Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ценности и оценка. Переоценка ценностей




ВИДЫ ЦЕННОСТЕЙ

Частично этот вопрос был только что затронут, когда мы для пояс­нения понятия "ценность" коснулись предметных ценностей и ценно­стей субъективных. Но данный вопрос не исчерпывается ответом только на существование отмеченных видов ценностей. Исследователи указы­вают ряд оснований для выделения относительно обособленных друг от.друга групп ценностей. В книге "Философия" под редакцией В.И. Ки­риллова1 выделены такие их группы: по содержанию - экономические, политические, социальные и духовные ценности; по субъекту - субъек­тивно-личностные ценности (они формируются в процессе воспитания, образования и накопления жизненного опыта индивида) и надиндивиду-альные - групповые, национальные, классовые, общечеловеческие (яв­ляющиеся результатом развития общества и культуры); по их роли в жизни человека и человечества: утилитарные ценности (жилище, пита­ние и-тд!.) и духовные; в отличие от утилитарной ценности духовная ценность имеет самодостаточный характер и не нуждается во вне ее лежащих мотивах; если утилитарные прагматические ценности опреде­ляют цели деятельности, то духовные ценности - ее смысл.

Личностные ценности отражаются в сознании в форме ценностных ориентации. "Ценностные ориентации - это отношения личности к со-

1 Философия. Ч. П. Основные проблемы философии / Под ред. В.И. Кирил­лова. М., 1997. С. 243-245.


циальным ценностям, выступающие в качестве регуляторов ее поведе­ния... Совокупность типичных ценностных ориентации, свойственных какой-либо социальной группе, называют "социальным характером"1.

У человека, как и у коллектива, общества имеется много ценност­ных ориентации. Одни из них менее, другие более существенны, среди них есть мелочные и возвышенные и т.п. Большое значение имеют ори­ентации на высшие ценности - идеалы (идеалы личностные, классовые, идеал лидера, идеалы доброты, красоты, справедливости и т.д.). Идеал -это образец, прообраз, понятие совершенства, высшая цель стремлений. "Идеал - идеальный образ, определяющий способ мышления и деятель­ности человека или общественного класса. Формирование природных предметов сообразно идеалу представляет собой специфически челове­ческую форму жизнедеятельности, ибо предполагает специальное созда­ние образа цели деятельности до ее фактического осуществления"2.

Процесс ориентации на ценность неразрывно связан с оценкой, ко­торая есть средство осознания ценности. Оценка складывается из акта сравнения собственной оценки и рекомендации к отбору того, что при­знается ценностью. Тот, кто оценивает, формулирует суждение о полез­ности или вредности, необходимости или ненужности того, что оцени­вается. Оценка связана с практикой в широком смысле этого слова (как общественно-исторической практикой человека). Оценка означает ре­шение по выбору, а выбор ведет к действию. Оценка, таким образом, организует практическую деятельность.

Оценки одного и того же явления у разных индивидов, социальных групп и наций, государств бывают различными. Вспомним, к примеру, оценку атомных взрывов в Индии и Пакистане весной 1998 г.: лидеры этих стран не скрывали своего восторга по поводу произведенных взры­вов, в то время как подавляющее большинство стран, все мировое со­общество были возмущены взрывами и оценка с их стороны была край­не негативной.

Переоценка тех или иных исторических событий, например, проис­ходивших в нашей стране в 30-е годы, связана тоже с тем, что оценка производится изменившимся субъектом или другим субъектом; немалую

1 Кармин A.C., Бернацкий Г.Г. Лекции по философии. Екатеринбург, 1992. С. 121.

2 Ильенков Э.В. Идеал // Философский энциклопедический словарь. М., 1989. С. 202.


роль в переоценке играет то, что, в отличие от официальных оценок того времени, теперь раскрыты многие факты, и они вынесены на суд широкой общественности. Не следует смотреть на переоценку как на некую вольную переориентацию, как на произвол, конъюнктурщину. Конечно, в переоценке событий, как и некоторых ценностях, имеется и субъективный компонент. Однако переоценка основывается на действии в целом объективных факторов. Если говорить о развитии научного познания, то изменение оценки тех или иных концепций, особенно если их авторитет навязывался силой, является вполне закономерным и обоснованным.

Во второй половине XX столетия происходит глубокая переоценка ценностей. На смену традиционного общества приходит "компьютерная" цивилизация, индустриальное общество сменяется постиндустриальным, модернизм - постмодернизмом. Основы цивилизации потрясает эколо­гический кризис. Все это ведет к переоценке наших представлений о критериях прогресса, о средствах решения национальных и межгосудар­ственных конфликтов и т.п.

Большая ломка в представлениях о ценностях идет в нашей стране. Диапазон этих переоценок велик - от государственного устройства до структуры образования и здравоохранения, от осознания, есть ли у нас рыночная экономика, до выбора - хорош или плох метод забастовок в борьбе за существование, от размышлений о российском менталитете до сверхактивной рекламы жевательных резинок... Но главное состоит в том, какие ценности победят в будущем. Видный ученый А. Тоффлер в предисловии к книге "Ценности и будущее" писал, что перед человече­ством сегодня открыты богатые и разнообразные возможности дальней­шего развития, но какое будущее оно выберет, будет зависеть, в частно­сти и в конечном счете, от ценностей, которые определят процесс при­нятия им решений.

Работы современных российских философов, социологов, этиков, культорологов (С.Ф. Анисимова, М.С. Кагана, Л.Н. Когана, Л.А. Ми-кепшной, Б.В. Орлова, М.М. Решетникова, В.Н. Сагатовского, Л.Н. Столовича и др.) представляют собой поиск ответа на вопрос, какие ценности можно и нужно положить в основу осмысления будущего Рос­сии.


Глава 6. КУЛЬТУРА КАК ОБЪЕКТ ФИЛОСОФСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 1901; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.