Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Публицистика движения Реформации и Крестьянской войны в Германии. Лютер и Мюнцер – проповедники-публицисты




Зарождение политической журналистики связано с развитием движения Реформации. Реформация – это религиозное и социально-политическое движение за коренное преобразование церкви, которое развернулось в 16 веке в большей части западноевропейских стран. Реформация привела к расколу католической церкви и положила начало новым религиозным течениям. Главные причины, которые привели к кризису католической церкви, были связаны с целой системой общественных противоречий эпохи феодализма. Образование национальных государств и усиление централизации государственной власти значительно ограничило политическую власть папства. Развитие светской культуры, научных знаний подорвало духовный контроль церкви. В первой половине 14 века в Италии берет свое начало эпоха Возрождения, которая приходит на смену Средневековью. Ключевым понятием новой эпохи становится «гуманизм» (от лат. humanus – человеческий, человечный). Выступая против средневекового богословия и схоластики, гуманизм способствовал формированию светского мировоззрения, признавал человека высшей ценностью. Гуманисты посвящали себя не богословию, а расширению знаний о земном и человеческом, тем самым подрывая духовную диктатуру церкви.

Особая ситуация сложилась в раздробленной Германии, где не было сильного централизованного государства. Опорой Рима являлись княжества, которые больше подчинялись папству, нежели императору. Церковь совершенно бесконтрольно распоряжалась властью, подвергая страну жесткой эксплуатации при помощи различных церковных налогов, сборов, торговли реликвиями и индульгенциями. Гуманизм проник в Германию несколько позже – в 15 веке и получил широкое развитие благодаря подъему городов и развитию городской культуры. Главными центрами гуманизма в Германии стали южнонемецкие города – Аугсбург, Страсбург, Нюрнберг и др. – связанные с Италией торговыми и культурными связями. Большую роль в распространении гуманизма сыграли молодые германские университеты. Литературные произведения немецкого гуманизма большей частью была написана на латинском языке и была ориентирована на образцы древних и поэзию итальянских гуманистов 15 в. Основными жанрами являлись оды, элегии, эпиграммы, широкое распространение получили сатирические жанры, в которых подвергались осмеянию пороки современного общества, особенно духовенства. Одним из самых известных представителей литературы немецкого гуманизма стал Ульрих фон Гуттен. Его «Письма темных людей» (1515-1517) – блестящий образец сатиры этого периода. Направленные против католичества и папства «Письма» отражали идеи Реформации и явились образцом художественно-публицистического произведения эпохи гуманизма.

Борьба против папства приобрела в Германии общенациональный характер. Тем не менее различные политические силы вкладывали в нее и различное политическое содержание. В связи с этим в движении Реформации в Германии выделяют два основных течения – умеренная бюргеровская реформация, которую возглавили Мартин Лютер (1483-1546) и реформация революционная, плебейско-крестьянская, возглавляемая Томасом Мюнцером (ок.1490-1525). Оппозиционная деятельность Лютера и Мюнцера способствовала их становлению как публицистов своей эпохи.

Все социальные слои, вступившие в борьбу, истолковывали задачи движения в соответствии со своими требованиями и интересами. В период Реформации не только церковно-политическое риторика, но и особенно письменная публицистика становятся мощным оружием в политической борьбе.

Началом движения Реформации считается событие, которое произошло 31 октября 1517 года после того как папа Лев Х отдал право на торговлю индульгенциями одному из торговых домов. Мартин Лютер, (в то время профессор богословского факультета университета г. Виттенберга в Саксония) возмущенный этим, повесил на дверях университетской церкви свои 95 тезисов. Эти тезисы содержали основные положения его нового религиозного учения, отрицавшие основные догматы католической церкви. Это учение получило название протестантизма. Лютер выступил с утверждением о том, что церковь и духовенство не являются необходимыми посредниками между человеком и Богом, веру христианина Лютер объявил единственным путем «спасения души», путем, который даруется человеку непосредственно Богом. Он отвергал монашество, выступал против богатств церкви, против пышности обрядов. Своими положениями Лютер отвергал претензии духовенства на господствующее положение в обществе. Также он выдвинул идею отделения светской власти от духовной. Ряд публичных диспутов, которые были вызваны этими тезисами, заставили Лютера развить и углубить свое учение, что в последствии нашло отражение в памфлетах «К христианскому дворянству немецкой нации об исправлении христианства», «О вавилонском пленении церкви», «О свободе христианина», «О светской власти».

Таким образом в учении Лютера нашло отражение стремление немецкого бюргерства избавиться от политического и идеологического засилья папской власти.

Мартин Лютер вошел в историю и как деятель культуры, как реформатор образования, языка. Большое значения имел перевод на немецкий язык Библии, в котором Лютеру удалось утвердить нормы общенемецкого национального языка.

Выступив с реформаторскими идеями преобразования церкви и светской власти, Лютер был категорически против силовых методов. Он не поддержал народно-революционное движение, которое развернулось после 1522 года и к 1525 году вылилось в Крестьянскую войну. Радикальное направление германской Реформации возглавил Томас Мюнцер. Так же как и Лютер первоначально он выступил сугубо как церковный реформатор, но скоро в своих взглядах разошелся с Лютером. В своих проповедях и памфлетах Мюнцер выступил за полное уничтожение старой церкви и связанных с нею общественных и государственных отношений.

Как представитель народного движения Мюнцер придал своей теологии ярко выраженный социальный характер. Для Мюнцера целью Реформации стал социальный и политический переворот, который должны были совершить народные массы. Именно восставший народ должен сорганизоваться в христианское объединение для насильственного устранения господ. После подавления крестьянского движения, Томас Мюнцер был казнен в мае 1625 года. В период народного восстания большую роль сыграли памфлеты, письма, листовки Мюнцера такие, как «Защитная речь», «Письмо-тезисы», «О светской власти и организации общин».

Движение Реформации вызвали обширную литературу агитационного характера, в которой общесвенно-политические вопросы наряду с религиозными становятся главной темой обсуждения и получают широкое распространение среди широких масс населения. Впервые в истории журналистики печатное слово используется для публичного обсуждения политических вопросов.

Дальнейшее развитие политической журналистики связано с периодом буржуазных революций в Европе.

 

Формирование политической журналистики в период Английской буржуазной революции (1640-1660)

К середине 17 века капиталистические элементы достигли в Англии значительного развития, вырос экономический потенциал буржуазии, которая активно начинает бороться за свои политические права.

В войне с Шотландией 1639-40г.г. король Карл 1 потерпел поражение. Острая нужда в деньгах вынудила короля созвать парламент, который имел право санкционировать основные государственные налоги. Собравшийся 13 апреля 1640 г. Короткий парламент отказался дать королю субсидию и 5 мая 1640 года был распущен. Новые поражения в борьбе с шотландцами заставили Карла 1 вновь обратиться к парламенту, который собрался 3 ноября 1640 г. и не расходился до 1653 года. Этот парламент получил название Долгого парламента. Созыв Долгого парламента и ознаменовал начало революции. В течении 1640 и 1641 г.г. Долгий парламент провел ряд мероприятий, который ограничили власть короля. Попытка Карла 1 в январе 1642 года арестовать лидеров Долгого парламента привела к началу гражданской войны между сторонниками парламента и короля, которая продолжалась до 1646 года, вторая гражданская война 1648 года привела к казни короля и поражению абсолютизма и установление в 1649 году республики.

Английская буржуазная революция 17 века сыграла большую роль в формировании политической журналистики в стране. Революции предшествовала длительная борьба нового класса – буржуазии за свои права. Буржуазная оппозиция абсолютистской власти нашла свое отражение в религиозном течении – пуританизме, который выступал за завершение реформы церкви. Пуритане отвергали сословное деление феодального общества и право дворян на привилегии в обществе. Пуританизм не был однородным явлением, в нем выделились два направления, которые в определенной степени можно назвать партиями. Это пресвитериане – умеренные, выражавшие интересы части нового дворянства и богатейших буржуа и выступавшие за ограничение абсолютизма, за освобождение крупной собственности от феодальных оков. На первом этапе революции пресвитериане занимали лидирующее положение и имели большинство в парламенте. Более радикальное направление было представлено партией индепендентов, выражавшие интересы средних и мелких слоев городской буржуазии. Партия призывала к более решительным действиям против абсолютистской власти.

Сложность политической ситуации в стране и жесткая политическая борьба между представителями различных слоев население нашли свое отражение в публицистике того времени. Печать активно используется как эффективное оружие в политической борьбе и борьбе за власть. Так как периодическая пресса в середине 17 века была развита слабо, то основной формой печатной продукции того времени стали памфлеты, которые выпускались более оперативно. Именно на страницах памфлетов обсуждались актуальные для того времени вопросы.

Острая политическая борьба, которая велась в парламенте между сторонниками короля и представителями оппозиции также вылилась на страницы памфлетной продукции. Памфлеты в большом количестве распространялись по всей стране. Период с января по август 1642 года называется «памфлетной войной» между королем и парламентом.

Злободневные темы, которые обсуждались на страницах печатных изданий того времени - о власти, собственности и свободе.

В вопросе о власти Карл 1 и его сторонники отстаивали теорию божественного происхождения власти короля, то есть власть короля получена от бога и не зависит от согласия народа и стоит выше парламента. Король не отвечает за свои действия ни перед кем, кроме Бога и своей совести и парламент существует по милости короля и не может издавать никаких законов без его ведома. Сторонник монархии Томас Гоббс выдвинул новую концепцию о происхождении государства. В своем трактате «О гражданине», написанном в начале 40-х годов, Гоббс защищает абсолютизм, но отрицает божественное происхождение власти короля. Он выдвигает принцип «естественного права и договора», то есть считает, что государство образовалось благодаря естественному договору людей, но отрицает право подданных на расторжение этого договора.

Сторонник парламента, близкий к индепендетским кругам, Генри Паркер в своих памфлетах отразил точку зрения парламента на политическое устройство общества. В своих работах он выдвинул теорию народоправства. Королевская власть не может быть неограниченной, так она не первична, а вторична. Английская корона получила власть от народа и для народа. Парламент, согласно теории Паркера, является народным представительством и поэтому стоит выше власти короля.

Крупнейшим идеологом партии индепендентов было английский публицист и поэт Джон Мильтон (1608-1674), известный своими антиепископальными и антимонархическими произведениями. Самым известным публицистическим произведением Мильтона, является памфлет «Ареопагитика», который появился в 1644 году и с появлением которого связано зарождение лозунга свободы печати (Подробнее см. гл. 4)

К середине 40 годов из партии индепендентов выделилось более радикальная партия – левеллеры, которая объединяла представителей мелкой буржуазии города и деревни. Идеологом этой партии был Джон Лильберн (1615-1657). Лильберн и его сторонники выступали за однопалатную республику и требовали политического равенства для всех имущих слоев населения. С точки зрения Лильберна государственная власть должна принадлежать народному представительству, избираемому всеми людьми, достигшими 21 года имеющими собственность. Лильберн поднимал в своих памфлетах проблему свободы слова, он выступал против трех видов государственной монополии: 1)на торговлю и производство, 2) на произнесении проповедей и 3)на печать. Только упразднение всех трех видов монополии, с точки зрения Лильберна, даст полную свободу. Частная собственность для левеллеров была незыблема. Основными памфлетами Лильберна, в которых нашла отражение идеология партии, являются «Защита прирожденного права Англии, направленное против всякого произвола, будь то короля, парламента или кого-либо другого» (1645), «Народное соглашение» (1647), «Новые цепи Англии» (1648).

К концу 40-х годов в Англии сформировалось политическое течение диггеров, во главе которого стоял Джерард Уинстенли (1609 – 1671(?) 1676(?). Основные идеи Уинстенли содержатся в памфлетах «Новый закон справедливости» (1649), «Знамя, поднятое истинными левеллерами»(1649) и в главном труде «Закон свободы» (1652), где изложил план построение нового общества. Основной принцип этого общества – истинная республиканская свобода, которая заключается в свободном пользовании землей, которая представляет общественное достояние. Частной собственности в новом обществе не существует. Уинстенли признает только личную собственность семьи. В своих работах Уинстенли приближался к идеям утопического социализма.

В публицистике Английской буржуазной революции нашли отражение главные постулаты революции. Впервые в истории журналистики печатное слово активно используется различными политическими партиями и движениями для распространения своих идей, формирования общественного сознания.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 3185; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.