КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Человек, культура и глобальные проблемы современности
Человеческая деятельность по преобразованию природы и общества долгое время рассматривалась как нечто локализованное либо пределами данного географического пространства (селение, город, страна), либо пределами Земли. Считалось, что преобразования здесь несут в себе лишь положительный заряд, так как способствуют более комфортной жизни людей на нашей планете. Однако очень быстро выяснилось, что это не так, что человек, общество являются частью более общих систем, а поэтому вмешательство в структурные связи данных систем чревато в том числе и негативными последствиями по отношению к человеку и человечеству в целом. Один из первых, кто детально обратил внимание на данную проблему, был наш соотечественник В.И. Вернадский. Прежде всего он стал рассматривать явление жизни на Земле не как оторванную от всего совокупность биологических процессов, но как особое живое вещество, которое является органической частью всей природы. Он вводит поня- тие биосферы и утверждает, что "каждый живой организм в биосфере -природный объект - есть живое природное тело. Живое вещество биосферы есть совокупность живых организмов, в ней живущих"1. Таким образом, живое вещество как элемент системы "биосфера" является, в свою очередь, особой подсистемой, которая выполняет определенные биосферные функции. Это своеобразная "живая оболочка" планеты, которая участвует во взаимообмене с другими ее подструктурами путем передачи энергии, информации и т.п. Таким образом, жизнь не случайна, а представляет собой особое свойство планеты на определенном этапе и при определенных условиях ее эволюции. "Живое вещество охватывает всю биосферу, ее создает и изменяет, но по весу и объему оно составляет небольшую ее часть. Косное, неживое вещество резко преобладает; по объему господствуют газы в большом разрежении, по весу твердые горные породы и в меньшей степени жидкая морская вода Всемирного Океана... Но геологически оно является самой большой силой в биосфере и определяет... все идущие в ней процессы и развивает огромную свободную энергию, создавая основную геологически проявляющуюся силу в биосфере... возможно, превышает все другие геологические проявления в биосфере"2. То есть жизнь - это не нечто случайное, а результат объективного развития природы, проявление определенной ступени ее эволюции, которая затем уже сама влияет на развитие планеты. В свою очередь, внутри биосферы как сложной высокоорганизованной системы усиливаются процессы эволюции живого вещества, что приводит к становлению человека и общества. Эволюция же общества неизбежно приводит к становлению научной и технической форм освоения природы, которые уже сами по себе начинают выступать как мощнейший фактор эволюции, который оказывает влияние на природу. Таким образом, биосфера "переходит в новое эволюционное состояние -в ноосферу, перерабатывается научной мыслью социального человечества"3. Происходит дальнейшее усиление влияния человечества на биосферу, а через нее - на всю планету в целом. Но поскольку человек - существо мыслящее, разумное, то ноосфера выступает как особое "царство Разума" (Вернадский) внутри биосферы. Таким образом, Разум становится действительно планетарной силой, оказывающей (через науку, технику и т.д.) влияние на всю планету и Космос. Мы как бы возвращаемся к античным представлениям и конкретно-научными способами 1 Вернадский В.И. Размышления натуралиста. Научная мысль как планетное явление. М., 1977. С. 14. 2 Там же. С. 16. 3 Там же. С. 21. обосновываем представление о "разумности мирового Космоса". Наука, "научная мысль есть часть структуры - организованности - биосферы и ее в ней проявления, ее создание в эволюционном процессе жизни является величайшей важности событием в истории биосферы, в истории планеты"1. Наука возникает как своеобразное посредствующее звено между человеком и биосферой, позволяя ему познавать не только непосредственно чувствами и ощущениями, но и посредством Разума, создающего приборы, строящего гипотезы и концепции, для которых нет никакого предела, и он может уже выходить даже за рамки биосферы. Таким образом, человек стал фактором, влияющим на эволюцию биосферы, координируя и видоизменяя естественное (природное) ее развитие. Возникновение ноосферы должно заставить людей осознать ценность и значимость своего существования в природе, собственную способность влияния на нее. Человечество как проявление свойства разумности природы "должно исключить войны, невозможные без самоистребления при обладании мощными энергиями. В итоге ноосфера должна обеспечить автотрофность человечества, то есть освободить его от необходимости получать энергию от растительного и животного мира Земли"2. Однако осознание человечества как планетарного фактора происходит, к сожалению, не только за счет позитивных аспектов его влияния на мир, свою планету, но и через целый спектр негативных последствий технологического пути развития, по которому идет человечество. Современная стадия развития культуры характеризуется тем, что общество осознает указанную ситуацию и начинает все более задумываться над решением такого рода глобальных проблем, чтобы исключить или хотя бы преуменьшить их негативное влияние на перспективы развития мира. Причем глобальность такого рода проблем не позволяет их решать регионально (в масштабе одного или нескольких государств). Если, например, происходит загрязнение реки, которая протекает через несколько стран, то почти бессмысленными будут попытки ее очищения в одной из этих стран. Все страны должны действовать сообща. Если возникает некая болезнь, которая способна распространяться на другие точки Земли, например СПИД, то понятно, что борьба с нею должна вестись всем научным сообществом мира, и т.д. Все это приводит к осознанию ответственности как отдельного человека, отдельных стран, так и человечества в целом за будущее мира и к становлению особого Вернадский В.И. Размышления натуралиста. Научная мысль как планетное явление. М., 1977. С. 91-92. 2 Смирнов И.Н., Титов В.Ф. Философия. М., 1998. С. 107. глобального типа мышления, которое не может базироваться лишь на традиционных культурных ценностях, опирающихся прежде всего на локальные этнические принципы. Таким образом, можно определить глобальные проблемы как такие, которые по своему масштабу могут повлиять на развитие всего человечества в целом и решение которых, в свою очередь, требует также участия всего разумного потенциала человечества. К глобальным проблемам относятся прежде всего экологические проблемы, которые связаны с оценкой перспектив развития человечества в условиях глобального загрязнения окружающей среды, перенаселения, ухудшения генетического фонда человечества (нарастание ряда наследственных болезней типа синдрома Дауна и т.д.), угрозы ядерной катастрофы или химического отравления как в результате возможных войн, так и в результате аварий атомных станций или химических предприятий. Сюда же относятся проблемы, связанные с ухудшением качества земли (эрозия почвы, вырубка лесов, иссушение крупных водных бассейнов), проблемы, связанные с урбанизацией и ростом городов. Таким образом, перед человечеством во весь рост встает реальная проблема выживания. Причем, поскольку весь этот комплекс проблем носит глобальный характер, механизм их развития уже запущен. Поэтому речь идет не просто о неспешных теоретических спорах и разработках различных концепций, так сказать, в "лабораторных условиях", а об их решении в ситуации кризиса, в условиях относительно ограниченного времени и научно-технических средств. Можно провести аналогию с попытками людей предотвратить надвигающуюся аварию, допустим, поезда, находясь внутри этого поезда. Время ограничено, средств мало, и необходимо в этих условиях выработать оптимальные решения от полного спасения всех и предотвращения аварии (как идеальный случай) до частичного решения проблемы и спасения хотя бы части людей. Особенность данной ситуации заключается также в том, что лишь критика научно-технического прогресса, который по своим результатам действительно приводит к некоторым негативным последствиям на уровне использования его достижений обществом, является глубоко ошибочной и опасной, так как решить возникшие проблемы можно лишь с помощью науки. Поэтому возникает еще одна особенность современной стадии развития культуры - это выработка интегральных (основанных на ценностях научного, философского, религиозного и др.) подходов к оценке достижений науки и разработка ограничений в использовании ее результатов, вплоть до их запрещения (вспомним хотя бы ряд законодательных решений в ряде стран по поводу запрета использования метода клонирования применительно к человеку). Не имея возможности подробно перечислять все глобальные проблемы и намечаемые пути решения, сошлемся на одного из известнейших авторитетов в этой области, специалиста в области управления, стоявшего во главе знаменитого Римского клуба (в котором разрабатывались сценарии развития человечества и пути решения глобальных проблем), Аурелио Печчеи, который попытался выделить генеральные стратегии действий человечества в данных условиях. Он писал, что "указанные проблемы или цели по самой своей природе будут усиливать сознание того, что только глобальный подход... может обеспечить путь к решению проблем, стоящих перед человечеством. Ибо они, бесчисленными нитями сцепленные и связанные между собой, образуют нечто вроде единой системы, охватывающей и опутывающей весь мир"1. Решение этих глобальных проблем неизбежно потребует создания особого "генерального штаба человечества", который должен определить стратегии использования знаний для предотвращения глобальных катастроф. Соответственно можно определить шесть наиболее важных целей корректировки развития человечества. 1. Необходимо установить контроль за "внешними пределами" роста человечества. Это означает приостановку хищнической эксплуатации Земли, которая как любое материальное образование имеет пространственные, временные, энергетические ограничения и ее ресурсы не бесконечны. Вмешательство человека ведет к последствиям глобального характера, влияющего уже сейчас на климат Земли, изменение ее положения в Космосе в результате использования мощных энергий и т.д. 2. Необходимо исходить из понимания "внутренних пределов" роста. То есть речь идет о том, что и собственно человеческие характеристики индивида (физические, психологические, генетические) не беспредельны. Так, например, сегодня человек испытывает колоссальные стрессовые перегрузки, связанные с увеличением объема перерабатываемой им информации, что приводит к различного рода болезням. Человек как биологический вид все в большей степени борется с болезнями искусственным способом, а значит, ставит себя в зависимость от производства и потребления лекарств, витаминов и т.д., что разрушает его адаптационные (связанные с биологической выживаемостью) возможности. В связи с этим мы должны знать наши внутренние умственные, физические и биологические резервы и методы их совершенствования, чтобы противостоять напряжению и стрессам. 3. Важнейшей задачей выступает также сохранение культур. Под воздействием развитых индустриальных государств человечество стоит перед угрозой потери национальной самобытности менее развитых в 1 Печчеи А. Человеческие качества. М., 1985. С. 295. индустриальном плане стран. На наших глазах уже исчезли и продолжают исчезать целые культуры. Поэтому необходима выработка правовых мер по защите культур и культурного наследия человечества, взятие под международный контроль наиболее важных продуктов человеческой культуры. 4. Веянием времени, что еще раз подтверждает сегодняшнее создание единой Европы, становится задача создания мирового сообщества как особой целостности, что позволит осуществлять контроль за более равномерным развитием всех стран. Лишь в рамках мирового сообщества станут возможными действительная координация человеческих усилий и недопущение локальных и глобальных кризисов, войн и катастроф. 5. Человечество должно оптимизировать среду своего обитания. Это означает прежде всего учет прироста населения в масштабах планеты, причем прежде всего за счет недостаточно развитых стран, что неизбежно потребует сознательного перераспределения продуктов. Сюда же можно отнести и проблему переселений больших масс людей в другие страны в результате войн, политической ситуации или иных причин. Для ряда стран, например ФРГ, США, России (за счет беженцев из стран СНГ), это уже стало насущной проблемой. 6. И наконец, следующая задача - это оптимизация производственной системы, которая должна обеспечить относительно "бескризисное" экономическое развитие стран. В этом плане необходимо научное решение проблемы бюджета разных стран, в частности сочетание выделяемой доли на вооружение, культуру и образование, социальную сферу и т.д. Таким образом, подводя общий итог, можно сделать вывод, что в настоящее время происходит резкое увеличение значения человеческого фактора в культуре, а всего человечества как планетарного фактора развития Земли и Космоса. Это постепенно приводит к осознанию фактора разумности устройства бытия и сознательного использования этой разумности. ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ. ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ.......................................З § 1. Мировоззрение, его сущность, структура и основные типы........З § 2. Философское мировоззрение, предпосылки его возникновения и отличие от иных форм мировоззрения....................................................5 § 3. Сущность философских проблем. Функции философии. Место философии в системе культуры......................................................9 § 4. Соотношение истории и теории философии. Предмет истории философии.................................................................................................. 12 Раздел. 1. ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ...............................................^ Глава 1. Возникновение философии: от мифа к логосу..................18 Глава 2. Античная и средневековая философия...............................33 § 1. Античная фшюсофия.....................................................................ЗЗ § 2. Средневековая философия............................................................42 Глава 3. Философия эпохи Возрождения и Нового времени..........50 Глава 4. Классическая немецкая философия...................................60 Глава 5. Философия марксизма.........................................................69 Глава 6. Русская философия ХГХ - начала XX в...........................79 Раздел 2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ ЗАПАДНОЙ ФИЛОСОФИИ...................................................................98 Глава 1. Сциентизм в западной философии (феноменология, позитивизм, прагматизм, постпозитивизм, критический рационализм)...........................................................................................100 Глава 2. Антисциентизм в современной западной философии (неокантианство, экзистенциализм, персонализм)..............................112 Глава 3. Коммунологические тенденции в современной западной философии (между герменевтикой и постмодернизмом)....................121 Раздел 3. ФИЛОСОФИЯ БЫТИЯ: ПОЗНАНИЕ, ЧЕЛОВЕК, КУЛЬТУРА...............................................................................................140 Глава 1. Бытие и его фундаментальные свойства........................... 140 § 1. Понятие бытия. Основные формы бытия....................................140 § 2. Проблема субстанции в философии...........................................141 § 3. Понятие движения.......................................................................148 § 4. Пространство и время как философские категории.................150 § 5. Сознание, его происхождение и сущность.................................154 § 6. Проблема единства мира.............................................................156 Глава 2. Познание..............................................................................159 § 1. Проблема познаваемости мира...................................................159 § 2. Субъект и объект познания. Чувственное и рациональное познание.................................................................................................163 § 3. Истина........................................................................................ 166 § 4. Научное познание, его специфика. Метод и методология........168 Глава 3. Общество как объект философии......................................172 § 1. Понятие общества как системы..................................................172 § 2. Типы деятельности и подсистемы общества..............................176 § 3. Общество как функционирующая система.................................182 § 4. Общество и история. Философия истории.................................186 Глава 4. Человек.................................................................................197 § 1. Соотношение природного и социального в историческом и индивидуальном развитии человека......................................................... 197 § 2. Проблема необходимости и свободы личности..........................202 § 3. Предназначение человека. Проблема жизни и смерти..............204 Глава 5. Ценности............................................................................208 § 1. Целеполагание, нормы, ценности...............................................208 § 2. Виды ценностей...........................................................................210 § 3. Ценности и оценка. Переоценка ценностей...............................211 Глава 6. Культура как объект философского исследования.........213 § 1. Культура и цивилизация: дискуссии и основные подходы........213 § 2. Культура как система. Диалог культур......................................217 § 3. Кризис или развитие культуры? Понятие массовой культуры 223 § 4'. Человек, культура и глобальные проблемы современности.....232
Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 427; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |