведении неотложных и плановых медицинских и социальных мероприятий, и прогнозирование потребностей в ресурсах, необходимых для удовлетворения нужд инвалидов и их интеграции в общество. Комплексный подход, предусматривающий многофакторный анализ зачастую разнонаправленных процессов, позволяет получить объективную картину состояния здоровья населения России, ведущих факторов, оказывающих негативное влияние, и мероприятий, потенциально способных улучшить ситуацию в отношении заболеваемости, инвалидности, смертности и, соответственно, продолжительности жизни. В Концепции создания Государственной системы мониторинга здоровья населения России (1996) приведено следующее определение: мониторинг здоровья населения — это система оперативного слежения за состоянием и изменением здоровья населения, представляющая собой постоянно совершенствующийся механизм получения разноуровневой информации для углубленной оценки и прогноза здоровья населения за различные временные интервалы. Компьютерный мониторинг здоровья предполагает регулярный сбор и накопление данных, получаемых на любых уровнях иерархической системы здравоохранения и в ведомственных медицинских учреждениях на протяжении всей жизни человека. Это обеспечивает формирование объективных интегральных оценок общественного здоровья, динамический анализ ситуации и прогноз тенденций, на основе которых может осуществляться выявление приоритетов для проведения первоочередных мероприятий в отношении различных групп населения путем направленного совершенствования системы здравоохранения и планирования текущих и долгосрочных мероприятий. Основой для этого служат территориальные и проблемно-ориентированные системы сбора, переработки, хранения и анализа регулярно пополняемой медицинской информации пациентов. В настоящее время на разных уровнях системы здравоохранения функционируют разнообразные мониторинговые системы. Их классификацию (по направленности) можно представить следующим образом: · динамический контроль медико-демографических показателей: рождаемости, заболеваемости, инвалидности, смертности; · периодический контроль состояния здоровья — диспансерные осмотры населения (общие, профессиональных групп, возрастных групп и др.); · эпидемиологический мониторинг по нозологическим группам (врожденные пороки развития, наследственные заболевания, онкологическая патология, туберкулез, психические болезни, ВИЧ/СПИД и др.), позволяющий получить сравнительную информацию о распространенности хронических заболеваний на территории России, в том числе среди разных возрастных, профессиональных и этнических групп; · социально-гигиенический, в том числе медико-дозиметрический и медико-экологический мониторинг; · мониторинг генетических процессов в популяции и отдельных субпопуляциях населения страны. Компьютерный мониторинг переходных состояний здоровья — от нормы до выраженной патологии — является основой для оценки уровня как индивидуального, так и общественного, или популяционного, здоровья в различных группах населения. Концепция континуума переходных состояний здоровья развивающегося организма (Б. А. Кобринский, 2000), включающая норму, компенсаторные или обратимые функциональные нарушения, пограничные состояния, генетически детерминированные, мультифакториальные или приобретенные хронические заболевания (компенсированные состояния и стойкое нарушение функций или декомпенсация), в том числе врожденные пороки развития, и инвалидность, объясняет роль динамического изменения факторов риска, негативное влияние которых опосредуется организмом в рамках его нормы реакции при наличии наследственной обусловленности или предрасположенности к тем или иным заболеваниям. Учет этого является обязательной основой для формирования групп риска, отражающих вероятность заболеть в определенный период жизни (момент времени). Из этого вытекает, что с возрастом должна осуществляться регулярная переоценка соотносительной роли (удельного веса) и влияния как отдельных факторов, так и их совокупностей, т.е. необходима система динамической многофакторной оценки экзо- и эндогенных влияний, учитывающая интерференцию положительных и отрицательных влияний б процессе воздействия факторов риска на формирующийся и развивающийся организм ребенка, что возможно только при организации компьютерного мониторинга за состоянием здоровья детей. Мониторинг «маркерных» заболеваний (см. гл. 9) позволяет осуществлять оценку многообразных негативных воздействий (мутагенное, тератогенное, гонадотоксическое, эмбриотоксическое, канцерогенное, аллергическое, токсическое и др.), которые могут проявляться в разное время и в различных формах. Монито- рирование социально значимых заболеваний, нередко сопровождающихся инвалидизацией, позволяет реально контролировать динамику изменений в состоянии здоровья этих контингентов больных и эффективность абилитационных/реабилитационных мероприятий. Федеральная система мониторинга здоровья населения предусматривает аналитическую обработку полицевых данных специализированных регистров для получения различных пространственно-временных показателей по классам патологии с учетом уровня представления данных. Например, аналитический модуль федеральной системы мониторинга инвалидности позволяет получить в динамике полноценную информацию медико-социального характера о состоянии пациентов, эффективности восстановительной терапии и текущих потребностях лиц с ограниченными возможностями для оптимизации их состояния и адаптации в обществе. С его помощью осуществляется: 1. комплексная оценка уровня и качества жизни инвалидов; 2. анализ уровня и структуры инвалидности; 3. оценка функциональных нарушений; 4. оценка характера ограничений жизнедеятельности; 5. оценка суммарного реабилитационного потенциала; 6. оценка эффективности индивидуальных программ реабилитации; 7. анализ динамики изменений в состоянии инвалидов; 8. анализ социальной адаптированное™ инвалидов; 9. учет потребностей в постоянном лечении; 10. учет потребностей в лекарствах, пищевых добавках; 11. учет потребностей в протезировании; 12. учет потребностей в технических средствах. Получение такой информации позволяет оперативно корректировать расходы медицинской и социальной служб, оптимизировать перспективные планы мероприятий по медико-социальному обеспечению инвалидов и в конечном счете добиваться снижения эффекта дезадаптирующих нарушений и повышения уровня социальной адаптации этих больных. Объединение информации на различных уровнях в плане отдельных нозологических форм или групп заболеваний позволяет получить полноценную картину состояния медико-демографических показателей, характеризующих физические и психические характеристики, уровень и структуру заболеваемости, инвалидности и смертности населения Российской Федерации.
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1688; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |