Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

У родовой общины жилища, орудия, запасы пищи были общими




Все мужчины рода считались братьями, происходящими от одного предка – человека, животного или растения. Они были неразлучны, они вместе охотились, вместе ели и вместе спали. Прямота, честность, открытость были необходимыми качествами охотника. Хитрость и обман порождали недоверие и несогласие, а малейшие разногласия перед лицом окружающих опасностей могли привести к гибели. Вся жизнь Рода была посвящена воспитанию сплоченности, выносливости и терпения в предвидении того рокового часа, когда всё это потребуется на охоте или в бою.

Внутри такой общины существовали строгие законы, и за трусость на охоте или жадность при дележе добычи, нарушение установленных норм поведения могли сурово наказать. Одной из мер наказания было изгнание из общины. Это означало неминуемую гибель.

Женщины и дети также были общими. Женщины занимались собирательством, готовили пищу, сохраняли пищевые запасы, заботились о поддержании огня в очаге и выкармливании детей. Они лишь изредка принимали участие в больших охотах.

Дети подвергались жестокому естественному и искусственному отбору, и чем больше рождалось детей, тем более выносливыми и сильными были те, кто доживал до совершеннолетия. Их воспитывали сообща. Когда мальчики подрастали, они должны были пройти испытания, чтобы быть принятыми в число взрослых мужчин- охотников. Отбор девушек производился менее строго: девушки предназначались для обмена и рано или поздно уходили от своих родителей. Поскольку их рождалось гораздо больше, чем требовалось для обмена, то большинство новорожденных девочек сразу же убивали.

Многое надо было вынести мальчику, чтобы стать настоящим мужчиной рода. После окончания испытаний приходил черед тайной науки. Юношей учили обычаям рода, передаваемым по наследству охотничьим навыкам, "языку зверей". Время обучения и испытания заканчивалось, и впереди открывалась новая жизнь, жизнь воина и охотника, хозяина лесов и степей.

Новые жители Европы и Азии, обитавшие на нашем континенте в самом конце послеледникового периода, около двенадцати тысяч лет тому назад, имели уже прирученных животных. Человек заключил союз с собакой-волком, и они стали охотиться вместе, помогая, друг другу. Люди и волки обладали одинаковыми качествами хищников: быстротой и выносливостью, зоркими глазами, тонким слухом и чутким обонянием. Они одинаково привыкли таиться в засадах, выслеживать, убивать и, вероятно, чувствовали себя сродни друг другу. И недаром образ Древнего Человека, сохранившийся в глубинах нашей памяти - это фигура одетого в шкуры охотника, стоящего рядом с собакой-волком.

§ 6. Человек – существо духовное.

В этом параграфе вы можете найти ответы на вопросы:

1. Как зарождалась духовная культура человечества.

2. Что является главным выражением духовной культуры.

3. Как формировалось мировоззрение древнейших людей.

Долгое время, ученые были убеждены, что у первобытных людей больше общего с высокоразвитыми животными, такими как обезьяны и собаки, чем с современным человеком. Первобытный человек представлялся им дикарем – жестоким, грубым, невежественным существом. Должны были пройти годы, сделано немало удивительных открытий, прежде чем стало очевидным, что примитивный древний человек не был примитивен душевно.

Человек — существо духовное. Он принципиально отличается от животных своей разумностью и способностью творить. Творчество — это высшая форма человеческой деятельности, которая создает качественно новые, никогда ранее не существовавшие, материальные и духовные ценности. Только у человека возникает вера в богов, различение добра и зла, осознание своей смертности, память о прошлом и вера в будущее. Человек силой своей мысли создает особую реальность – духовную культуру, эмоциональное восприятие мира. Через нее человек выражает свое отношение к миру.

Духовная культура — это результат познавательной деятельности людей. Это системы воспитания, правила поведения, обычаи, традиции, ценности, нормы общения. Это произведения искусства и литературы, художественные образы. Это поверья и вероучения, магия и религия. Это право и законы, идеалы общественных отношений. Это система образования, научные и философские теории, истины научного познания.

Первым выражением духовной культуры является язык, т.е. передача мыслей при помощи слов. Язык создается требованиями самой жизни, необходимостью общения между членами общины, живущими совместно. Вспомните о лапутянских мудрецах, героев романа Дж. Свифта «Путешествие Гулливера», которые попытались обойтись без языка и объяснятся между собой с помощью предметов. За каждым из них ходил слуга с мешком, наполненным предметами, которые могут понадобиться для разговора. Как много было у них тем для «бесед» можно себе представить. В сущности, они вообще лишили друг друга возможности обмениваться мыслями. Трудно подобрать предмет, который мог бы выразить «радость», «горе», «совесть», «причину» и т.п. Язык служит людям как средство общения и мышления. Благодаря общению в человеческом обществе достигается необходимое для его существования, выживания в сложнейших условиях, организованность, согласованность и единство действий отдельных людей, родов и племен. Язык обеспечивает взаимопонимание и сплоченность, общность мыслей, воли, чувств и настроений, способность сохранять опыт и передавать его другим поколениям.

Постепенно формировалось мировоззрение древних людей. Мировоззрение — это единая система взглядов человека на мир в целом и на свое место в многообразной и меняющейся Вселенной. Мировоззрение — это и отношение человека к миру.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1043; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.