КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Факторы, влияющие на развитие личности
Классификация и критерии оценки педагогических ценностей Широкий диапазон педагогических ценностей требует их классификации, которая до настоящего времени в педагогике не разработана. Тем не менее, они могут различаться по области актуализации. В соответствии с этим критерием исследователи выделяют социальные, групповые и личностные педагогические ценности. Социально-педагогические ценности - это совокупность идей, представлений, правил, традиций, регламентирующих деятельность социума в сфере образования. Групповые педагогические ценности можно представить в виде концепций, норм, регулирующих и направляющих педагогическую деятельность в рамках определенных образовательных институтов. Совокупность таких ценностей имеет целостный характер, обладает относительной стабильностью и повторяемостью. Личностные педагогические ценности - это социально-психологические образования, в которых отражаются цели, мотивы, идеалы, установки и другие мировоззренческие характеристики педагога. Ценность обнаруживается только тогда, когда ставится цель обнаружить ее. Для этого необходима вдумчивая, аналитическая работа педагога. Содержание изучаемого материала следует соотнести с тем, что это даст воспитаннику и не станет ли это для него пустым времяпрепровождением. Постепенно надо развивать у себя навыки стремительного различия ценностей в любом учебном материале, каким бы абстрактным и трудным он ни казался на первый взгляд. Сотрудничая с учеником, следует также добиваться того, чтобы осваиваемая ценность высоко ценилась им; только в этом случае она переходит в его потребность. Если же у ребенка не сформировалось положительное отношение к ценности, у него не возникает желание присваивать ее. Незаинтересованное отношение к сути усваиваемого, а нередко и полное отсутствие какого-либо отношения - главная причина низкой эффективности образовательного процесса. Оценочная позиция учащихся в этом случае - это позиция неверия в жизненную значимость усваиваемых ценностей, в их тесную связь с действительностью. К сожалению, школа, как и прежде, продолжает ориентироваться лишь на знания ученика, но никак не на всестороннее обогащение его личности жизненно важными для него ценностями.
Тема 8. Личность ученика как субъекта образования и развития 8.1. Понятия «индивид», «человек», «личность», «индивидуальность»: существенные признаки, общее и особенное. Наиболее общим для всех антропологических наук является понятие человек — биосоциальное существо, обладающее членораздельной речью, сознанием, способностью создавать материальные и духовные продукты труда и пользоваться ими. Развитие человека невозможно без активной передачи новым поколениям человеческой культуры и социального опыта. Индивид — отдельный представитель человеческого рода, является биологическим организмом, носителем общих гипотетических наследственных свойств данного биологического вида. Индивид - то, в чем данный человек подобен остальным; индивидуальность - то, чем он отличается. "Индивидом рождаются, а личностью становятся" (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн). В ряду этих понятий личность является понятием более узким и подчеркивает социальную сущность человека. Личность в психологии и педагогике —- системное социальное качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении и характеризующее уровень и качество представленности общественных отношений в индивиде. Понятия личность и индивидуальность близки по значению. Индивидуальность – одна из сторон личности. Индивидуальность — сочетание психологических особенностей человека, составляющих его своеобразие и его отличие от других людей. Она может проявляться в отдельных чертах темперамента, характера, привычках, в особенностях познавательных процессов. Соотношение рассмотренных понятий отражено на следующей схеме 2:
Наиболее характерными признаками личности являются: · высокий уровень интеллектуального, духовно-нравственного и психического развития, · способность сознательно управлять собственным поведением в любой жизненной ситуации, · способность оценивать последствия принятого решения и отвечать за них перед собой и обществом, в котором он живет, · способность господствовать над случайностями и изменять обстоятельства жизни в соответствии со своими принципами, целями и задачами, · способность к самосовершенствованию.
8.2. Ведущие источники, условия и факторы развития личности.
Развитие личности определяется как процесс количественных и качественных изменений, происходящих в анатомо-физиологической, поведенческой, мировоззренческой и других сферах личности, а также результат этих изменений. Развитие личности имеет внутренние и внешние источники. •Внутренние условия и источники – физическое и духовное здоровье, обеспечивающее естественный личностный рост и внутреннее стремление развивать себя, в частности потребность в самоактуализации (А.Маслоу). •Внешние условия и источники – любовь родителей, комплекс взаимоотношений с окружающими людьми, поддержка друзей и требовательность к самому себе. Задача педагога - создать условия, способствующие развитию, и устранить препятствующие: 1. страх, рождающий неуверенность в себе, комплекс неполноценности, следствием чего становится агрессия; 2. несправедливые обвинения, унижения; 3. нервное напряжение, стрессы; 4. одиночество; 5. тотальную неуспешность. В развитии личности могут наблюдаться разные уровни: интеллектуальный, эмоциональный, нравственно-духовный, культурный, творческий, уровень деловой ответственности и т.д. В совокупности эти и другие показатели дают представление об общем уровне развития личности. При этом колоссальное влияние на развитие личности оказывают круг ценностей, стиль жизни, профессиональные устремления и установки, нравственно-духовные идеалы, т.е. направленность личности. Развитие личности — сложный, противоречивый и в то же время закономерный процесс, находящийся под влиянием 2 групп факторов: биологических и социальных. С одной стороны, в процессе развития личности в качестве основного фактора выступает социальное в виде всего комплекса чисто человеческих воздействий (сюда относится образование, воспитание, социальные условия жизни, культура, традиции, обычаи и т.д.) С другой стороны, при этом действует и биологический (генетический) фактор - особенности нейродинамических процессов, безусловные реакции, инстинкты, темперамент и др. Природное (биологическое) в человеке – это то, что связывает его с предками. Носителями наследственности в природе выступают гены. Данные генетической науки убедительно свидетельствуют о том, что наследственных социальных программ поведения человека не существует; речь может идти лишь о наследственных биологических программах, хранящих информацию о свойствах организма. Наследственные программы включают в себя все общее, что делает человека человеком: расположенность к интенсивной социально жизни, к трудовой деятельности, к задаткам речи и мышления. От родителей к детям передаются внешние признаки, особенности нервной системы и патологические свойства. В воспитательном плане биологический фактор представляет серьезную проблему. Некоторые ученые (Торндайк) утверждают, что биологические факторы являются определяющими в процессе формирования личности. Это породило в начале ХХ века учение о диагностировании свойств личности и практику тестирования детей в начальной школе, деление их по результатам тестов на группы, которые должны обучаться по разным программам в соответствии со способностями, данными природой. Однако у науки нет ясного ответа на вопрос о том, что именно биологически наследует человек. В действительности очень нелегко отличить изменчивость, возникающую под влиянием воспитания, образования, всего комплекса социальных условий, от влияния генотипа. Например, тот факт, что дети воспроизводят формы поведения родителей, еще мало говорит о роли биологической наследственности, поскольку родители регулируют воспитание детей, а те сами подражают родителям, испытывая при этом влияние семейной среды. В современной генетике намечается тенденция взаимопроникновения, т.е. индивидуальные личностные свойства человека определяются взаимодействием генетической системы (биологического фактора) и внешних условий (социального фактора). Утверждается, что оба они не отменяют и не исключают друг друга, а находятся в тесном взаимодействии. Среди всех социальных факторов особенно выделяется влияние эталонной группы, на которую человек ориентируется. Неоценимо влияние семьи, в которой индивид находится длительное время. Семья – первый и главный воспитатель ребенка. Она во многом формирует человека, его образ жизни, систему ценностей. Именно в семье закладывается неповторимый образ жизни ребенка, который становится естественным способом его воспитания и развития. Благополучные семьи сплачивают любовь, забота друг о друге, домашний труд, совместная досуговая деятельность, здоровый образ жизни, единые нравственно-духовные ценности, тон и стиль семейной жизни Важнейшим фактором развития личности становится школа. Непременное условие успешного развития личности ребенка – союз семьи и школы. История образования содержит бесценные знания об опыте лучших школ. К ним относятся: Царскосельский лицей, Школа К.И.Мая в Санкт-Петербурге, Яснополянская школа Л.Н.Толстого, Частная гимназия Л.И.Поливанова в Санкт-Петербурге, Татевская школа С.А.Рачинского на Смоленщине, Первая опытно-показательная школа-коммуна Наркомпроса имени П.Н.Лепешинского, Школа социально-индивидуального воспитания им. Ф.М.Достоевского, директором которой был В.Н.Сорока-Россинский, Павлышская средняя школа В.А.Сухомлинского, 544-я школа с продленным днем в Москве, которой руководил Э.Г.Костяшкин и многие другие. При всем разнообразии учебно-воспитательной работы в этих школах, их объединяло единство воспитанников и воспитателей, увлеченность совместным делом, талант и душевная щедрость руководителей, стимулирование воспитанников к самообразованию и самовоспитанию. Не случайно из стен этих и других учебных заведений вышло много талантливых и одаренных людей в разных сферах духовного и материального производства. Развитие и формирование человека под влиянием всех средовых факторов в социологии принято называть социализацией. В педагогике оно близко к понятию воспитание в специальном педагогическом значении. Но, учитывая совокупность как социальных, так и биологических факторов, влияющих на личность, необходимо отметить решающую роль активности самой этой личности под влиянием целенаправленных процессов воспитания, образования и обучения. Именно она трансформирует в себе все вышеперечисленные факторы, что-то принимая в них, а что-то отвергая. Воспитание среди всех факторов социализации трактуется как наиболее значимый в развитии личности именно в силу его направленности и организованности.
Схема 3
Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 1982; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |