КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Общие признаки письменной речи
Идентификационные признаки письменной речи
Письменно-двигательный навык человека формируется на длительном промежутке времени. Параллельно с ним у человека вырабатываются навыки грамматически правильно, логически последовательно и содержательно излагать свои мысли. Идентификационные признаки письменной речи отражают культуру речи человека и выражают смысловую сторону письма. Признаки письменной речи подразделяют на общие и частные и изучают на большом по объему тексте. Общие признаки характеризуют письменную речь человека в целом и позволяют дифференцировать авторов рукописей по степени владения ею. Автора рукописи по общим признакам можно установить только в предположительной форме. Частные признаки письменной речи характеризуют определенные стороны навыка владения письменной речью конкретного человека. Признаки письменной речи в большей мере характеризуют автора рукописи, а не исполнителя.
Наиболее общим признаком является уровень владения письменной речью. В зависимости от последовательности изложения мыслей, их логичности, грамотности, стиля можно выделить три уровня владения письменной речью: высокий, средний и низкий. Высокому уровню свойственны логическая последовательность изложения и глубина мыслей, эрудиция, обширный словарный запас и высокий уровень грамотности. Средний уровень владения письменной речью характеризуется недостаточной степенью развития стилистического, лексического и грамматических навыков, отсутствием строгой последовательности и стройности изложения основной мысли, преобладанием разговорно-бытового стиля. Низкий уровень владения письменной речью характеризуется отсутствием логической последовательности, неполнотой раскрытия мысли, бедным словарным запасом, низким уровнем грамотности. Показателями уровня владения письменной речью является степень развития трех навыков: грамматического, лексического и стилистического. Три навыка, которые определяют уровень владения письменной речью, представлены в свою очередь своеобразными признаками. 1. Степень развития грамматического навыка письма. Зависит от степени овладения правилами письма на определенном языке. На развитие общего уровня грамотности влияют способности человека, методика обучения в школе, уровень образования, общая культура. Степень развития грамматического навыка определяется количеством орфографических, пунктуальных и синтаксических ошибок и бывает высокой, средней, низкой. Высокая степень характеризуется отсутствием ошибок или если в большой по объему рукописи встречаются одна-две негрубые орфографические или пунктуационные ошибки и не более одной-двух синтаксических. Средняя степень развития грамматического навыка характеризуется наличием в рукописи не более четырех грубых орфографических или пунктуальных ошибок, или трех-пяти орфографических или пунктуационных ошибок и трех-пяти синтаксических. Низкий уровень характеризуется наличием в рукописи шести и более орфографических или пунктуальных и шести и более синтаксических ошибок. Виды ошибок в рукописях: — орфографические ошибки (это нарушение правил написания букв в словах и прописных букв); — пунктуационные ошибки (это нарушение правил употребления знаков препинания); — синтаксические ошибки (нарушение правил построения предложений). Исходя, из норм оценки письменных работ учащихся средних школ грубыми ошибками считаются те, которые нарушают широко распространенные (явные) правила, и которые не вызывают трудностей при проверке. Степень развития грамматического навыка чаще всего используется экспертом для установления не автора, а исполнителя рукописи. 2. Степень развития лексического навыка письма. Словарный запас человека (объем словаря) — не постоянная величина. Каждый человек обладает определенным запасом слов, который формируется на протяжении всей его жизни и зависит от социальной среды, где он вращается, его культурного и профессионального уровня, специальности, местности проживания и т. д. Лексика современного русского языка по сферам употребления делится на две группы: общеупотребительные слова и слова ограниченной сферы употребления. Степень развития лексического навыка зависит от словарного запаса человека, который может быть обширным (богатая лексика) или ограниченным (бедная лексика). Специфика лексики человека определяется словами ограниченной сферы употребления: — диалектизмы — самобытные народные слова, известные только в определенной местности; — профессиональная лексика — используется людьми одной профессии, работающими в одной отрасли науки и техники: а) термины (официальные научные наименования специальных понятий); б) профессионализмы (не имеют строгого научного характера, используются в специальной литературе для подготовленного читателя); — жаргон — используется узким кругом носителей языка, объединенных общностью интересов, занятий, положением в обществе: а) молодежный; б) профессиональный (слова, используемые только в устной речи, имеющие официальные синонимы); в) арго (речь определенных социально-замкнутых групп — это засекреченный искусственный язык, известный лишь посвященным). В речи могут использоваться слова из пассивного словарного запаса: — устаревшие: а) историзмы (названия исчезнувших предметов, понятий, явлений); б) архаизмы (старые названия существующих ныне предметов, явлений); — новые (неологизмы — слова, недавно появившиеся в языке; со временем они становятся общеупотребительными). 3. Степень развития стилистического навыка письма. Лексика русского языка статистически неоднородна: одни слова носят общеупотребительный характер, другие используются в определенной речевой ситуации. В зависимости от этого их можно разделить на две большие группы: общеупотребительные и закрепленные за определенными функциональными стилями. Функциональный стиль — исторически сложившаяся и социально осознанная система речевых средств, используемых в той или иной сфере человеческого общения. Стили бывают: — книжные: а) научный; б) публицистический; в) официально-деловой; — разговорный. Особняком стоят просторечные слова, которые находятся вне литературной нормы и, соответственно, вне стилей. Человек осваивает и берет на вооружение только ту часть и разновидность стиля языка, которая в наибольшей степени отвечает его индивидуальности, психофизиологическим особенностям, его общественной, трудовой и личной жизни. Индивидуальный стиль — это присущая каждому человеку совокупность признаков письменной речи, отражающая навыки использования определенных языковых средств. Индивидуальный стиль каждого человека характеризуется конкретными признаками: 1. Архитектоника — общее построение письменной речи в рукописи, т. е. логическая последовательность, связь и взаимоотношения между всеми частями рукописи (вводная часть, основная часть, и выводы). Навыки архитектоники проявляются в умении правильно, последовательно и взаимосвязано излагать свои мысли. В заключении эксперта характеристика архитектоники обычно описывается следующим образом: «мысли изложены правильно, логично и последовательно» или на оборот. 2. Наличие или отсутствие абзацев характеризует смысловую сторону письма. Определяется: количество абзацев в рукописи; размер абзацев (количество предложений); способ выделения абзацев. 3. Длина предложений определяется количеством слов и союзов в нем. Предложения могут быть малыми (до шести слов), средними (от шести до тридцати) и большими (свыше тридцати слов). 4. Преобладающий тип предложений: с упрощенной конструкцией, с простой конструкцией (простые повествовательные), со сложной конструкцией (сложно-подчиненные, сложно-сочиненные), с усложненной конструкцией (сложные с вводными словами, причастными и деепричастными оборотами). 5. Наличие символов, способы сокращений, исправлений. Символы — условные графические знаки, служащие для обозначения отдельных слов и словосочетаний (№, % и т. д.). Сокращения по видам подразделяются на: — графические (опущенные буквы или слоги обозначаются графически: точка, дефис, косая черта); — высечены буквы (высечены буквы, кроме начальных и конечных, а оставшиеся стянуты в слово: млн, млрд); — аббревиатуры (образованы из начальных букв слов, входящих в исходное словосочетание: АПН, ТАСС и т. д.); — сложносокращенные слова (сокращение по слогам: профком; одно слово сокращено, второе полное: пединститут, фотохимический); — смешанные (совмещено несколько способов образования сокращения); — авторские (сокращения, не предусмотренные правилами. Они имеют наибольшее идентификационное значение). Исправления вносятся поверх букв, выше, ниже букв, с зачеркиванием неправильной буквы или слова и т. д. 6. Способы акцентирования, т. е. способы выделения основной, по мнению автора, мысли или слова в рукописи. Можно выделить следующие способы акцентирования: — подчеркивание (одной, двумя, чертами, другими красителями); — выделение специальным шрифтом, разрядкой букв; — использование вопросительных, восклицательных знаков, многоточий, скобок и т. д. — изменение наклона, размера букв в отдельном слове, фразе.
Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 1010; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |