КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Физического, биологического и социального пространства и времени
Понятия пространства и времени являются дальнейшей конкретизацией философской картины мира, углублением общей концепции материи и движения. Наличие пространственно-временных параметров является неотъемлемым качеством любого объекта действительности. Весь опыт развития науки, а также практический опыт человечества убеждают, что пространство и время - это реальные параметры мироздания, а материя не может существовать и развиваться иначе как в пространстве и во времени. В этом заключается основание признания данных параметров атрибутами (т.е. всеобщими, неотъемлемыми качествами) материи. Пространство характеризует протяженность и взаиморасположение объектов, их объемы, формы, диапазоны воздействия и взаимодействия. Время характеризует длительность существования объектов, последовательность и темпы изменения их состояний в процессе движения. В истории философии сложились два существенно различных подхода к пониманию пространства и времени: субстанциональный и реляционный. С точки зрения субстанционального подхода пространство и время рассматриваются как самостоятельные сущности, не связанные друг с другом, существующие наряду с материей и независимо от нее. Основы субстанционального подхода к пониманию пространства и времени были заложены Демокритом, Платоном, Эпикуром и получили свое теоретическое оформление в классической механике И. Ньютона в понятиях абсолютного пространства и времени. Субстанциональный подход в трактовке И. Ньютона исходит из представления об абсолютном пространстве как пустом, однородном, неподвижном вместилище Вселенной, не зависящем от своего наполнения. Абсолютное время по Ньютону - это равномерная, неизменная, ни от чего не зависящая “чистая” длительность. Основными свойствами пространства и времени в их субстанциональном понимании являются: * объективность этих параметров материи, т.е. принадлежность их самой действительности. Идея объективности пространства и времени противостоит линии субъективного идеализма, согласно которой эти феномены не имеют реального существования, а являются лишь субъективными формами восприятия вещей, чисто психологическими средствами организации впечатлений (И.Кант, Дж.Беркли, Д.Юм, Э. Мах, К. Пирсон и др.); * независимость пространства и времени от наполняющей их материи и друг от друга: * трехмерность пространства и одномерность времени; * однонаправленность и необратимость времени (от прошлого, через настоящее к будущему); * изотропность (однородность) пространства и времени во всех точках Вселенной и для всех типов материальных объектов; * бесконечность и безграничность пространства и времени (Ньютон, однако ограничивал время начальным моментом, когда Бог, создав Вселенную, запустил “мировые часы” абсолютного времени). Подобные представления о свойствах пространства и времени в основном согласуются с интуитивным опытом и вполне достаточны для ориентировки в большинстве ситуаций обыденной жизни. Однако философское осмысление пространства и времени позволяет разорвать заскорузлую паутину обыденного мышления и дать человеку более глубокое, точное и конструктивное видение действительности. Прежде всего заметим что представления о неизменности пространства и времени и их независимости от материи и друг от друга противоречат фундаментальным положениям диалектики об изменчивости всего сущего и универсальной взаимосвязи всех без исключения явлений бытия. Во-вторых, как утверждает диалектика и показывает опыт, рассмотрение явлений в их взаимосвязи, соотнесенности друг с другом, дает более богатую и глубокую картину действительности по сравнению с их изолированным познанием. Неизбежное стремление к осмыслению пространственно-временных характеристик бытия в их единстве, взаимосвязи, соотносительности с материей и друг с другом составило основу развития реляционного подхода к их пониманию (англ. relation - отношение, связь). Истоки реляционного понимания пространства и времени восходят к Аристотелю; свое продолжение оно получило в учениях немецкого философа и математика Г.Лейбница (1648-1716), классика немецкой философии Г. Гегеля и др. Как утверждал Гегель “мы не можем обнаружить никакого пространства, которое было бы самостоятельным пространством; оно всегда есть наполненное пространство и нигде не отличается от своего наполнения... Не во времени все возникает и проходит, а само время есть это становление, есть возникновение и прехождение”[21]. Естественнонаучным обоснованием и теоретическим оформлением реляционной концепции пространства и времени явилась созданная выдающимся физиком ХХ века А.Эйнштейном (1879-1955) теория относительности (1905-1916 гг.). В этой теории выявлена и доказана непосредственная связь пространства и времени с такими параметрами материи как масса и движение. Как показал А.Эйнштейн, распределение гравитационных масс в пространстве влияет на его геометрию и на течение времени. В мощных гравитационных полях, созданных скоплениями вещества, пространство искривлено, его геометрические свойства отклоняются от эвклидовых, а течение времени замедлятся. Пространственно-временные свойства объектов зависят также от скорости движения. При скорости объекта близкой к световой, его линейные размеры заметно сокращаются, а ход времени замедляется. Эти выводы теории относительности, получившие экспериментальные подтверждения, убеждают в отсутствии “абсолютного” пространства и времени, единого и неизменного для всей Вселенной. Они говорят о том, что пространственные характеристикии и ритм времени различных сфер бытия определяются качеством, строением, массой и параметрами движения объектов. С позиций реляционной концепции понятие пространства имеет смысл постольку, поскольку самой материи присущи протяженность, дифференцированность, связность. Смысл понятия времени обусловлен движением материи, длительностью процессов, последовательностью и темпами смены состояний. Новизну представлений, внесенных теорией относительности в картину мира, А.Эйнштейн разъяснял с помощью следующего мысленного эксперимента: “суть такова: раньше считали, что если каким-нибудь чудом все материальные вещи исчезли бы вдруг, то пространство и время остались бы. Согласно же теории относительности вместе с вещами исчезли бы и пространство и время”. Таким образом, реляционная концепция пространства и времени является более глубокой, точной и диалектичной чем субстанциональная. С реляционных позиций представления о свойствах пространства и времени приобретают ряд важных уточнений, дополнений и новых системных смыслов: * существенно новым представлением, внесенным теорией относительности в картину мира, является идея единого четырехмерного пространственно-временного континуума. Согласно этой идее пространство и время понимаются как неразрывно связанные формы существования объектов и для регистрации любого события необходима его фиксация в четырехмерной системе координат, включающей наряду с тремя пространственными координатами также и время; * неоднородность (кривизна) пространства-времени, обусловленная неравномерным распределением масс во Вселенной, означает необходимость использования для точных астрономических расчетов в масштабах космических событий геометрии искривленного пространства Н.И.Лобачевского и Б.Римана. Геометрия Эвклида, описывающая пространство нулевой кривизны, является по сути научной идеализацией, упрощением реальности. Ее применимость для практических расчетов обусловлена незначительной кривизной пространства в условиях Земли, которой в большинстве случаев можно пренебречь; · логическим следствием представления о зависимости пространства и времени от материи является вывод о качественной специфичности пространственно-временных характеристик в микромире, макромире и мегамире, а также на основных уровнях макромира: в неживой природе, живой природе и обществе. Так, например, в микромире специфика пространственно-временных характеристик обусловлена корпускулярно-волновой природой элементарных частиц. С появлением на нашей планете живой природы возникла особая пространственно-временнáя организация, присущая только биологическим организмам. Только у живых организмов имеет место “левосторонняя” пространственная асимметрия молекул. При прохождении световых лучей через биологические жидкости (кровь, лимфу) происходит вращение плоскости поляризации света. Специфичность функционирования биологических организмов проявляется и в наличии у них внутренних регуляторов времени - своеобразных биологических “часов”, которые запускают и отключают в определенной последовательности цепи биохимических и других реакций, что обеспечивает как внутреннюю согласованность физиологических процессов, так и приспособление организма к ритмам внешней среды. Яркой иллюстрацией колоссальных различий биологических ритмов жизни могут служить жизненные циклы бабочки - однодневки и черепахи, живущей 300 лет. Возникновение социальной организации на нашей планете привело к формированию целого ряда новых, качественно специфичных пространственно-временных структур. Особенности этих структур обусловлены их связью с человеческими смыслами. Так “в представлениях древних египтян освоенное ими пространство по берегам Нила было центром Вселенной, а течение Нила с юга на север закладывало главное направление в пространстве”[22]. Средневековое мышление разделяет пространство Вселенной на мир “горний”, т.е. высший, священный, озаренный божественной благодатью, и мир “дольний”, т.е. земной, греховный, лежащий “во зле”. В эпоху динамичного развития Советского Союза, стремившегося установить коммунистический строй во всем мире, пространство его экономического, политического и военного влияния распространялось далеко за пределы собственной территории, на многоие регионы и страны мира: Восточную Европу, Ближний Восток, Юго-Восточную Азию,Китай, Кубу, Эфиопию и др. Крушение Советского Союза привело не только к резкому сокращению пространства внешнего геополитического влияния России, но и к заметному ослаблению этого влияния на ряде ее совенных территорий. В то же время, в мире возникли новые центры геополитической экспансии, стремящиеся к расширению пространства своего влияния или даже господства (“продвижение НАТО на Восток”, агрессивное наступление “исламского фундаментализма” во многих регионах мира, выполнение США функций “мирового жандарма” и произвольное объявление ими сферой своих “национальных интересов” любого региона мира). Социальное время, являющееся мерой изменчивости, темпов,динамизма социальных процессов, также существенно различается в различных цивилизациях и на различных этапах истории. По мере развития общества происходит своеобразное “ускорение” исторического времени, проявляющееся в нарастании интенсивности, глубины, социальной и духовной значимости совершающихся перемен. Период существования первобытного общества - сотни тысяч лет, рабовладельческого - 3-4 тыс.лет, феодального 1-1,5 тыс.лет, буржуазно-капиталистического - примерно 300 лет. Однако уже за первое столетие своего существования капитализм по оценке К. Маркса создал производительные силы более грандиозные, чем созданные человечеством за всю предшествующую историю. Характерно, что именно в эпоху капитализма и именно в недрах западной цивилизации появился знаменитый афоризм “время - деньги”, выражающий глубинную суть этой цивилизации. Нелишне отметить, что и в Советском Союзе в эпоху его форсированной индустриализации, культурной революции, других глубинных преобразований послереволюционного времени многомиллионные массы советских людей жили с ощущением динамизма происходящего, интенсивности перемен, стремлением, ускорить приближение коммунизма. Динамичный дух этого времени отразился в характерных афоризмах советской эпохи (“время-вперед”, “догнать и перегнать”, “страна на марше” и т.п.). Однако к началу 70-х годов ХХ века динамизм развития страны был утерян и начавшаяся эпо- ха застоя закончилась разрушением СССР. Деградация и разрушение сопровождали развитие России и в 90-е годы. Достаточно очевидно, что сама возможность дальнейшего существования нашей страны зависит от того, сможет ли она вновь обрести динамизм развития. Таким образом, философский анализ понятий пространства и времени показывает, что они имеют не только естественнонаучное и общетеоретическое но и важное жизнеориентирующее, социальное значение. Этот анализ приводит к выводу, что для формирования современного человека, огромное значение имеет ориентация на бережное, экономное отношение к времени, интенсивное его использование для образования, творчества, развития личности, продуктивного труда. Подлинно современный человек с высоким уровнем культуры и общего развития отличается ответственным отношением к своему времени и времени других людей, умением достигать поставленных целей в сжатые сроки, стремлением сделать за время своей жизни как можно больше полезного. К сожалению, реальная жизнь нередко подтверждает карикатурный образ России в виде медведя, либо беспробудно спящего в берлоге, либо сидящего на замшелом пне и с недоумением взирающего на стремительно мчащийся вперед мир. Подобный образ является суровым напоминанием о необходимости для каждого российского человека и общества в целом задуматься над происходящим, осознать причины хронического отставания России, найти реальные пути и надежные средства восстановления динамизма ее развития. Вопросы для самоконтроля. 1) Почему понятие бытия является исходным во многих философских учениях? 2) В чем состоит жизнеориентирующий смысл понятия “бытие”. Какие ориентации дает это понятие для познания и человеческой деятельности? 3) Охарактеризуйте основные сферы материального бытия. Укажите специфику каждой из этих сфер и их взаимосвязь между собой. 4) Дайте характеристику основных сфер духовного бытия. Объясните в чем заключается духовность человека и общества. 5) В чем состоит специфика человеческого бытия? Как вы понимаете мысль древнеримского философа Сенеки о том, что “тело является оковами и темницей души”? 6) В чем состоит суть антропного космологического принципа. Какие ориентации дает этот принцип для научного познания и понимания места человека во Вселенной? 7) Какие способы человеческого бытия выделяет Э. Фромм? К каким последствиям для человека и общества ведет выбор каждого из этих способов? 8) Какие потребности развития науки и философии явились причиной формирования понятий субстанции и материи? Какое значение имеют эти понятия для развития научной картины мира? 9) Охарактеризуйте основные события научной революции в физике на рубеже XIX - XX веков и объясните почему она вызвала кризис механистического материализма. 10) Объясните какие методологические ориентации для развития науки и философии вытекают из определения материи, данного В.И. Лениным? 11) Каковы основания классификации форм движения материи, предложенной Ф. Энгельсом? В чем состоит научная ценность этой классификации? 12) Сформулируйте и объясните закономерные взаимосвязи форм движения материи. 13) В чем состоит активность материи, и как эта активность проявляется на различных уровнях действительности? 14) Сформулируйте основные критерии активности личности и попытайтесь проанализировать свой характер и деятельность с позиции этих критериев. 15) Укажите основные условия, содействующих развитию самоорганизационных процессов в системах. В каких случаях эти условия содействуют прогрессивному развитию и в каких случаях - деградации систем? 16) Как называется наука о самоорганизации и каково ее значение для развития научного мировоззрения? 17) Какие представления лежат в основе субстанционального и реляционного подходов к пониманию пространства и времени. Какой из этих подходов дает более глубокое и точное понимание действительности? 18) В чем состоит новизна представлений, внесенных теорией относительности А. Эйнштейна в понимание пространства и времени? 19) В чем состоит качественная специфичность биологического и социального пространства и времени? 20) Какие жизненные и социальные ориентации дает философское осмысление понятий пространства и времени? Литература 1. Ахундов М.Д. Концепции пространства и времени: истоки, эволюция, перспективы. М. 1982. 2. Гайденко П.П. Бытие и разум // Вопросы философии. 1987. №9. 3. Гачев Г.Д. Европейские образы пространства и времени // Культура, человек и картина мира. М. 1987. 4. Доброхотов А. Л. Категория бытия в классической западноевропейской философии. М.1986. 5. Зиновьев А.А. Посткоммунистическая Россия. М. 1996. 6. Классическое естествознание и современная наука / Ред. С.С. Митрофанова. Новосибирск. 1991. 7. Панарин А.С. Россия в циклах мировой истории. М. 1999. 8. Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. Брянск. 1996. 9. Фромм Э. Иметь или быть? М. 1986. [1] Э.Г.Винограй. Основы общей теории систем. Кемерово. 1993.; Общая теория организции и системно-организационный подход. Томск. 1989. [2] Московченко А.Д., Петраченко Н.Ф., Сайганова С.С. - Философия. Томск. 1999. с. 5-7. [3] Там же. с.5.
[4] Схоластика - способ мышления, оторванный от фактов, наблюдений, опыта, основывающийся на некритическом следовании авторитетам. [5] Челпанов Г. Введение в философию. М. 1912. с.12. [6] Ясперс К. Смысл и назначение истории. М. 1991. с. 32-33.
[7] Энгельс Ф., Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии. М. 1980. с.16. [8] Основным вопросом философии, наиболее полно отражающим смысл ее поисков, является вопрос об отношении человека к миру. Этот вопрос включает проблему отношения мышления к бытию как одну из своих граней. [9] Шлегель Ф. Эстетика. Философия. Критика. В 2-х т. Т. 2 М. 1983. с.104-105.
[10] Библия. Книги священного писания Ветхого и Нового Завета. Mikkeli.1990 [11] Франк С.Л. Реальность и человек. Метафизика человеческого бытия. Париж. 1956. с.14. [12] Бердяев Н.А. Дух и реальность// Философия свободного духа. М.1994. с. 456. [13]Сагатовский В.Н. Философия развивающейся гармонии: философские основы мировоззрения. в 3-х ч. Ч.I. СПб. 1997. с. 24. [14] Сагатовский В.Н. Цит. работа. с. 22,27. [15] Сагатовский В.Н. Цит. работа. с. 27.
[16] Фромм Э. Иметь или быть. М. 1986. С.45. [17] Гегель. Соч. Т. VIII. М.- Л. 1935. С. 10. [18] Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 18. с.149. [19] Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии.// Маркс К., Энгельс Ф. Соч. т.21. с.286. [20] Самоорганизация в природе. Вып. 2. Т. 1. Томск. 1998. с.123. [21] Гегель Г.В.Ф. энциклопедия философских наук. М. 1974. Т. 2. С. 47, 53. [22] Основы философии. Учебное пособие для ВУЗов./отв. ред.Е.В.Попов. М. 1997
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 2899; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |