Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

При эвакуации пораженных обеспечивается их сопровождение врачебно-сестринским составом




Вопрос № 5. Определение понятий «авиационное происшествие», «авиационная поломка», «авиационная авария» и «авиационная катастрофа». Эвакуация с борта воздушного судна. Пожары на авиатранспорте. Поиск воздушного судна. Выживание на воздушном судне.

Авиационное происшествие — событие, связанное с эксплуатацией воздушного судна, происшедшее в период нахождения на его борту пассажиров или членов экипажа, повлекшее за собой повреждение или разрушение воздушного судна и вызвавшее травмы людей или не причинившее телесных повреждений.

Авиационные происшествия подразделяют на летные и наземные. Под летным происшествием понимают событие, связанное с выполнением экипажем полетного задания и повлекшее за собой последствия различной степени тяжести для находившихся на борту воздушного судна людей (травмирование или гибель) или самого воздушного судна (повреждение или разрушение).

Наземным происшествием считается авиационное происшествие, имевшее место до или после полета.

В зависимости от последствий для пассажиров, экипажа и воздушного судна летные и наземные авиационные происшествия подразделяют на поломки, аварии и катастрофы.

Поломка — авиационное происшествие, за которым не последовала гибель членов экипажа и пассажиров, приведшее к повреждению воздушного судна, ремонт которого возможен и экономически целесообразен.

Авария — авиационное происшествие, не повлекшее за собой гибель членов экипажа и пассажиров, однако приведшее к полному разрушению или тяжелому повреждению воздушного судна, в результате которого восстановление его технически невозможно и экономически нецелесообразно.

Катастрофа — авиационное происшествие, которое повлекло за собой гибель членов экипажа или пассажиров при разрушении или повреждении воздушного судна, а также смерть людей от полученных ранений, наступившую в течение 30 сут с момента происшествия.

Для осуществления мероприятий по сохранению жизни пассажиров и членов экипажа при авиационных происшествиях в гражданской авиации созданы специальные формирования: поисково-спасательная служба и аварийно-спасательные команды. Укомплектованность этих формирований медицинскими силами и медико-санитарным имуществом должна соответствовать структуре санитарных потерь и объему оказываемой помощи.

В пределах деятельности территориальной структуры гражданской авиации медико-санитарное обеспечение поисково-спасательных и аварийно-спасательных работ организует начальник медицинской службы, а в районе ответственности — начальник медицинского учреждения предприятия или учебного заведения гражданской авиации.

Аварийно-спасательная команда аэропорта формируется из работников авиационно-технической базы, медсанчасти и охраны аэропорта.

Задачами этой команды являются:

1. спасение пассажиров и экипажа воздушного судна при авиационном происшествии,

2. оказание медицинской помощи,

3. ликвидация пожара.

В состав аварийно-спасательной команды входит медицинский расчет, формируемый из медицинских работников медсанчасти (амбулатории, здравпункта), который выполняет свои профессиональные функции самостоятельно и согласно инструкции во взаимодействии с ЛПУ других ведомств.

В функцию медицинского расчета аварийно-спасательной команды входит оказание первой медицинской помощи пострадавшим на месте авиационного происшествия, выполнение эвакотранспортной сортировки и подготовка к эвакуации, а при ее задержке — принятие мер к защите пострадавших от неблагоприятного воздействия внешней среды. Для выполнения этих задач имеются соответствующее оснащение и средства.

Кроме того, при авиационной катастрофе широко используется скорая медицинская помощь города, вызываемая диспетчерской службой аэропорта.

Оказание первой врачебной помощи проводится в медицинском пункте аэропорта и в машине скорой медицинской помощи (на месте и в пути следования к больнице).

Эвакуация с борта воздушного судна

Эвакуация пассажиров и членов экипажа с борта воздушного судна при ЧС может осуществляться с использованием передвижных трапов, приставных и пожарных лестниц, корпусов крупных автомобилей, веревочных систем.

В самом воздушном судне около выхода также находятся специальные средства для эвакуации: надувные трапы, матерчатые желоба, спасательные канаты.

Надувные трапы размещаются под люком пола перед входной дверью или на откидной платформе и на откидной платформе у передней входной двери. Для приведения надувного трапа в рабочее положение необходимо открыть аварийную дверь, люк в полу, вынуть трап и закрепить люк. После выправления трапа нужно сильно повернуть рукоятку вентиля баллона с двуокисью углерода. Трап заполняется газом за 10-12 с и занимает рабочее положение под углом 45-50° от самолета к земле. Допускается одновременно спускать по трапам не более 2 человек. Пропускная способность одного надувного трапа - 100 человек за 2,5-3,0 минуты.

Матерчатые желоба, как правило, находятся около выходов с правой стороны фюзеляжа. Матерчатый желоб-лоток предназначен для спуска людей на землю при экстренной эвакуации через служебные и запасные выходы. Он изготовлен из материала "плащ-палатка чехольная" с комбинированной пропиткой. После открытия двери (люка) надо извлечь желоб из чехла и вставить крючки желоба в верхнюю и нижнюю части двери. Выбросив желоб на землю, полотнище растягивают на 4-5 м от воздушного судна. Удерживая за петли, спускают пассажиров вниз. Допускается одновременно спускать по матерчатому желобу не более 1 человека при его обязательной страховке.

Над каждым аварийным выходом, а также над форточкой в кабине экипажа или люками имеются спасательные канаты, закрепленные к кронштейну фюзеляжа. Открыв форточку или люк, канат выбрасывают наружу.

На Ил-86 и Як-42 для аварийной эвакуации пассажиров и членов экипажа есть аварийные двери со встроенными в них надувными трапами. В процессе аварийного открывания двери происходят автоматический выброс из контейнера надувного трапа и наполнение его воздухом из баллона. На Ил-86 - трап двухдорожечный, одновременно могут покидать воздушное судно и находиться на трапе 4 человека. На Як-42 - трап однодорожечный, одновременно на трапе могут находиться 2 человека.

При аварийной эвакуации спасатели вместе с экипажем обеспечивают помощь пассажирам и их страховку. В первую очередь эвакуируют детей, женщин, пожилых людей и только потом - всех остальных. Нельзя эвакуировать людей по поврежденному надувному трапу или желобу, или же при других опасных факторах, угрожающих их жизни и здоровью.

Пожары на авиатранспорте

Особую опасность представляют собой авиационные происшествия, сопровождающиеся пожаром. Этому способствуют:

- наличие на борту авиационного топлива и других горючих жидкостей;

- применение в качестве декоративно-отделочных и материалов конструкций пассажирских салонов легковоспламеняющихся и горючих материалов, обладающих значительной скоростью сгорания, высокой дымообразующей способностью и выделяющих высокотоксичные продукты неполного сгорания;

- малая огнестойкость обшивки фюзеляжа, приводящая при возгорании разлитого вокруг воздушного судна авиационного топлива к быстрому прогару корпуса и проникновению огня внутрь салонов.

Пожары внутри пассажирских салонов относятся к пожарам в замкнутых объемах. Для них характерны большая плотность задымления, малый размер зоны горения высокий температурный градиент по высоте помещения и малая (по сравнению с наружными пожарами) температура пожара, а также наличие в продуктах сгорания значительных концентраций высокотоксичных веществ. Пожар в пассажирских салонах может возникнуть вследствие аварий неосторожного обращения с огнем, замыкания электропроводки, провоза пассажирами огнеопасных веществ и др. Одной из основных причин поражения людей внутри салонов при пожарах является отравление продуктами горения. Через 2-3 мин после распространения огня двуокись углерода в салонах достигает смертельной концентрации. Температура воздуха резко нарастает по высоте салона: если на уровне пола она составляет 50° С, то на высоте 1,3-1,5 м от пола уже 250° С. В этих условиях помочь пассажирам эвакуироваться могут только быстрые и согласованные действия спасателей.

Поиск воздушного судна

Некоторые авиакатастрофы происходят не в зоне аэропорта, что вызывает необходимость организации и оперативного проведения поиска воздушного судна.

Поисково-спасательные работы организуются в случаях:

- получения сигнала бедствия с борта воздушного судна;

- если в течение 10 мин после расчетного времени воздушное судно не прибыло в пункт назначения и радиосвязь с ним отсутствует;

- если экипаж воздушного судна получил разрешение на посадку и не произвел ее в установленное время, а радиосвязь с ним прекратилась;

- если при полете по трассе потеряна связь с экипажем судна и его местонахождение в течение 20 мин установить не удалось, а также во всех других случаях, когда экипажу воздушного судна требуется помощь.

Поисково-спасательные работы проводятся с привлечением самолетов и вертолетов, оборудованных поисковой аппаратурой и комплектами спасательного снаряжения, а также наземными транспортными средствами повышенной проходимости и спасательными катерами. При необходимости могут быть задействованы средства международной космической системы поиска терпящих бедствие воздушных и морских судов "КОСПАС-САРСАТ".

Поиск воздушных судов, потерпевших бедствие, поисковыми самолетами производится с применением радиотехнических средств (поисковая радиопеленгаторная аппаратура, радиолокационная станция, имеющая поисковую спецприставку, бортовые УКВ-радиостанции) следующими методами:

1. "заданный маршрут";

2. "гребенка";

3. "параллельное галсирование";

4. "расширяющийся квадрат".

При обнаружении воздушного судна определяются его координаты, устанавливается с ним связь, уточняются состояние здоровья людей и размеры необходимой помощи. Определяются возможность совершения посадки и маршруты выдвижения к месту нахождения воздушного судна наземных транспортных средств. Если осуществить посадку поисковых воздушных судов невозможно, то поисково-спасательный отряд (ПСО) и необходимое для работы оборудование десантируются на место проведения ПСР.

После высадки ПСО немедленно приступает к эвакуации и перемещению пассажиров потерпевшего бедствие воздушного судна на безопасное расстояние.

Выживание на воздушном судне.

1. Имейте при себе наполненную водой флягу и весь дежурный набор для выживания, скоppектиpованный по сезону и условиям полета;

2. Возьмите с собой достаточно плавучее средство, напpимеp, просто завяжите "ручной багаж" в пpоpезиненный мешок;

3. При аварийной посадки пересядьте в середину салона туда;

4. Уточните, где находится аварийный выход, какие способы эвакуации из салона пpедусмотpены;

5. Уточните наличие кислородных масок и как пустить в них кислород, какие есть средства спасения на воде (контейнеры с масками обычно крепятся к потолку или к спинке переднего кресла, в качестве спасательных плавучих средств обычно применяются нижние кресельные подушки, надувные жилеты (находятся под креслами), надувные трапы, надувные плотики);

6. Садитесь ближе к выходу из салона или к аварийному выходу;

7. Отpегулиpуйте привязной ремень по своему телу, потpениpуйтесь в быстром застегивании и расстегивании;

8. Не отстегивайтесь в течение всего полета, иначе при внезапном маневре или попадании в воздушную яму можете оказаться на потолке;

9. Пристегните соседа, иначе он может упасть на Вас с потолка;

10. Во время взлета и посадки наденьте вещи из тpудновозгоpаемого материала;

11. Не надевайте туфли на тонких каблуках, они могут проткнуть аварийный надувной трап;

12. При аварийной посадки позаботьтесь, чтобы на полке над Вами не было ничего жесткого и тяжелого.

13. Свой багаж держите под креслом или на коленях.

14. При аварийной посадке замотайте голову какой-нибудь одеждой, закройте лицо руками и нагнитесь к коленям;

15. После аварийной посадки задача номер один - выбраться из самолета, пока не взорвалось топливо. При намеке на панику помогите экипажу навести порядок.

16. Чем ближе к полу, тем меньше задымленность. Ползите на четвереньках. Если есть время, лучше прикройте кожу: наденьте перчатки, шляпу и т.д. Выбравшись из самолета, быстро уходите от него на расстояние не меньше 1,5 км.

Вопрос № 6. Характеристика чрезвычайных ситуаций взрыве- и пожароопасного характера.

Пожары на промышленных предприятиях, нефтепромыслах, в городах и других населенных пунктах особенно опасны тем, что, в отличие от стихийных пожаров, окислителем здесь, кроме кислорода, могут быть химические соединения, содержащие кислород (селитры, перхлораты, порох, термит, целлулоид и др.) и отдельные химические элементы (фосфор, бром, хлор и др.).

К взрыво- и пожароопасным веществам относится целый ряд топливных материалов, в основном углеводородов (ацетилен, бутан, метан, пропан, этан, этилен).

Основными причинами, определяющими число потерь при взрывах, являются:

1. масштабы пожара и мощность взрыва,

2. характер и плотность застройки населенных пунктов,

3. огнестойкость зданий и сооружений,

4. метеоусловия (скорость ветра, осадки и т.д.),

5. время суток,

6. плотность населения в зоне действия поражающих факторов и др.

Особенно массовыми потери могут быть в местах скопления людей в закрытых помещениях (вагоны электропоездов и метро, театры, концертные залы, гостиницы, общежития и др.).

При взрывах и пожарах в замкнутом пространстве (шахты, гостиницы и т.п.) почти у всех находящихся там людей возможны ожоги. У половины из них ожоги составят 20–60% поверхности тела, при этом у 25% пораженных термические ожоги кожи могут сочетаться с ожогами верхних дыхательных путей и у 12% — с механическими повреждениями.

В результате самостоятельного или комбинированного воздействия поражающих факторов среди пораженных в ЧС на пожароопасных объектах возможны следующие изолированные, комбинированные или сочетанные поражения: ранения различной локализации и характера, ожоги кожи, ожоги глаз, термические поражения и баротравма органов дыхания, баротравма органов желудочно-кишечного тракта, отравления продуктами горения и др.

Пожаро- и взрывоопасные объекты – это предприятия, на которых производятся, хранятся, транспортируются вещества и материалы, способные или приобретающие при определенных условиях способность к возгоранию или взрыву.

Характер пожаров на предприятиях зависит от того, какие горючие вещества и материалы перерабатываются, транспортируются или хранятся в отдельных зданиях и помещениях.

В соответствии с общероссийскими нормами технологического проектирования помещения по взрывопожарной и пожарной опасности разделяют на пять категорий в зависимости от хранимых материалов. Из них две взрывопожароопасные (А, Б) и три пожароопасные (В, Г, Д).

К категориям А и Б относятся:

1. горючие газы;

2. легковоспламеняющиеся жидкости;

3. вещества и материалы, способные взрываться и гореть при взаимодействии с водой, кислородом воздуха или друг с другом;

4. горючие пыли и волокна, легко воспламеняющиеся жидкости с температурой вспышки более 28 °С;

5. горючие жидкости; паровоздушные смеси, при воспламенении которых развивается избыточное давление в помещении, превышающее 5 кПа.

В категории В, Г, Д входят:

1. горючие и трудногорючие жидкости, твердые горючие и трудногорючие вещества и материалы, способные при взаимодействии с водой, кислородом или друг с другом гореть, не взрываясь;

2. негорючие вещества и материалы в горячем, раскаленном или расплавленном состоянии, процесс обработки которых сопровождается выделением лучистой теплоты, искр и пламени;

3. горючие газы, жидкости и твердые вещества, которые сжигаются или утилизируются в качестве топлива;

4. негорючие вещества и материалы в холодном состоянии.

Все строительные материалы и конструкции из них делятся на несгораемые, трудносгораемые и сгораемые.

К несгораемым относятся такие материалы, которые под воздействием огня или высокой температуры не воспламеняются, не тлеют и не обугливаются.

Трудносгораемыми считаются те материалы, которые под воздействием огня или высокой температуры с трудом воспламеняются, тлеют или обугливаются и продолжают гореть лишь при наличии источника огня.

Сгораемые – это такие материалы, которые под воздействием огня или высокой температуры воспламеняются или тлеют и продолжают гореть и тлеть после удаления источника огня.

Опасными факторами пожара являются: открытый огонь и искры; повышенная температура окружающей среды и предметов; токсичные продукты горения, дым; пониженная концентрация кислорода; падающие части строительных конструкций, агрегатов, установок.

К поражающим факторам взрыва относятся: ударная воздушная волна, тепловое излучение, а также осколочные поля, создаваемые летящими обломками взрывающихся объектов.

Основными причинами, определяющими число потерь, являются:

1. масштабы пожара,

2. мощность взрыва,

3. характер и плотность застройки населенных пунктов,

4. огнестойкость зданий и сооружений,

5. метеоусловия (скорость ветра, осадки и т.д.),

6. время суток,

7. плотность населения в зоне действия поражающих факторов.

В результате комбинированного воздействия поражающих факторов среди пораженных в ЧС на пожароопасных объектах возможны следующие комбинированные или сочетанные поражения:

1. ранения различной локализации и характера,

2. ожоги кожи, ожоги глаз,

3. термические поражения и баротравма органов дыхания,

4. баротравма органов желудочно-кишечного тракта,

5. отравления продуктами горения и др.

Вопрос № 7. Радиусы поражения людей от эпицентра взрыва при аварии 5-тонной автоцистерны с горючим. Виды пожаров в населённых пунктах. Особенности организации и оказания медицинской помощи при взрывах и пожарах. Тушение горящей или тлеющей одежды. Проведение искусственного дыхания, восстановление сердечной деятельности простейшими способами (непрямой массаж сердца). Простейшие противошоковые мероприятия (введение промедола).

Радиусы поражения людей от эпицентра взрыва при аварии 5-тонной автоцистерны с горючим выглядят следующим образом:

а) тепловое поражение из-за образования огненного шара возникает:

· на расстоянии 35–45 м — не совместимое с жизнью;

· на расстоянии 85–95 м — ожоги III степени;

· 135–140 м — ожоги II степени;

· 140–150 м — ожоги I степени;

· 230–240 м — ожоги сетчатки.

б) механическое повреждение при взрыве облака горючего с образованием ударной волны:

· на расстоянии 45–55 м — повреждение не совместимое с жизнью;

· на расстоянии 85–95 м — черепно-мозговая травма, баротравма органов дыхания и желудочно-кишечного тракта;

· на расстоянии 130–140 м — разрыв барабанной перепонки.

Пожары в населенных пунктах делят на:

· отдельные (горит одно или несколько зданий);

· массовые (горит до 20% зданий);

· сплошные (горит до 90% зданий).

Они возникают при нарушении правил техники безопасности, неисправности электропроводки, во время землетрясений, ураганов и т.д.

Пожары наносят большой материальный ущерб, вызывают ожоги и травмы (вторично), отравления угарным газом, оказывают на население отрицательное морально-психологическое воздействие.

Особенностями организации и оказания медицинской помощи при взрывах и пожарах являются:

а) необходимость оказания помощи большому числу обожженных, а также отравленным угарным газом и дымом;

б) тщательный розыск пострадавших на задымленной территории и внутри горящих помещений.

Первая врачебная помощь должна быть оказана в максимально короткие сроки и приближена к месту пожара. При большом числе обожженных лечебные учреждения должны быть усилены ожоговыми бригадами и иметь необходимые специальные средства оказания медицинской помощи и лечения.

Тушение горящей или тлеющей одежды.

 

Наиболее простым способом прекращения действия травмирующего фактора является снятие с пострадавшего горящей одежды. Однако, из-за психо-эмоциональных нарушений, возникающих у пострадавших, находящихся в огне, указанное мероприятие не всегда можно выполнить. Обычно человек в горящей одежде стремится куда-то бежать. Бегущего необходимо остановить любыми способами, включая насильственные. Если под рукой имеется одеяло, пальто, плащ-палатка, или просто кусок брезента или плотной ткани, то следует плотно прикрыть ими горящие участки тела и одежды пострадавшего, прекратив тем самым доступ кислорода.

При этом следует обратить внимание на то, что накрывать человека с головой при тушении пламени нельзя из-за угрозы дополнительного ожога дыхательных путей и отравления угарным газом.

Тушение горящей одежды может проводиться путем обливания водой. Но при воздействии напалма указанный способ абсолютно неэффективен. Это объясняется особенностями данного горючего вещества (высокой температурой горения, вязкостью, наличием добавок, в частности металлического натрия, способных воспламеняться и гореть при контакте с водой). В отдельных случаях для прекращения горения напалма может использоваться песок, глина или снег.

Любой ожог является первично инфицированным. Выполняется первичная асептическая повязка. При этом прилипшие к пораженной поверхности остатки одежды не удаляют, ожоговые пузыри не разрывают. Таким образом, туалет раны не производится, различные мази не применяются. Ограниченные ожоги I степени обрабатывают спиртом или одеколоном.

При химических ожогах необходимо ватно-марлевым тампоном или ветошью быстро удалить с поверхности тела капли химического вещества и обильно промыть водой. Участки кожи, на которые попали отравляющие вещества, обрабатывают содержимым индивидуального противохимического пакета.

С целью профилактики ожогового шока проводят следующие мероприятия. Пораженную область, например конечность, обездвиживают, то есть выполняют иммобилизацию, таким образом, обеспечивая ее покой. При значительной площади ожога пострадавшего укладывают на носилки, в холодное время года тепло укутывают. Внутримышечно или подкожно вводят промедол, дыхательные аналептики (кордиамин).

При задержке эвакуации из очага поражения проводятся мероприятия, направленные на восполнение объема циркулирующей крови и коррекцию её реологических свойств. С этой целью необходимо обеспечить пострадавших обильным питьем (подсоленной водой или соляно-щелочной смесью).

Проведение искусственного дыхания, восстановление сердечной деятельности простейшими способами (непрямой массаж сердца).

Если после обеспечения проходимости воздухоносных путей дыхание не восстанавливается, немедленно начинают искусственную вентиляцию легких (ИВЛ). ИВЛ в процессе реанимации осуществляют простейшими методами: «рот в рот» или «рот в нос». При этом оказывающий помощь находится сбоку от больного, делает глубокий вдох, а затем с силой выдыхает воздух в дыхательные пути больного, плотно прижав свои губы к его губам непосредственно либо через платок или марлю, зажав его нос своей щекой или пальцем. Выдох происходит пассивно. При использовании метода «рот в нос» выдыхаемый воздух вдувают через нос, зажав рот больного.

Для удобства и эффективности проведения ИВЛ можно использовать воздуховод или трубку дыхательную (S-образная, ТД-1.02).

Имеющийся на оснащении воздуховод представляет собой плотную резиновую S-образную трубку с круглым щитком посредине. Воздуховод сначала вводят между зубами выпуклой стороной вниз, а затем поворачивают указанной стороной вверх и продвигают к языку до его корня. Язык оказывается прижатым воздуховодом ко дну полости рта.

После этого, сжимая нос пострадавшего с обеих сторон большими и указательными пальцами, придавливают щиток воздуховода ко рту. Другими пальцами обеих рук поднимают подбородок вверх. Оказывающий помощь делает глубокий вдох, берет в рот мундштук воздуховода и вдувает через него воздух. Это сопровождается подъемом грудной клетки пострадавшего. При выпускании трубки изо рта спасателя грудная клетка спадает и происходит выдох.

При наличии на месте происшествия необходимого оснащения предпочтение следует отдать на этой стадии оживления ручным аппаратам ИВЛ (ДП-11 он же мешок Амбу). При начале реанимационных мероприятий делают 2—3 вдувания воздуха и проверяют наличие пульсации сонных артерий. Эффективность ИВЛ контролируют по экскурсиям грудной стенки. Вдувать большой объем воздуха нецелесообразно, так как это не увеличивает эффективность ИВЛ, а только способствует попаданию воздуха в желудок и раздуванию его. При попадании большого количества воздуха в желудок его опорожняют при помощи зонда. ИВЛ осуществляют с частотой 15 вдуваний в минуту.

Для поддержания кровообращения необходимо проводить непрямой массаж сердца. Для этого больного следует уложить на спину на твердой поверхности (земля, пол, каталка, щит). Оказывающий помощь находится с любой стороны от него и кладет кисть ладонной поверхностью на нижнюю треть грудины на 2—3 сантиметра выше основания мечевидного отростка так, чтобы поперечная ось кисти соответствовала продольной оси грудины. Ладонь второй руки накладывают на тыл первой, чтобы усилить давление. Надавливание на грудину производят ладонной поверхностью кисти, причем пальцы ее не должны касаться поверхности груди.

Давление на грудину осуществляют толчком строго вертикально выпрямленными в локтевых суставах руками, главным образом, за счет тяжести тела оказывающего помощь. При этом делают толчки (60 — 80 в минуту) с таким усилием (30 — 40 кг), чтобы у взрослого грудина смещалась в сторону позвоночника на 4—5 см, после чего быстро прекращают давление, не отрывая рук от грудины. При нажатии на грудину сердце сдавливается между ней и позвоночником, а кровь из его камер поступает в сосуды большого и малого круга кровообращения. В период прекращения надавливания кровь пассивно заполняет камеры сердца.

Во избежание переломов ребер нельзя смещать руки с грудины и надавливать на ребра. Смещение рук при массаже ниже или выше рекомендуемой точки может привести к переломам грудины.

Если на месте происшествия оказывается один, кто может обеспечить помощь, то он проводит реанимационные мероприятия, чередуя 2 вдоха с 15 толчками массажа сердца. В случаях, когда оказывающих помощь 2 и более, один из них берет роль старшего и координирует действия остальных. При этом один обеспечивает проходимость дыхательных путей и ИВЛ, а также контролирует эффективность массажа сердца.

Начав реанимацию, нужно обязательно остановить наружное кровотечение, если оно возникает, любым доступным методом (жгут, пальцевое прижатие сосуда, давящая повязка). Во время реанимации для увеличения притока венозной крови к сердцу и улучшения мозгового кровотока, особенно при кровопотере, целесообразно приподнять ноги или вообще придать больному положение с опущенным головным концом.

Об эффективности массажа сердца и ИВЛ в процессе реанимации свидетельствуют следующие признаки:

а) отчетливая пульсация магистральных артерий (сонная, подвздошная);

б) сужение зрачков и восстановление глазных рефлексов;

в) нормализация окраски кожных покровов;

г) восстановление самостоятельного дыхания;

д) восстановление сознания при своевременно начатой реанимации.

При необходимости массаж сердца и ИВЛ продолжают непрерывно во время транспортировки больного в лечебное учреждение.

Четких и ранних критериев перехода клинической смерти в биологическую нет.

Абсолютно достоверными признаками наступления биологической смерти являются:

1. окоченение мышц;

2. трупные пятна.

В сомнительных случаях можно ориентироваться на 30-минутный от начала проведения период безуспешной реанимации.

Простейшие противошоковые мероприятия (введение промедола).

Устранение боли, страха, возбуждения при тяжелой травме обычно является одной из основных задач. Некупируемый болевой синдром ведет к утяжелению состояния, развитию травматического шока и терминального состояния. Главными факторами, приводящими к возникновению, углублению шока и развитию нарушения кровообращения являются кровопотеря и болевой синдром. Поэтому адекватное обезболивание имеют большое значение.

Обезболивание в очаге поражения проводят всем раненым, травмированным и обожженным при наличии у них сознания с помощью противоболевого средства в шприц - тюбике.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 575; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.