Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Система нормативных правовых актов в сфере конфиденциальной информации налоговых органов и административной ответственности за нарушение этих норм законодательства




Тема 6.3. Административно-юрисдикционная деятельность налоговых органов по обеспечению информационной безопасности

После изучения данной темы студент будет

знать: в чем состоит основная цель административно-юрисдикционной деятельности по обеспечению информационной безопасности налоговых органов, каковы задачи осуществления данного вида деятельности, на что должно быть направлено применение системы нормативно-правовых актов в сфере конфиденциальной информации налоговых органов;

уметь: пользоваться компьютерными технологиями, позволяющими применять на практике методы административной юрисдикции, направленные на обеспечение эффективности системы нормативно-правовых актов в сфере конфиденциальной информации налоговых органов, своевременной реализации мер по привлечению к административной ответственности за нарушение этих норм законодательства, на всесторонний учет особенностей административно-юрисдикционной деятельности по обеспечению налоговой тайны;

владеть: средствами юрисдикционной охраны и защиты конфиденциальной информации налоговых органов в системе электронного документооборота в процессе осуществления налогового контроля, при разрешении возможных информационных споров или при необходимости преодоления конфликтных ситуаций, возникающих при обеспечении информационнолй безопасности налоговых систем, а также в случаях обжаловании актов налоговых органов, действия и бездействия их должностных лиц, привлечения к ответственности как за совершение налоговых правонарушений, так и правонарушений (преступлений) информационного характера.

Система нормативных правовых актов в сфере конфиденциальной информации налоговых органов и административной ответственности за нарушение этих норм законодательства служит в первую очередь интересам защиты государственных информационных ресурсов, соблюдения порядка накопления и обработки документированной конфиденциальной информации, прежде всего, налоговой тайны, правил ее защиты и порядка доступа на основе юрисдикции ФНС в соответствии с ее компетенцией.

Налоговые органы обеспечивают доступ пользователей к конфиденциальной информации в случаях, предусмотренных законодательством РФ.

Правовую основу доступа к конфиденциальной информации налоговых органов составляют: Конституция РФ, часть первая ГК РФ, часть первая НК РФ, Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", Федеральный закон от 06.04.2011 N 63-ФЗ (ред. от 01.07.2011) "Об электронной подписи" и иные нормативные правовые акты.

Вопрос о порядке предоставления налоговыми органами России конфиденциальной информации регламентирован Приказом МНС России от 3 марта 2003 г. «Об утверждении Порядка доступа к конфиденциальной информации налоговых органов».

Запрос о предоставлении конфиденциальной информации оформляется и направляется в письменном виде на бланках установленной формы фельдсвязью, почтовыми отправлениями, курьерами, нарочными или в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи с реквизитами, позволяющими идентифицировать факт обращения пользователя в налоговый орган. Подпись должностного лица, имеющего право направлять запросы в налоговые органы, подтверждается печатью пользователя. При направлении запросов по телекоммуникационным каналам связи подпись должностного лица подтверждается электронной цифровой подписью.

Стандарты, форматы и процедуры информационного взаимодействия с пользователями по телекоммуникационным каналам связи определяет ФНС России.

Основанием для рассмотрения запроса в налоговом органе является ссылка на положение федерального закона, устанавливающего право пользователя на получение конфиденциальной информации.

Обоснованием (или мотивом) запроса является конкретная цель, связанная с исполнением пользователем определенных федеральным законом обязанностей, для достижения которой ему необходимо использовать запрашиваемую конфиденциальную информацию (например, находящееся в производстве суда, правоохранительного органа дело с указанием его номера; проведение правоохранительным органом оперативно-розыскных мероприятий или проверки поступившей в этот орган информации с указанием даты и номера документа, на основании которого проводится оперативно-розыскное мероприятие или проверка информации).

Выемка предметов и документов, содержащих охраняемую федеральным законом тайну, отнесенную к конфиденциальной информации, производится в порядке, установленном УПК РФ.

Конфиденциальная информация предоставляется налоговыми органами с учетом требований законодательства РФ по защите информации. Форма предоставления конфиденциальной информации согласуется пользователями с руководителями налоговых органов с учетом имеющихся технических возможностей налогового органа и пользователя. Запросы, по форме и содержанию не отвечающие требованиям вышеупомянутого Порядка, исполнению не подлежат.

Не допускается предоставление налоговыми органами баз, банков данных, архивов, списков налогоплательщиков и работников налоговых органов, содержащих конфиденциальную информацию, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом или соглашением об информационном обмене между пользователем и ФНС России, заключенным в соответствии с федеральным законом.

В процессе работы налоговые органы сосредотачивают и используют у себя большой объем массовой информации и информации с ограниченным доступом. К массовой информации относятся предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы. Информация с ограниченным доступом по условиям ее правового режима подразделяется на информацию, отнесенную к государственной тайне, и конфиденциальную (сведения, составляющие служебную тайну).

Пользователи - граждане, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации и общественные объединения - обладают равными правами на доступ к государственным информационным ресурсам и не обязаны обосновывать перед владельцем этих ресурсов необходимость получения запрашиваемой ими информации. Исключение составляет информация с ограниченным доступом.

Лица, нарушившие порядок доступа к конфиденциальной информации налоговых органов, несут уголовную или иную ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Административная юрисдикция налоговых органов распространяется на ответственность за правонарушения, связанные с соблюдением в налоговых органах порядка информационного обмена сведениями, составляющими государственную тайну. Отнесение сведений к государственной тайне осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации "О государственной тайне" и Перечнем сведений, отнесенных к государственной тайне, введенным в действие Указом Президента Российской Федерации от 24.01.98 N 61.[284]

Основанием для засекречивания сведений, полученных (разработанных) в результате управленческой, производственной, научной и иных видов деятельности органов государственной власти является их соответствие действующим в данных органах перечням сведений, подлежащих засекречиванию. При засекречивании этих сведений их носителям присваивается соответствующий гриф секретности.

ФНС России не наделено полномочиями по отнесению сведений ведомственной принадлежности к государственной тайне, однако, в процессе своей деятельности налоговые органы пользуются секретными сведениями других собственников информации соответствующей тематической направленности по их представлению. На основании выписок из Перечней сведений, подлежащих засекречиванию во взаимодействующих и подлежащих налоговому контролю министерствах и ведомствах, ФНС России составляет для использования в практической деятельности собственный Перечень сведений, подлежащих засекречиванию.

Работу со сведениями, составляющими государственную тайну, в налоговых органах осуществляют должностные лица, допущенные к государственной тайне на постоянной основе. В ФНС России определен Перечень должностей, статус которых, независимо от желания лиц, их замещающих, предполагает ознакомление со сведениями, составляющими государственную тайну.

Допуск должностных лиц и к государственной, и к служебной тайне осуществляется в добровольном порядке. Однако по действующему законодательству о государственной службе РФ гражданин не может быть принят на государственную службу или находиться на ней в случае отказа от прохождения процедуры оформления допуска.

Организация допуска должностных лиц налоговых органов к сведениям, составляющим государственную тайну, возлагается на руководителей территориальных подразделений ФНС России, а также на их структурные подразделения по защите государственной тайны.

Передача сведений, составляющих государственную тайну, другим организациям, учреждениям и предприятиям, не состоящим в отношении подчиненности и не выполняющим совместных работ, осуществляется с санкции органа государственной власти, в распоряжении которого находятся эти сведения. Решение о передаче сведений, составляющих государственную тайну, другим государствам принимается Правительством РФ.

Отнесение сведений к служебной тайне осуществляется в соответствии с Перечнем сведений, составляющих служебную тайну налоговых органов. Необходимость проставления пометки "Для служебного пользования" определяется исполнителем и должностным лицом, подписывающим или утверждающим документ.

Работу со сведениями, составляющими служебную тайну, в налоговых органах осуществляют должностные лица, допущенные к служебной тайне на постоянной основе, привлекаемые специалисты, эксперты и переводчики - на временной основе. В ФНС России определен Перечень должностей, статус которых предполагает ознакомление со сведениями, составляющими налоговую тайну, и относящимися к служебной тайне налоговых органов. Все должностные лица налоговых органов, привлекаемые специалисты, эксперты и переводчики принимают Обязательство о неразглашении служебной тайны.

Организация допуска должностных лиц налоговых органов к сведениям, составляющим служебную тайну, возлагается на руководителей департаментов, управлений и самостоятельных отделов центрального аппарата и руководителей территориальных органов ФНС России, а также на их структурные подразделения по информационной безопасности. Вышеназванные руководители несут персональную ответственность за создание таких условий, при которых должностное лицо или гражданин знакомится только с теми сведениями, составляющими служебную тайну, и в таких объемах, которые необходимы ему для выполнения должностных (функциональных) обязанностей.

Федеральным законом от 29 июля 2004 г. N 98-ФЗ "О коммерческой тайне", в ст. 3 под коммерческой тайной предлагается понимать не вид конфиденциальной информации (как это вытекает из норм статей 8 и 10 ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации"), а лишь ее конфиденциальность, позволяющую ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду.

Владельцами коммерческой тайны могут быть физические (независимо от гражданства) и юридические (коммерческие и некоммерческие организации) лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью, которые владеют на законном основании информацией, составляющей их коммерческую тайну, ограничили доступ к этой информации и установили в отношении ее режим коммерческой тайны.

Налоговая тайна является одной из разновидностей охраняемой законом конфиденциальной информации. В нормативных правовых актах различных уровней упоминается к настоящему времени около 50 видов конфиденциальной информации[285], для большинства из них установлен правовой режим порядка накопления и дальнейшего использования[286]. Пунктом 9 ст. 84 НК РФ установлено, что сведения о налогоплательщике являются налоговой тайной с момента его постановки на учет. В этой связи следует учитывать, что, в частности, требования о соблюдении налоговой тайны могут быть заявлены налогоплательщиком в устной или письменной форме в любой момент (а не только, напр., по окончании налоговой проверки).

Наиболее полным и точным представляется определение, согласно которому налоговая тайна – это «…предусмотренный законодательством о налогах и сборах специальный режим доступа и использования совокупности конфиденциальной информации о налогообязанных лицах, ставшей известной органам налогового администрирования и органам внутренних дел»[287].

Определенные основания для установления правового режима информации только с позиции доступа дает сам законодатель, который ограничивается указанием относительно свободного или ограниченного доступа к той или иной информации. Однако анализ законодательства показывает, что в отношении тех видов информации, по которым приняты законодательные акты, регламентация правового режима не ограничивается только вопросами доступа, а прослеживается весь жизненный цикл информации от ее создания и помещения под определенный правовой режим, от порядка сбора, передачи, распространения и до уничтожения, до условий прекращения действия режима. К таким разработанным правовым режимам информации можно отнести режим государственной тайны, режим коммерческой тайны, режим персональных данных.

Закон Российской Федерации "О государственной тайне" определяет перечень сведений, составляющих государственную тайну (ст. 5), и сведения, не подлежащие отнесению к государственной тайне и засекречиванию (ст. 7); полномочия органов государственной власти и должностных лиц в области отнесения сведений к государственной тайне и их защиты (ст. 4) и "режимные" органы (ст. 20); порядок отнесения сведений к государственной тайне (ст. 9), порядок засекречивания сведений и их носителей (ст. 11) и порядок рассекречивания сведений (ст. 13) и их носителей (ст. 14); различные варианты передачи сведений (ст. ст. 16, 17, 18), порядок допуска к государственной тайне (ст. 21) и условия прекращения допуска (ст. 23) и др. Из приведенного перечня вопросов, подлежащих регулированию, видно, что регламентация правового режима информации не может ограничиться исключительно вопросами доступа.

К разглашению налоговой тайны относится, в частности, использование или передача другому лицу производственной или коммерческой тайны налогоплательщика, ставшей известной должностному лицу налогового органа, органа внутренних дел, органа государственного внебюджетного фонда или таможенного органа, привлеченному специалисту или эксперту при исполнении ими своих обязанностей.[288]

Несмотря на достаточно большое количество составов административных правонарушений, говорить о том, что в настоящее время созданы все необходимые юрисдикционные средства обеспечения информационной безопасности, пока не приходится. Так, в настоящее время объективно необходимо закрепление ответственности за нарушение требований информационной безопасности.[289]

На практике возможна ситуация, когда налоговый орган требует от налогоплательщика или налогового агента пояснения или документы, напрямую не имеющие отношения к подтверждению правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания и перечисления) налогов (например, представить список дилеров налогоплательщика, Ф.И.О. руководителей дилерских организаций, сведения об объемах выпускаемой (продаваемой) продукции и т.д.).

При направлении такого предложения о заключении вышеупомянутого соглашения налоговые органы, как правило, ссылаются на ст. 87 НК РФ, позволяющую им требовать документы о деятельности налогоплательщика у третьих лиц.

В п. 1 ст. 6 Федерального закона от 29 июля 2004 г. "О коммерческой тайне" государственные органы при запросе информации, составляющей коммерческую тайну, обязываются обосновать необходимость ее получения.

В п. 4 ст. 6 Закона о коммерческой тайне определен порядок нанесения на документы грифа "коммерческая тайна". Компании как налогоплательщику и как обладателю информации, составляющей коммерческую тайну, предоставлено право "требовать от... государственных органов... которым предоставлена информация, составляющая коммерческую тайну, соблюдения обязанностей по охране ее конфиденциальности" (пп. 5 п. 2 ст. 7 Закона о коммерческой тайне). Пункт 2 ст. 6 указанного Закона устанавливает судебный порядок истребования информации, составляющей коммерческую тайну, в случае отказа в ее представлении государственному органу.

Статья 15. Ответственность за непредоставление органам государственной власти, иным государственным органам, органам местного самоуправления информации, составляющей коммерческую тайну предусматривает в первую очередь административную ответственность за непредоставление органам государственной власти, иным государственным органам, органам местного самоуправления любой информации (не только относящейся к коммерческой тайне).

Статья 16 «Переходные положения» устанавливается правовой режим материальных носителей информации, на которые гриф "Коммерческая тайна" был нанесен до вступления в силу данного Закона. Ранее действовавшие нормативные акты, регулирующие различные аспекты охраны коммерческой тайны, не требовали обязательного использования данного грифа, однако многие юридические лица и индивидуальные предприниматели использовали его, а также близкие по значению: "Конфиденциальная информация", "Для служебного пользования" и т.п. Указанные грифы сохраняют свои действия при условии, что обладатель информации, составляющей коммерческую тайну, предпринял для ее охраны меры, предусмотренные ч. 1 ст. 10 комментируемого Закона.[290]

Компания, установив в отношении определенных сведений режим коммерческой тайны, вправе отказать налоговому органу в исполнении запроса о представлении документов, если такой запрос не соответствует требованиям п. 1 ст. 6 Закона о коммерческой тайне.

Все поступившие в налоговые органы, органы внутренних дел, органы государственных внебюджетных фондов или таможенные органы сведения, составляющие налоговую тайну, имеют специальный режим хранения и доступа. Доступ к сведениям, составляющим налоговую тайну, имеют должностные лица по перечням, определяемым соответственно ФНС России, органами государственных внебюджетных фондов, МВД РФ и Федеральной таможенной службой России. Утрата документов, содержащих составляющие налоговую тайну сведения, либо разглашение таких сведений влечет ответственность, предусмотренную федеральными законами (гражданско-правовую, дисциплинарную, уголовную и др.).

Так, за нарушение правил защиты информации (ст. 13.12 КоАП РФ), разглашение информации с ограниченным доступом (ст. 13.14 КоАП РФ) предусмотрена административная ответственность

Гражданско-правовая ответственность заключается в возмещении правонарушителем имущественного вреда и восстановлении нарушенного права как в гражданском, так и в административном или арбитражном порядке. Гражданско-правовая ответственность предусматривается за нарушение договорных обязательств или за причинение внедоговорного имущественного ущерба.

Дисциплинарная ответственность в виде расторжения договора с работником предусмотрена за такие действия, как разглашение охраняемой законом тайны (государственной, коммерческой, служебной и иной), ставшей известной работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей (подп. "в" п. 6 ст. 81 ТК РФ); полной материальной ответственности - в случае разглашения сведений, составляющих охраняемую законом тайну (служебную, коммерческую или иную), в случаях, предусмотренных федеральными законами (п. 7 ст. 243 ТК РФ). Также, в зависимости от тяжести дисциплинарного проступка в области защиты информации, могут применяться следующие дисциплинарные взыскания: замечание, выговор (ст. 192 ТК РФ).

Проблема сбора, хранения и предоставления сведений, попадающих под действие того или иного закона касательно их представления, разглашения и опубликования, до сих пор остается неурегулированной государством на законодательном уровне. Действующее законодательство защищает, например, сами базы данных, а не содержащиеся в них персональные данные или данные о финансово-хозяйственной деятельности организаций.

Таким образом, действующие нормативные правовые акты в сфере конфиденциальной информации налоговых органов и административной ответственности за нарушение этих норм законодательства взаимодополняют друг друга, охватывают правовым регулированием важнейшие аспекты защиты государственных информационных ресурсов налоговых органов, соблюдения порядка накопления и обработки документированной конфиденциальной информации, прежде всего, налоговой тайны, правил ее защиты и порядка доступа на основе юрисдикции ФНС в соответствии с ее компетенцией. Данная система также в целом отвечает важнейшим требованиям соблюдения информационных прав налогоплательщика.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 585; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.027 сек.