Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общая характеристика целостного педагогического процесса




Педагогический процесс – это целенаправленная организация жизнедеятельности детей в соответствии с поставленными целями на основе знания законов воспитания и развития личности. Он реально существует как научно обоснованная и развивающаяся система «воспитатель - воспитанник», которая опирается на теорию возрастного развития личности и мастерство педагога.

Педагогический процесс как специально организованное, целенаправленное взаимодействие педагогов и воспитанников, направлен на решение развивающих и образовательных задач. Целостному педагогическому процессу присуще внутреннее единство составляющих его компонентов, их гармоническое взаимодействие. Ю.К.Бабанский выделял 4 компонента педагогического процесса:

1) целевой компонент,

2) содержательный компонент (смысл),

3) деятельностный компонент (организационно-управленческий) (деятельность педагогов, сотрудничество),

4) результативный.

В каждом из этих компонентов непрерывно происходят движение, преодоление противоречий, перегруппировка взаимодействующих сил, образование нового личностного качества. Отсутствие одного из компонентов разрушает целостность – педагогической системы.

Целостный педагогический процесс предполагает такую организацию жизнедеятельности воспитанников, которая отвечала бы их жизненным интересам и потребностям и оказывала бы сбалансированное воздействие на все сферы личности: сознание, чувства и волю. Любая деятельность, наполненная нравственно-эстетическими элементами, вызывающая положительные переживания и стимулирующая мотивационно-ценностное отношение к явлениям окружающей действительности, отвечает требованиям целостного педагогического процесса.

Главной характеристикой педагогического процесса является целостность, которая обеспечивается единством образовательных, развивающих, воспитательных задач и наличием определенной учебно-воспитательной программы. Составляющими целостного педагогического процесса являются процессы: воспитания, обучения, развития.

Выделяются образовательная, воспитательная, развивающая функции педагогического процесса (схема 4).

 

 

Образовательная функция реализуется, прежде всего, в процессе обучения, во внеклассной работе, в деятельности учреждений дополнительного образования.

Воспитательная функция реализуется в воспитательном пространстве, в котором происходит процесс взаимодействия преподавателя и воспитанника и отражается в тех изменениях, которые происходят в личности учащегося. Кроме того, воспитательная функция проявляется в учебных планах и программах, формах, методах и средствах, используемых в учебно-воспитательном процессе.

Развитие в процессе воспитания выражается в качественных изменениях психической деятельности человека, в формировании у него новых качеств, новых умений.

Определим основные содержательные компоненты целостного учебно-воспитательного процесса.

· Сплочение ученического коллектива и развитие его воспитательных функций;

· Преподавание;

· Организация детского труда;

· Организация внеучебной творческой деятельности по интересам.

Все общие цели и задачи объединяют усилия и действия всех организаторов целостного педагогического процесса, и, в первую очередь, педагогов и родителей. Содержание педагогического процесса заключено в специальных программах, отражающих основы человеческого опыта в области социальных отношений, идеологии, духовного и материального производства, труда, науки и культуры.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 7153; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.