КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Технологические решения
Уровни автоматизации современных лечебно-профилактических учреждений В настоящее время по уровням автоматизации ЛПУ сильно разнятся. Можно говорить о трех уровнях автоматизации. Первый уровень автоматизации ЛПУ — это использование в учреждении в соответствии с законом об ОМС системы учета. Страховая медицинская организация устанавливает в ЛПУ программное обеспечение: · для формирования и ведения регистра прикрепленного населения (в учреждении поликлинического типа), ведения регистра пролеченных больных (в стационаре) и т.п.; · учета услуг, оказанных в медицинском учреждении. В конце каждого месяца формируется счет-фактура и передается в страховую медицинскую организацию и(или) территориальный фонд ОМС для осуществления взаиморасчетов. Основным документом для учета услуг, оказанных в стационаре, является статистическая карта выбывшего из стационара, в поликлинике — единый талон амбулаторного пациента. Эти же документы являются основными источниками информации для формирования годовых отчетов ЛПУ по стандартным формам государственного статистического наблюдения. Страховые медицинские организации специально для руководителей ЛПУ создают программные средства по формированию стандартных статистических отчетных форм. Информация, содержащаяся в этих формах, может использоваться для задач управления ЛПУ и получения сгенерированных отчетов с необходимой частотой: месяц, квартал и т.д. О втором уровне автоматизации ЛПУ говорят в тех случаях, когда в учреждении используется ИС, поддерживающая функции всего управленческого аппарата ЛПУ: главного врача, заместителей главного врача по лечебной, клинико-экспертной, экономической, административно-хозяйственной и другой работе, медицинских статистиков, работников бухгалтерии и отдела кадров (рис. 7). Кроме информации, используемой при первом уровне автоматизации, входными данными такой системы являются сведения отдела кадров и бухгалтерии. Все подразделения блока управления ЛПУ оснащены компьютерами, связанными между собой и с компьютерами приемного отделения в локальную вычислительную сеть. Второй уровень автоматизации Л ПУ подразумевает реализацию подсистемы «Приемное отделение» или «Регистратура». Таким образом, кроме взаиморасчетов со страховыми медицинскими организациями администрация учреждения получает поддержку от ИС при анализе движения пациентов в ЛПУ, составлении списков пациентов по лечебно-профилактическим отделениям для вспомогательных подразделений ЛПУ (например, пищеблока, прачечной), расчете показателей коечного фонда.
направление выбытие Пути поступления Отказы Рис. 7. Второй уровень автоматизации ЛПУ (на примере стационара)
Третий уровень автоматизации — это разработка и(или) внедрение в ЛПУ полноценной учрежденческой интегрированной ИМС (рис. 8). При внедрении АИС организуется единая сеть учреждения. Вся информация хранится на серверном узле автоматизированной информационной системы ЛПУ. Основным документом, через который осуществляется обмен информацией между медицинским персоналом, является ЭИБ или электронная медицинская карта амбулаторного пациента (см. подразд. 9.4). Заполнение ЭИБ начинается в приемном отделении, далее ее ведет лечащий врач, записи в нее вносят медицинские работники диагностических отделений, лабораторий, врачи-консультанты. Из ЭИБ информацию получают сотрудники блока управления, а также работники аптеки, пищеблока и т.д. Доступ к информации, находящейся в истории болезни, строго регламентируется. Главный врач имеет доступ ко всем историям болезни учреждения, заведующий отделением — только отделения, лечащий врач — к историям болезни
Рис. 8. Третий уровень автоматизации ЛПУ (на примере стационара)
своих пациентов, дежурный врач — к историям болезни пациентов, прикрепленных на время дежурства, и т.д. Для регламентирования доступа к информации используются специальные средства (см. подразд. 9.7). Интегрированная информационная медицинская система ЛПУ поддерживает деятельность сотрудников всех подразделений, оптимизируя ее. Однако определенные трудности построения таких систем связаны с отсутствием общепринятых критериев оценки качества деятельности ЛПУ. Тем не менее большинство специалистов сходится во мнении, что необходимо оценивать три группы показателей: технологические, ресурсные и результирующие. Самым распространенным способом оценки технологических и ресурсных показателей является сравнение со стандартами (например, на оказание медицинских услуг). Одним из перспективных подходов к оценке результатов лечения (в стационаре) является подход, суть которого сводится к формулированию цели госпитализации при поступлении и ожидаемого результата лечения при постановке клинического диагноза с последующей балльной оценкой степени достижения результата на момент убытия из ЛПУ. В настоящее время в крупных медицинских учреждениях России успешно внедряются несколько десятков различных АИС ЛПУ, разработанных с использованием разных технологических решений. Рассмотрим некоторые из них в хронологической последовательности. Научно-промышленная компания «АИТ-холдинг» работает в области медицинской информатики с 1991 г. Разработка базовой части системы, получившей название «ЭВЕРЕСТ», была осуществлена в 1993 г. и внедрена в госпитале ветеранов войн № 3 г. Москвы. Система обеспечивает информационную поддержку деятельности служб и подразделений госпиталя. Локальная вычислительная сеть включает более 350 рабочих станций — IBM- совместимых ПК. Число сотрудников госпиталя, использующих ресурсы ИМС при выполнении своих повседневных обязанностей, составляет около 900 чел. Использование технологии построения системы на основе терминального сервера позволяет снизить затраты на обслуживание. На всех рабочих местах применяется унифицированный набор приложений, установленных на терминальном сервере, что значительно облегчает управление программным обеспечением, поскольку исключает необходимость локального администрирования и гарантирует высокую степень защищенности данных. В настоящее время ИМС, созданные или создаваемые на базе «ЭВЕРЕСТ» (система «ОСНОВА» для начальной автоматизации и собственно «ЭВЕРЕСТ»), внедряются: в г. Протвино («ОСНОВА-МО») и г. Дубна («ЭВЕРЕСТ-МО»). Информационная медицинская система «АМУЛЕТ Поликлиника» предназначена для крупных и средних ЛПУ амбулаторного типа, работающих по программам обязательного и добровольного медицинского страхования, а также оказывающих платные услуги. Система разработана компанией «ЦентрИнвест Софт» в 1993 г. Информационная медицинская система «АМУЛЕТ» внедрена в муниципальных ЛПУ, медицинских санитарных частях, других учреждениях. Например, в медсанчасти № 7 Государственного космического научно-производственного центра им. В.М. Хруничева в 1999 г. АИС «АМУЛЕТ» была внедрена на 100 рабочих местах. В 2002 г. был завершен второй этап данного проекта. Его результатом стала автоматизация работы лаборатории и кабинета функциональной диагностики. В 2005 г. был завершен третий этап проекта, в результате чего (по информации разработчика) были автоматизированы все отделения ЛПУ, проведено обновление системы. С 1994 г. Институтом программных систем РАН (Исследовательским центром медицинской информатики) развивается технология построения ИМС, получившая название «ИНТЕРИН». В ее состав входит комплекс инструментальных средств, технологических решений и методик разработки интегрированных информационных систем ЛПУ. В качестве сервера БД используется Oracle Server. Первой системой, разработанной в рамках технологии, стала в 1997 г. автоматизированная система управления ЛДП Медицинского центра Банка России. Система находится в промышленной эксплуатации при сопровождении разработчика. С 1999 г. технология используется при разработке АИС, получившей название «КОТЕМ», для клинической больницы № 83 Федерального медико-биологического агентства. Система эксплуатируется с 2001 г. В 2004 г. выпущен типовой вариант системы под названием «ИНТЕРИН Promis», в котором был обобщен опыт предшествующих разработок. Он представляет собой интегрированную информационную и функциональную среду, объединяющую элементы различных систем. Такая система поддерживает деятельность всех служб медицинского учреждения: от документооборота и финансового учета до ведения клинических записей о пациенте. Разработчики пришли к выводу, что интегрированные ИМС должны включать в себя элементы трех устоявшихся технологий ИС: фактографических систем, систем электронного документооборота и систем «рабочих потоков». При этом ни одна отдельно взятая технология не удовлетворяет потребностям разработки АИС ЛПУ. Фактографическая информационная система — информационно-поисковая система, обеспечивающая выдачу фактических сведений, доступных пользователю по запросу. Поисковый массив фактографической ИС состоит из описаний фактов, извлеченных из документов и представленных на формальном языке. Система электронного документооборота (Electronic Documents Processing System, Electronic Records Management System) представляет собой комплекс программных, технологических и других средств, обеспечивающих взаимообмен в электронной форме документами и данными между подразделениями организации и управление ею. Системы электронного документооборота призваны обеспечивать высокую эффективность деятельности организации на основе использования современных информационных технологий. Обязательными подсистемами для электронного документооборота являются подсистема электронного архива, обеспечивающая хранение документов с организацией доступа к ним, и подсистема управления. Информационная система управления рабочими потоками — это комплекс средств и технологий, объединенных информацией, используемой для планирования, регулирования, контроля и анализа функционирования объекта. На основе анализа информационных потоков можно определить наиболее значимые для принятия управленческих решений данные, минимальный объем информации, без которого эффективное управление невозможно. Для оптимизации механизма прав доступа в «ИНТЕРИН» был создан аппарат метапользователей. Понятие «метапользователь» объединяет работников, имеющих одинаковые права. Один и тот же работник может относиться к нескольким типам метапользователей; в этом случае его права суммируются. Например, один и тот же человек может быть заведующим отделением, лечащим врачом и врачом-консультантом. По мнению разработчиков ИМС, построенные на основе технологии «ИНТЕРИН», предусматривают автоматизацию функций медицинского учреждения и обеспечивают: · концентрацию информации вокруг пациента; · оперативный доступ к информации с любого места с учетом прав доступа; · возможность работы с медицинской картой больного через Интернет с использованием «тонкого клиента»; · мониторинг ЛДП; · автоматизацию оформления документов; · генерацию статистических отчетов; · анализ оказанных медицинских услуг; · возможность использования в разных по уровню медицинских учреждениях. Система «ЭСКУЛАП» — разработка ООО «Программы и Комплексы» — является одной из современных госпитальных ИС. Фирма занимается созданием АИС ЛПУ более 10 лет. Первым учреждением, на базе которого осуществлялась и продолжается разработка «ЭСКУЛАП», стала Московская городская клиническая онкологическая больница № 62. На сегодняшний день в больнице автоматизированы следующие подразделения и рабочие места: · приемное отделение (АРМ регистратора, АРМ врача приемного отделения); · лечебное отделение (АРМ постовой сестры, АРМ старшей медицинской сестры, АРМ врача); · аптека (АРМ провизора, АРМ клинического фармаколога); · диагностические отделения (АРМ врачей: врача-лаборанта, врача КТ, рентгенолога и т.д.); рентгеновские изображения оцифровываются с помощью дигитайзера и помещаются для хранения на специализированный DICOM- сервер; · операционная (планирование операций, видеотрансляция и архивирование операций); · статистика (АРМ «Статистика»). Часть медицинской документации в АИС «ЭСКУЛАП» (первичный осмотр, эпикриз) реализована на основе архитектуры клинических документов с использованием HL1 (см. подразд. 5.3). Локальная больничная сеть «ЭСКУЛАП» объединяет 100 ПК класса Pentium 4 и 200 терминалов. Используемая терминальная технология значительно удешевляет стоимость рабочих мест, экономит необходимое для техники пространство. Информационная медицинская система реализована на серверной платформе Supermicro и включает 12 серверов. Все серверы в качестве операционной системы используют Microsoft Windows Server 2003, а в качестве сервера приложений применяются продукты фирмы Citrix. В настоящее время АИС «ЭСКУЛАП» активно внедряется в больницах Москвы. Эксплуатация АИС ЛПУ требует ощутимых капиталовложений, однако их использование окупается, так как оптимизирует работу учреждения. В настоящее время необходимость внедрения таких систем уже никем не оспаривается. Крупные фирмы, разрабатывающие АИС ЛПУ, идут на поэтапное внедрение системы в зависимости от возможностей заказчика, осуществляют настройку системы на конкретное ЛПУ, в том или ином виде сопровождают систему. Проблемы при внедрении АИС ЛПУ, конечно, возникают. Одной из общих проблем остается недостаточное развитие медико-технологической части систем, особенно в аспектах поддержки решений врача, и баланс между формализованными и неформализованными фрагментами медицинских карт пациентов. Частично это объясняется объективно сложными вопросами, возникающими при попытках интеграции систем. Различия между предлагаемыми АИС ЛПУ, безусловно, есть, например, по используемым технологическим решениям. Но идеологически и функционально большинство таких систем сопоставимо между собой. Глава 11
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 900; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |