Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Образовательный стандарт, его структура и функции




Источники и факторы формирования содержания образования

Структура содержания образования

Понятие о содержании образования

Содержанием образования называют систему научных знаний, навыков и умений. Их приобретение дает возможность личности разносторонне развиваться и обеспечивает подготовку человека к труду и общественной жизни. Содержание образования является одним из самых важных критериев развития личности. То, каким оно будет, напрямую зависит от поставленных целей. Его корректировка происходит с помощью учебных планов и программ, а также посредством учебников.

В истории педагогики известны различные теории формирования содержания образования. Сторонники теории формального образования считали, что главным в содержании общего образования является не знание основ науки, а развитие познавательных способностей — мышления, умения рассуждать, воображения, памяти. Учение, утверждали они, гимнастика ума. В содержание образования включаются соответствующие учебные предметы для развития умственных способностей.

Эта теория получила практическое воплощение в русской классической гимназии ХΙХ века, где изучались современные западноевропейские и древние языки. Основное внимание обращалось на заучивание грамматических форм и текстов. Сторонниками формального образования были Д. Локк (Англия), И.Г. Песталоцци (Швейцария), И. Кант (Пруссия) и др.

Сторонники теории материального образования (Г.Спенсер и др.) в качестве критерия отбора учебных дисциплин выдвигали полезность знаний. Сначала это имело прогрессивное значение, а потом привело к утилитарному подходу, принижению роли знаний и абстрактного мышления. Прагматическая педагогика Д. Дьюи, получившая широкое распространение в США в первой половине ХХ века, отстаивает обучение посредством «делания», основывается на личном опыте ученика. Эта педагогическая теория опирается на философию прагматизма, которая считает истинным лишь то, что приносит практическую пользу.

Обязательными условиями, характеризующими содержание образования с той или иной точки зрения, являются, во–первых, соответствие утвержденной концепции образования, а во–вторых, наличие принципа научности.

С одной стороны, содержание образования способствует не только передаче и освоению молодежью социального опыта старших, но и развитию полученного опыта в дальнейшем, а с другой стороны, оно дает возможность личности самореализоваться.

 

Исследованием содержания образования занимались многие известные ученые педагоги и психологи: И.Я. Лернер, В.В. Краевский, М.Н. Скаткин, Л.В.Занков, Д.Б, Эльконин, М.А.Данилов, B.C. Леднев, И.П.Волков, Ю.К. Бабанский, создатели авторских школ. Они исходили из того, что основное социальное назначение образования — это передача опыта, накопленного предшествующими поколениями людей. Опыт - это деятельность, воплощенная в знаниях, умениях, творчестве, и отношение к миру. Содержание образования выступает как педагогически адаптированный социальный опыт.

Во–первых, социальный опыт - это знания об обществе, мышлении, природе, технике, а также способах человеческой деятельности. Знаниями называют результаты познания явлений и предметов окружающей действительности, а также законов развития общества и природы. Знания отражают накопленный опыт народа. Они находятся в постоянном изменении и совершенствовании.

Получение и усвоение этих знаний происходит с помощью фактов, событий, понятий, терминов из явлений повседневной окружающей действительности. Знания человек приобретает, опираясь на важнейшие законы наук, основные научные теории. Большое значение для усвоения знаний имеют сведения о методах научного познания, а также о законах существования человеческого общества.

Во–вторых, неотъемлемой частью социального опыта является опыт практический, воплощенный в умениях и навыках. Для учащихся эти умения и навыки бывают как предметными, так и общеучебными. Умения представляют собой комплекс действий, осуществляемый школьниками на базе полученных знаний. Самым главным отличительным признаком сформированности умений является то, что определенные действия человек может выполнять при изменении первоначальных условий. Так, например, на основе приобретенных знаний (выученных правил и теорем) он может решать задачи, составить план прочитанного текста и т. п.

Навыки наряду со знаниями и умениями также являются элементами содержания образования. Человек приобретает навыки посредством постоянного повторения изученного материала на практике.

Такие элементы, как навыки и умения, тесно связаны друг с другом. Иногда умения становятся следствием приобретенных ранее навыков. А случается и наоборот, когда путем многократного повторения умения превращаются в навыки.

В–третьих, в социальный опыт включается опыт поисковой деятельности, направленный на решение новых проблем, появляющихся в обществе. Если этот опыт не будет усвоен, то человек окажется не в состоянии решать новые проблемы, стоящие перед ним, более того, он не сможет преобразовать окружающую действительность.

Приобретая этот опыт, человек сможет:

– перенести полученные знания и умения в новую ситуацию;

– сформировать те или иные способы деятельности, полученные на основе уже известных методов и необходимые для применения в новых ситуациях;

– скомбинировать уже существующие способы деятельности с новыми, еще не до конца известными;

– увидеть наиболее оптимальные способы решения проблемных ситуаций в обучении.

В–четвертых, составляющей социального опыта является опыт системы ценностей, эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру, людям и к самому себе. Именно это отношение следует назвать основой не только складывающегося мировоззрения и духовной сферы, но и системы ценностей, убеждений и идеалов.

 

Источниками формирования содержания школьного образования является культура или социальный опыт. Однако содержание социального опыта, взятого в целом, еще не определяет содержание образования в современной школе. В социальном опыте или культуре необходимо найти более определенные источники, формирующие содержание школьного образования. Таковыми являются: наука, производство материальных и духовных благ, опыт общественных отношений, духовные ценности, формы общественного сознания, сферы деятельности человека. Комплектование содержания образовательного материала из перечисленных источников осуществляется с учетом конкретно-исторических и психологических требований. В соответствии с этими требованиями содержание социального опыта подвергается педагогической переработке. Оно отбирается с позиций его ценности и нужности для обеспечения активного участия выпускника школы в жизни и для решения задач развития психических свойств и качеств детской личности. Наконец, при формировании содержания образования учитываются требования индивидуально-личностного развития детей, их способностей, дарований и интересов. С этой целью в содержании общего образования предусматриваются помимо обязательных предметов и учебные предметы для свободного выбора, к которым ученики могут проявить особый интерес. Такой подход способствует углубленному познанию и развитию профессиональных интересов, склонностей учащихся.

В качестве факторов, которые влияют на отбор и формирование содержания школьного образования, выступают потребности общества в образованных людях; цели, которые общество ставит перед общеобразовательной школой на тех или иных этапах своего исторического развития; реальные возможности процесса обучения, а также потребности личности в образовании.

Функции государства состоят в том, чтобы обеспечить образование, соответствующее государственным стандартам в образовании - обязательному минимальному объему знаний по той или иной образовательной программе и необходимый уровень ее усвоения.

 

 

Наряду с принципами и критериями отбора содержания общего образования в настоящее время надежным ориентиром в его определении выступает государственный образовательный стандарт.

Образовательный стандарт — это обязательный уровень требований к общеобразовательной подготовке выпускников и соответствующие этим требованиям содержание, методы, формы, средства обучения и контроля.

Стандарт образования включает:

описание содержания образования на каждой из его ступеней, которое государство обязано предоставить обучаемому в объеме необходимой общеобразовательной подготовки;

требования к минимально необходимой подготовке учащихся в рамках указанного объема содержания;

максимально допустимый объем учебной нагрузки по годам обучения.

В содержательном аспекте стандарт средней общеобразовательной школы предусматривает:

· владение базовыми понятиями и умениями: а) узнавать и воспроизводить основные понятия изучаемой отрасли знания; б) давать им определения; в) раскрывать содержание понятия, его объем; г) давать практическую интерпретацию понятия;

· знание теорий, концепций, законов и закономерностей основ науки, ее истории, методологии, проблем и прогнозов;

· умение применять научные знания на практике при решении познавательных (теоретических) и практических задач как в стабильной (стандартной), так и в изменяющейся (нестандартной) ситуации;

· сформированность собственных суждений в области теории и практики данной образовательной области;

· знание основных проблем современного общества и понимание своей роли в их решении;

· владение технологией непрерывного самообразования по отраслям знаний, наукам и видам деятельности.

Изложенное представляет собой общие основы стандартизации образования по ступеням, уровням образования и конкретизируется оно по образовательным областям, конкретным учебным дисциплинам, и уже на основе требований к уровню представления учебного материала и обязательной подготовке ученика разрабатывается система заданий (тестов), служащих инструментарием для контроля и оценки уровня подготовки школьников.

Согласно принятому стандарту содержание образования по каждому учебному предмету содержит две основные части:

– неизменяемое инвариантное ядро;

– вариативную часть, постоянно обновляющуюся и изменяющуюся.

Сам факт введения образовательных стандартов ставит вопрос о гарантированном достижении каждым учеником определенного, заранее заданного уровня базовой подготовки, позволяет каждому ученику обучаться на максимально посильном уровне, формирует положительные мотивы учения.

Государственный стандарт является базой создания учебных планов и программ, учебников и учебных пособий. Несмотря на существующие государственные стандарты, в каждом отдельном учебном заведении содержание образования может варьироваться, т. е. иметь небольшие отступления от установленной нормы.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 1200; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.