КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Вместо заключения. Итак, восемь ценностей общечеловеческого характера, на которые, на наш взгляд, может ориентироваться в своей работе современный учитель
Итак, восемь ценностей общечеловеческого характера, на которые, на наш взгляд, может ориентироваться в своей работе современный учитель, - Земля, Отечество, Семья, Труд, Знания, Культура, Мир, Человек. В них нет ничего нового. Это и понятно: они вырабатывались в сознании человечества веками. Они так или иначе присутствуют в жизни каждой семьи, в работе каждой школы. Согласитесь, что, если эти ключевые понятия человеческого бытия станут действительно ценностными ориентирами в жизни людей, они неизбежно повлекут за собой доброту, трудолюбие, честность, порядочность, гуманность, любовь к Родине, социальную ответственность и многие другие конкретные качества человеческой личности. Иногда можно слышать: дайте нам наконец программу воспитания современного школьника. На это хочется ответить так. Мысль учителя и его деятельность много лет находились в плену программно-нормативного управления школой. Мы сами не заметили,как стали пленниками такого подхода. Поэтому еще немало учителей наивно полагаются на некие универсальные методики, в которых каждый педагог найдет ответы на все основные вопросы, а главное — на то, чтоикак делать. Таких программ быть не может в принципе, ибо все уже поняли, что если всех детей учить одинаково нельзя, то всеми школами руководить одинаково нельзя тем более. Сегодняшняя школа характеризуется небывалым разнообразием типов, условий и состояний. Какой же выход может быть? В условиях бурного развития педагогического творчества можно лишь одно: дать школам общие ориентиры, и пусть каждый педагогический коллектив разрабатывает свою программу воспитания, исходя из конкретных возможностей и собственных социально-педагогических условий. Такими ориентирами и могут стать названные общечеловеческие ценности, в которых я сделал попытку высветить педагогические, аспекты деятельности школы. И пусть эта первая попытка пока не решит проблему идеалов, но придаст работе учителя, воспитателя некоторую определенность, устойчивость и перспективу. Главная трудность - превратить эти отвлеченные, общие понятия в реальные жизненные ориентиры каждого воспитанника. А это уже дело педагогического профессионализма. Тем, кто захочет разработать школьную программу воспитания с опорой на вечные ценности, рискну дать один совет. Не стремитесь формализовать эту работу по прошлым методическим образцам: идея - форма работы - методы - критерии проверки. Эта схема здесь может быть использована лишь частично. Разделение основных ценностей на восемь - это чисто условное число. Оно может быть,и другим. Скажем, Знания и Культура могут рассматриваться воедино. Или Земля и Мир, ее охраняющий, тоже тесно связаны. Да если говорить по большому счету, то все эти вечные ценности воплощены в главной - в Человеке. Так что, думается, при составлении программы непременно следует учитывать ее интегративный характер. Скорее всего, она будет состоять не из восьми отдельных частей, а представлять собой целостную совокупность идей, позиций, принципов и видов деятельности, пронизанную ключевыми понятиями и установками. Эта работа может стать продуктивной системообразуюшей деятельностью, с помощью которой можно гармонизировать и, наконец, сделать целостным весь учебно-воспитательный процесс. Реализация высказанных здесь идей требует соблюдения одного непременного условия. Я имею в виду педагогический оптимизм, без него работа учителя теряет всякий смысл. Ф.М.Достоевский как-то сказал: «Человек, потерявший высшую идею свою, может быть, не существует вовсе». Так вот, педагог, который потерял веру в себя, в свое дело, как педагог перестает существовать. Что бы ни выдумывали некомпетентные люди о якобы отмирании воспитания — все это байки для слабонервных. Те, кто ежедневно встречает глаза детей, кто повседневно делит с ними и горе и радость, твердо знают: воспитание - это объективная реальность, которая была, есть и будет, пока есть дети.
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 399; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |