Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Педагогическое руководство коллективом




Появившийся в начале 1960-х гг. термин "педагогическое руководство" трактовался довольно узко и определенно - как руководство со стороны педагогов всей жизнью детей и даже пионерской и комсомольской организациями. Все это наносило значительный ущерб развитию детской самодеятельности в коллективе.

Однако еще в 1920-е гг. проявилась другая крайность - стихийность и спонтанность в организации детских коллективов. Такую практику осудил А.С.Макаренко. Он исходил из необходимости активного педагогического руководства всей жизнью детей, и одна из главных его заслуг состояла в том, что он первым в педагогике провозгласил решающую роль педагогических требований как раз на начальном этапе становления и развития детского воспитательного коллектива. Подлинная самодеятельность воспитанников вырастает в процессе коллективной деятельности - учебной, трудовой, игровой, умело организованной педагогом.

Одной из неотъемлемых черт правильного педагогического руководства ученическим коллективом является обучение соответствующим трудовым и организационным навыкам (Л. Ю. Гордин), передача опыта в различных видах деятельности. Для этого педагог должен, с одной стороны, сам мастерски владеть приемами и навыками той работы, в которую он вовлекает своих воспитанников. С другой - воспитатель должен хорошо представлять себе реальные силы и возможности детей, те навыки и умения, которыми они владеют и которые станут опорными для новых, более сложных формируемых навыков и умений, т. е. стартовый потенциал каждого воспитанника.

Все это вместе взятое требует в известном смысле громадной самоотдачи и максимальной затраты сил педагога. Вспомним, в первые годы колонии им. Горького, ее организатор А. С. Макаренко не мог позволить себе даже выходных дней отдыха, а уже через несколько лет в налаженном коллективе он писал в рабочее время "Педагогическую поэму", а еще позже его коллектив успешно (пока его не "прикрыли") работал и без самого Макаренко. Подобная тенденция наблюдается, как правило, и в других воспитательных коллективах. Коллектив достигает такого уровня развития, что проявляется "эффект Буратино" (О. С. Газман): "делается предмет, а получаешь живое существо".

Сохраняют свою актуальность и мысли А. С. Макаренко об организации коллектива педагогов. Он правомерно считал, что организацию детского воспитательного коллектива нельзя доверить отдельному педагогу, главным образом потому, что он в этом случае неизбежно станет "кустарем-одиночкой" и никогда не сможет стать мастером. Поэтому лучше иметь 5 слабых воспитателей, объединенных в коллектив и воодушевленных одной мыслью, одним принципом, одним стилем чем 10 хороших воспитателей, которые работают в одиночку, кто как хочет.

Педагогический коллектив был сформирован А. С. Макаренко именно исходя из этого принципа. Поэтому и работал он как хорошо отлаженный механизм. Один был талантливым организатором, другой блистал инициативой, третий - мастерством стимулирования трудовых дел воспитанников и каждый - профессионализмом в своем деле. Немаловажно, что рядом с коллективом А. С. Макаренко ставил мастерство педагога.

 

22.5. Семья – воспитательная среда ребенка

Основное влияние на развитие личности человека имеет семья - родители и близкие родственники. Дети, лишенные возможности непосредственно и постоянно участвовать в жизни малой группы, состоящей из родных и близких им людей, серьезно обеднены и обездолены судьбой.

В процессе близких взаимоотношений с матерью, отцом, братьями, сестрами, дедушками, бабушками и другими родственниками у ребенка с первых дней жизни формируется структура его личности. Он входит в мир своих родных, перенимает нормы их поведения.

Выделяются 4 типа взаимоотношений родителей и детей в семье: диктат, попустительство, опека, сотрудничество.

Схема 5. Типы родительского отношения.

семейный диктат (систематическое подавление инициативы и чувства собственного достоинства ребенка);

чрезмерная опека (удовлетворение всех потребностей ребенка, ограждение от трудностей, забот, усилий);

попустительство (уклонение от активного участия в воспитании ребенка, пассивность, признание полной автономности ребенка);

сотрудничество (отношение взаимного уважения, совместное переживание радостей, горя и т.д.).

В жизни каждого человека родители играют большую и ответственную роль. Они дают первые образцы поведения. Ребенок подражает, и стремиться быть похожим на мать и отца. Когда родители понимают, что во многом от них самих зависит формирование личности ребенка, то они ведут себя так, что все их поступки и поведение в целом способствуют формированию у ребенка тех качеств и такого понимания человеческих ценностей, которые они хотят ему передать. Такой процесс воспитания можно считать вполне сознательным, так как постоянный контроль над своим поведением, за отношение к другим людям, внимание к организации семейной жизни позволяет воспитывать детей в наиболее благоприятных условиях, способствующих их всестороннему и гармоничному развитию.

В выполнении воспитательной функции по отношению к детям главную роль играет супружеская пара - отец и мать. В связи с этим говорят о полной семье и неполной, когда отсутствует один из родителей. Стабильность семейной среды является важным фактором для эмоционального равновесия и психического здоровья ребенка. Распад семьи, вызванный разводом или раздельным проживанием родителей, всегда приносит глубокое потрясение и оставляет у ребенка прочную обиду, которую можно лишь смягчить.

Разлука с одним из родителей может привести к появлению у ребенка чувства страха, депрессию и ряд других симптомов невроза. Атмосфера напряженности и конфликтных семейных ситуации действует на ребенка резко отрицательно. Дом перестает быть для него опорой, он теряет чувство безопасности, исчезает тот источник, которым была для него семья, когда в ней царила эмоциональная связь родителей, когда они и мир их ценностей были примером для подражания. Нарушение такой стабильности семейной системы может привести ребенка, особенно в подростковом и юношеском возрасте, к поискам опоры вне дома. В таком состоянии дети легче поддаются внешним влияниям, так как стремятся к разрядке внутреннего напряжения. При этом надо помнить, что чем длительнее по времени разногласия в семье, тем сильнее их отрицательное влияние на ребенка. К тяжелым последствиям отклонений в семейном воспитании следует отнести преступность, социальный паразитизм, тунеядство, азартные игры, алкоголизм, наркоманию, умственную недоразвитость, психические заболевания и другие патологические явления, источником которых в большинстве случаев стала среда, окружавшая ребенка в семье.

В процессе социализации группа ровесников в значительной степени замещает родителей. Такое «обесценивание» последних - проблема, самостоятельно решаемая каждой из сторон.

Перенос центра социализации из семьи в группу ровесников приводит к ослаблению эмоциональных связей с родителями и замене их взаимоотношениями со многими людьми (группами), меньше влияющими на личность как целое, но формирующими определенные формы ее поведения. Особую роль играют здесь особенности, связанные с внешним видом и производимым впечатлением (одежда, прическа и т. п.).

Все это часто приобретает для молодых людей особое значение и приводит к семейным конфликтам, причем не только с родителями, но нередко также с братьями и сестрами.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 709; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.