Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности применения мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях в области налогов и сборов




Классификация мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях в области налогов и сборов

В административно-правовой науке вопросам классификации мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях уделяется большое внимание. Представляется наиболее целесообразным вариант классификации данных мер обеспечения производства по характеру выполняемых функций. В соответствии с этим критерием, все меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях можно подразделить на три основные группы:

– меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях пресекателъного характера;

– меры, направленные на получение доказательств;

– меры, направленные на исполнение постановления по делу об административном правонарушении.

В юридической литературе также встречаются классификации мер обеспечения производства по административным правонарушениям и по другим основаниям:

по субъекту применения (органы внутренних дел (полиция), налоговые органы, таможенные органы) и др.

по субъекту правонарушения:

– меры применяемые только в отношении физических лиц (доставление, административное задержание, отстранение от управления транспортным средством соответствующего вида, задержание транспортного средства, запрещение его эксплуатации, медицинское освидетельствование на состояние опьянения, освидетельствование на состояние алкогольного опьянения, личный досмотр, досмотр вещей находящихся при физическом лице, досмотр транспортного средства, привод, помещение в специальные учреждения иностранных граждан или лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации);

– меры, применяемые только в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, помещений, территорий, находящихся там вещей и документов, временный запрет деятельности, залог за арестованное судно);

– меры применяемые как в отношении физических лиц, так и в отношении юридических лиц (изъятие вещей и документов, арест товаров, транспортных средств и иных вещей).

В зависимости от целевого назначения мер обеспечения производства они подразделяются на четыре основные подгруппы.

1. Меры обеспечения производства, направленные на пресечение административного правонарушения:

– административное задержание;

– временный запрет деятельности;

– отстранение от управления транспортным средством;

– задержание транспортного средства, запрещение его эксплуатации.

2. Меры обеспечения, направленные на выявление, сбор и закрепление доказательств по делу:

– изъятие вещей и документов;

– личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице;

– осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов;

– досмотр транспортного средства;

– отстранение от управления транспортным средством и медицинское освидетельствование на состояние опьянения, освидетельствование на состояние алкогольного опьянения.

3. Меры обеспечения процесса производства и рассмотрения дела:

– доставление;

− помещение в специальные учреждения иностранных граждан или лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации.

– привод.

4. Меры обеспечения, направленные на исполнение постановления:

– арест товаров, транспортных средств и иных вещей;

– залог за арестованное судно.

Таким образом, меры обеспечения производства, в основном направлены на пресечение административного правонарушения и заключаются в прекращении противоправного поведения лица, совершающего правонарушение путём принудительного временного ограничения его свободы, пользования имуществом, которое является орудием совершения или предметом административного правонарушения. Они так же направлены на кратковременное прекращение деятельности структурных подразделений юридического лица, производственных участков, эксплуатации объектов и оказания услуг, а также для обеспечения других процессуальных действий, применения иных мер обеспечения производства, а также для установления личности правонарушителя.

К этим мерам обеспечения производства за административные правонарушение в области налогов и сборов относятся административное задержание и временный запрет деятельности.

Здесь следует отметить, что характерной чертой данной подгруппы мер является их основная функциональная направленность: пресечение правонарушения и обеспечение производства по делу о нарушении таможенных правил, своевременное, объективное совершение всех необходимых процессуальных действий и своевременное и объективное рассмотрение дела.

Данные меры в соответствии с КоАП РФ применяются, в основном, в отношении лиц, совершивших правонарушения, а также в отношении подозреваемых в их совершении.

Наряду с этим, практически во всех случаях их применение связано с необходимостью совершения последующих процессуальных действий: составление протокола, получение объяснения и др.

Меры обеспечения производства направленные на выявление, сбор и закрепление доказательств по делу при реализации преследуют следующие цели: обеспечение установления факта правонарушения; выявление, сбор и закрепление доказательств для установления объективной истины по делу. Данные меры объединяет единое процессуальное назначение, состоящее в получении объективных данных по каждому делу об административном правонарушении в области налогов и сборов.

По своей сущности эти меры представляют собой урегулированные административно-процессуальными нормами принудительные процессуальные действия должностных лиц налоговых органов, отличающиеся характером содержащихся в них правоограничений и направленных на выявление, фиксацию, надлежащее изъятие и сохранение доказательств по делу об административном правонарушении в области налогов и сборов.

Данные меры обеспечения производства, установления лица его совершившего, принудительно создают условия для установления факта правонарушения, обнаружения, сбора, закрепления и исследования доказательств, необходимых для установления объективной истины и принятию решения по делу.

Основанием применения рассматриваемых мер является следующее:

а) совершение лицом деяния, содержащего признаки правонарушения или обоснованные подозрения в этом;

б) объективная, обоснованная информация, позволяющая полагать, что лицо скрывает орудия совершения правонарушения, какие-либо предметы, добытые противоправным путем, другие предметы, а также документы, способные оказать важное значение в процессе установления объективной истины, обстоятельств правонарушения.

Данная подгруппа мер обеспечения производства по делам об административном правонарушении в области налогов и сборов является самой распространённой. К ней относятся: изъятие вещей и документов (товаров и транспортных средств); личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице; осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов; досмотр транспортного средства.

Меры обеспечения процесса производства и рассмотрения дела при реализации преследуют следующую основную цель – обеспечение своевременного, объективного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении в области налогов и сборов.

Указанные меры, по своей сущности представляют собой урегулированные административно-процессуальными нормами принудительные действия должностных лиц налоговых органов, а при осуществлении привода - должностных лиц органов внутренних дел, применяемые для процессуального оформления нарушения по делу и обеспечения присутствия участников производства по данным делам.

Данные меры в соответствии со ст.ст. 27.2; 27.15 КоАП РФ применяются, в отношении лиц, совершивших правонарушения, а также в отношении физического лица, которое уклоняется от явки по делу, участником производства которого, он является. К данной подгруппе мер обеспечения производства по делам об административном правонарушении в области налогов и сборов, относятся: доставление и привод.

 

 

В соответствии с действующим законодательством порядок производства по делам о нарушениях в области налогов и сборов регулируется нормами КоАП РФ, которые устанавливают общие условия производства, порядок применения мер обеспечения; круг лиц, участвующих в производстве по делу и в его рассмотрении; их права и обязанности; доказательства; порядок производства процессуальных действий; порядок исполнения наказаний.

Производство по делам о нарушениях в области налогов и сборов является разновидностью производства по делам об административных правонарушениях.

Уяснение правовых оснований производства по делам об административных правонарушениях в налоговой сфере является исключительно важной задачей. Прежде всего, практическое и научное значение имеет решение вопроса единства или раздробленности материальной и процессуальной основ административного производства.

Под материальной основой административного производства понимается система правовых норм, предусматривающих составы правонарушений в налоговой сфере, а под процессуальной – система правовых норм, регулирующих порядок реализации привлечения виновных лиц к административной ответственности.

От ответа на данный вопрос зависит верное определение границ и объема производства по делам об административных правонарушениях в налоговой сфере.

До настоящего времени в научной литературе не сложилось единого представления о материальной и процессуальной основе производства по делам об административных правонарушениях. За последнее десятилетие основное внимание ученых уделялось изучению материальной основы в исследуемой сфере, в то время, как процессуальная сторона почти не подвергалась критическому анализу. Такая ситуация объясняется закреплением в трех кодифицированных федеральных законах (НК РФ, КоАП РФ и Таможенном кодексе таможенного союза) процессуальной процедуры.

Проблема принадлежности производства по делам о, так называемых, «налоговых правонарушениях» к административному процессу относится к разряду дискуссионных. Вызваны они, прежде всего, включением в систему отраслевого налогового законодательства группы материальных и процессуальных норм, регламентирующих порядок реализации административных санкций финансового характера. Именно это нормотворчество законодателя побудило ряд ученых к выделению в рамках налогового права таких категорий, как «налоговый процесс» и «налоговое производство» в качестве самостоятельного отраслевого процесса, и, соответственно, производства. Формирование отраслевого законодательства (земельного, налогового, таможенного, экологического и др.) усиливает тенденцию отраслевого дробления единого административного процесса путем конструирования на основе отдельных материальных норм налогового, земельного и другого права.

Такое выделение отдельного производства, в частности в налоговой сфере, в качестве отраслевой юрисдикционной формы требует серьезного научного обоснования, прежде всего его сущностных особенностей - материальных и процессуальных вопросов. Самостоятельно существующее «налоговое производство» должно обладать собственными признаками, не присущими больше никакому другому виду производства и отличать его отождествление с уже известными процессами. Установление в НК РФ материальных норм об ответственности и особой правовой регламентации процессуального порядка рассмотрения дел о правонарушениях в налоговой сфере не меняет их административной природы.

Материально-правовая специфика производства предопределяется характером правонарушения, совершение которого влечет за собой реализацию санкций, имеющих особую административно-правовую сущность, выраженную в характере и способе охраны правопорядка. Правовая природа таких санкций, в свою очередь, обусловливает характер реализуемого материального правоотношения, а оно детерминирует особенности процессуальных норм и отношений. Стоит согласиться с мнением, что именно с таких исходных позиций должен решаться вопрос о материально-правовой специфике производства по делам о налоговых правонарушениях.

Учитывая, что процессуальные отношения являются прямым следствием материальных, проблемы принадлежности производства по делам о правонарушениях в налоговой сфере могло бы вообще не быть, если бы законодатель закрепил составы правонарушений в налоговой сфере и процессуальный порядок применения санкций только в КоАП РФ. Приоритет в КоАП РФ ведомственного подхода заставляет говорить об усилении тенденции дробления административного процесса на отраслевые процессы, которые на фоне дальнейшего обособления налогового права будут способствовать отстаиванию позиции о самостоятельности налоговой ответственности и налогового процесса.

Основным концептуальным положениям административно-правовой науки в полной мере соответствует позиция тех ученых, которые отмечают, что нахождение процессуальных норм в актах других отраслей законодательства не меняет их правовой природы. Производство по делам об административных правонарушениях налогового законодательства возникает на основе материальных норм административного, налогового, таможенного права. При этом «отраслевая принадлежность материальных норм не меняет административно-процессуального порядка их реализации, так как соответствует межотраслевому характеру административно-юрисдикционной деятельности». В рамках административного процесса такой порядок должен быть единым при реализации норм различных отраслей права.

Таким образом, особенность производства и применения мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях в области финансов, налогов и сборов, заключается в том, что и НК РФ и КоАП РФ одновременно регулирую данную процессуальную процедуру.

Порядок производства по делам об административных правонарушениях закреплен в четвёртом разделе КоАП РФ (главы 24-30).

Статья 10 Налогового кодекса РФ, определяет порядок привлечения к ответственности и производство по делам о налоговых правонарушениях и отсылает правоприменителей к положениям 14 и 15 глав налогового законодательства.

Пункт 2 данной статьи закрепляет положение, в силу которого производство по делам о нарушениях законодательства о налогах и сборах, содержащих признаки административного правонарушения или преступления, ведется в порядке предусмотренном законодательством об административных правонарушениях и уголовно-процессуальным законодательством.

До принятия КоАП РФ можно было бы сказать, что в основе данного разграничения лежит субъективный критерий, а если быть более конкретным – закрепление в НК РФ возможности привлечения к финансовой ответственности юридических лиц. Однако, вступивший 1 июля 2002 г. в силу, КоАП РФ предусмотрел административную ответственность для юридических лиц. Получается, что за одно и тоже правонарушение налоговый орган имеет возможность привлечь организацию и ее должностных лиц к финансовой ответственности в соответствии с различными федеральными законами. И, следовательно, производство необходимо будет осуществлять в соответствии с двумя кодексами.

В связи с чем, проблема также заключается в разграничении категорий субъектов, привлекаемых либо к административной, либо налоговой ответственности.

В п. 15 ст. 101 НК РФ «Вынесение решения по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки» прописано, что по выявленным налоговым органом нарушениям, за которые физические лица или должностные лица организаций подлежат привлечению к административной ответственности, уполномоченное должностное лицо налогового органа, проводившее проверку, составляет протокол об административном правонарушении в пределах своей компетенции. Рассмотрение дел об этих правонарушениях и применение административных наказаний в отношении физических лиц и должностных лиц организаций, виновных в их совершении, производятся в соответствии с законодательством об административных правонарушениях.

Таким образом, НК РФ пытается разграничить субъектов привлекаемых к ответственности. Однако вне правового поля остается такая категория, как юридические лица, которые также могут привлекаться к административной ответственности за правонарушения в области налогов и сборов.

В процессе осуществления контрольной деятельности налоговый орган получает информацию о налогоплательщике из внутренних и внешних источников. Внутренние источники (само название говорит за себя) - это информация, которую налоговый орган может получить непосредственно сам, в ходе проведения различных видов налогового контроля.

Внешние источники – это сообщения и материалы, полученные от других субъектов права. Вся информация, и внешняя и внутренняя должна иметь значение повода к возбуждению дела об административном правонарушении в налоговой сфере (говорить о наличии юридического факта, представляющего противоправное деяние).

Из указанных в статье 28.1 КоАП РФ все поводы могут рассматриваться в качестве таковых для возбуждения дела об административном нарушении в налоговой сфере. Тем не менее, правоприменительная практика показывает, что наиболее часто факты нарушений налогового законодательства выявляются сотрудниками налоговых органов в ходе проведения налогового контроля,в частности таких его форм, как камеральная и выездная налоговые проверки (при анализе бухгалтерской отчетности, изучении поступающих документов и иной информации, проведении рейдов в местах торговли алкогольной продукцией, проверки использования контрольно-кассовой техники и т.д.). Такая информация считается полученной от внутренних источников.

Данный факт отражает специфику применения мер административной ответственности при обнаружении административных правонарушений в налоговой сфере. Это является следствием того, что действующее налоговое законодательство производство об административных правонарушениях отождествляет с вынесением решения по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки.

Важная особенность КоАП РФ состоит в том, что он выделил в отдельную 27 главу нормы, регулирующие применение мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях.

В статье 27.1 КоАП РФ прописано, что в целях пресечения административного правонарушения, установления личности нарушителя, составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения принятого по делу постановления уполномоченное лицо вправе, в пределах своих полномочий, применять меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении.

Из двенадцати мер, прописанных в Кодексе, при производстве по делам об административных правонарушениях в практике деятельности используются лишь некоторые меры обеспечения производства, отмеченные нами ранее.

Наиболее характерными из них являются: осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий, находящихся там вещей и документов; изъятие вещей и документов и временный запрет деятельности.

В некоторых случаях также применяются такие меры, как доставление; арест товаров, транспортных средств и иных вещей. Каждой из этих мер Кодекс посвятил отдельную статью.

 

Контрольные вопросы:

1. Сформулируйте понятие мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях в системе административного принуждения.

2. Перечислите виды мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях.

3. Каково место и значение мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях в системе административного принуждения?

4. Какова классификация мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях?

5. Какие виды мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях применябтся в области налогов и сборов?

6. Укажите особенности применения мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях в области налогов и сборов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 1474; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.044 сек.